Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (1030) → Священник Владимир Флавьянов: Храм Божий – и наш дом?

Священник Владимир Флавьянов: Храм Божий – и наш дом?

№37 (1030) / 1 октября ‘19

Беседы с батюшкой

Тема передачи сложная, но очень важная для нашей повседневной духовной жизни: храм – дом Божий, дом молитвы, но часто мы не считаем этот дом нашим. Много вопросов, которые я хочу сегодня задать: как вести себя в храме, что нужно делать в храме, как быть прихожанином. Начнем с того, что же такое храм и почему мы называем его домом Божиим.

– Мне вспоминается замечательная пословица – храм не в бревнах, а в ребрах. Можно и широко трактовать: храм – это и природа, и вся наша планета. Храмом должен стать и дом христианина: мы не только приходим в храм, но и должны возвратиться в храм, мой дом (или моя квартира) должен превратиться в святое место, где обитает Святой Дух. Так должно быть. Храм должен быть везде, где я нахожусь, я должен везде его успеть построить, поставить, создать. Если его нет, я должен его воздвигнуть. Если он есть, должен прославить Бога. Слава Богу за все!

Скиния, что называется.

– Можно и так. Бывают разные варианты храмов.

Давайте начнем разговор о храме, который действительно не в бревнах, а в ребрах. Мы приходим в храм для молитвы, но заходя в очень большой и очень известный храм в будни, видишь, что прихожан там очень мало. Как может себя ощущать приход без прихожан?

– Никак: его просто нет. У меня тоже был такой опыт служения, когда полгода не было прихода никакого – был я и был алтарник. Нас было двое, поэтому мы Литургию служили.

«Где твое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

– Да. Такой опыт у меня тоже есть. Это очень большая беда современности. Как сказал один известный протоиерей, мы внутри катастрофы. Наши бабушки в белых платочках уже умерли, на их место пришли другие бабушки, они тоже умрут. А придут ли на их место другие, неизвестно: мы видим, что храмов строится все больше и больше, а прихожан становится все меньше и меньше.

Почему у нас в храмах в большинстве своем пожилые люди?

– Это естественно: пока мы молодые, мы ведь не об этом думаем – мы пытаемся реализовать свой потенциал, свой талант, все себе присвоить и достичь результатов.

Без Бога?

– Разумеется. Может быть, и с Богом, но все равно пытаемся все себе присвоить. Только с возрастом начинаешь понимать, что это все не мое, и я мог бы гораздо большего достичь, если бы был с Богом, если бы не присваивал себе. Тогда Бог дал бы мне не 5 талантов, а 25. Но, к сожалению, я сам на себе сэкономил, повел себя неразумно. Это только с возрастом, с сединами понимаешь, и то, не у всех это происходит. Если раньше старели и мудрели, то сегодня стареют – и просто умирают. К сожалению, сегодня люди не ставят целью достичь мудрости. Наоборот, ставят цель научить кого-нибудь чему-нибудь. Это неправильно.

Своей мудростью.

– Да. Но это неправильно: это не мудрость. Мудрость – это не когда я кого-то учу. Когда ко мне приходят и говорят: «Ты мудрый – научи», я должен сказать: «Я не мудрый, я самый глупый человек на земле». Вот так себя ведет мудрый, так ведут себя и святые – когда к ним приходят и говорят: «Ты святой», они говорят: «Я самый грешный человек на земле».

Мне вдруг вспомнился благоразумный разбойник, который просил лишь помянуть его: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем» – на Литургии перед Причастием мы каждый раз говорим эти слова...

– «От них же первый есмь аз».

Например, я прихожанин, хожу в конкретный храм, молюсь, причащаюсь, исповедуюсь. Но после Литургии я всегда ухожу – ведь у меня есть свои дела. Наверное, так поступает множество людей...

– Даже и священники уходят делать свои дела.

Правильно ли это?

– Отчасти да, отчасти нет. С одной стороны, наши дела никто от нас не отнимал, мы их должны делать. Другое дело, для чего мы пришли в храм? Чему-то научиться. Научившись, мы должны измениться, преобразиться и уже преображенными преображать этот мир. Если же этого не происходит, то я не прихожанин, я даже и не священник. Я должен освещать именем Бога все, каждым своим шагом, каждым своим словом и даже каждой своею мыслью. Если этого не происходит, то я и не священник.

На самом деле это очень важные критерии, которые человек к себе должен применять, а не к другому: «Смотри, у тебя не получается» – это уже осуждение. Себя надо спрашивать: «А я освещаю? Я действительно нахожусь в Боге? Я действительно прославляю Бога? Я изменяюсь, преображаюсь? Я являюсь храмом Духа Святого, живущего во мне?». Эти вопросы каждый из нас должен задавать себе каждый день, каждый час, каждую секунду.

Я часто бываю в маленьких деревенских храмах, где совсем немного прихожан, но все они стараются что-то делать для своего прихода; и во время Литургии мы молимся о трудящихся, о благотворителях и создателях храма сего и так далее. Вместе с этим, часто общаясь со священниками, я вижу, что они практически в одиночестве тянут весь труд: им некому помочь в вещах, связанных не с богослужением, но с несением службы за пределами храма – миссионеров мало.

– В деревенских приходах действительно священник берет на себя практически все: он и строитель, он должен и преподавать, организовывать воскресную школу, он сам может и полы мыть – не всегда бабушки могут помочь, не всегда они могут помочь накрыть трапезу. Помогает семья священника: матушка много делает, дети священника поют на клиросе. Получается, в деревенских приходах все намного сложнее и виднее. Если в больших, богатых приходах достаточно много «захожан», то в деревенских приходах либо ты прихожанин, либо никто: ты пришел, ушел, и тебя даже не вспомнили.

Деревня – как лакмусовая бумажка всего Православия, получается. И очень хорошо видно, что деревня практически уничтожается. Это очень печально, горько – «за державу обидно», как говорится, ведь большая часть населения страны живет не в городе, а по-прежнему в провинции. Поэтому чиновникам, депутатам надо обращать внимание не на свою жизнь, не на свои зарплаты, а на людей, которые практически не живут – существуют, а еще и помогают Церкви. Сколько там пенсия? Какая зарплата в деревне? Можно ли вообще найти работу в деревне? А они еще помогают батюшке, влачат нищенское существование и вместе, всем миром, пытаются что-то сделать. Вот это действительно лепта вдовицы – это достойно всякого уважения и поощрения. Но это видит только Бог и больше никто.

Я вспомнил о десятине: мы отвыкли от необходимости приносить в храм 10-ю часть своих доходов. Есть люди, которые очень тщательно следят за этим и отдают 10-ю часть не только от зарплаты, но и от всего. Давайте поговорим о десятине...

– Уже много времени (не век, не тысячелетие) мы живем просто на пожертвования, и иногда они гораздо больше десятины. Я вспоминаю своих деревенских прихожан: они тратили свое драгоценное время, свои драгоценные силы, тратили самих себя – это гораздо больше десятины. Какой денежный эквивалент здесь можно привести? Да никакого. Этот труд, эта забота, несение совместных тягот – неважно, кто что умеет, важно, что вместе мы можем что-то сделать. Это как пчелки в улье: когда вместе, что-то можно сделать. А когда мы каждый сам по себе, это плохо.

Так что, с одной стороны, правильно, что нет десятины. С другой стороны, плохо, ведь Церковь отделена от государства, и ни у одного священника нет зарплаты. Наши зрители знают, что у священника нет зарплаты, но большинство жителей нашей страны убеждены в обратном – что священники приходят в кассу и сам Патриарх каждому лично выписывает.

Даже не Патриарх, а светская власть.

– Почему-то люди в это верят. Видимо, сказывается наше коммунистическое советское прошлое: мы все были на зарплате и к этому привыкли. Но мы забыли, что сегодня мы живем в другой стране, где совсем другие условия. Церковь отделена от государства, и зарплаты у нас как не было, так и нет.

Тяжело содержать храм, если не будет хоть каких-то пожертвований. Но пожертвования могут быть очень разными – не обязательно денежными. Это может быть труд: кто-то затопил печку, кто-то вовремя заметил, что в храме дым пошел, – побежали, потушили (был у нас такой случай в епархии – слава Богу, храм не сгорел). Разной бывает жертва. Может быть, это внимание, наблюдение за храмом: чтобы собака не забежала, чтобы алкоголик не зашел в храм, а если все-таки зашел, чтобы нормально себя вел, не бузил, а если начинает бузить – вывести его аккуратненько, без драки, чтобы, не дай Бог, кровь в храме не пролилась.

Разное служение у людей, и разная жертва – это не десятина, это гораздо больше. Человек, когда жертвует Богу, должен понимать, что как Бог пожертвовал все, так и человек жертвует все: нельзя жертвовать наполовину – либо ты жертвуешь и живешь любовью к Богу, либо ты экономишь, лукавишь, и это на самом деле не любовь к Богу.

Мы любим повторять известную апостольскую фразу из Писания: Вы – царственное священство, и эти слова обращены не к священникам, а к прихожанам. Насколько это апостольское утверждение соответствует современному миру и современному приходу?

– Апостол обращался и другими словами: вы святые (к сожалению, сегодня мы не соответствуем ни одному, ни другому). В те годы император Нерон обвинил христиан в поджоге своей столицы, поэтому христиан убивали тысячами. Почти каждый день их свозили в Колизей, и они как святые шли на заклание. Они действительно в этом отношении были царями – они, высоко подняв голову, без гордыни и фанатизма, шли на смерть. Они с радостью это делали. Это были действительно царские поступки – так мог только царь идти, презирая смерть, презирая позор, все тленное. Такие люди действительно были.

Сегодня мы тоже встречаем таких, но их мало – это люди, которые несут бремя инвалидности, это брошенные актеры, как Георгий Вицин, например, или знаменитая «тетя Валя» из программы «Спокойной ночи, малыши» – они воспитывали всю страну, но были брошены страной и умирали со смирением, даже с благодарностью, что им довелось поучаствовать в этой жизни, и они были счастливы этой своей жизнью. Я беру пример с каждого из них. Нам всем надо у них учиться. Это действительно царственное священство, когда своими поступками, действиями, мыслями ты освящаешь пространство вокруг себя. Это действительно великие люди, это святые – и они могут быть среди нас: это самые обычные люди, не обязательно священники...

Вспоминается эпизод, когда Авраам спрашивал у Бога, помилует ли Он город, если в нем останется 50 праведников. А если 40? Наш мир держится на таких... Если мы говорим о приходе и прихожанах: что греха таить, бывает так, что прихожане живут своей жизнью, а воскресная школа или молодежный клуб скорее навязываются, нежели возникают изнутри прихода. Возникает вопрос о взаимосвязи между приходом и священнослужителями.

– Есть хорошее слово – община. Это когда мы становимся единой семьей. Когда батюшка – не неприкосновенная статуя, у которой мы цветы возлагаем и поклоняемся, а такой же человек, как и мы, а мы, прихожане, такие же, как и он. Разница только в формах служения: у батюшки своя форма служения, у прихожан своя, и мы друг другу помогаем. Вот тогда это действительно община: вся нагрузка – общая, кладется на плечи всего прихода, при этом у каждого своя нагрузочка – кто-то шьет, кто-то у подсвечников стоит, кто-то на трапезе, кто-то стоит у дверей и во время возгласа: «Двери, двери! Премудростию вонмем», должен закрыть двери на ключик, кто-то следит за телефонами, чтобы никто их не включал и не разговаривал во время богослужения. Еще раз подчеркиваю, служение – разное.

Настоятель храма распределяет служения и внимательно наблюдает за тем, как это выполняется. И это действительно община, когда люди живут большой семьей – как в большой многодетной семье: один ребенок учится, другой на коровнике, третий косит – у каждого свои обязанности. Так же и в храме. Апостол Павел так и говорил, что мы – члены, разные органы единого организма. Мы и должны быть разными: не все апостолы, не все учителя, не все имеют одинаковые таланты (Господь поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями), и это нормально, что мы – разные. А мы начинаем завидовать, и это неправильно.

Вопрос, связанный с ежедневной жизнью Церкви. У прихожанина бывает такое ощущение, что он не нужен: может, он и хотел бы что-то сделать в храме, но его никто не спрашивает, и поэтому он находится в стороне. Как тут поступать человеку?

– Просто подойти к настоятелю с предложением: «Как я могу послужить? Я могу предложить вот то-то и то-то. Насколько это важно, нужно?». Бывают случаи достаточно сложные. Например, на клиросе уже есть 50 человек, а бабушки в храме не могут молчать и тоже начинают подпевать, сбивая хор, уводя в свои тональности. Если нет благословения петь – не пойте, будет благословение – пойдете на клирос, будете петь. Надо уметь смиряться и не выпендриваться. Хор – не то место, где ты можешь солировать (например, «сегодня на клиросе выступает баба Маня»), – нет. Это мог себе позволить только Шаляпин: полгорода приходили послушать Шаляпина, узнавая, в каком храме он поет. Но это исключительные случаи, они не распространяются на нас.

Мы должны учиться смирению, это очень важно: Православие без смирения в принципе невозможно. Моя ненужность – это в какой-то мере мое сумасшествие: это мне кажется, что я не нужен. На самом деле я нужен – я живу на земле просто потому, что я нужен Богу.

В любой момент мы должны дать четкий ответ о своем исповедании веры. Часто, бывает, человека спрашивают: «Расскажи мне о своей вере», а он не способен ответить даже на элементарные вещи. Должен ли православный христианин, прихожанин изучать церковнославянский язык, Священное Писание, участвовать в жизни прихода (в молодежном или еще каком-нибудь служении)? Сейчас у каждого храма есть сайт, за которым кто-то должен следить… Об этом давайте поговорим.

– Очень сложный вопрос: если мы применим это к нашим бабушкам (в основном ведь пожилые люди приходят в храм), то от них требовать многого уже невозможно в силу их физической немощи. Слава Богу, что они хотя бы пришли в храм. Другое дело, что и они тоже должны уметь смиряться и понимать, что не на них Церковь построена. А то многие из них начинают на скамеечках сидеть и раздавать «мудрые» советы, в том числе батюшкам: «Ты ж молодой, я лучше тебя знаю». Так что еще и еще раз: смирение, еще и еще раз: благословение настоятеля.

Если же взять прихожан помоложе, то это все-таки обязанность, долг – изучать то, в чем я живу. Например, как я могу быть художником, не изучая технику рисования, стили рисования? Если я рисую баллончиком, а все остальное меня не интересует, тогда я и не художник. Да, я умею что-то, но я все-таки не совсем художник. Или, например, я пишу стихи, но только 3 строчки и все. Этого недостаточно, чтобы называться поэтом. Вот если ты уже все знаешь и пишешь 3 строчки, тогда мы прислушаемся.

Значит, ты – японец и пишешь танки.

– На самом деле у нас есть одна большая проблема, которую я обычно так озвучиваю: зло профессионально сразу – все, что зло делает, оно делает профессионально.

Почему?

– По факту. Если дьявол что-то пытается сделать, и Бог ему разрешает, то дьявол делает очень тонко, как хирург, попадая обычно сразу в десяточку. Если Бог ему позволяет. Мы – дилетанты, мы пытаемся на авось, как получится. А где же профессиональность? Ведь «пророк» по-английски переводится «профессионал, профи»: это человек, который все изведал, все знает, он с Богом тет-а-тет, на ты. Мы должны учиться профессиональности. Если мы не будем изучать Священное Писание, церковнославянский язык, законы Церкви, историю Церкви – о каком приходе может идти речь, если мы не в теме?

Отче, благословите наших телезрителей по окончании передачи.

– У нас была сегодня очень серьезная тема. Дай Бог, по молитвам нашего любимого святителя Николая Чудотворца, чтобы мы все умели чувствовать друг друга, понимать друг друга, заботиться друг о друге, быть единой большой православной семьей. Храни вас Бог!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Возможность совмещения жизни по Божественным заповедям с высоким государственным служением

– Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Преосвященство, Владыка наместник! Дорогие отцы, братья и сестры!Всех вас сердечно приветствую c днем памяти святых благоверных князей Александра Невского и его сына Даниила Московского.

 
Беседы с батюшкой

Священник Александр Ионов: О чтении духовной литературы

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс