Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Владыка, хочу предложить тему, которая в нашем регионе актуальности не теряет, – христиане, мусульмане: как мы вместе здесь живем. Вы можете себе представить Кавказ, осталась одна конфессия?
– Да, это каждый день актуально… Тогда это будет уже не Кавказ, а что-то другое. Наш регион имеет не просто сложившуюся традицию, это глубокие корни, которые по сей день плодоносят, дают рост новым побегам. А если это выкорчевать, поле перестанет быть благодатным, это будет что-то другое.
Мы все время слышим о толерантности. Насколько возможно наше взаимодействие без нарушения границ друг друга?
– Я скажу, что не только в нашем регионе, но и во многих регионах, где живут люди разных традиций, разных конфессий, такие взаимоотношения просто неизбежны и вполне естественны.
Если говорить о конкретных примерах, когда мы ищем людей, в том числе чтобы строить храм, вопрос, какой религиозной традиции человек, вообще не встает: главным вопросом остается его профессиональность.
Что касается нарушения границ – для этого нужно прежде всего знать собственную традицию. Я нередко слышу: «Вам там непросто – нужно столько всего знать, как принято у кого-то, чтобы никого не обидеть, не оскорбить».
Я недавно рассказывал о своей поездке в Сирию, где в мечети Омейядов хранится частица главы Крестителя Господня Иоанна, которая находится в специально уготованном месте, – к ней приходят поклониться и мусульмане, и христиане: она находится в самом пространстве мечети. И такая элементарная вещь, как подойти поздороваться, спросить что-то, разузнать (а не идти, что называется, «на прорыв»), способна открыть для тебя соседнюю культуру, традиции, – и это бывает даже очень полезно.
После экскурсии в буддистский храм в Элисте или посещения мечети необязательно бежать сразу на Исповедь?
– Мы должны понимать, зачем мы это делаем: если мы движимы каким-то «хочу все знать» или «просто посмотреть», это не принесет никакой пользы. Если же мы идем для конкретного дела, зная, что там находится какая-то святыня или потрясающее произведение искусства, с этой мотивацией мы можем подумать о посещении, – но это не должно относиться к твоей религиозной жизни (ты не участвуешь в общих обрядах и так далее). Здесь надо быть очень осторожным.
Кстати, иногда другие традиции предлагают совершить какие-то действия: поставить свечи или покрутить барабаны. Я бы посоветовал руководствоваться своей традицией и воздерживаться от того, что является религиозной традицией других людей. А проявить акт уважения (к примеру, разуться, если так принято) – мне кажется, в этом нет ничего страшного.
Что касается межконфессиональных браков, на Кавказе это не редкость. В христианской среде Вы как-то пытаетесь это предотвратить?
– Нет такой задачи – предотвратить: как можно предотвратить любовь двух людей? Мне кажется, что нужно только помочь. Ведь когда родители узнают, что их дочь (или сын) с кем-то встречается, они беспокоятся, чтобы эти отношения не были порывами страсти, вспыхнувшего пламени, а чтобы это были настоящие, глубокие, искренние чувства. И один из признаков этих чувств – уважение (в том числе и к религиозной традиции другого человека).
Конечно, с такими людьми мы говорим, чтобы они понимали, какие в дальнейшем могут быть сложности. Какого рода сложности? Отношений в семье, ведь это разные традиции (есть свои обряды, свои обычаи): нужно понимать, можете вы в этом участвовать или не можете. Но если будущий муж не будет ставить условием для своей супруги, чтобы она поменяла свою веру и приняла веру, в какой находится он, если такая свобода есть, такие браки могут быть вполне счастливыми.
Я замечаю на улицах все больше славянских лиц в хиджабах. Вы в молодежной среде ведете разговоры об этом? Почему наши девушки туда уходят?
– Да, веду. У меня не так давно был очень долгий разговор с одной из таких девушек. Мы говорили прежде всего не о религиозном факторе выбора: в таких случаях это является не самым важным. Самое важное – как дальше жить в этой традиции.
Эту девушку в хиджабе я сначала спросил, можно ли в нашем разговоре называть ее так, как мама называла, а не тем именем, которое она теперь носит. Она согласилась. Я сказал ей: «Хорошо, ты говоришь об этом выборе. Но ты же понимаешь, что тебя никогда в этой семье не назовут дочерью, ты всегда будешь в каком-то смысле чужим человеком. Ты готова навсегда отказаться от своей культуры, в которой ты родилась и выросла, все это потерять? Как ты с этим сможешь жить? Ты сможешь стать другим человеком?». И девушка задумалась. Я не знаю, как сейчас сложилась ее судьба – она живет в другом городе, но молюсь о ней, вспоминаю в своих молитвах и прошу, чтобы Господь сохранил в ней свободу, в том числе свободу в собственных традициях, в которых она выросла.
Могу еще о другом сказать. Я нередко общаюсь с представителями исламской религиозной традиции, и они говорят, что такие люди для них тоже становятся определенного рода проблемой: они становятся очень ревностными неофитами, и эта ревность иногда бывает, что называется, не по разуму и приводит к разного рода сложностям в отношениях, в собственной жизни. Об этом тоже надо всегда думать.
Вы задали вопрос, говорим ли мы об этом с молодежью. Обязательно говорим. И я очень надеюсь, что такие разговоры действительно приводят к возможности свободного выбора, вне условностей.
Во время больших религиозных праздников, когда мы попадаем на съемки в мечеть, например, во время праздника курбан-байрам, все время застолье: угощают пловом, разными яствами. И христиане, я знаю, на Пасху всегда приглашают соседей мусульман. Обмен угощениями возможен?
– Это очень хороший обмен. В рамках культурного обмена обмен угощениями – наверное, один из самых полезных. Я вырос и родился в городе Грозном. Рядом по улице жили и ингуши, и чеченцы. И на Пасху мы всегда их угощали куличами и крашеными яйцами, а в праздник курбан-байрам мы получали угощения от своих соседей. Это вполне нормально.
Что Вы отвечаете, когда говорят: «Бог один, и неважно, где молиться – в мечети или в храме»?
– Важно. Я уже много раз говорил о пространстве собственной культуры, не затрагивая теологические вопросы и вообще понятие истины, а они имеют для человека крайне важное значение. Ты должен знать, какого ты родства, какого ты свойства, только тогда ты можешь использовать себя по назначению (если так можно выразиться) и не дать, чтобы тебя использовали. Это очень важно. И вопрос выбора религиозной традиции – это вопрос не просто удобства или универсальности, это вопрос твоей собственной человечности.
Однажды академик Д.С.Лихачев сказал очень интересные слова о собственном религиозном поиске, религиозном выборе, очень просто объяснив свое христианство. Он сказал: «Я во Христе, в этой вере, увидел Бога, Который страдает за человека, умирает за человека, и меня это глубоко поразило». Я думаю, что у каждого человека есть подобного рода ответы о выборе своей религиозной традиции, но это именно выбор, это именно имя, а не некая универсальность, как я уже сказал.
Владыка, большое спасибо за беседу! Сейчас – Ваше слово...
– Спасибо большое за нашу дискуссию и за интересные вопросы. Дрогие братья и сестры, дорогие друзья! Я хочу вспомнить слова апостола Павла, который говорит: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». Пусть желание мира исходит из собственной любви к своей культуре, своему языку, своим традициям, своей семье, и тогда мира станет больше.
Записал:
Владислав Рябов
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.