Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №22 (1015) 2019
Владыка, мы сейчас говорим: «Зачем поститься? Зачем изнурять свое тело?»
– Мы, православные люди, понимаем, что Искупление совершается нашей волей и благодатью Христовой – надо приходить к Врачу Небесному и говорить: «Господи, я грешный, недостойный, слабый, ничего не могу. Помоги!». Плач, просьбы, моления, поклоны, пост, воздержание – все это вместе средство, чтобы Господь, видя наши старания, совершил дело нашего искупления: Он же не просто пришел – Он прошел путь страдальческий и тем самым показал, как должны мы, христиане, вести эту жизнь.
С первых дней Своей жизни на земле Он показывал смирение (родился в яслях для скота), терпел унижения, оскорбления, гонения от Ирода. Жизнь Христа Спасителя на земле была очень сложной, тяжелой, всегда в опасности: сколько раз хотели Его убить, бросать в Него камни, а Он Своей Божественной силой уклонялся – было еще не время... А мы хотим, ничего не делая, прийти один раз в год причаститься – и все, Господь должен меня уже спасти.
Это обман, заблуждение, и не надо поддаваться этому заблуждению нынешнего времени. Надо жить так, как жили наши предки: они были очень благочестивые, преданные Богу, верующие, выполняли все, что требуется.
Выполнение в точности всех правил христианской жизни не есть сумасшествие, как некоторые сейчас думают. Это преданность воле Божией. Раз Господь сказал, что в среду и пятницу надо поститься, то это воля Божия. Ну что же еще надо? Надо поститься – Он в среду был предан, а в пятницу был распят. А мы, как православные христиане, знаем значимость всемирной Жертвы Христовой на Кресте и, как ученики Христовы, должны хоть маленькую жертву принести Христу взамен Жертвы, которую Он принес за нас. Это благодарность Христу: «Господи, Ты пострадал за мои грехи, а я хотя бы в среду и пятницу буду немножко воздерживаться от мясных и молочных продуктов».
Конечно, пост – это не просто воздержание от мясного и молочного, но еще и воздержание от греха: грешить – это вновь распинать Христа. Вот хотя бы 2 дня в неделю я буду стараться вспоминать о Жертве Христовой. Конечно, надо иметь эту память всегда, но хотя бы – в среду и пятницу. Адам и Ева были изгнаны из рая за нарушение поста – нарушение заповеди Божией.
А мы сейчас говорим: «Зачем поститься? Зачем изнурять свое тело?». В Каноне Андрея Критского написано, что Мария Египетская изнуряла свое тело, свою плоть ради Христа, Который простил все ее грехи: она этим благодарила Господа, что Он дал ей такую милость – такую грешницу помиловал, не отверг от Себя, а принял ее и дал возможность быть с Ним. Она получила благодать за покаяние – не просто так продолжала пить, курить, блудить и говорить: «Я верующая во Христа». Нет. Она бросила грех, стала жить аскетично, чтобы искупить свой грех: она глубоко осознала его. Вот как совершилось над ней дело искупления ее падшей природы. Ее личные грехи и еще падшую природу Господь очистил так, что она ходила по водам, возносилась в воздух на молитве и т.д.: она уже была человеком не земным, а Небесным, уже находилась в Царствии Божием.
Все установленное нашей Церковью – на благо нашего спасения. Однодневные и многодневные посты, все, что есть в Церкви, мы должны исполнять. Это не фарисейство: если мы правильно к этому относимся, то это не будет фарисейством. Если неправильно, то, конечно, да.
Например, люди приходят в церковь и нас осуждают, что «идет оборот денег». Это непонимание. Господь, когда пришел в церковь и увидел неправильное отношение к жертве ради Бога, выгнал всех меновщиков денег и продающих. Почему? Они уже не Богу приносили жертвы – забыли про Бога, забыли, ради чего это делается. Это стало ритуалом, непонятным и неразумным! Поэтому Господь сказал: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли». Сейчас люди приходят в церковь, и происходит то же самое – как на базаре: это очень дорого, и что вы тут торгуете? По сути, люди не понимают, что они приходят в церковь к Богу и жертву Богу воздают ради себя, ради своего спасения, очищения, чтобы Господь послал им милосердие.
С какой душой будешь давать, так и Господь тебе воздаст: дашь с недовольством, гневом, осуждением – и ничего не получишь. Вспомни, как та вдовица последнюю лепту отдала Богу: Господь похвалил ее, и эта искренняя жертва до сих пор восхваляется во всем мире. Не «что», а «как»: как ты это делаешь, так и получишь от Бога. Получишь милость, благословение, радость, утешение, прощение грехов, а если дашь с осуждением, недовольством, то и не будет тебе ни милости, ни утешения...
Это не твои деньги, это Божии деньги, это Господь дал их тебе – ты их возвращаешь Богу как благодарность. Если ты настроен так, то не будешь торговаться, почему свечечка или книжка такая дорогая и невозможно ее приобрести. В храме все существует на пожертвования, человек приходит к Богу, чтобы жертвовать, и, если ты не можешь купить что-то за эту сумму, никто не запрещает тебе дать столько, сколько по силам, но с добрым расположением сердца. Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам, говорит Господь.
Каким должно быть отношение к делам, что мы делаем в Церкви, в христианской жизни? Все должно быть осмысленно – нужно понимать, для чего это делается. Мы живем на земле, чтобы достигнуть Царствия Божия в вечной жизни: все должно быть ради Царствия Божия. Апостол Павел в Послании к Ефесянам говорит, что мы трудимся (на работе ли, дома ли) для Христа, зная, что Христос даст нам за это награду – Царствие Божие.
В дни Великого поста мы сосредоточены на покаянии... Наступает Светлое Христово Воскресение, и даже в слове святителя Иоанна Златоуста мы слышим: «Никто пусть не плачет о грехах, ибо из гроба воссияло прощение» – светлая радость о Христе покрывает собой все. Но проходит время, и то, от чего мы вроде бы исцелились постом, снова заявляет права на нашу душу. Как правильно проводить дни, чтобы оставаться с Воскресшим Христом?
– Есть такая человеческая немощь. Мы получаем очень большую радость от Воскресшего Христа Спасителя. Мы радовались особой радостью даже в Страстную седмицу. Вроде бы и печалились, вспоминая Его страдания, но в то же время и радовались: Господь нас восстановил, возродил и вернул то, что задумал в Своем Промысле о человеке – Он задумал, что человек должен жить блаженно рядом с Ним, беседовать с Ним, находиться с Ним лицом к Лицу. Это было Его желание, но человек нарушил пост и не покаялся.
Чтобы восстановить порушенное одним грехом – непослушанием, нарушением поста, Христу нужно было проделать очень большую работу, еще один творческий акт восстановления. В начале времен Он легко создал человека. Вдунул в него дыхание жизни, и человек стал святым, чистым, богоугодным. Однако, чтобы восстановить, воссоздать человека, Ему пришлось прийти на землю, принять человеческую плоть, вознести ее на Крест, претерпеть много страданий, мучений, победить зло и воскреснуть. И дать нам вновь то, что мы потеряли, то есть Царство Божие, вечную жизнь.
Осознание подвига Христа для нас, когда мы печалились и радовались одновременно, – это особое состояние души. В день Воскресения, как говорит Иоанн Златоуст, надо радоваться, забыть наш плач о грехах, ибо Господь все простил, всех помиловал. Да, Он нас простил и помиловал, и нужно радоваться этому, но еще нужно духовную радость сохранить.
Существует такая немощь, когда мы от радости духовной переходим к радости плотской, которая заглушает духовную, и начинаются греховные дела, возвращающие нас к исходной точке.
Мы видим, что преподобный Серафим Саровский радость Пасхальную не терял никогда. От Пасхи до Пасхи он преумножал ее. Нам хотелось бы такое иметь, но, к сожалению, мы все это теряем. Даже в Пасхальные дни радость уже уходит, но все равно надо возвращаться к радости, к благодати. Не случайно Господь и Церковь так установили, что каждый воскресный день – малая Пасха: каждый воскресный день мы вновь и вновь приобщаемся к великой благодати Воскресения Христова. Это радость, утешение, вера, благочестие. Почему и призывает наша Церковь, чтобы в каждый воскресный день человек обновил свое естество, обновил свою Пасхальную радость через покаяние – через осознание своей греховности, своей болезни.
На протяжении всей недели были ситуации, когда человек совершал грех и лишился того, что приобрел в предыдущем Великом посте. Если он это понимает, то воскресный и праздничный день он обязательно придет в церковь, чтобы восстановить утраченное, вновь и вновь найти это и сохранить.
Есть такие каноны в нашей Церкви: если православный христианин не был три воскресных дня на Литургии, он автоматически отлучается от Церкви. Значит, прерывается действие благодати Божией, и человек остается один на один со своими немощами. Господь Своей милостью все покрывает, но человек такого воздействия благодати Божией уже не получает, и нужно снова ее восстановить. Если он будет постоянно ходить в церковь, исповедоваться, причащаться, творить добрые дела, молиться, то Господь восстановит эту благодать. Но бойтесь ее потерять: терять легко, а приобретать тяжелее.
В течение недели вроде бы все у нас сохранилось, а завтра Антипасха. Это тоже время для восстановления потерянного. Тоже нужно исповедоваться: если не причащаться, то прийти на Исповедь, чтобы очистить свою душу, чтобы благодать Божия могла войти в нас – в злохудожную душу благодать Божия не входит. Пришел, покаялся перед Богом, перед духовником, получил очищение – и надейся на милость Божию, верь, что Господь тебя посетит благодатью Своего славного Воскресения. И так из недели в неделю, из воскресенья в воскресенье.
Тогда мы в течение года что-то сохраним до следующей Пасхи и там получим еще больше, и так во все дни нашей жизни. С благодатью мы пойдем к Богу, и нам не скажут так, как сказал, закрыв двери, Господь тем неразумным девам: «Не знаю вас». Святые отцы толкуют, чего не хватало им: благодати Божией, которая должна стяжаться во время всей жизни.
Все в Церкви очень мудро устроено. Хотим мы это понимать или не хотим, но природа наша испорчена, загрязнена. Ее надо очищать постоянно. Господь дает нам средства для очищения. И не надо выдумывать новые правила, которые ни к чему хорошему не приведут.
Если можно, на прощание – небольшое Пасхальное поздравление от Вас.
– Наша душа сейчас исполнена большой радости о Воскресшем Господе, и мы в течение нашей беседы много говорили о важности этого великого таинства, о том, что дал нам Христос Спаситель Своим славным Воскресением, о том, что мы должны сохранить эту радость. Дай Бог, чтобы мы действительно хранили благодать как большое сокровище, ценность и делились этой радостью с окружающими, чтобы она никогда не оскудевала в наших сердцах, но преумножалась, и с нею мы бы делали дела, присущие православному христианину.
Когда мы радуемся, то все получается. Когда скорбим, унываем, отчаиваемся, у нас все валится из рук. Поэтому этой радостью нужно дорожить – она очень важна для нашего спасения, роста, возрождения, совершенствования в Боге, для достижения Царства Небесного. Христос Воскресе!
Записали:
Светлана Тодосейчук
и Инна Корепанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Ваши Высокопреосвященства! Ваше Преосвященство, Владыка Николай! Братья и сестры!С особым чувством я вступил под сень этого храма, с которым связаны незабываемые страницы моей биографии. Помню времена, когда в Черняховске, как и на всей Калининградской земле, не было ни одного места для совершения богослужений. Вспоминаю, как вокруг меня собралась община православных людей, вспоминаю и свой первый приезд в Черняховск. Вы видели этот бывший лютеранский храм, заброшенный, закрытый; и первая мысль, которая меня тогда посетила, – «конечно, лучше было бы иметь какое-то более компактное помещение, откуда мы наберем столько верующих в Черняховске, где в течение долгих десятилетий вообще не было никакой религиозной жизни?» Но оказалось, что ничего другого Церкви нельзя было передать, и тогда с благодарением Богу я вошел под сень этого величественного храма. Конечно, то, что я тогда обнаружил, выглядело совсем не так, как сейчас. Очень благодарен всем, кто трудился над воссозданием этого храма, но еще большая от меня благодарность – вам, мои дорогие, которые наполнили сегодня его стены. Это свидетельствует о том, что семена веры православной взошли и, несомненно, приносят добрый плод.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.