Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Друзья мои, одному афонскому старцу – подвижнику, нашему современнику – духовные чада подарили радио, чтобы батюшка мог иногда в своей тихой пустыньке послушать новости или, может быть, какую-нибудь музыку. Батюшка, седенький древний старчик, принял этот подарок с радостью и благодарностью, даже поцеловал радио. И духовные дети спрашивают: «Почему Вы, батюшка, радио целуете?», а он отвечает: «Ну как же – вы видите, здесь же крестик стоит!» Батюшка не очень знал принципы работы батареек и, приняв знак полюса «+» за изображение креста, почел, что это радио освящено Церковью, раз на нем стоит крестик. Еще про этого старца говорили, что он, видя самолеты, пролетающие над Святой Горой Афон, говорил: «Как все-таки хорошо, что на свете так много христиан – они даже кресты пускают в небо и тем самым небо освящают и благословляют!»
Конечно, это очень милый и даже в чем-то наивный рассказ. Перед нами встает образ такого аскета, подвижника, который действительно по-евангельски уподобился детям в своей незлобивости и искренней простоте. Но вспомним, друзья мои, что Господь в Евангелии завещал нам не только быть простыми, как голуби, но и мудрыми, как змеи.
И поскольку мы с вами не очень склонны к детской простоте, по крайней мере змеиной мудрости нам сегодня стоит чуть-чуть приобщиться. Что я имею в виду? Я хотел бы на этом примере обсудить очень важные идеи, которые для нас, людей, живущих не на Афоне, а вращающихся в этом мире, имеют принципиальное значение и даже некоторые практические последствия.
Как верующие, религиозные люди, мы находимся в пространстве ритуала – символического действия. Всякий церковный человек хотя бы раз в жизни участвовал в крестном ходе. А что такое крестный ход? Христиане берут в руки иконы, хоругви, кадильницы, впереди идут дети, разбрасывая лепестки цветов, – все очень красиво! – и куда-то идут… И мы задаем себе вопрос: а какая от этого польза? Зачем необходимо брать из церкви иконы, которые мы все равно потом принесем обратно, и куда-то идти? Например, крестным ходом вокруг церкви или к другому храму, как делают теперь на некоторые праздники?
Мы совершаем некие ритуальные действия, которые имеют религиозную наполненность, ведь крестный ход – действие, которое люди совершают от избытка сердца. Если у вас очень много веры, любви к Богу, если есть такая красивая взволнованность, то ее нужно обязательно проявить. И наши предки придумали, например, такой способ проявления этого избытка сердца – они ходили крестными ходами, причем ходили далеко и подолгу. Есть крестные ходы, которые идут даже несколько недель.
Хорошо ли это? Это очень хорошо. Если у вас есть такая религиозная взволнованность, ее обязательно нужно проявлять. Если есть возможность идти крестным ходом, друзья мои, то бросайте все и идите. Только есть важное правило: в крестном ходу нельзя молчать, нужно обязательно петь – чтобы был избыток сердца, покажите его (надо шуметь, кричать о своей вере во все горло лучше, конечно, поставленным голосом и с хорошим слухом, но это уж как получится).
Но наряду с этим у нас есть праздник 9 мая, когда во многих городах нашей Родины люди берут в руки портреты своих предков, которые участвовали в войне, и идут своеобразным светским крестным ходом – конечно, шествие «Бессмертного полка». Это символическое действие? Да, безусловно. Ведь мы, как прагматики, тоже применяем критерий пользы – мы же не можем сказать, что есть какая-то польза вытащить эти старые портреты, пройтись, а потом их вернуть? Это тоже символическое действие, причина которого – тоже избыток сердца и почтение к своим предкам.
И я тоже сделал большие портреты своих дедов и шел с моими маленькими племянниками, которые их несли; это очень важно делать. Но мы задаем себе вопрос: крестный ход, например на Пасху, и «Бессмертный полк» – это одно и то же? Нет, это два совершенно разных плана символической жизни человека. В одном случае это религиозное действие – взволнованность по поводу Бога, которая так оформляется в культурном пространстве, а в другом – взволнованность по отношению к своим предкам, которая вовлекает в себя и нерелигиозных людей. Большинство из тех, кто участвует в «Бессмертном полку», вообще атеисты, что вовсе не делает их какими-то «недочеловеками» – они такие же люди, как и христиане, ничем не лучше и ни чем не хуже, просто люди.
Следует различать эти вещи: если мы путаем светский символизм с религиозным, это приводит к недоразумениям. Старец, который жил на Афоне, мог позволить себе целовать радио, от этого ничего не происходило, но если мы превращаем «Бессмертный полк» в крестный ход, а крестный ход в светское мероприятие – это совсем неправильно, это большая путаница, которая может привести и к более драматичным последствиям, чем просто символический диссонанс, который мы иногда наблюдаем.
Есть еще один пласт символической жизни, который связан с торговлей и рекламой. Афонский старец десятилетиями живет на горе Святой Горе, молится Богу, спасается, наставляет своих духовных детей. Афон – это святыня? Безусловно. Афон – это несомненно святая земля, но, с точки зрения торговли, Афон – это бренд. Я думаю, что вы сейчас поймете меня правильно: наши святыни в мире капитализма способны конвертироваться в торговые марки. Так устроен наш мир. Мы можем говорить, что это кощунство, и как-то презирать, но мы живем в этом мире, и торговые марки – это тоже пространство символа, неслучайно у каждой торговой марки есть свой логотип, свои узнаваемые символы и так далее.
Когда символы смешиваются и религиозные «впутываются» в торговую символику, святыня (и это ужасно!) становится брендом. Это никуда не годится. И находятся люди, которые выдают себя за старцев, уезжающих на Афон, вещающих разную клевету на священников, на Священноначалие, даже на целую Поместную Церковь от лица Афона, а люди верят – Афон для них не только святыня, но и еще, бессознательно, бренд, «торговая марка», которая конвертируется в определенный авторитет с определенной историей.
Мы должны различать такие явления, ибо сталкиваемся с этим символическим безобразием постоянно, когда сами отдаем святыню на откуп торговцам. Иногда так происходит с почитанием мощей, чудотворных икон, строительством храмов, почитанием старцев и так далее. Когда на святыне начинают циничным образом зарабатывать деньги, это тоже связано с нашим символическим диссонансом, с тем, что мы не различаем три очень важных уровня символической жизни каждого человека: религиозного, светского и торгового. Есть, конечно, и другие этажи, но мы, как взрослые люди, которые призваны к мудрости, должны их непременно различать, чтобы наша святыня не была попираема.
Записала:
Мария Матуленко
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.