Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (1026) → Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Ложные святыни

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Ложные святыни

№33 (1026) / 1 сентября ‘19

Архипастырь

Владыка, Вы предложили очень интересную тему – я думаю, даже те, кто далек от жизни церковной, с удовольствием послушают нас сегодня. А само определение «ложные святыни» (услышав первый раз, даже вздрогнула немножко) как появилось?

– Так же, как понятия «ложные друзья», «ложные чувства», «обманутые надежды». Источник ложных чудес, святынь, друзей и обманутых чувств и надежд – диавол, который использует любую возможность, чтобы соблазнить человека, сделать его своим, перетянуть на сторону тьмы, и, что называется, не брезгует ничем: ни людьми, ни святынями.

Владыка, какие примеры?

– Мы уже не раз говорили об источниках почитания святынь. Для нас источники почитания святынь это и история нашей Церкви, и история Древней Церкви, Священное Предание и Священное Писание – в Ветхом Завете мы можем найти свидетельства. Мы знаем из Нового Завета, к примеру, апостолы исцеляли не только своим прикосновением по слову Христа Спасителя, но даже когда тень апостола Петра падала на больного человека, тот получал исцеление и облегчение в своих болезнях. То же самое – когда апостол давал как благословение снятые с себя платки и пояса, их передавали другим людям и они получали от прикосновения к ним исцеление.

Само понятие «святыни» очень глубоко и прочно связано в Церкви с ощутимым (если говорить языком современным, тактильным) прикосновением к таинственному миру Божию: это некие предметы – как знаки, которые прямо указывают нам на Бога. Они сами в себе не несут особой энергии или особой силы, но их посредством передается сила тем, кто, глядя на них, взирая на них, обращается к Богу. Эти предметы как бы становятся дверью, открывающей для человека новый мир. Но как можно ошибиться дверью, так можно ошибиться и (если так можно сказать) святыней. Некоторые люди начали использовать любовь человека к святыням или предметам, связанным с тем или иным святым угодником Божиим, и, злоупотребляя этим отношением, предлагают так называемые «ложные святыни» исключительно для своего собственного обогащения – экономического, политического, какого угодно.

Древняя Церковь знает множество примеров, когда святыни передавались от одного государя к другому как знак особого расположения, как великий дар – человек делился самым сокровенным для себя, самым святым. Одно дело, когда дарили меч, и можно подарок расценить по-разному. Другое дело, когда дарили какую-то святыню, тем самым говоря: наши народы одной веры, одной надежды, одной святыни, а значит, для нас это долгожданный и желанный мир и сосуществование в пределах своих территорий, границ, традиций. Но нередко происходило так, что под святынями в том числе выдавались вовсе не святыни. И люди, спекулируя естественным желанием прикоснуться к этому свидетельству древних святых, которые жили на земле, выдавали под их видом нечто новое, придуманное, созданное ими специально, не имеющее никакого отношения к этому святому.

Владыка, а кто сейчас занимается распознаванием?

– Этим Церковь занималась всегда – и в древности, и сейчас, но есть разные методологии, если так можно сказать. К примеру, в древности традиция заключалась в освидетельствовании передачи. Я упомянул, к примеру, когда один государь передавал другому государю, императору какую-то святыню. Естественно, самым главным свидетелем этой святыни становился сам государь, который принимал ее от местного епископа, и вся Церковь доподлинно знала из опыта многолетнего, многовекового почитания этой святыни, что это святыня – та самая, о которой говорится.

Современные технологии – в том числе изучение исторического пути появления святыни, как эта святыня там оказалась и действительно ли она могла там оказаться, есть ли какие-то иные свидетельства, кроме тех, которые существуют сейчас об этой святыне (древние описания, древние хроники, исторические записи). Кроме того, сегодня используется широко и современный метод исследования, хотя он достаточно сложный, на уровне медицины, исследования ДНК на уровне современных технологий, которые могут сказать о степени древности этой святыни, ее происхождении, о том, являются ли эти останки, части человеческим телом или под видом человеческих костей выдаются какие-то другие биологические останки и так далее.

Современные исследования дают возможность определить приблизительное время, пол носителя и обозначить, действительно они относятся к этому святому (к примеру, когда исследуются данные о разных частицах-останках одного и того же святого) или же это фальсификация. К примеру, известен случай, когда Римско-Католическая Церковь производила такие исследования, и были произведены исследования главы апостола евангелиста Луки, которые находились в Праге: их сравнили с частицами мощей этого же апостола, которые находились в Падуе, и оказалось, что они совершенно идентичны, а глава, что находилась в Риме, была признана ложной святыней, ее вынесли из храма, где находилась до этого и где ей совершали поклонение.

Владыка, а сразу произошло взаимодействие Церкви новой и науки? Не было так, что науку не допускали: «Верить надо, и все»?

– Взаимодействовали всегда. Наоборот, Церковь в том числе хранительница предания истории – очень важно историю сохранять со всеми ее изгибами и страницами, хотя бы даже они были написаны кровью. Именно такое принципиальное сохранение правды, истории и является сохранением того, что мы называем Промыслом Божиим. Такое соучастие, конечно же, было всегда, и Церковь нередко прибегала (и по сей день прибегает) к современным методам изучения, чтобы определить те или иные останки. Наверное, самым ярким примером для нашей Русской Православной Церкви сегодня является изучение подлинности останков Царской Семьи, которые находятся в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, и сегодня над этим вопросом работают и историки, и ученые, и священнослужители.

Владыка, а есть ли опасность и, может быть, какие-то последствия для идущих к ложным святыням искренно?

– Таких опасностей, последствий, конечно же, нет. Я уже сказал, что человек ищет предмет – знаете, что мне это напоминает? Буквально на днях в моем домовом храме молилась большая семья священника с детишками, и самый маленький из них подтаскивал табуреточку, чтобы привстать и увидеть что-то в окно. Если хотите, то отчасти можно сказать, что соприкосновение с миром святынь – это некая опора, которая человеку дает возможность стать чуть-чуть выше. Это, конечно, для новоначальных, а для людей, опытных в вере, святыня становится уже совершенно другим источником... Допустим, уже в III веке было принято решение, чтобы святые мощи полагались в основания престолов храмов как свидетельство, что Церковь основана на крови мучеников. И это не просто свидетельство – это означает, что и я должен жить так: что называется, костьми лечь за свою веру, сохранять свой выбор и свою любовь к Богу даже когда (если это необходимо) нужно пострадать до крови. И для меня эта святыня теперь уже не источник этого: «Дай, Господи, мне чудо через мощи Твоего угодника», а теперь я прихожу к мощам преподобного Серафима Саровского и прошу: «Ты смог преодолеть в своей жизни многие человеческие испытания – помоги и мне быть хорошим монахом, бороться с соблазнами, стоять твердо перед разными образами современной жизни, помоги мне оставаться хорошим человеком».

Владыка, я не успела задать и половину вопросов, к сожалению… Дайте, пожалуйста, Ваши наставления, как в этом не запутаться.

– Спасибо большое за очень серьезный разговор. Дорогие братья и сестры, каждому из нас, я думаю, хочется быть человеком, чувствующим определенного рода защиту над собой, хочется защитить своих родных и близких, но защитить от предательства может только верность любви, защитить от разочарования может твердость в вере. А святыни, которые мы встречаем в нашей жизни, показывают нам, что это возможно – любить, не предавать, быть настоящим человеком. И когда мы подходим к мощам преподобного Сергия Радонежского, мы говорим себе прежде всего: «Возможно быть настоящим человеком, как он, Сергий!». Дай Бог, чтобы наше общение со святынями помогало нам быть настоящими людьми. Храни и благослови вас Господь!

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс