Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В московском музее имени Андрея Рублева идет последняя неделя работы выставки «Святые врачи. Образы целителей в восточнохристианском искусстве». О выставке и представленных на ней иконописных произведениях – в этом выпуске нашей программы.
Христос Воскресе, дорогие телезрители! Мы находимся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева на временной выставке «Святые врачи. Образы целителей в восточнохристианском искусстве».
Юрий Николаевич Куракин, заведующий сектором лекционной и экскурсионной работы музея имени Андрея Рублева: – Мы находимся с вами на выставке, посвященной святым врачам, целителям, а также святым, которые покровительствовали отдельным видам врачебного искусства. Данная выставка уникальна, потому что собрала в себе 130 экспонатов из различных музеев. Помещенные в одном пространстве, экспонаты объединены общей идеей: показать сонм святых, связанных с врачебной и целительской деятельностью.
В экспозиции также представлены уникальные экспонаты, посвященные представлениям наших предков о врачевании, каким они видели его в древности. Прообразом святых врачей был Иисус Христос, Который исцелил за Свою жизнь немало людей. Два исцеления мы видим на этих иконах – исцеление слепого и исцеление расслабленного у Овчей купели.
Наша выставка разделена на две части: первая часть посвящена святым врачам, которые имели непосредственное отношение к врачебному искусству, вторая – святым, отвечающим за тот или иной вид врачебного искусства. Например, святые покровители, которым молились от трясовиц, глазных заболеваний, зубной боли и так далее.
Хочу обратить ваше внимание на иконы, посвященные святым Косме и Дамиану. Эти покровители врачебного искусства были врачами. Жили они в IV веке нашей эры. Их иконам поклонялись во всем христианском мире. Святых почитали и в России: есть Космодамианская набережная в Москве, город Козьмодемьянск в Марий Эл. Они всегда изображаются в одеждах с предметами врачебного искусства, целительства: это лжица и шкатулки с лекарствами.
Надо сказать, что различались три пары святых Космы и Дамиана. Они все были врачами, целителями, но наиболее известны Асийские, происходящие из Азии и жившие на севере современной Сирии.
Предлагаю вашему вниманию икону, посвященную Косме, Дамиану и Иакову, брату Господню. Эта икона происходит из Новгорода, датируется серединой XVI столетия. Здесь изображен сонм целителей, как его воспринимали наши древние предки-новгородцы, создатели данной иконы. Надо сказать, что из сонма святых Косма и Дамиан пользовались наибольшей популярностью именно как святые врачи.
Христианская Церковь разделяет три пары святых Космы и Дамиана: Асийские, Римские и Аравийские. В церковном календаре их память празднуется: 1 июля, 17 октября и 1 ноября. Чем они отличаются с точки зрения иконографии? На представленных в нашем музее Минеях изображаются святые, которые различаются между собой. Святые Косма и Дамиан Асийские изображаются с бородами, святые врачи-целители Косма и Дамиан Римские – безбородыми. Это были молодые люди, которые получили образование и исцелили даже римского императора от кривошеести. Но их учитель позавидовал успехам своих учеников, заманил в пустынное место и повелел забить их камнями. Они считаются мучениками, в отличие от Космы и Дамиана Асийских.
Также мучениками являются Косма и Дамиан Аравийские. По их наименованию понятно, что они жили в Аравии. Косма и Дамиан Аравийские отличаются от других тем, что их, как правило, изображали темноликими. Нам известно, что это были мученики, и замучены они в Аравии. С их житием связано одно интересное чудо, так называемое Корсунское чудо превращения воды в вино.
Большую известность получили святые братья Косма и Дамиан Асийские, бессребреники или безмездники, то есть не бравшие за свою работу ни серебра, ни мзды. Они показали образец служения всем последующим христианским врачам. Изображаются как братья, достаточно молодого возраста, с небольшими бородками. Их житие рассказывает нам о том, что между ними произошла ссора, связанная с тем, что один из братьев принял от некой женщины Палладии три пасхальных яйца. Второй брат посчитал, что это была плата, которую недостойно принимать, поскольку человек обещался не брать никаких средств за свое лечение. В обиде он сказал, что не хочет быть похороненным вместе со своим братом. В житие рассказывается, что, когда оба брата умерли, люди находились в недоумении, но явилась верблюдица, которую братья когда-то исцелили. Она человеческим языком сообщила о том, что Косма принял эти три яйца не мзды ради, а ради Христа, поэтому никакой вражды быть не должно. Тогда люди, успокоившись, похоронили их в одной могиле. На иконе мы видим верблюдицу так, как она представлялась средневековому человеку, который не мог видеть верблюда и не знал, как он выглядит. Эта икона XVI века происходит из Кашино (это Тверь, Центральная Россия), на ней – такая абсолютно уникальная иконографическая деталь.
Исцеления совершались, как нам известно из Библии, и в Ветхом Завете. Известен сюжет о некоем Товии, который исцелил своего отца Товита и свою жену от злого духа Асмодея. Поскольку болезни воспринимались в первую очередь как наказание за грехи, то, соответственно, исцеление могли принести обращения к святому. Товия обратился к Архангелу Рафаилу (кстати говоря, его имя переводится на русский язык как «целитель», «исцеляющий»). Архангел посоветовал поймать рыбу, вынуть из нее печень, сердце и желчь и желчью помазать глаза отца Товита, после чего отец исцелился.
Хочу привести слова Архангела Рафаила, которые он сказал Товии, изложенные в книге Ветхого Завета. Эти слова очень хорошо иллюстрируют то, как врач должен подходить к исцелению больного: «Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать» (Тов. 12, 8–9). Мы видим здесь отношение людей к врачебному искусству как к творению милостыни.
Записала:
Ирина Обухова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.