Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В чем польза чтения духовной литературы?
– В нынешнем мире, в потоке информации, когда человеку из ее многообразия столько приходится выбирать, должны быть ориентиры. Наши ориентиры – это слово Божие, Священное Писание. Не каждый человек готов сразу читать Священное Писание. Для кого-то это сложно. Поэтому приходится читать другую литературу, не только комментарии к Священному Писанию; особенно когда христианин готовится к таинству Исповеди, святому Причастию, нужны какие-то ориентиры. Несомненно, польза в чтении духовной литературы есть.
Помимо информации, которую человек черпает из чтения духовной литературы, что еще он получает, соприкасаясь со страницами, которые дают духовную пищу?
– Если мы читаем творения святых отцов, подвижников благочестия, мы даже мыслить начинаем как они – это очень важно для христианина. Апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит, что мы, христиане, имеем ум Христов. Если разобраться: какой поток мыслей постоянно у нас? Ум свой нужно периодически чистить.
Чтение духовной литературы – это своеобразная чистка для ума и сердца.
– Чтение литературы дает не только пищу для ума, но и для эмоций – понятно, что нынешний мир предлагает нам такую информацию, что дает не положительные эмоции, а отрицательные.
Можно сказать, мы становимся тем, что читаем. Чтение формирует сознание человека. Очень важно, с чем мы соприкасаемся. Когда читаем святых отцов, мы свой ум меняем в соответствии с этим. Необходимо быть разборчивым в чтении. Какие книги, на Ваш взгляд, необходимо прочитать православному христианину – может быть, из художественной литературы, из святых отцов?
– Что касается художественной литературы, то значительная часть нашей русской беллетристики взращена на христианской традиции. Если же говорить, что почитать новоначальным из церковной литературы, чтобы найти ответы на вопросы, которые у них возникают, то сейчас у нас издается очень много литературы. Когда я начинал воцерковляться на рубеже 1980 – 1990-х годов, книги выписывали из-за рубежа: их пересылала Русская Православная Церковь Заграницей – можно было написать письмо, и оттуда присылали книги. Сейчас, если новоначальный хочет почитать что-то серьезное, чтобы чтение было не на уровне брошюрки, я бы рекомендовал для человека серьезного книги митрополита Волоколамского Илариона. Есть целая серия книг – «Православие», где затрагиваются не только вопросы вероучения, богослужения, нравственной жизни христианина, но и стороны культурной жизни Церкви, церковной истории.
Вопрос телезрителя: «Как помочь другу, который интересуется храмом, хочет развиваться в этом направлении? Какую литературу Вы посоветуете на первых ступенях, которая бы его не отпугнула, а понравилась?»
– Для новоначального, если он интересуется широким спектром вопросов, я бы посоветовал книги и брошюры протоиерея Андрея Ткачёва.
Книги митрополита Илариона подходят ли новоначальному? Либо они становятся слишком твердой пищей?
– Думаю, что нет: Владыка Иларион пишет достаточно ясным языком.
Такие известные, основательные книги, как «Лествица» или творения аввы Дорофея, подходят новоначальному? С них следует начинать или начинать надо с более легкого, на рубеже между художественной и духовной литературой? Может быть, с этих книг нужно начинать?
– «Лествица» и творения аввы Дорофея – литература монашеская. Для мирян она, несомненно, полезна, недаром Святая Церковь ежегодно на 4-й Неделе Великого поста, напоминает о святом Иоанне Лествичнике: ему совершается богослужение в отдельный воскресный день. Тем не менее, если практически подходить к этой книге, – это наставление для монашествующих.
Для мирян тоже очень много литературы. Можно взять наших русских святых отцов – например, творения святителя Феофана Затворника. Одна из первых его книг о христианской жизни, которая мне попалась, – «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Это письма святителя – точнее, ответы на вопросы одному человеку, который хотел посвятить свою жизнь Богу. Естественно, у новоначальных часто такое бывает – сразу начинается разговор о монашестве. Человек, не готовый к этому, говорит, что хочет быть монахом. А святитель Феофан пишет: «Нет. Ты сначала поживи в миру, посмотри, спасайся, напитывайся словом Божиим, а Господь тебе покажет, в какой монастырь идти».
Что Вас впечатлило из прочитанного на первых ступенях духовного пути? Вы не могли бы поделиться своим опытом?
– Когда я в начале 1990-х годов начинал воцерковляться, происходили первые канонизации новомучеников. Приходилось читать их жития. В 1992 году были канонизированы: митрополит Киевский Владимир, священномученик Петроградский Вениамин, преподобномученица Великая княгиня Елисавета. Я тогда не знал, что мне придется в ее честь создавать больничный храм в городе Лыткарино.
После канонизации выходило много литературы по этой теме, приходилось много читать. Это, возможно, предопределило то, что в итоге я выбрал свою первую специальность – историка. Меня поразило, как люди, в тяжелых условиях гонений ХХ века находили путь к Богу.
Митрополит Вениамин накануне своих страданий писал: «В детстве я зачитывался житиями мучеников и думал, как наши времена отличаются от тех времен, когда христиане так самоотверженно исповедовали веру во Христа. И не думал, что на моем веку все это повторится, что мы тоже станем участниками этих событий». Владыка, конечно, не знал, что ему тоже уготована мученическая кончина, тем не менее он это предвидел.
Конечно, такая литература – пример святых угодников Божиих – помогает трезво смотреть на вещи, которые происходят в нынешнем мире. Полтора десятилетия сейчас Церковь у нас вроде не гонима; времена в жизни Церкви бывают разные, поэтому жития святых – это очень полезное чтение: не просто мы изучаем какую-то историю, а пытаемся проникнуть во внутренний мир угодника Божия – какой выбор ему приходилось делать в конкретных обстоятельствах. Это должно помогать христианину в его частной жизни делать правильный выбор.
Наверное, ничто так не вдохновляет, как живой пример, с которым ты знакомишься через чтение книг, житий?
– Это не только жития святых. Я с детства полюбил церковную мемуаристику – воспоминания деятелей церковной истории, особенно ХХ века. Одна из первых книг, которая мне попалась, вышла в мои школьные годы – «Путь моей жизни» митрополита Евлогия (на этой неделе было 70-летие со дня его кончины). Очень интересная судьба человека, который воспитывался в старой Царской России, стал архиереем, служил в интересном регионе – Холмщина, которая тогда относилась к Царству Польскому, хотя это территория Российской Империи. Приходилось взаимодействовать с католиками, униатами, отстаивать интересы православных. В последнее десятилетие жизни Владыке пришлось служить в эмиграции, там организовывать церковную жизнь. Его книга произвела большое впечатление – особенно моменты, когда перед ним стоял выбор: избрать путь женатого священника или монашествующего. У него очень интересные размышления; например, он писал: «Я решил попробовать и возложил все на волю Божию». В итоге митрополит Евлогий принял монашество и стал одним из ярчайших иерархов Русской Православной Церкви ХХ века.
Тогда же примерно вышли воспоминания митрополита Вениамина (Федченкова). Ему тоже пришлось служить в эмиграции, даже на 2-х континентах – не только в Европе, но и в США, потом вернуться в Россию. Начинал он свое служение еще в дореволюционный период как монашествующий священнослужитель.
Конечно, это не канонизированные церковные деятели, но тем не менее митрополит Вениамин (Федченков) очень почитается, особенно в Псково-Печерском монастыре, где он почивает.
Самая главная книга для православного христианина – Евангелие. Почему полезно читать Евангелие каждый день?
– Физическую пищу мы принимаем ежедневно, а слово Божие, как говорит апостол Павел в своем Послании к Колоссянам, да вселяется в вас обильно. Мы называем себя христианами, а чье слово звучит в наших сердцах, умах? Конечно, это должна быть Евангельская проповедь. В церковном общественном богослужении Священное Писание читается ежедневно, Евангелие читается в Церкви практически каждый день (единственный перерыв – это будни Великого поста).
Но мы не можем каждый день бывать на богослужениях. Я знаю людей, у которых скользящий график работы – не каждый воскресный день человек может пойти в храм, услышать Евангельское слово, проповедь священника с объяснением Евангелия. Поэтому чтение Евангелия не то что полезно, но очень важно. Можно по-разному читать: кто-то читает подряд, кто-то по главе или две в день. Кто-то читает вместе с Церковью, согласно с зачалом (отрывком), помещенным в календаре. Знаю, что среди мирян и духовенства достаточно распространена практика оптинского правила чтения Священного Писания, когда за 89 дней прочитывается весь Новый Завет: читается глава Евангелия, 2 главы Деяний, или посланий (последовательно), или Апокалипсис; поскольку глав Деяний, посланий и Апокалипсиса меньше, чем в Евангелии (в сумме), то 7 последних глав Апокалипсиса читаются по одной. Через 89 дней можно повторить это чтение. Даже опытные подвижники советуют начинать день Священным Писанием. После утренних молитв прочитать отрывок из Евангелия, посланий, Деяний апостолов, чтобы целый день над этим размышлять. Некоторые говорят, что творения святых отцов лучше читать во 2-й половине дня.
Нужно хранить Евангельское слово, размышлять над ним и пытаться воплощать его в своей жизни – чтобы это было не интеллектуальным действием, а живым восприятием слова Божия.
– Священное Писание – это чтение на все времена. Хотя тексты были написаны в определенную эпоху, Священное Писание является главной частью нашего церковного Предания. В то же время Священное Писание нельзя понять вне контекста предания Церкви. V Вселенский Собор постановил: если толкуется слово Божие, то его нужно толковать согласно тому, как объясняли его прежде всего святые отцы. У мирян, особенно новоначальных, вызывает определенные сложности чтение Евангелия, посланий апостолов, Псалтири особенно. Тут можно прибегнуть к толкованиям, которые в большом количестве сейчас издаются, переиздаются, пишутся новые комментарии, не только чисто исторические, но и научно-богословские, и более простые.
Достаточно ли читать Евангелие – или необходимо читать его с комментариями?
– Можно читать Евангелие без комментариев, но, естественно, возникают вопросы, и человек может обратиться к духовнику за разъяснениями. Духовник даст свое объяснение, но очень полезно читать толкования, которые дали святые отцы нашей Церкви (святитель Иоанн Златоуст, например, для которого главным делом жизни была проповедь Евангелия в широком смысле слова; он оставил комментарии на некоторые библейские Книги).
Вы сказали, что новоначальным особенно трудно дается Псалтирь. Почему так трудно читать Эту Книгу и в чем польза от чтения ее?
– Польза от чтения Псалтири несомненна. Святитель Василий Великий говорит, что никакие другие книги так Бога не хвалят, как Псалтирь: одновременно это не только Книга Священного Писания, но и Книга, на которой построены ежедневные богослужения Святой Церкви. Даже в Пасхальные дни, когда кафизмы из Псалтири не читаются, многие части богослужения – это цитаты, стихи из Псалтири, антифоны, например, на пасхальной службе, или аллюзии на тексты Псалтири.
Что самое главное можно сказать о Псалтири? Обычно пророка Исаию мы называем ветхозаветным евангелистом: многие его пророчества о Христе практически дословно сбылись. Но в Псалтири тоже много мессианских мест, которые говорят о Христе, – Давид, живший примерно за 9 столетий до Спасителя, как будто своими глазами видел то, что с Ним происходило: и крестные страдания, и другие моменты Евангельской истории он как будто провидел. В Псалтири запечатлены различные состояния души человека. Это и гонимый человек – Давиду приходилось быть таковым в своей жизни; и покаянный настрой, когда человек, почтенный от Бога многими дарованиями, совершил много грехов в своей жизни; это и различные хвалебные псалмы. Все оттенки состояния души человека (борения или, наоборот, его благодатное, умиротворенное состояние) отражены в Псалтири.
Звонок от телезрительницы: «Какую духовную литературу можно посоветовать читать невоцерковленному человеку? Дает ли чтение классической литературы духовное развитие?»
‒ Наша классическая литература, да и западная тоже, пропитана религиозной традицией. Здесь важно, что человек будет выбирать, читая эту литературу. Если человек живет вместе с Церковью, участвует в церковных таинствах, пытается соотнести ритм своей жизни с ритмом жизни церковной, постов, праздников, то когда он читает духовную литературу, он будет находить там положительные стороны, ему будет проще проникнуть в христианскую традицию.
Новоначальным же необходимо читать больше литературы о подготовке к таинствам. Сейчас такой литературы много (начиная от дореволюционной и заканчивая современной). Когда я воцерковлялся в отроческом возрасте и начал ходить в воскресную школу, для меня встал вопрос о покаянии, Исповеди. Тогда литературы было немного. На меня большое впечатление произвела книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения Исповеди» – я до сих пор людям, которые хотят что-то небольшое почитать, советую эту книгу. Она состоит из двух частей: первая часть – по десяти заповедям ветхозаветным, а вторая – по девяти заповедям блаженств. Если Декалог говорит, чего не делать и ограничивает, то заповеди блаженств говорят, что делать необходимо. Вся польза книги – в том, чтобы человек мог почувствовать свою греховность. А человек порой не может через себя переступить, он привык жить мирскими форматами: важен успех, построенный на гордыне и тщеславии. Нас учат в рекламе и слоганах: «Бери от жизни все! Ты этого достоин!». А когда человек начинает воцерковляться, он приходит в себя и понимает, что жил не так.
Что почитать человеку, совершенно далекому от храма, чтобы привлечь его к духовной жизни? Может быть, как раз мостиком здесь может послужить художественная литература?
‒ Если у человека не лежит сердце к Богу и Церкви, я не думаю, что его можно убедить какими-то аргументами – только если есть непосредственный пример. Я часто вспоминаю историю обращения к вере, становления на духовный путь митрополита Антония Сурожского. Когда он молодым человеком учился в учебном заведении и был в эмиграции, вопросами веры интересовался мало. Однажды их позвали и сказали, что школу посетит известный в то время священник протоиерей Сергий Булгаков. После выступления духовного лица у молодого Антония начались размышления, и он решил разделаться с ними раз и навсегда: пришел домой и спросил, есть ли у них Евангелие. Открыл оглавление и посмотрел, в каком меньше всего страниц. Им оказалось Евангелие от Марка. Прочитал это Евангелие залпом – и больше никогда не расставался с этой книгой.
Так что по-разному происходит обращение к Богу. Если человек прочитает самое короткое Евангелие от Марка, мы не знаем, что произойдет у человека в сердце. Мы можем предложить труды богословов по естествознанию, которые пытаются отстоять христианский взгляд на мир, и человек атеистического склада их прочитает. А мы будем иметь надежду, что он убедится в существовании Бога. Но ни на какую книгу, даже самую серьезную, возлагать надежды нельзя.
Записали:
Людмила Кедысь
и Ольга Румянцева
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.