Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (1026) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Нужно научиться доверять Богу

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Нужно научиться доверять Богу

№33 (1026) / 1 сентября ‘19

Архипастырь

Владыка, сердечно благодарим за Ваш визит и просим Вашего благословения.

– Я тоже очень рад приезду в Екатеринбург и этой встрече в студии телеканала «Союз». Желаю помощи Божией и Божия благословения!

Владыка, 16 июля утром перед Божественной литургией в Храме-на-Крови Вы вышли из машины, опираясь на костыли, я у Вас благословилась и спросила: «Как Вы?». Вы мне сказали: «Прекрасно! У меня все прекрасно!». И этот ответ не был с натяжкой (положено так благочестиво отвечать) – было сказано очень радостно и искренне… Вопрос: какими практическими средствами достигается такое внутреннее устроение – говоря апостольскими словами, как научиться всегда радоваться, непрестанно молиться и за все благодарить?

– Действительно, эти слова апостола Павла очень актуальны: чтобы мы всегда радовались и благодарили Бога за все, не унывали, не отчаивались и, главное, не осуждали и не недовольствовали. Очень страшная страсть сегодняшнего времени – люди недовольны всем, что есть. А святые отцы и святое Евангелие учат нас, что мы должны быть довольны тем, что есть. Из Евангелия мы можем почерпнуть такое назидание: если человек недоволен тем, что у него есть, он теряет то, что имеет. А если он доволен, то Господь дает больше вдвойне.

В притче о талантах Господь говорит, что был человек, который дал одному один талант, другому 5, третьему 2 таланта. Последние употребили свои таланты в дело и получили еще: один – 2 таланта, другой – 5. А у того, который получил один талант и скрыл его, забрали и этот… Это Евангельское учение о том, что нам надо быть довольными тем, что Господь дает. Бывает, мы недовольны, нам хочется больше, но это недовольство надо в себе угасить, сказать: «Слава Богу за все: и за скорбь, и за радость. Дал Господь – значит, будет все хорошо». Когда так, все хорошо получается, тогда Господь покрывает Своей любовью этого человека, и если тот болеет, то болезнь становится легкой, удобоносимой, ведь Господь в Евангелии говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть». Конечно, иго не может быть благом, иго есть иго: это скорби, страдания, но оно благо и легко тогда, когда мы с Богом, со Христом. Тогда Господь разделяет с нами нашу скорбь, страдания, болезни. Он Своим искупительным подвигом на Кресте взял на Себя грехи всего человечества.

Следствие греха – это как раз страдания, скорби, болезни. Если Христос берет на Себя наш грех, то Он забирает и наши страдания, мучения. Мы знаем: когда святых мучеников терзали, железными когтями сдирали кожу до костей, они не чувствовали боли – Господь их укреплял. Вот показатель, что Господь так любит нас, что готов взять на Себя наши страдания, если мы довольны тем, что есть, и благодарим Бога за все: за скорби, за радости, за трудности, какие есть. Очень важно, чтобы мы этому научились. Есть даже песнопения такие: «Слава Богу за все, и за скорбь, и за радость...». Умилительные песнопения, мы их очень красиво распеваем...

Да, пока у тебя все более-менее хорошо; а когда шарахнет, то «слава Богу за все» или не выговаривается, или говорится механически – не от души, без чувства. Или механически – это тоже какой-то шаг?

– Надо сначала механически понудить себя сказать: «Слава Богу за все!». И нужно понимать, почему Господь дает то, что дает, ведь болезнями Он дает нам очищение нашей души. Мы должны радоваться, что через какие-то скорби Он дает нам исцеление нашей души от грехов, которые мы совершили.

Еще мы должны осознавать, что мы грешники: нам нужно принести плоды покаяния – одно дело, когда мы каемся в таинстве Покаяния, на Исповеди говорим о своих грехах, но впоследствии действительно нужно принести плод покаяния. Чем? Противоположной греху добродетелью. Если есть скорбь какая-то – значит, в противоположность скорби надо принести благодарность Богу: значит, когда-то я не поблагодарил Бога за что-то – Господь сделал мне что-то хорошее, а я не смог поблагодарить, это прошло мимо, и теперь Господь напоминает, что надо благодарить. Так и написано у апостола: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите». К этому призывает Господь, и нам нужно к этому стремиться, хоть чуть-чуть двигаться в этом направлении.

В основе нашего состояния души должно быть осознание своей греховности, недостоинства перед Богом. Когда мы глубже осознаем все, что с нами случается, мы видим, что над нами совершается перст Божий, промышление Божие: тем самым Господь хочет сделать для нас и для других людей благо – какое-то вразумление, укрепление и так далее; все, что ни делается, делается для блага самого человека, для блага других людей, нас окружающих, если мы стараемся принимать это как от руки Господней, как от Самого Бога.

Как говорил праведный Иов: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно». Так говорил ветхозаветный праведник, а мы сейчас находимся в новозаветной благодатной Церкви, где на нас изливается благодать особая. Иов, когда у него было отнято все богатство, все 10 детей в одночасье, мог сказать: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь отнял; как Господу было угодно, так и совершилось; да будет имя Господне благословенно вовеки!» – всё с Богом: человек понимает, что Бог ничего плохого не может сделать, а только хорошее.

Это вопрос нашего доверия Богу, что Он нас действительно любит. Но Он нас любит как-то не так, как нам хотелось бы...

– У нас другое понятие любви, к сожалению. А у Бога другая любовь. Он говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть». Для человека светского, плотского непонятно, как бремя может быть легко. Оно бывает легко, когда мы отдаем себя Богу, верим Богу и доверяем Богу, как вы правильно сказали. Тогда Господь делает так, что наши скорби и наши болезни становятся легкими и удобоносимыми, и мы радуемся и благодарим за все.

Владыка, спрошу про Книгу Иова. Его друзья говорят ему: «Посмотри, чем ты согрешил против Бога, и будет у тебя тогда отнята эта скорбь». Господь их речей в результате не одобряет – они говорили не так правильно, как раб Его Иов, но они дали совет, который и мы дадим кому-то, кто страдает: «Посмотри на свою жизнь...»?

– Все правильно. Действительно, когда бывают такие скорби, как мы видим у праведного Иова, нам кажется, что в чем-то человек согрешил. Но в данном случае, видимо, Господь Иову открывал подсознательно, что дело не в согрешении, а в воле Божией. Волю Божию мы до конца понять не можем, и не надо даже пытаться заглянуть туда: что, как, почему. Это воля Божия – мы Богу не перечим: Он так решил, значит, так должно быть. Это уже высшая ступень совершенства. Одна ступень – «да, я совершил грех, поэтому Господь дает это для моего исцеления», а высшая ступень – когда человек говорит: «Это воля Божия, так Он решил, так Он считает нужным, полезным для меня. Я готов подчиниться воле Божией и не исследую, почему это и зачем».

Многие, к сожалению, говорят: «За что же Господь меня так строго наказывает, что я столько терплю? Вроде бы я ничего плохого не сделал». А Иов, как мы видим, ни малейшего движения не делал в сторону того, чтобы осудить Бога или недовольствовать на Бога – он говорил: «Это воля Божия – святая и непререкаемая».

Все попытки исследования, почему и за что это происходит, как раз неправильны?

– Да. Они как раз приносят нам боль – мы начинаем думать: «Почему? За что?», начинаем осуждать, роптать. А когда человек скромно говорит: «Не знаю, Бог знает», – тогда все вопросы решены. Если же мы начинаем по-своему рассуждать, начинается уныние, отчаяние, это выводит нас из правильной колеи, и мы сами себя ставим на путь богоборчества, противления Богу, осуждения Бога, недовольства и потом даже теряем веру в Бога.

Это очень тонкий момент укрепления себя в вере и полного доверия Богу, когда нужно полностью отдать себя в руки Божии: не стремиться проникнуть в тайну Его Промысла о человеке. Зачем? Господь знает. В свое время это откроется – когда будет Богу угодно, тогда скажет; не откроется – значит, не надо. Когда человек полностью отдается Богу, тем самым он больше укрепляется в вере, в доверии к Богу, и за это Господь дает еще больше.

На примере праведного Иова мы видим, что он потом был исцелен Богом, у него появилось богатство в несколько раз большее, чем он имел, родились еще дети (10 человек), и он жил хорошо до конца дней своих (а прожил он очень долго, несколько сот лет, за это время он мог оценить и Промысл Божий, и получить ответы на все вопросы – все Господь ему открыл в течение долгой жизни). Но испытание его веры для нас показатель, что Господь иногда испытывает нашу веру в Него, и, если мы проходим этот урок, тогда укрепляемся еще больше. Если не проходим – теряем то, что имеем.

Святитель Феофан Затворник советовал всякую минуту ждать неприятность, а когда придет, встречать ее как гостью. Но на практике можно ведь начать затравленно озираться, что никак не совмещается с теми же словами всегда радуйтесь…

– Я думаю, не так мы должны думать о словах святого отца: мы должны понимать, что наша земная жизнь вся полна искушений, испытаний, трудностей и, конечно, дьявольское коварство преследует нас на каждом шагу. В Священном Писании есть слова, что дьявол, как рыкающий лев, ищет, кого поглотить – мы должны постоянно быть готовыми к отражению всяких бесовских наваждений, которые дьявол посылает через людей или напрямую сам пакостит. Благодатью Божией и праведным устроением своего сердца мы должны отражать все зло, которое можем иметь в течение каждого дня. Когда мы готовы к этому, мы должны встречать это с радостью.

Заповеди блаженств говорят, что блаженны изгнанные правды ради, блаженны те, которых поносят. Если мы хотим через поношение, через унижение, через оскорбление получить Царство Божие, то мы идем навстречу этим испытаниям, а не сопротивляемся: я же хочу быть в Царствии Божием, значит, должен терпеть эти унижения. Заповедь говорит: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Нам нужно хорошо освоить эту заповедь. Если мы понимаем, что через скорби, страдания, поношения Господь дает нам Царство Божие, то зачем тогда скорбеть? Надо радоваться, ибо Царствие Божие дается. Это же самая высшая награда – то, о чем мы всю жизнь мечтаем, чего желаем и к чему готовимся.

А если ты скорби начинаешь противиться – получается, не хочешь Царствия Небесного, не хочешь вечной жизни? Тебе Господь дает возможность потерпеть, смириться. Апостол говорит, что блаженны те, которые терпят неправду. Какая награда, если вас обижают за то, что вы что-то натворили? А вот когда вы ничего плохого не сделали, а вас укоряют, унижают – это ваша награда, и надо радоваться и веселиться.

Вот эта сторона духовной жизни очень важна для сегодняшнего человека: иной человек приходит в Церковь с мыслью, что, если он будет ходить в церковь, у него все будет хорошо. То есть его не будут обижать, оскорблять, все у него будет гладко – и прямо сразу в рай. Но, оказывается, человек пришел в Церковь – и появились некоторые искушения, унижения, оскорбления, и нужно научиться это терпеть.

Одна ступень духовной жизни – когда человек преодолел себя, превозмог и сказал: «Я должен ходить в церковь каждый воскресный и праздничный день» и делает это. Это первая ступень, а дальше надо душу свою возделывать, чтобы она поднималась – еще на одну ступень, потом еще на одну ступень. Постоянно надо расти – не стоять на одном месте, а двигаться по пути к совершенству, к которому Господь нас призывает. Один из таких моментов совершенства – это терпеть скорби, унижения, оскорбления, при этом радоваться, понимая, что скорби становятся благом для меня не только здесь, на земле, но еще и в вечной жизни, которую Господь даст после временной земной жизни. Надо учиться понимать, почему Господь дает потерпеть некоторые унижения, неправды. Этим нам дается возможность упражняться в терпении, смирении, послушании и приобретении радости от скорбей.

Идет Успенский пост – как успешно пройти его? Понятно, что у каждого будут свои конкретные задачи, но какая общая цель? Можно какие-то советы?

– Святая Церковь установила Успенский пост не случайно, ведь Божия Матерь – наша величайшая Помощница, Молитвенница, Покровительница, и мы должны Ее чем-то отблагодарить. Этот пост – время благодарности. Мы можем благодарить не только словами, но и делами, а дела – это не просто воздержание от мясной и молочной пищи. Самая лучшая для Нее благодарность – чтобы мы больше приблизились ко Христу, Ее возлюбленному Сыну, через чистоту своей жизни, это для Нее самое радостное и приятное.

Этим постом мы подражаем Ей: когда Архангел возвестил Ей, что Она скоро отойдет ко Господу, и Господь придет забирать Ее святую душу, Она не предалась каким-то земным наслаждениям, увеселениям (как мы обычно говорим: «Остались последние дни, сейчас я все радости и сладости этого мира испытаю и уйду отсюда» – когда несколько лет назад объявили, что будет конец света, люди запасались едой, кто-то блудил, развратничал, потому что жизнь-то заканчивается), а усугубила молитву, а пост и готовилась к отшествию из этого мира с чистой душой.

Хотя Она и так была Пресвятая, но Она почувствовала необходимость еще подготовиться, чтобы быть еще ближе к Богу. Она показала нам пример, что нужно готовиться к своему отшествию именно постом и молитвой.

И мы, подражая Ей, встречаем величайший праздник Успения Божией Матери постом и молитвой – как и Она встречала Свое успение. Мы вместе с Ней ведем жизнь в посте и молитве, чтобы очистить свою душу и достойно встретить этот праздник, который есть праздник встречи Неба с землей и земли с Небом. В момент Успения Божией Матери Сам Христос, множество ангелов, Архангелов – вся Небесная Церковь – пришли к одру Божией Матери и освятили нашу землю своим присутствием. Потом Господь забрал Ее святую душу и вознес на Небо, где было Небесное ликование, ведь Она – Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим. Весь ангельский мир торжествовал, что на Небо прибыла Святая Дева, послужившая делу спасения всего человечества. Через этот сосуд благодати Божией, через чистоту, которую Она стяжала, родился Сын Божий, Искупитель мира, – эта величайшая тайна Божия совершилась через Нее, благодаря Ее добродетелям – смирению, послушанию, преданности воле Божией, полной отдаче Себя Богу. Представьте, что было бы, если бы Архангел Гавриил возвестил Ей, что от Нее родится Сын Божий, а Она ответила бы: «Я не хочу»?

Был момент Ее волеизъявления...

– Да. Она сказала: «Се, раба Господня; да будет Мне по глаголу твоему», полностью отдав Себя в руки Божии. Хотя недоумевала, немножко растерялась, спросила, как это может быть. Но Она глубоко не зашла в тайну Божию – решила, что раз это воля Господня, то пусть будет по воле Божией. Вот и нам тоже нужно научиться полностью отдавать себя в руки Божии, доверять Богу, ведь Бог плохого нам ничего не сделает, только хорошее.

Поэтому этот пост для нас очень важен. Мы подражаем Божией Матери и вместе с Ней совершаем подвиг поста и молитвы, который Она совершила. Это наша сыновняя благодарность Ей, что Она нам помогает. Мы надеемся, что Она и дальше нам будет помогать. Мы своим малым постом, своим жертвенным служением привлекаем к себе Ее Омофор, покрывающий нас благодатью в течение всей нашей жизни.

Мы должны совершить этот пост с любовью к Божией Матери, с благодарностью, с пониманием, что Она для нас очень много делает. Мы даже, может быть, и не знаем, что Она нам помогает, Она делает что-то даже тогда, когда мы не просим: Она как Мать всегда окутывает нас Своею любовью, Своею милостью, милосердием. И вот этим постом у нас есть возможность Ее отблагодарить. Пост небольшой, всего лишь 2 недели. Не надо прислушиваться к некоторым людям, которые говорят, что этот пост выдумали недавно какие-то слишком строгие монахи. Это наша обязанность по отношению к Богу и Божией Матери: должно быть желание и стремление нашего сердца отблагодарить Божию Матерь за Ее милости.

И надо еще дальше смотреть: пост ведь дан Богом еще в раю, и пост был нарушен, а из-за этого мы потеряли рай, благодатное общение с Богом лицом к Лицу – грех положил средостение, преграду между Богом и человеком. И чтобы его снять, нужно было Самому Богу Святым Духом через Божию Матерь воплотиться, прийти на землю и совершить дело Искупления – вот что натворили наше непослушание и наше невоздержание в посте; оказывается, пост имеет очень большое значение для человечества!

Тогда человек не мог удержаться, а сейчас мы должны осознавать, что пост важен для нас: он есть средство быть в послушании воле Божией (это Божия воля – поститься). Понимая, что нарушение поста принесло нам катастрофу, нужно восстановить потерянную связь с Богом постом и молитвой, своим трудом и, конечно, благодатью Христовой.

Тогда был один пост, а сейчас 4 поста, еще есть однодневные посты (среда и пятница, другие дни). Церковь осознает, что пост необходим человеку: за нарушение поста мы потеряли благо, милость Божию быть с Ним постоянно лицом к Лицу, беседовать, получать благословения, назидания и так далее. Чтобы эту связь восстановить, надо поститься. (Окончание в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Самое ответственное призвание наше – это быть христианином и членом Церкви

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодняшний день исполнен очень многих смыслов, имеющих большое значение для выбора человеком его жизненного пути. Всем хорошо известна Евангельская история, которую мы сегодня слышали во время Божественной литургии, – об избрании Петра, Иакова и Иоанна, трех апостолов, с тем чтобы они стали очевидцами преображения Спасителя на горе Фавор (См.: Мф. 17, 1 – 9). Возникает вопрос: а почему были избраны не двенадцать учеников? Не семьдесят? Не те огромные толпы, которые сопровождали Спасителя по Галилее? Казалось бы, для того чтобы явить Божественную славу, удостоверяющую Божественную сущность Спасителя, Его Божественную природу, надо было это свидетельство обратить к как можно большему количеству людей. Но Господь избирает, даже из числа апостолов, только троих – Петра, Иакова и Иоанна.

 
Архипастырь

Епископ Орский и Гайский Ириней: Ставить ту или иную молитву выше Чаши Господней мы не имеем права

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс