Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (1016) → Архимандрит Савва (Мажуко): Ограниченные люди?

Архимандрит Савва (Мажуко): Ограниченные люди?

№23 (1016) / 17 июня ‘19

Свет невечерний

Мы, христиане, – народ особый, сложный, капризный и неожиданный, и поэтому неудивительно, что люди совне, наблюдая за нами со стороны, иногда наделяют нас обидными прозвищами, не совсем понимая, ради чего мы живем, чем дышим, где находится наше сердце. Одно из прозвищ, которое я неоднократно слышал в адрес христиан, это определение верующих людей как ограниченных.

 

Верующий человек – ограниченный: он узок, он сфокусировал свое внимание на каком-то одном аспекте жизни, и все остальное для него исчезло, ушло в тень, испарилось. Мне приводят в пример людей, которые имели четкую гражданскую позицию, боролись за что-то, тратили себя на общественное дело, реализовывали себя в творчестве, но, придя в Церковь, вдруг потеряли всякий интерес к творчеству, политике, спорту, каким-то развлечениям, у них поменялись друзья, и человек, как говорят, днями пропадает в церкви и ни о чем другом говорить больше не может: «Что это? Разве не ограниченность, не ограниченный человек? Как его еще назвать по-другому?!».

Однако, друзья мои, «ограниченный человек» – это не обидное прозвище, а очень почетное. Почему? На самом деле, ограничивать себя сознательно – это даже обязанность христианина, как и всякого нормального взрослого человека. Культурный человек – это ограниченный человек, ибо он себя ограничивает определенным рамками, отсекая нечто иное. Есть известное философское определение, которое приписывают то Г. Ф. В. Гегелю, то другим, более ранним философам: «Determinatio est negatio», то есть «Определение есть отрицание».

Определение есть отрицание… Если ты себя определил как христианина (например, как если бы ты себя определил как консерватора или либерала), ты отметаешь все остальное, прочее. Если ты себя определил как христианина, значит, ты выделил, нарисовал для себя свой определенный портрет, очертил свои границы: ты сказал, что ты – не мусульманин, не иудей, и, кроме определения себя как человека внутри конфессии, ты определяешь свой стиль поведения.

Для нас это самое важное, ибо сознательное самоограничение есть основание нашего аскетического усилия, которое простирается не только в область нашего обычного благочестия (как принято говорить в нашей внутрицерковной речи), но прежде всего в целом проявляется в поведении, которое не дает нам «отпуска» от христианства – если ты христианин, то христианин везде: на работе, на отдыхе, при общении с друзьями, в семье, за рулем. Управляя страной или автомобилем, ты все равно остаешься христианином – самоограничительные меры должны действовать всегда, везде и повсюду.

Особенно интуиция самоограничения обостряется, выводится из периферии в центр нашего христианского сознания в дни поста – не только поста многодневного (как, например, Великий, Рождественский, Успенский или Петров), но и в посты подготовки к Исповеди или Причастию, посты еженедельные (в среду и пятницу). Пост – это напоминание, что я должен уметь себя ограничить.

А что значит ограничить? Это значит сфокусироваться на чем-то главном и приоритетном. Человек так устроен, что не может вбирать в себя слишком много вещей. Понимаете, время гениев прошло очень давно, сейчас невозможно человеку быть вундеркиндом (да и вундеркинды – это в большой степени миф, даже некоторое нарушение; известно, что дети-вундеркинды, переходя во взрослый возраст, часто теряют свои способности и становятся обычными людьми, которые не могут заниматься всем и сразу). Всякий человек, особенно взрослый, очень хорошо чувствует свою предельность, свои «берега», понимает, что не может соединять в своей зоне внимания слишком много вещей.

Некоторые психологи посчитали, что зон внимания может быть не более 5-ти (я не знаю, может быть, их меньше или больше, но невозможно вобрать все): если ты на чем-то сфокусировался по-настоящему, то нужно уметь отказаться от всего прочего. Если ты верующий человек, то должен уделять время молитве, чтению Писания, непременно раз в неделю посещать храм Божий, тратить время на самоанализ, общение с духовником, поддержку своего духовного состояния общением с близкими по духу людьми – христианами.

Ты занимаешь своей христианской жизнью определенное время и силы, а значит, должен отобрать это время и силы у чего-то иного – отказаться от другого общения, каких-то увлечений, чтобы сфокусироваться на самом главном. Это не значит, что нужно превратиться в монаха или монахиню, но ответить себе на вопрос «от чего я должен отказаться, чем себя ограничить?» должен каждый человек.

Если вы видите, что у вас не получается сфокусироваться на самом главном, что вы пытаетесь слишком много вобрать в свою зону внимания, нужно научиться ограничивать себя, найти, от чего следует отказаться. Поэтому очень хорошо, когда вы поститесь – предаетесь постному упражнению. Любой, скажем так, развитый христианин понимает, что не надо сосредотачиваться только на пище – это, может быть, десятый вопрос в посте: пост – это время самосовершенствования.

Нужно проследить, на что тратится мое внимание в течение дня, недели, месяца (может быть, даже очень подробно записать – выделить конкретный день и подробно, по минутам, записать, сколько времени я трачу на телефонные разговоры, просмотр почты, общение со случайными людьми, пролистывание журналов, газет, разговоры с людьми, которые воруют у меня время и внимание). Если мои впечатления и эмоции придавлены и прибиты потоком информации, впечатлений разного рода (зрительных, слуховых) или, может быть, эмоциональных потрясений от волнительных рассказов, смешных, забавных или мрачных историй, то, может быть, следует отказаться от этой траты времени и внимания, чтобы научиться сосредотачиваться на чем-то очень важном для меня.

Этот навык, собственно, – не сугубо религиозный. Я думаю, его стремится приобрести любой взрослый человек, который каждый день умирает и понимает, что времени остается все меньше и меньше, «последний берег» все ближе, и нужно как-то грамотно научиться тратить свое время и внимание, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Записала:
Мария Матуленко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс