Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (1027) → Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Ложные святыни

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Ложные святыни

№34 (1027) / 2 сентября ‘19

Архипастырь

Мы обещали нашим слушателям продолжить тему «Ложные святыни».

– Я знаю, что она вызвала еще больше вопросов.

Сейчас в интернете очень популярна молитва (если можно так назвать) «Сны Богородицы». Люди задают вопросы: «Можно ли это читать? Как и в чем это помогает?». Где-то в объяснениях я встретила, что это оберег на все случаи жизни. Само слово «оберег» вызывает вопрос. Что это такое?

– Мы как-то говорили об этом, но, думаю, будет правильно повторить еще раз. В пространстве духовной жизни каждый человек ищет опору, то, на что стоило бы опереться. Эта опора – наш внутренний духовный мир. В Евангелии Христос прямо говорит: Царство Божие внутрь вас есть. Но когда мы его в себе никак не можем отыскать (или, правильнее сказать, когда оно завалено складом всякого рода совершенно ненужных, пустых данных обещаний, слов, страхов, ошибок и прочего и мы никак не можем его расчистить), мы начинаем искать другую опору.

Как раз тогда и появляется вера в обереги – внешние знаки, которые непременно тебя сохранят. Молитвы, упомянутые вами, так называемые «сны Божией Матери», – ничто иное, как заговоры (кстати, само слово «заговор» означает некую договоренность с какими-то злыми силами). Ничего общего с православной традицией (а самое главное, с правдой) они не имеют.

В чем суть заговора? Там вспоминаются или приписываются Божией Матери события, которые никогда с Ней не происходили: ни на какие острова Она не ходила и никакие кости рабов Божиих там не промывала, а все это употребляется в так называемом «молитвословии» как некое свершившееся действие… Когда относят свою надежду к вещам, которых не было, то есть к вымыслу, ко лжи, тогда совершенно очевидным становится ответ. Кто является отцом всякой лжи и неправды? Мы это знаем: дьявол. Таким образом, все так называемые «молитвословия» – не что иное, как обращение к неправде, к дьяволу, и они очень вредны для человека; более того, крайне опасны. Как правило, всегда заговорщики становятся соучастниками одного общего наказания.

А «иерусалимские свечи»? Люди слышат прилагательное – «иерусалимские» и считают, что вопросов быть не может. И еще они разные по цветам – красные для счастья, желтые к богатству и так далее. К этому как относиться?

– К большому сожалению, сегодня нельзя не говорить о парадоксе, в котором мы живем: это религия лавочников – тех, кто продает предметы, связанные с естественными потребностями человека (начиная от пищи для тела и заканчивая потребностями души): «Пожалуйста, на все случаи жизни у нас готовы специальные приспособления, предметы, которые обязательно вам помогут, только приходите к нам и покупайте!». Религия лавочников, к большой трагедии, сегодня совершенно беспардонным образом, а самое страшное – с лукавым обманом обещанных каких-либо благ вторгается в сферу духовной жизни.

Все знают, что Иерусалим – Святое место для всех христиан. Для каждого верующего человека – это особо видимый знак, если так можно сказать, его присутствия в Иерусалиме. И тут появляются эти самые лавочники, которые говорят: «А вот еще есть свечи разных цветов. Они все, конечно, из Иерусалима. Но если вы зажжете ту или эту, это сработает – вам будет счастье и радость. При этом вам ничего делать не надо, просто покупайте и зажигайте, и все». А человеческое ведь рождается из собственных дел, из того, что я сам делаю для любви, для счастья своих родных, надежности своих друзей – и свечки тут точно не помогут. Это некий способ разукрасить жизнь.

А часто ли об этом консультируются со священниками? Или у людей мало сомнений возникает?

– Возникает мало сомнений, когда противопоставляется определенный авторитет: «Это же со Святой Земли». У человека, может, даже не возникает желания что-либо спросить: если со Святой Земли, значит, имеет определенного рода силу. Но, к большому сожалению, это приводит к тупикам в собственной духовной жизни.

Поэтому было бы правильно у священника об этом поспрашивать. Даже если соседка тебе порекомендует замечательные новые таблетки, было бы правильнее спросить у своего лечащего врача: «Тут таблетки рекомендуют, говорят, что очень помогает. А как вы думаете?». Вот и у священника было бы хорошо спросить: «С моим духовным здоровьем хватит ли мне сил осилить предложенные чудодейственные рецепты духовного счастья?».

А если святыня истинная? Мы знаем: когда в наш город привозили святыни, очереди стояли многочасовые. Становится понятным, что не столько людей приходит в храм или на праздник, но к святыне пришли, хотя, может, и не постятся. Это не ложный путь? Все равно – и то хорошо, что пришли. Как Вы относитесь к этому?

– Для меня это знак того, что мы не только телесные, но и духовные существа: мы нуждаемся в духовном – как бы хорошо и комфортно человек ни устроил свою жизнь, все равно чего-то ему не хватает, что-то внутри болит. Это «внутри болящее» есть наша душа, которая требует своей пищи. И она естественным образом к этому стремится…

Мне один хороший знакомый рассказывал историю, когда он первый раз реально столкнулся с духовной жизнью. Никогда он особо не посещал храмы, не знал церковной жизни. Подруга посоветовала ему прийти к мощам Матроны Московской. И он говорит, что встал в очередь достаточно продолжительную. И вдруг в какой-то момент начал чувствовать особые переживания и от людей, которых видел, и от разговоров. Это было погружение в совершенно другую атмосферу. И все это впервые заставило его задуматься о тех вещах, о которых он никогда не думал. Первая реакция была – слезы от радости и досады одновременно.

То же самое я наблюдал много раз у людей, когда приносили известные святыни. В том числе и в наш город приносили. Когда люди находились в пространстве другого мира хотя бы часок, то это пространство обнаруживали внутри себя. И обнаруживали такую его безграничность, если так можно сказать, что оно давало много сил, а самое главное – повод задуматься, чем мы наполняем это пространство. Что во мне самое главное? Или какая надежда и любовь во мне никогда не перестанут, независимо от внешних обстоятельств? Вот такие вещи, мне кажется, крайне важны.

Спасибо за беседу! А сейчас – Ваше заключительное слово.

– Спасибо за нашу встречу. Дорогие друзья, братья и сестры, будем бережно относиться к святыням, которые дает нам Господь как напоминание о Его присутствии в нашей жизни. А еще постараемся сами никогда не быть ложными святынями для других людей. Будем настоящими во всем, в своей вере, своей надежде и любви. И да поможет нам в этом Господь! До свидания, мы обязательно увидимся.

Записала:
Инна Золотовская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс