Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (1026) → Епископ Орский и Гайский Ириней: Ставить ту или иную молитву выше Чаши Господней мы не имеем права

Епископ Орский и Гайский Ириней: Ставить ту или иную молитву выше Чаши Господней мы не имеем права

№33 (1026) / 1 сентября ‘19

Архипастырь

Вопрос телезрителя Игоря из Москвы: «Нужно ли заново креститься, если человека крестила бабушка на дому?».

– Мы исповедуем «едино крещение во оставление грехов». Хорошо, если вы уверены, что вас (или любого другого человека) крестили на дому как подобает – не просто произносили какие-то слова молитвы, а нужную форму («Крещается раб Божий (такой-то), во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святаго Духа, аминь»), но, как показывает практика, «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся»» прочитали – и считают, что человек крещен. По этой причине лучше все уточнить у тех, кто говорит, что вас крестили. И согласуйте, пожалуйста, свое дальнейшее или Крещение, или продолжение Крещения со священником.

Очень частые вопросы, кстати: во время безбожной власти, когда священников мало было, бабушки крестили – как знали, как умели.

– «Как умели» не значит «как надо», поэтому в данном случае мы всегда предлагаем (в Орской епархии у нас действует этот принцип): узнайте точно, какие молитвы читались. Если не произносили точную форму – лучше человека крестить («аще некрещеный»).

А если действительно читалось: «во имя Отца, аминь; и Сына, аминь…», – здесь как?

– Священник совершает нужные молитвы, молится и дальше продолжает Крещение и Миропомазание.

Вопрос телезрителя Владимира: «Игумен Никон (Воробьёв) говорит, что молитва Иисусова – прямой путь в Царство Небесное, что мы или не пользуемся, или мало пользуемся этим оружием. Если даже мысленно ее читаешь, она распространяется на все то, что нас окружает».

– Увы, молитва забывается. А главную молитву оставил нам Сам Христос – это молитва «Отче наш». И выделить только молитву Иисусову – тоже неверно. Есть Причастие, все строится вокруг Чаши. И, приступая к Причастию, я должен к этому готовиться, в том числе совершая эту молитву, но ставить ту или иную молитву выше Чаши Господней мы не имеем права – Христос оставил Себя в этом таинстве.

Молитва Иисусова – это очень важно и очень хорошо. Все люди должны совершать ее. Но как? Перед этим нужно уметь прощать – и помнить, что даже Христос совершал перед распятием молитву, но как? Священное Писание передает нам: был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Вот как надо ее совершать. Можно этими словами, можно взять другие молитвы. Самое главное – внимание и чувство покаяния: если молитву я совершу со вниманием, то буду услышан (если я предстою перед руководителем и вместо просьбы (или вместе с просьбой) поворачиваюсь, кручусь, отвечаю по телефону, то он не услышит – нет внимания, так что важно, как произносишь молитву).

Это стоит в основе любой молитвы – не только молитвы Иисусовой. Но это важная молитва, и спасибо, что ее совершаете.

Владыка, есть очень важный и актуальный сейчас тезис: князь Владимир Русь крестил, но момент, как идет просвещение, очень спорный – Русь крещена, но не просвещена. Даже сейчас мы видим – прошла тысяча лет, а у нас очень большие проблемы с просвещением: столько людей, даже зная о Православии, вообще не понимают, что происходит. Что можно сделать, чтобы о нашей вере правильно узнали все?

– Очень много делается, и низкий поклон в том числе и вашему каналу, который просвещает людей, говорит о Боге. Я думаю, о Боге говорить важно, но на первом месте стоит наше обращение к Богу – мы должны больше говорить Богу о людях, чем людям о Боге; бывает, иногда человек забывает эти слова.

А что касается просвещения – ответственность лежит на каждом из нас, и каждый пытается как может. Важно было всегда учить не только словами, но и поступками. В советское время практически не было проповедников, миссионеров, но был чудный, можно сказать, миссионер, который жил намного раньше, – преподобный Андрей Рублев. И его иконы (в частности, икона «Троица») говорят о многом… В наше время проповедь тоже ведется, есть успехи – и верю, что Господь даст еще силы каждому желающему говорить и о Боге, и Богу о людях.

Есть такая фраза: очень важно, чтобы мы не заслоняли собой Христа… Владыка, важный момент: миссия вашей епархии – есть ли моменты, когда действительно нужно идти и проповедовать в деревнях? Может, есть малые народы, еще кто-то?

– Слава Богу, наши батюшки трудятся в поте лица и говорят и Богу о людях, и людям о Христе. Последний месяц я служил по многим деревням; недавно мы крестили в одном месте около 30-ти человек, в другом месте – 70. А перед этим несколько раз ездили туда, беседовали с народом, и люди уже были готовы принять Крещение. Знаю, что в этом году один наш священник в день князя Владимира крестил в речке более 50-ти человек. А в прошлом году в этот же день с этим священником мы там же крестили 96. Так что миссия продолжается, наши батюшки трудятся, и низкий поклон им за труды.

Я недавно встретил человека, который крестил своего сына – «бабушка хотела», он же в этом не видит ничего. Как правильно к этому относиться? С одной стороны, я сочувствую ему, сочувствую крестному – крестный вроде как нормальный, все понимает, но он не может влиять на этого ребенка, ведь его родителям все равно: крестили, ведь «бабушка просила». Может быть, как многие говорят, не нужно было его крестить?

– Если кто-то просит – крестить можно. Но важно пригласить и родителей, ведь они должны принимать этого ребенка, воспитывать в будущем. И стоит, между прочим, сказать: «Крещение важно, крестный нужен. И сами подумайте – наступает момент, когда дети не хотят слушаться родителей. В 13–15 лет они ищут авторитеты, и если есть крестный, который стал для этого ребенка большим человеком, авторитетом, то он может повлиять». Поговорить с родителями – и, может быть, они тоже поймут, что это важно. Иногда бывает, что через Крещение ребенка приходят к вере бабушки или крестные, и родители тоже. Как говорится, важно сеять – плоды будут сразу или позже.

Что касается Орской епархии, у нас есть врач-хирург, который совершает великое дело – лечит людей, делает операции. И о Боге он говорит аккуратно, красиво. Сам преподаю в нашем институте и имею возможность говорить людям о Боге, призывая их стать лучше. И, бывает, проходит время, они крестят детей, или принимают Крещение сами, или венчаются. Многие из них спорили со мной на уроках, но спор был уместным, важным, и он показывал, что есть хорошие плоды. Радуюсь за наших студентов. Дай Бог, чтобы в каждой епархии проповедь о Христе звучала из уст священников и епископа… Я преподаю светские предметы – историю Европы и Америки (Новое время) и историю мировой и отечественной культуры.

А Вы приходите в рясе, с панагией?

– Бывает, да, бывает, нет, но в черном – всегда; надо сказать, без рясы, бывает, прихожу, без подрясника – никогда.

То есть они знают, что это духовное лицо.

– Да. В расписании стоит: епископ Ириней.

А двойки Вы ставите?

– В основном девчонкам. А вот подумайте – почему? Ведь главное послушание студента или ученика – учиться; если кто-то не учится – совершает грех.

«Когда не учишься – это грех, нарушение послушания» – когда это говорили, мне очень не нравилось – я думал, это дело добровольное. (Смеются.)

– Учиться надо всегда – ты просто обязан. Если ты не выучил урок, значит, совершил грех. Ставлю двойку – девчонки начинают плакать: за свои грехи. Если я человека привел к покаянию через двойку, то, думаю, это хорошо. Но это так, шутка. Они понимают прекрасно, что не правы, заслужили.

Вопрос телезрителя: «Есть масса теорий о Крещении самого Владимира. Я знаю, что крестился он только из-за условия, которое поставила Анна, чтобы жениться на ней – это было ее условие, а не то, что он так воспылал к вере. Это во-первых. Во-вторых, известно, что он крестился под Киевом с именем Василий, а не в Херсонесе. Там он венчался, когда был уже крещеный. Так где тут правда, а где ложь?».

– Есть много исторических документов, свидетельствующих о том, что действительно Константинополю угрожал Варда Фока, нужна была помощь. Император Василий обратился к князю Владимиру: «Окажи помощь, отправляй войска». Он согласился помочь – при условии, что тот выдаст свою сестру за него замуж, отправил войска, мятежника разбили. И он надеется, что тут же получит Анну. Но следующее условие: принять Крещение. Князь Владимир понимает, что вроде договорились об одном, он выполнил то, что положено, – и новые требования. Тогда он идет на Херсонес – это житница Византии, город кормил Константинополь. Видя все это, ему действительно еще раз говорят: «Хорошо, мы выдаем ее за вас, но вы принимаете Крещение». Она отправляется. Он заболел, а приняв Крещение, начинает видеть все по-новому. И в какой-то степени – да, первоначальным условием для Крещения было быть вместе с этим человеком.

Но Христос так полюбил Владимира, что дал ему силы, и он стал другим: об этом свидетельствуют многие документы. Но желание иметь супругу – сестру императора Василия – было. И естественно, если он принимает Крещение, то в честь Небесного покровителя императора Василия был крещен как Василий – но был известен и в истории прославился как Владимир (напомню, что Ольга была в Крещении названа Еленой, Александр Невский накануне смерти принимает монашество, но все равно он как Александр вошел в историю, а не как Алексей). А так – спасибо за очень хороший, интересный вопрос.

Это наш постоянный телезритель Евгений из Белгородской области – уже по голосу узнаем.

– А еще, что касается учителей, двоек, – хороший учитель, если ставит двойки, то объясняет, почему. Иногда ставишь двойку, а ученик не понимает: что ж я не знаю? И в следующий раз важно спрашивать и то, что он не знал. Таким образом, он повторяет (и знает, что должен повторять) материал, которого не знал. Но если он ответил на пятерку то, что знал на двойку, оценку нужно ставить действительно ту, которую он заслуживает: человек не знал, но сегодня знает. По этой причине – да, ставлю хорошие оценки, если человек исправляется, а тройки как раз не люблю ставить: двойка заставляет пересмотреть материал, выучить его заново.

Вспомнил шутку, как в академии отец Алексий Ширинкин ставит точку в журнале и называет это «кол – вид сверху». Владыка, мы знаем, что у князя Владимира был выбор – приходили разные послы... Почему выбор пал именно на Православие?

– Да, пришли те же иудеи (хазары), просили: «Давайте…». Но ему стало понятно: «Если вы говорите, что Бог вас любит, покажите, где ваша страна: вы так рассеяны». Что касается мусульман – приехали представители Волжской Булгарии. Но, прекрасно понимая, что с соседом нужно жить хорошо, быть в дружбе, в хороших отношениях, он говорит: «Вы знаете, мы любим и гулять, и выпивать. А вам нельзя… Мы пока еще не готовы это рассмотреть. Мы вас очень уважаем и любим, но пока не готовы». Вот что касается папы…

Хотя тогда с католичеством еще не было такого разделения.

– Но все равно пытались каким-то образом повлиять, но не получилось. По той причине, что в Киеве знали, как и чем прославился, например, папа Иоанн XII, не самый благочестивый...

И это смутило даже язычников?

– Конечно. Ведь проходили переговоры, приезжали купцы из разных мест... И папа запрещал в Польше совершать богослужение на славянском языке. Поэтому иметь что-то общее с этими людьми, которые вчера были одни – сегодня другие?.. Лучше – в сторону.

А греки удивили тем, что рассказали историю Ветхого и Нового Завета, о страдании – и показали картину Страшного Суда: имейте в виду, что ожидает. Важно было и на это обратить внимание. И князь, думаю, обратил внимание на стойкость в вере мучеников, которые пострадали. Он выбирал, искал – причина не только в Анне, что она заставляет его принимать христианскую веру, ведь он делает главным языческого бога киевлян Перуна и надеется, что тот объединит всех. Оказалось – нет, были верующие, которые не хотели поклоняться Перуну. И, увидев, как страдают христиане, он подумал: какая вера настоящая! Это тоже был сигнал. Так что беседы, жизнь вот этих мучеников, их страдания тоже повлияли положительно на решение князя Владимира.

Вы привели пример – крестятся более 90 человек. Это, наверное, в основном уже взрослые люди – что им делать далее, чтобы лучше понять веру? Зачастую огласительные беседы перед Крещением для кого-то полезны, а для кого-то их мало. Дальше какой шаг должен быть в Церкви?

– Мы ездим постоянно туда, и у нас после службы проходят беседы. В ближайшее время вернусь в Орск и поеду по районам, где уже был. И до этого показывали, и сейчас покажем какие-то фильмы. И продолжим беседовать – беседа вечером, утром после Литургии: только так закладывается хороший фундамент. Если ты оставляешь человека, тогда он забывает, что крещен, но если продолжаешь с ним работать – есть плоды.

Постоянная работа, и только так?

– Да, постоянные беседы. И очень хорошо, когда заканчивается служба – накрывается стол: общая трапеза объединяет – общие вопросы, какие-то истории... Вот это все есть в нашей Орской епархии.

Вопрос телезрительницы: «39-й год – крестили в маленьких церквушках или часовенках, и говорили, что человека погружали, а не крестили. А погружение – это значит не Крещение как будто? Если не у кого узнать, было погружение или Крещение, как быть человеку?».

– Практически этот же вопрос мы сегодня уже слышали, и я дал ответ: если есть какие-то сомнения – пойдите к батюшке, пускай еще раз покрестит. Но если есть возможность узнать, какие читались молитвы, если крестили «во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь», – тогда человек крещен. Но если нет уверенности, что могли крестить правильно, то лучше покреститься – это грехом не будет.

Владыка, есть мнение: если тебя окропили или просто облили, а не погрузили в купель – это не Крещение.

– Конечно, важно и правильно, чтобы человека крестили целиком, чтобы он погружался в воду. Ведь смысл в том, что он умирает и рождается для новой жизни. Но бывает, что нет такой возможности – нет купели, нет воды. И тогда просто берем песок и крестим человека – бывает и такой способ. Самое главное – желание человека стать другим.

Когда я провожу беседы перед Крещением, я предлагаю всем подумать: когда ты идешь служить в армию – даешь присягу, ты ее учишь. Или устраиваешься работать на заводе – должен подписывать те или иные документы, что готов соблюдать положенные правила, технику безопасности: пока я ничего не подписывал, я еще не стану работником. И здесь то же: если вы хотите креститься, вы должны знать, во что мы веруем, что соблюдаем. Ведь иногда, бывает, верующие, крещеные, а как себя ведем? Бывает обидно, что нас обличают неверующие люди и говорят, какими мы должны быть.

Важно ведь еще благодарить тех людей, которые нам говорят: «Вы должны стать солью, светом, мы бы хотели видеть в вас ангелов. Если вы не делаете что положено, не живете как надо – вы для нас соблазн» – надо благодарить тех, кто наступает нам на палец: нога болит, и я узнаю, что у меня мозоль. Я должен стать светом для них и радоваться, что они изучают Священное Писание, знают учение Христа, учение нашей Церкви, и, кто знает, может быть, через какое-то время они станут настоящими христианами, и мы будем на них равняться.

Вопрос телезрителя Владимира Владимировича: «Господь по Воскресении дал Своим ученикам, апостолам власть решать и вязать грехи. Православная Церковь прославила князя Владимира как равноапостольного. Имели ли равноапостольные мужи, князья эту власть решать и вязать грехи?».

– Вы верно заметили: Господь дал эту власть апостолам, она передается через рукоположение, и получают ее священнослужители. Князь Владимир сделал все, чтобы люди приняли Крещение и каялись. Для этого он пригласил священников-греков из Константинополя, они были первыми священнослужителями, и он не брал на себя их роль: он понимал прекрасно – он во главе страны, а заниматься духовным просвещением, учить народ должны священнослужители, которые приезжали и совершали свое служение.

Владыка, давайте подытожим нашу встречу. Вам слово, попрошу обратиться к нашим телезрителям.

– Дорогие братья и сестры, на Украине беда, раскол – верю, что мы совершим общие молитвы, и Господь вразумит каждого, и увидят истинный свет – где он находится. Кроме того, хотелось бы, чтобы каждый из нас жил так, чтобы окружающие хотели стать, как мы, верующими людьми: по той причине, что мы любим свою веру, почитаем Христа и готовы отдать последнее и любить каждого, как полюбил нас Христос, до смерти. Помоги всем Бог!

Записала:
Татьяна Муравьёва

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс