Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (1027) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Нужно научиться доверять Богу

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Нужно научиться доверять Богу

№34 (1027) / 2 сентября ‘19

Архипастырь

Окончание. Начало в №33 (1026) 2019

Владыка, Вы сказали о регулярном посещении храма. Меня просили спросить Вас, как полюбить богослужение – что нужно сделать, чтобы воспринимать воскресную Литургию не как повинность, а именно полюбить ее, чтобы дисциплина переросла в любовь?

– Надо сознавать: если я иду в церковь, то выполняю волю Божию. И для меня должно быть радостью, что я отрекаюсь от себя, от своей воли и исполняю волю Божию, ведь хождение в церковь это заповедь Божия – Господь сказал: «Шесть дней делай дела, а седьмой – Господу Богу твоему». И мы должны понимать, что воскресный день – день Воскресения Христова, когда Он Воскрес, чтобы нас воскресить для Царствия Божия: открыл для нас Царство Небесное. И я иду в храм с радостью, чтобы почтить Христа Спасителя, Его славное Воскресение, с настроем, что, если я стараюсь почтить воскресный день, Он почтит меня тем, что воскресит в Царствии Небесном. Когда вот так себя настраиваешь, служба перестает быть обязаловкой, а становится вожделенной, ибо я знаю, почему туда иду.

Еще я должен понимать, что иду в церковь, чтобы встретиться с Богом. Многие говорят, что могут встретиться с Богом везде (и дома, и на работе), ибо Бог Вездесущий, – правильно, Он Вездесущий, и с Ним везде можно беседовать, но Церковь – особое место, ее основал Господь. Он сказал апостолу Петру: «Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Господь – Основатель Церкви и Сам – Глава ее. Поэтому мы идем к Нему в Церковь, которую Он основал, чтобы почтить Его установление: Церковь – не человеческое установление и не какая-то организация – это сделал не Патриарх, не архиерей, не священник. Церковь – это Божие установление, и мы должны присоединиться к Церкви Христовой.

Господь говорит: «Я есмь виноградная лоза, а вы ветви. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне... Ибо без Меня не можете творити ничесоже» – и мы должны быть очень близки к этой Лозе, чтобы питаться живительной силой от Христа как Главы Церкви. Как мы получаем живительную силу? Через общую молитву: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», – а в Церкви сотни людей... Господь видит наше устремление, и в Церкви мы получаем особую благодать. Живительная сила подается через таинства церковные – Покаяния, Причастия, это самые большие средства для соединения со Христом.

Дома или на работе ничего этого нет – хотя везде есть Христос. Да, Господь может везде помогать, но в Церкви есть средства, через которые человек может получить живительную силу от Христа как Главы Церкви. Поэтому к таинствам церковным мы должны приобщиться. Приведу сравнение не совсем, может быть, удачное, но примерно так: врач может везде помочь человеку, даже провести операцию дома или где-то еще, но именно в больнице есть все технические средства для лечения тех или иных недугов – там можно лучше все посмотреть, сделать анализы. Так же и здесь: мы везде можем с Богом беседовать, но в Церкви можем получить непосредственное общение со Христом, с Богом, с Его Небесной Церковью (Небесная Церковь – это ангелы, архангелы, святые угодники Божии – святые люди, что здесь, на земле, подвизались, приобретали совершенство, благодать Божию, и Господь за труд, подвиг, очищение души переселил их в Царство Божие, в Небесную Церковь). Во время богослужения Небесная Церковь соединяется с земной Церковью – и наступает единство между Церковью земной и Небесной.

Мы говорим, что Церковь земная – это воинствующая Церковь, здесь мы воюем против своих страстей, грехов: в земной Церкви страсти укрощаются благодатью Божией через таинство Покаяния, а Небесная Церковь – Церковь торжествующая. И мы по примеру святых людей должны научиться, как трудиться на земле, чтобы из Церкви воинствующей переселиться в Церковь Небесную, торжествующую. Они там радуются, торжествуют, блаженствуют, радость Церкви торжествующей передается нам, когда мы стоим на службе и внимательно молимся вместе со всеми, кто есть в храме Божием. Вот такое единство очень сильно отражается на нашей душе.

Когда мы побудем с такими мыслями, с таким настроем в храме Божием и почувствуем сладость церковной молитвы, тогда нам захочется пойти туда еще и еще, и мы не сможем насытиться. Вот таким образом, я думаю, можно будет потихонечку приобретать любовь к церковной жизни и жить в Церкви, ведь это очень важно. Другого пути нет, так Господь установил. Это Божие установление, не человеческое. К Божественному стержню нужно приблизиться – если мы сможем привиться к этой лозе и начнем питаться этой живительной силой, тогда нам больше ничего не надо.

Когда речь идет о молитве, наверное, очень многие люди сокрушенно вздыхают: минуты, которые мы уделяем молитвенному правилу утром и вечером, – это, в лучшем случае, борьба за внимание, сосредоточенность и благоговение, в худшем случае они просто пролетают и оставляют чувство досады: опять мы где-то витали, но точно не в облаках. Почему так происходит и что с этим делать?

– Действительно, есть такое. Это свидетельство нашей испорченности. В чем испорченность? Нет единства между мыслями, чувствами, желаниями – всем тем, что составляет сущность человеческого естества. Все в разладе: чувства одни, желания другие, мысли о третьем – и пошло-поехало. Молитва – как раз то благо, которое собирает в человеке воедино и чувства, и желания, и мысли и направляет их к Богу. И чем чаще нам удается это сделать, тем легче совершать внимательную молитву утром и вечером.

Конечно, живя в этом мире, человек усваивает много информации, много смотрит телевизор, многое видит в интернете, и все эти образы витают в сознании. Вдобавок наши мысли гуляют, у нас еще и воображение работает, возникают разные представления. С этим надо бороться. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что для внимательной молитвы нужен целый комплекс мер – это и ограничение от чрезмерной пищи, и воздержание от ссор, раздражения, обид в отношениях с ближними, чтобы не было склок, лишних разговоров; во всем этом надо себя ограничивать, чтобы можно было предстать пред Богом и беседовать с Ним один на один. Святитель Игнатий говорит, что надо себя поставить перед Богом, когда хочешь молиться, не воображением, не представлением, а верой: то есть я верю, что Бог сейчас меня слышит, видит – и я к Нему обращаюсь, с Ним говорю.

Вот так надо постараться себя настраивать, чтобы жизненные вопросы, которые волнуют, оставлять на потом, а 15 минут полностью отдавать только молитве. Святитель Игнатий так и говорит: надо себя настроить, тогда получится. Когда не получается, есть другой вариант. Невнимательно прочитал молитву, ушел мыслями – возвращайся назад, еще раз читай, пока не прочитаешь, как надо. Это тоже вразумляет – не хочется одну и ту же молитву по нескольку раз читать, если можно один раз, но внимательно, с умилением и расположением сердца к Богу. Надо взять себя в руки и прочитать внимательно, с пониманием, что мы произносим и к Кому обращаемся.

Владыка, еще вопрос об успехе: успех в духовной жизни – можно ли так формулировать, ставить вопрос? Если да, в чем он может измеряться?

– Я думаю, успех духовной жизни христианина и прихода в целом – в том, чтобы люди приходили в Церковь как в Божественный организм, чтобы воспитывать высокие нравственные качества души. Для этого в Церкви есть все средства. Есть таинство Покаяния, таинство Причастия, другие таинства, есть различные молитвословия. Все это помогает человеку возрастать.

Если сравнить верующих в 1960–1970-е годы и сейчас, есть большая разница: я из своего опыта вижу, что люди, которые ходили в церковь в те годы, были очень скромные, смиренные, кроткие, терпеливые, отзывчивые, милосердные друг к другу; не было склок, недовольства, ропота; не было такого, что одна группа говорит так, другая – иначе. Это не качества православного христианина, это несвойственно христианину – ему свойственно быть смиренным, кротким, терпеливым, милосердным, сострадательным, снисходительным и так далее. Совокупность этих добродетелей есть те богатство и красота, что должен стяжать каждый христианин. Когда это есть, тогда он более успешно делает все.

Сейчас люди к этому не стремятся, стараются быть обособленными. Не особенно стремятся прийти в Церковь и что-то сделать: например, уборку или что-то почистить, не стремятся ради Церкви пожертвовать собой. Жертвенное стремление к благу церковному потеряно. Ведь была такая традиция (и должна оставаться): человек приходит в Церковь пожертвовать (сделать что-то или принести какую-то жертву). Человек понимал: «Я иду к Богу, Который за меня пожертвовал Собою, и я должен отблагодарить Его за эту жертву». Есть свечи, иконы, книги, много церковной утвари, которая украшает и церковь, и домашнюю церковь, домашний обиход. Сейчас люди, приходя в церковь, говорят: «Это же дорого!» – как на базаре, начинают торговаться и обвинять Церковь в занятии торговлей, бизнесом. Все перевернуто: человек не думает, что он пришел к Богу, а не к батюшке или к женщине, которая предлагает церковную утварь для пожертвования.

Церковь сейчас старается иметь у себя все то, что полезно для человека, что является каноничным, правильным. Я помню, в свое время люди приносили свечи: делали дома из какого-то воска и несли в церковь… Люди не понимали, что нужно жертву чистую приносить. Понятия о церковности у нас очень слабые – хотя люди ходят в церковь постоянно, но не знают многого и переворачивают это в сторону обвинения Церкви, что она занимается торговлей. Особенно часто упоминают слова Спасителя: «Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников», имея в виду церковные лавки. Господь почему так говорил? Люди, которые не идут к Богу, не расположены к Богу, уподобляются тем, которые приходят не молиться, а осуждать всех и вся – это как раз и составляет вертеп разбойников, место разбирательства. Если бы человек пришел в церковь побеседовать с Богом!

Зная, что гневлив, раздражителен, пьет, курит, еще что-то делает, он должен прийти к Богу и попросить, чтобы Он помог от этих страстей избавиться – вот чем должна быть занята голова, а не осуждением, что Церковь что-то продает, что вчера было дешевле, а сегодня стало дороже. Это показатель, что вера слабая, что люди не церковные, хотя они бьют себя в грудь, говоря, что всю жизнь ходят в церковь и все знают, понимают – на самом деле, если бы они понимали, то так не поступали бы и делали бы церковь действительно домом молитвы.

Жертвовать Богу надо от чистого сердца, с любовью к Нему, с глубоким пониманием этого, а не так, что люди приходят, бросят какую-то копеечку в ящик для пожертвований с мыслью: «У меня в кармане много монет – брошу» – нет отдачи Богу самого лучшего. Написано в Евангелии: какою мерою мерите, такою же отмерится и вам – какую ты жертву даешь, такою Господь тебе и воздаст. Поэтому мы ничего и не получаем, только умножаем раздоры, осуждение, недовольство, гнев, раздражение... Этого не должно быть в Церкви.

Я уже говорил, люди должны быть кроткими, смиренными, послушными, терпеливыми, молитвенниками: пришел человек в церковь, ни с кем не разговаривает, стоит как свечка – горит к Богу. На сегодня надо поднять уровень наших прихожан в храмах Божиих – если человек ходит в церковь, ставит свечки, исповедуется, причащается, но нет никакого расположения сердца и понимания, что он делает, это, конечно, низкий уровень.

Я замечаю, что современные люди приходят в церковь в основном (может быть, не все, но большинство) для того, чтобы получить от Бога временные блага. Чтобы сын хорошую работу имел, чтобы хороший дом купить и так далее. В общем, все земное, а небесного, вечного нет. А небесное приобретается через стяжание добродетелей: кротости, смирения, послушания, терпения. Это есть стяжание благодати Божией, которая дает нам право на жизнь в Царствии Божием.

Спасибо, Владыка! Задание на Успенский пост и последующую жизнь получено. Просим Ваших молитв.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Духовность – это сила, которая помогает отличать главное от второстепенного и главному посвящать свою жизнь

– Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник! Дорогие отцы, братья и сестры!Всех вас сердечно поздравляю с великим для всех нас праздником – днем памяти святых преподобных Зосимы, Савватия, Германа Соловецких, основателей и устроителей этой святой обители. Каждый год я стараюсь бывать в этот день на Соловках, и когда меня спрашивают, какая здесь погода, отвечаю: «Погода на Соловках всегда такая же, как на юге, – голубое небо и яркое солнце». Сколько бы раз я ни приезжал в этот день, погода всегда такая. Уж не знаю, какое сложение стихий определяет именно такую закономерность, но для меня это явление Божией славы и Божией милости – нам, собирающимся на этих северных островах, для того чтобы прославить имена святых основателей обители.

 
Архипастырь

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Ложные святыни

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс