Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (1011) → Угодная Богу молитва начинается с благодарности и радости

Угодная Богу молитва начинается с благодарности и радости

№18 (1011) / 20 мая ‘19

Размышление

О крещенских суевериях

– На праздник Крещения многие идут в храмы, но еще больше тех, кто никуда не пойдут, а станут предаваться разным суевериям, связанным с этим святым праздником. Сегодня постараюсь развеять некоторые из них. Вечерняя крещенская святая вода – агиасма – ничем не отличается от той, которую будут освящать утром в праздник Крещения Господня 19 января. Все разговоры, что дома должна обязательно быть богоявленская (вечерняя) и крещенская (дневная) вода, – это суеверие. От числа капель при освящении святой воды с кропила в вашей посудине качество святости не зависит – и одна капля может освятить.

Вода, над которой не произносится священническая молитва, не освящается. Поэтому в кранах, колодцах, речках и водоемах даже в крещенскую ночь она останется обычной водой. Купаться на Крещение здоровому и телесно крепкому человеку можно, но совершенно необязательно – в больницах, поликлиниках и без ваших подвигов бесконечные очереди с простудными заболеваниями. Считать, что купание в проруби снимает грехи, – прибавлять еще один грех к уже имеющимся. Если все-таки хочется окунуться в иордань, следует взять на это благословение у священника и посоветоваться с врачом. Окроплять святой водой жилище можно и нужно, а вот рисовать на дверных косяках кресты – ваше личное дело. Обливаться, чтобы получить исцеление, святой водой в ванной вовсе необязательно. Скотину и разную домашнюю живность поить крещенской водой нельзя. От сглаза, наговора, заговора и прочих чудачеств языческих крещенская вода не помогает, так как это святыня, а не собственное суеверие. Гадать в крещенскую ночь ради забавы, фольклора, традиции или потому, что якобы «так наши предки делали», нельзя – кощунство перед Богом и страшный грех, за который раньше отлучали от Церкви.

Абсолютное суеверие, что нельзя святую воду наливать через руку или через воронку, или ставить бутылку со святой водой на землю. Крещенская вода не портится не потому, что в нее ионы серебра с креста попадают – в большинстве храмов нет серебряных крестов, а потому, что она святая в самом прямом смысле этого слова. Если человек не крещен как положено, то считать себя окрестившимся, если отстоял службу и окунулся в проруби, не следует: без таинства Крещения человек как был нехристем, так им и останется. Крещенская вода приносит духовное и телесное здравие исключительно по нашей вере. Святая вода потеряет для тебя лично все свои свойства, если ты не веришь в Иисуса Христа и пользуешься ею как очередным магическим средством.

Универсальная таблетка

– Один священник, который по долгу службы часто бывал в больницах и реабилитационных центрах, где ему не раз приходилось сталкиваться с ужасными, порой неизлечимыми болезнями и видеть смерть, рассказывал: иногда вместо того, чтобы прибегать к помощи врачей, люди самонадеянно ищут исцелений в Церкви. Ему самому не раз пеняли, когда он отправлял таких людей к врачам-специалистам: мол, есть же Соборование, Причастие, Исповедь, есть ты, батюшка, наконец… Врачи-то зачем? А он, человек с двумя высшими образованиями, спокойно им отвечал: «А вы попробуйте лечить грипп акафистом, тогда и скажете». Многие порой забывают, что таинства – не универсальная таблетка, и подобное отношение к ним становится обычным бытовым магизмом, ничего общего с христианством не имеющим. Господь остается там, за скобками, а здесь – волшебные таблетки от всех болезней.

По этому поводу скажу, что в IV веке, когда среди христиан распространилось мнение, что обращение к земным врачам есть признак несовершенства веры, святитель Василий Великий и другие святые отцы этого времени выступили против таких взглядов. Святитель Василий писал: «Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем свою надежду. Но как пользуемся земледелием, а плодов просим у Бога, так, вводя к себе врача, не отступаем упованием на Христа». А у нас часто бывает как в старинной русской поговорке: научи дурака Богу молиться, он и лоб расшибет. Человек только пришел в Церковь, ничего – ни молитв, ни служб – толком не понимает, а уже требует чудес и исцелений, которых и великие святые древности не дерзали просить. Естественно, такая дерзость ни к чему хорошему привести не может. Врачи, по слову апостола Павла, тоже от Бога. И не стоит об этом забывать, когда ногу сломал или температура под 40.

Житейское богословие

– Мы привыкли, что богословие – это что-то не про нас, простых смертных. Это где-то там, за стенами духовных академий и известных монастырей.

Один из самых почитаемых наших святых, преподобный Серафим Саровский, кроме того, что открыл нам, что цель христианской жизни – это стяжание Святого Духа, показал, как человеку на практике жить с Богом в этом мире. Если кратко: живи как живешь – той жизнью, которую Господь тебе дал, люби Бога и всех ближних, всегда радуйся и за все благодари. Люби всех данных тебе ближних. Кто это? Все люди вокруг тебя – твои ближние, это твои спутники в Царство Небесное, это твой путь спасения. Весь мир вокруг тебя создан Богом, и во всем этом мире красота Божия. Мы ее изрядно осквернили и попортили, но если остановиться, отряхнуться и посмотреть кругом внимательными глазами, можно увидеть, что она никуда не делась.

Эта красота стоит того, чтобы ее любить и радоваться ей и быть за нее благодарным. Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь». Это же не про утреннее и вечернее правило он сказал – тогда и правил таких молитвенных, как у нас, еще не было. Дальше апостол добавляет и изъясняет: «За все благодарите». Угодная Богу молитва начинается с благодарности и радости. Все, что нас окружает в этом мире, это дары Божии, через которые Господь хочет провести нас в рай. Эти дары – сам мир, наши семьи, наши друзья, наши недруги. Всех их надо любить, всех прощать, всем им радоваться, всех их ценить и за них благодарить от сердца Бога. Это и есть тесные врата и узкий путь, ведущий в жизнь, и царский срединный путь, презираемый фарисейскими праведниками, – путь нашего спасения, доступный всем. Слова апостола Павла удивительны, величественны и просты: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. А преподобный батюшка Серафим будет молиться за нас на этом пути и укреплять словами: «Радость моя, Христос Воскресе!». Воистину Воскресе!

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телекана «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-o-kreschenskih-sueveriyah;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-universalnaya-tabletka;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-zhiteyskoe-bogoslovie

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс