Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№48 (993) 2018, №1 (994)–№17 (1010) 2019
– Мы сегодня будем говорить о 149-м псалме, который имеет преднаписание: Аллилуиа, 149 и тоже воссылает хвалу и благодарение Господу. Псалмопевец Давид пророчествует о христианах, которые будут славословить Бога и воссылать Ему совершенно новую песнь. Одни гимны и песнословия были в ветхозаветной Церкви, другие – в новозаветной Церкви: Господь пришел на эту землю и открыл великую тайну домостроительства Божиего, тайну спасения Божия человекам. Христиане составляют новые песни, новые гимны, которые исполнены Божественных деяний, совершенных ради нашего спасения, чтобы каждый из нас не погиб, но имел жизнь вечную.
Псалом удивительный, глубокий и начинается со слов, в которых псалмопевец Давид приглашает нас: «Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных». Песнь новая (а песнь – это молитва, обращение к Богу) не должна быть формальной. Она должна быть совершенно иной – светлой, чистой, созерцательной. Мы не раз говорили, что молитва должна быть и созерцательной, и деятельной. Созерцательная молитва – это молитва, которая сопряжена с нашим внутренним умственным напряжением, вниманием, сердечным обращением, исполнена внутренней глубокой сосредоточенности. Такая молитва приятна Богу. У человека есть возможность говорить устами, но сердце при этом будет далеко отстоять от молитвы. Когда человек говорит, а внимание его уходит в другую сторону, то он рассеян, и даже не понимает, что говорит. Такая молитва может быть у нас при обращении к Богу. Но Господь не внимает такой молитве, Он говорит: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня». Такая молитва не нужна Богу, Он скажет: «Я не знаю вас». Но молитва внутренняя, созерцательная, сосредоточенная приятна Богу.
Молитва должна быть деятельной, тогда она говорит об особом его состоянии. Не от всякого Господь принимает молитву: если кто творит злые дела, а потом встает на молитву, Господь не воспринимает его молитвы. Почему? Молитва его неприятна Богу. Человек, если он обращается к Богу, должен всем своим существом, делами, словами и помыслами приближаться к Богу; если что-то не получается, он должен искренне сожалеть об этом, и сожаление приводит к покаянию. Прежде молитвы мы должны принести Богу покаяние.
Но прежде чем обратиться к Богу с молитвой или принести Ему дар славословия, хваления и благодарения, мы должны иметь мир со всеми – мир с самим собой, с Богом и с теми, кто окружает нас. Если мы кого-то обидели, мы должны примириться, попросить прощения. Если мы чувствуем, что кто-то обижен на нас, то должны первыми попытаться примириться с ними. Если есть мир внешний, то от внешнего мира будет рождаться и мир внутренний. Недаром сказано в Писании: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». Итак, Псалмопевец призывает нас, чтобы наша молитва была не только созерцательной, но и деятельной, и чтобы сердца наши были чистыми. Второй его призыв – хваление Его в Церкви преподобных, в Церкви святых. Святость приятна Богу, и Господь принимает молитву тех, кто поднимает себя в духовном, нравственном отношении и стремится исполнить заповеди Божии – Господь всех нас призывает к святости: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» и «будьте святы, потому что Я свят». Стремление к святости должно быть у человека, который хочет воссылать Богу славословия и благодарения. Молитва принимается Богом именно от тех, кто в правде, чистоте ее совершает.
«Да возвеселится Израиль о Сотворшем eго, и сынове Сиони возрадуются о Царе своем». Да, мы с радостью и веселием должны воссылать славословие Богу. Апостол Павел говорит, чтобы мы вообще всегда находились в радости, не только при общении с Богом, но и в нашей повседневной жизни: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» – и Псалмопевец призывает нас к радости. Но почему мы должны всегда радоваться?
Мы должны все превозмогать и превосходить чувством благодарности Богу, которое есть в сердце нашем: Господь сотворил нас, дал нам жизнь. Если бы мы не были живы, мы не познали бы этот мир, чувства любви, дружбы, попечительства, покровительства, окружения замечательных людей, никогда не испытали бы замечательных событий, которые дарила нам жизнь. Мир, нас окружающий, удивителен! Мы в нем очень многое познаем, но главное, говорят святые отцы, в этом мире Сам Господь открывается человеку, и человек начинает познавать Бога. В одном из псалмов Псалмопевец вопрошает: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?». Человеку дана возможность познать волю Божию, прикоснуться к совершенно непостижимому разуму Божию – Господь приходит на эту землю, Сам открывает, что Он есть любовь, открывает нам, что любовь Его не простая, но жертвенная, и Господь готов на все, чтобы спасти Свое творение. Через это мы познаем великую Божественную любовь и заботу о каждом из нас. Поэтому нет повода не радоваться каждый день.
Надо радоваться в простоте сердца, как радовался Псалмопевец, когда переносил ковчег Завета. Никто не понимал: как царь может плясать перед своими подданными, как он веселится и танцует, как младенец, без всякого царского достоинства? Но Псалмопевцу было важно, что он открывается и радуется перед Самим Господом: он не мог не радоваться, ибо Господь идет на Сион в ковчеге Завета. Как не радоваться, что Господь услышал раба Своего, что его сердце горит любовью к Богу? Давид не мог скрыть эту радость в своем сердце: добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, ибо от избытка сердца говорят уста его. Уста Псалмопевца и все его существо говорили о великой радости, что он испытывал, когда переносили ковчег Завета: как же не радоваться, зная, что Господь имеет такие любовь и попечение, как Он благ, милосерд, человеколюбив? Ведь Он засвидетельствовал это через Свои крестные страдания, через Свою смерть и Воскресение: Он совоскресил плоть человеческую вместе с Собою, отрыл путь в Царствие Небесное, обожил человеческую плоть и сел одесную Бога Отца. Выше этой радости нет ничего. А проблемы, испытания, скорби, с которыми мы сталкиваемся, – ничто в этой жизни. Поэтому преподобный Серафим Саровский и говорит такие удивительные слова: «Радость моя, Христос Воскресе!», то есть не печалься ни о чем, Господь все сделал за тебя, прими иго Господне – как говорит Господь, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим . И сынове Сиони возрадуются о Царе своем.
Как нам не возрадоваться о Господе? Господь – Царь наш, Который заботится о народе своем. Мы знаем, что Господь всегда заботился о народе Израильском, и знаем, как Он даже немножечко оскорбился, когда народ Израильский запросил, чтобы над ними был царь земной, ибо тем они отказывались от Его попечения. Мы, конечно, не отказываемся – мы радуемся о нашем Господе. Сынове Сиони возрадуются о Царе своем: «Сион» – это христианская Церковь, и мы, христиане, радуемся о Царе своем. Господь не только Царь наш, но Господь избирает каждого из нас Своим жилищем, когда во время таинства Святого Причастия Он Сам вселяется в нас: «Приди и вселися в ны» – и Господь приходит и вселяется в сердце наше.
«Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему». Опять Псалмопевец говорит, что мы должны в лице, то есть вместе все собраться воедино и прославлять Господа: Господь хочет, чтобы мы едиными устами и единым сердцем, в единомыслии прославляли имя Его. Когда мы все вместе, мы понимаем, что это огромная сила. Мы собираемся вместе и являем любовь Божию. Каждый в одиночку не может явить любовь, ведь любовь – это не игра в одни ворота, любовь – это чувство взаимное: Бог любит нас, мы любим Бога. Как говорит Иоанн Богослов, мы проявляем любовь к Богу через любовь к своему ближнему. И когда мы соединяемся, то мы являем любовь между собой и, значит, подтверждаем, что становимся сынами и дочерьми Отца нашего Небесного. Этим мы показываем, что мы любим Господа, делая все это во имя Господа. Например, хорошо поет один человек, и голос его льется замечательно, но когда собирается огромный хор, то как красиво, величественно он поет, как охватывает огромные пространства даже без всяких микрофонов и динамиков: в хоре голоса многих соединяются в единый глас, который обращен ко Вселенной (в данном случае – ко Господу). Господь хочет, чтобы мы составили единый лик, то есть собрались вместе и прославили Господа в единомыслии, единым сердцем и едиными устами. К этому и призывает псалмопевец Давид, показывая насколько это важно. В тимпане и псалтири да поют Ему, то есть и в деятельной молитве, и в созерцательной мы должны показать глубину нашей молитвы, крепкой и сильной. И наши внешние дела, поступки и внутренние усилия мы можем приложить к этой молитве.
«Яко благоволит Господь в людех Своих, и вознесет кроткия во спасение». Глубочайшие слова говорит Псалмопевец, показывая, насколько благ Господь к людям Своим! Он желает всем нам благости, добра. Господь настолько любит человека, что Он хочет, чтобы мы увидели благо на земле и к благу прикоснулись на Небе, став сынами вечности. В этом заключается великая любовь Бога. В чем же она выражается? И вознесет кроткия во спасение: Господь не просто спасает человека, говорят святые отцы, но возносит его, и возносит не только в вечности, но и в этой жизни. Господь Своим Пришествием открывает человеку двери Царствия Небесного, возносит человека в Свои обители и каждому воздает должное место в обителях Отца Небесного. «У Отца Моего обителей много», – говорит Господь, и готовит для нас эти обители. А приготовить (обители) – значит, ожидать. Ведь они могут быть и не готовы – например, приходит человек, а поселить его некуда: не подготовлена постель, нет холодной воды или горячей воды, каких-то условий для проживания. А Господь именно готовит обители. Этими словами сказано, что Он ждет нас в Свои обители и вознесет во спасение, то есть не просто спасет человека, а вознесет – поднимет его до Своих обителей, которые Он уже приготовил в вечности. Но и в жизни Господь готовит спасение для каждого человека: Он не просто спасет от бедственных обстоятельств, но еще вознесет, то есть восставит тебя на должное место в этой жизни. И если ты даже не имел должного места, Он поставит тебя выше других – но не ради появления у тебя гордыни и превозношения над другими, а чтобы показать дивные и славные дела Божии.
Господь показывает, что с помощью Божией человек может не только восстать, но Господь еще и вознесет и поставит и в этой жизни. Но кого? Вознесет кроткия. Господь никогда не делает с человеком того, что человек не хочет. Он сначала ждет от человека деятельного шага, действия, а потом помогает ему, возносит во спасение. То есть Господь призрит на кроткого и смиренного – и, какими бы не были наши жизненные обстоятельства, наша жизнь, всегда нужно вырабатывать кротость и смирение: без этого ничего невозможно достигнуть в нашей жизни. Путь кротости и смирения – спасительный, приводящий человека к победе и в этой жизни, и в вечной. Поэтому Господь призывает: «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Без этого пути не только не будет покоя, но не будет и спасения. Удивительные и глубокие слова! То есть, Господь ничего без нас не делает.
«Восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих». Здесь говорится и о будущей славе, и о славе в земной жизни. Кто может возрадоваться? Тот, кто достигает определенного покоя в этой жизни. А покой бывает только когда человек приобщается к великим добродетелям, к которым Господь призывает каждого и благодаря которым человек достигает определенной праведности в этой жизни. Почему человек может достигать этой славы? Его ничто не интересует в этой жизни, но он стремится только к одному – к славе Господа, и таких Господь прославляет славою Своей – и возрадуются на ложах своих. Если говорить о высшем смысле этих слов, то возрадоваться на ложах своих мы можем, когда приобретем место в Царствии Небесном: вся наша жизнь – юдоль плачевная, здесь много скорбей и печалей. Но эти слова надо понимать и в земном смысле: как мы можем возрадоваться на ложах своих? Человек, который находится в какой-то борьбе, в каком-то смущении, или в гонении, в трудностях, не может радоваться на ложе своем – он просто не уснет, и ложе его не в радость. А когда ты находишься в благодатных трудах, заботах, в служении, в молитве – все это тебя вдохновляет, ты радуешься этому, ничто тебя не отягощает, каждое твое дело и каждый твой молитвенный подвиг тебя насыщает, как чистый воздух – твои легкие, и у тебя расправляется грудь. И когда ты доходишь до кровати, радуешься возможности отдохнуть и своему ложу, тебя ничего не тяготит – ты спокойно в молитве закрываешь глаза и открываешь их лишь когда приходит время новых трудов, новых подвигов, нового молитвенного делания. А когда тебя обуревают скорби, трудности, когда ты ложишься с больным сердцем и встаешь с ним же, то и ночь не может тебя упокоить и принести радость – ты не можешь глаз сомкнуть; такое ложе не приносит никакой радости. Радость – когда ты получаешь избавление. В полном смысле, как я уже сказал, мы получаем избавление, уходя из этой жизни, когда Господь принимает нас в Свои обители. Праведные и преподобные, конечно, возрадуются на ложах своих: они в святости и в трудах пребывали здесь, на этой земле, и Господь принимает их в вечные обители Отца Небесного.
«Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их». Здесь мы можем говорить о евреях, вернувшихся из Вавилонского пленения: они, конечно, молились и славословили Бога, возношения Божия в гортани их – они своими устами прославляли Бога, но руку свою они держали на мече, и мечи обоюду остры в руках их, ведь им нужно было защищать свой город от народов, которые не хотели, чтобы они восстановили Иерусалим, чтобы Израильское царство было сильным – хотели, чтобы не было израильского народа и не был восстановлен храм.
А храм – это духовная сила, которая давала мощь и могущество государству, воинам. Поэтому они всячески стремились им навредить, помешать исполнить это великое дело. Но евреи молились Богу, прославляли Бога своими устами, а руку постоянно держали на мече, защищая себя от коварства врагов. В высшем смысле здесь нужно говорить о христианах, которые составили новую песнь и непрестанно, по слову Священного Писания, прославляют Господа.
Непрестанная молитва должна быть у нас: «Бдите и молитесь, да не внидете в напасть». В устах верующего человека всегда должна звучать молитва, что бы он ни делал, куда бы ни шел. И не нужно стесняться, что мы молимся, находясь в транспорте, или за рулем слушаем слова Священного Писания – это то необходимое, что нас духовно обогащает и приближает к Богу. И мечи обоюду остры в руках их. Если говорить о высшем, духовном смысле, то слово Божие и является этим мечом, который посекает все лукавое и ненужное в нашей жизни. Как меч заточен с двух сторон, являя собой совершенное оружие, и любой стороной меча можно сразить врага, так и врага рода человеческого можно сразить словом Божиим, почему меч обоюдоострый есть слово Божие – Ветхого и Нового Заветов. Мечом называется и Крест Христов: этим непобедимым оружием мы побеждаем врага рода человеческого.
«Сотворити отмщение во языцех, обличения в людех». Отмщение творит Господь, но через обличения в людех. Как обличаются люди, чем они обличаются? Великой силой, которую Господь дает верным Его. Посмотрите, евреи перед Вавилонским пленением не могли себя защитить от сирийского войска, ибо Господь оставил их Своею благодатью. И вдруг, когда, не имея силы, государственности, своей столицы, храма, они возвращаются на свое место, отражают врагов, нападающих на них с мыслью, что они бессильны. Но враги не учли, что сейчас уже Господь с ними – и евреи отразили нападение. Раньше была сила, но не было благодати Божией, поэтому было поражение – сейчас нет силы, но есть благодать Божия и враги видят, как евреи побеждают. Господь обличает: увидьте, в чем сила ваша, и пусть не смущается сердце ваше – сила ваша, когда вы с Господом. Когда вы своими устами прославляете Бога и в руках держите меч, у вас все получится.
«Связати цари их путы, и славныя их ручными оковы железными» – пленить царей этого народа, бездарных и бездушных, которые не понимают, в чем сила и благодать этого народа. А сила и благодать – в вере в Бога. Здесь очень ярко показывает Псалмопевец то, чем связывается в Церкви Христовой враг рода человеческого, царь ангелов тьмы, – силой Божественного слова. Господь являет эту силу через Свое Воплощение. И в новой Церкви Он дает и людям такую силу: через молитву, Крест Христов связывать врага рода человеческого.
«Сотворити в них суд написан. Слава сия будет всем преподобным Его». «Суд написан» – суд, который невозможно изгладить. Это и о Страшном Суде. Как говорит Псалмопевец, суды совершаются через заповеди Божии, и этот суд написан для каждого из нас. Есть Закон, есть заповеди, и кто нарушает их, приобщается к такому писаному суду: слава сия будет всем преподобным Его. Святость жизни, говорят святые отцы, есть слава для каждого человека, живущего в правде и праведности, нужно стремиться к этой славе и в этой, и в будущей жизни, когда Господь сотворит суд написан – разделит народ на праведников и грешников, и каждый получит свое. Вот такой удивительный псалом, который говорит нам, насколько важно прославлять имя нашего Господа в повседневной жизни. (Окончание в следующем номере)
Записала:
Нина Кирсанова
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.