Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (1019) → «Лестница в Небо»

«Лестница в Небо»

№26 (1019) / 8 июля ‘19

Хранители памяти

Наталья Игнатьевна Комашко, куратор выставки «Лестница в Небо», ученый секретарь Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева: – Выставка называется «Лестница в Небо». Мы очень долго совместно с владельцем думали над названием и остановились на этом – как нам кажется, оно наиболее многогранно и наиболее соответствует характеру выставки: «Небо» – это горний мир, который человек не может себе представить физическими очами, но его раскрывают нам своей красотой иконы. Небо у нас истолковывается именно в таком своем значении. А почему «лестница»? Каждая икона – как ступенька для верующего человека в его молитве к Богу. Почему еще «лестница»? Для других людей, которые, может быть, не так близки к теме Церкви, Православия, это ступени постижения красоты иконы. И, конечно, ступени на пути коллекционера, который собирает памятники, реставрирует их, показывает людям, публикует их и вписывает их в историю – передает по наследству нашим потомкам, показывает их нашим современникам, делает нас всех богаче.

Само название выставки предопределило основной цвет – синий. Но это не такой синий, каким мы видим небо. Этот цвет часто характерен для изображения небес на иконах. У нас в экспозиции представлена замечательная икона начала ХХ века – «Сотворение мира», где как раз Господь творит мир на фоне такого темно-синего неба. Он творит светила, отделяет тьму от света, творит твердь земную. Этот камертон был задан самими памятниками.

В музее это вторая выставка Виктора Бондаренко – всего он их сделал 4: 2 первые были в Третьяковской галерее. Собственно говоря, сотрудничество между ним и нашим музеем ведется уже давно, с начала 2000-х годов. Он – непременный участник наших больших выставок. Обязательно находится у него что-то, что вписывается в тематику той или иной выставки, задумываемой музеем. Когда мы показываем памятники из его коллекции, выставки он делает только сам – это определенное зеркало самого коллекционера, его внутренний мир.

Сейчас мы делаем выставку не как некий обзор по истории русской иконописи XVII – начала ХХ века: мы решили, что сейчас мы действительно покажем каждую икону как самоценное произведение. Конечно, каждая из них написана в тот или иной период, имеет автора, вписана в контекст истории русской иконописи, но нам захотелось показать каждую из них как самоценный художественный и духовный организм.

Центральный памятник – икона Богоматери Ильинско-Черниговской – написана в начале XVIII века русским мастером, работавшим даже не в Москве, а на Севере (она написана на хвойной доске – это верный маркер, что икона написана на Севере, где липа не растет). Изображение восходит к гравюрам этой иконы, которые переплетались в книжку под названием «Руно орошенное» – в сочинение святителя Димитрия Ростовского, как раз посвященное чудесам от этой иконы, случившимся в Ильинском Троицком монастыре в Чернигове. Художник не остановился только на том, чтобы скопировать гравюру, которая была у него перед глазами. Он решил дополнить изображение новыми смыслами. В верхних углах композиции он поместил два картуша – декоративных щитка, увенчанных херувимами. В одном из них, левом, мы видим текст молитвы, обращенной к Богоматери, а справа – двуглавого орла: герб Российской империи. На груди орла мы видим изображение молодого Петра I. Это немного странный момент. Икона написана в начале XVIII века, но Петр здесь изображен юным, еще безбородым, в одеждах, характерных для старой Москвы, старомосковской традиции. Это связано с тем, что художник использовал образец, а образцом была монета, изданная тогда, когда Петр был еще юным и царствовал вместе со своим братом Иваном. Таким образом, художник совместил разные источники – монету, гравюру – и создал произведение, которое, на его взгляд, соответствовало поставленной перед ним задаче. Он вписывал это изображение в контекст российской истории.

У нас есть еще редкие Богородичные иконографии. Например, представлена редчайшая икона Богоматери Игрицко-Песоченской. Она прославилась в костромских землях. Она пропала, была украдена из действующего храма в начале 1980-х годов – где она, мы не знаем, а списки с нее очень редки, они трудно идентифицируются, их мало. Здесь представлен не просто список, но еще и дополненный изображениями евангелистов, святых. Она орнаментирована и введены еще прообразовательные символы ветхозаветной Богоматери. Это очень интересное произведение костромской художественной традиции конца XVIII века.

Икона очень редкая по иконографии – великомученик Никита в житии. Житийные иконы великомученика встречаются очень редко, а эта отличается еще и большой виртуозностью миниатюрного письма. Этот памятник безусловно связан с традицией царских мастеров Оружейной палаты – у нее есть точные стилистические аналогии, на основании которых исследователи предполагают, что мастером был царский изограф Сергей Рожков. Он был родом из Костромы и за умение писать тонкие миниатюрные иконы, в чем он был большой мастер и что очень ценилось при царском дворе, был переведен в Москву. Дальше уже работал в Москве в составе жалованных мастеров Оружейной палаты.

Икона отличается виртуозностью тонкого мелочного письма, насыщена узорами – такая радость для глаз, когда рассматриваешь каждый сюжет! И житие здесь представлено каноничное. В отличие от провинциальных мастеров все это очень строго выдерживалось при царском дворе, где использовали только канонические жития – апокрифы не использовали.

Одна из последних из икон, вошедших в список экспонатов выставки, она была отреставрирована буквально накануне подготовки экспозиции. Это икона работы Николая Емельянова – мастера начала ХХ века, очень тонко постигшего художественный язык древнерусской иконы и очень удачно использовавшего его приемы. При этом он писал так, что мы никогда не перепутаем – древняя перед нами икона или это написано человеком ХХ века. Долгое время об этом художнике мы ничего не знали, но в последнее время очень активно изучаем его биографию и творчество в стенах нашего музея. Это икона Благовещения. Здесь представлена традиционная иконография, и художественный язык иконы подчеркнуто традиционен. Мастер пишет икону на золоте, причем золото покрывает не только фон, но и поля иконы. Здесь он как бы апеллирует к древнему периоду, можно сказать, даже византийскому. Условный художественный язык характерен для древности, но в то же время художник подчеркивает рисунок, делает его более крепким. И цветовые сочетания здесь скорее уже идут от эпохи модерна, когда он жил и творил.

Мы показываем памятники разных эпох, но каждый из них самостоятелен. Их можно рассматривать достаточно долго, у каждого из этих памятников есть своя интересная история.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс