Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (1021) → Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Самолечение

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Самолечение

№28 (1021) / 22 июля ‘19

Архипастырь

Лето в самом разгаре, много отдыхающих. Люди лечатся впечатлениями, нарзаном. Я хочу предложить тему самолечения – мы об этом еще не говорили.

– Тема очень актуальная. Много вопросов бывает по этой теме, и много людей, которые, к большому сожалению, в последнее время особенно, начинают лечиться через запросы в известных поисковых системах.

Нередко бывает, что начинают заниматься самолечением, когда разочаруются во врачах: поставили неправильный диагноз – куча денег ушла, пролечился, а не помогло. Тогда говорят: «Нет, сейчас такая медицина, что уж лучше я сам». Что Вы скажете?

– Когда мы говорим вообще о лечении, мы поднимаем достаточно глубокий пласт – и он упирается в самую душу человека. Ведь когда человек начинает страдать физически, это и напоминание о нашей смертности, проявление греховной испорченности, что в каждом из нас есть. Когда человек заболевает, поиск выздоровления заключается не только в поисках хорошего врача, который правильно и верно поставил бы диагноз, обследовал бы человека, но начинается и внутренний поиск, внутренняя борьба. Любой врач скажет, что самое первое лекарство, первая помощь – надежда человека: не столько уверенность его внутренняя, что он сможет преодолеть болезнь, сколько подключенность к Источнику жизни, если так можно сказать, которую мы называем надеждой. Самое главное – не терять надежды.

Действительно, Господь лечит – руками людей в том числе. Когда мы занимаемся поиском врачей, вполне естественно, что мы ищем их, узнавая, как они помогли другим людям: наверное, самый лучший пример успешности доктора, его профессионализма – вылеченные им пациенты, благодарные люди. Дай Бог, чтобы такой доктор встретился на дороге. Но бывают разные испытания. Сам иногда попадал в руки таких врачей, которых, понимаю, Господь посылал не только как помощников в выздоровлении, но еще и как Свое грозное предупреждение.

Если человек совсем отказывается от традиционной медицины и полагается только на духовную поддержку (освященное масло, молитвы, разговоры с духовником), как Вы к этому относитесь?

– Все зависит от мотивации: если в нем действительно такая глубокая вера и он всецело доверяет Промыслу Божию – слава Богу, это очень хорошо. Но ведь Господь и лекарей сотворил. Мы знаем не только из Священного Писания, но из всей истории Церкви, что и среди апостолов, и среди святых угодников Божиих было много людей, кто занимался лечением. Совсем недавно мы праздновали день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого) – он, пожалуй, один из самых известных наших соотечественников, который был и высококлассным доктором, хирургом, и епископом, священником. Ныне он прославлен в лике святых.

Когда человек сознательно отказывается от доктора, не оказалось бы, что он отказывается от руки Божией, ведь Господь на просьбу человека поддержать его, исцелить действует по-разному, в том числе и посылая врачей. Так что здесь нужно быть очень внимательным…

Многие обращаются не к традиционным врачам, а к народным целителям. Что интересно, люди таким бабушкам доверяют, ведь, как правило, они требуют, чтобы ребенок был крещен. В таком лечении есть опасность?

– Это крайне опасно двумя вещами. Во-первых, тем, что, если вовремя не обратить внимания на реальную болезнь, она может развиться в еще более тяжелую форму. А второе (и самое главное) – тем, что естественная человеческая вера, человеческая надежда начинают неестественным образом использоваться. Я поясню, о чем говорю. Подобного рода псевдодуховные практики очень часто приводят человека к совершенно обратному действию – глубокому внутреннему изменению своей веры, потрясению, болезни, которая от тела набрасывается на душу: начинает болеть душа. Подобного рода практики, как правило, всегда приносят еще больший вред.

Надо ли человеку каяться, если он использовал эти практики?

– Обязательно: покаяние – это, если хотите, тоже очень важная форма лечения собственной души. Покаяние – тот самый пластырь, который священник накладывает на душу человека. Раскаяние и Исповедь – удивительные таинства, приносящие человеку глубокое излечение его собственной совести. Без Исповеди совесть никак не подлечить.

Вопрос о гомеопатии: за или против?

– Однозначно сказать нельзя. И хороший монастырский травяной чай помогает – особенно если монастырь находится где-то в лесу. Нередко братия монастыря хорошо разбираются в лекарственных травах, и никто не оспаривает силу лекарственных трав; наоборот, мы знаем, что они действительно помогают человеку и избавляют в том числе от физических недугов. Но, повторюсь, в любом случае, когда человек чувствует в себе серьезный недуг и видит, например, что головная боль не такая, как обычно, что к этому есть серьезные причины, было бы хорошо обратиться к специалисту на предмет обычного обследования. Дай Бог, чтобы обследования показали, что надежда есть и можно помочь человеку.

Аюрведическая медицина, китайские иглотерапевты – даже в наших санаториях эти практики распространены. Православный человек может идти на такие процедуры?

– Все зависит от того, что за этими практиками следует, какие условия. Одно дело, когда врач говорит, что нужно надеть бахилы, и другое – когда он говорит, что человеку нужно поменять свои религиозные взгляды, добавляет какие-то особые духовные практики всевозможных созерцаний, медитаций и всего прочего. Эти практики уводят православного человека от истинной веры и наполняют душу сомнением и смущением. Я посоветовал бы избегать подобного рода воздействий.

Если речь идет о лечении, в том числе посредством рефлексотерапии или других методов (у нас действительно много своих замечательных методов), то нужно смотреть на результативность подобного рода лечения, советоваться со своим врачом, насколько они могут быть полезными: например, есть любители принимать всевозможные минеральные ванны, а потом это заканчивается не совсем хорошо для человека – оказывается, ему были противопоказаны подобного рода воздействия. Нужно обязательно советоваться со своим врачом.

Владыка, спасибо большое за беседу. Ваше заключительное слово...

– Спасибо большое за очень интересную тему. Я думаю, многие наши собеседники нашли ответы для себя. Хочу напомнить каждому из нас, что силу врача Бог вложил и в нас. Наше лицо нет-нет, да и промелькнет среди белых халатов, когда мы приходим к больным, к своим друзьям. Когда мы плачем с теми, кто плачет, и болезнуем с теми, кто болеет, мы становимся хорошими, надежными врачами. Бог даст, тогда и нас болезни будут касаться реже. Храни и благослови вас Господь! Не болейте!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Невозможно приблизиться к Богу, не совершая подвиг

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Святому преподобному Нилу Синайскому принадлежит очень важная мысль. По его словам, мы приближаемся к Богу в той мере, в какой мы совершаем подвиг. Это удивительная мысль, и ее нужно хорошо запомнить. Невозможно приблизиться к Богу, не совершая подвиг.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Игорь Петров: Внутренняя жизнь

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс