Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (1011) → Протоиерей Андрей Канев: Христианская жизнь это не теория, не инструкция – это сама жизнь

Протоиерей Андрей Канев: Христианская жизнь это не теория, не инструкция – это сама жизнь

№18 (1011) / 20 мая ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №17 (1010) 2019

– Мы продолжаем тему «Страсти и борьба с ними». В рамках этого большого цикла, если Бог даст, мы разбираем статью святителя Игнатия (Брянчанинова) «О покаянии» – это I том «Аскетических опытов». Было бы замечательно, если бы вы имели перед глазами текст.

Напомню, для чего мы изу-чаем статьи святителя Игнатия. Борьба со страстями – это не механическое действие. Если, например, мы будем изучать инструкцию по применению какого-нибудь механизма, то, конечно, там объясняется, на какую кнопку нажимать, как действовать, чтобы этот механизм работал и не навредить ему, чтобы эксплуатация механизма шла нормально. А вопрос покаяния и борьбы со страстями – это далеко не технический вопрос. Наша задача – не только перечислить страсти, но и сказать, как с этим бороться, основываясь, безусловно, на святоотеческом опыте. Кто мы такие – современные христиане? Слабые ученики и далеко не всегда можем что-то сказать из собственного опыта, да, наверное, и не должны этого делать. Поэтому и надо опираться на святоотеческий опыт.

Тема борьбы со страстями касается вообще темы спасения. По большому счету, мы с вами обсуждаем вопросы спасения, а это самые важные, самые центральные (они должны быть единственно важными) вопросы для христианина. Несколько передач назад мы изучали статью святителя Игнатия о последовании Христу, а сейчас изучаем статью «О покаянии», ибо это очень важно. Если христианин потерял правильную цель, если он ее не имеет, соответственно, он ее не достигнет – это закон. Так и в обычной нашей жизни. Напомню: если ты наметил ехать в Москву, а регулярно попадаешь в Петушки, значит, не так едешь. В христианской жизни всегда важно помнить цель, и эта цель должна освящать всю твою жизнь: не только когда ты идешь в храм или готовишься к Исповеди, к святому Причащению, а вообще в каждый момент. Христианская жизнь это не теория, не инструкция – это сама жизнь.

Давайте приступим к изучению труда святителя Игнатия «О покаянии». Если у человека нет покаянного настроя (более того, он даже борется с этим чувством раскаяния), то, конечно, такой христианин не придет к теме борьбы со страстями. Более того, для него эта тема будет скучной, нудной, неинтересной, лишающей радости жизни и так далее.

Вернемся к тексту этой замечательной статьи. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? Это пророка Иезекииля цитировал святитель Игнатий. Это пророчество – обращение не только к ветхозаветным верующим людям, оно относится и к нам. Это гимн покаяния – любящий Бог обращается к грешному миру и говорит: «Я жду вашего покаяния! Какие бы греховные дела ты ни делал, Я готов простить все при твоем обращении и изменении твоей жизни». Но если это было в Ветхом Завете, насколько это важно и актуально в Новом Завете – на этом мы закончили прошлую беседу и продолжаем дальше.

«Будем соответствовать, по нашим слабым силам, великой любви к нам Господа, как могут соответствовать любви Создателя Его твари, и твари падшие: покаемся! Покаемся не одними устами, засвидетельствуем наше покаяние не одними немногими, кратковременными слезами, не одним наружным участием в церковном богослужении, в исполнении церковных обрядов, чем довольствовались фарисеи. Принесем вместе со слезами, с наружным благочестием и плод, достойный покаяния: изменим жизнь греховную на жизнь евангельскую». Давайте сразу обговорим: слово «тварь» – не ругательное. Это сейчас в современном языке оно имеет оскорбительное значение, сейчас мы можем назвать таким словом человека, которого хотим оскорбить, а в церковнославянском языке оно означает «творение» – то, что сотворено Богом. Поэтому не надо обижаться на святителя Игнатия, он нас не ругает – наоборот, говорит, что мы должны знать, что такое любовь Бога к нам, Его творениям, и отвечать на эту любовь.

Этот вопрос очень интересный. Часто христианин, только-только начинающий воцерковляться, тут же начинает рассуждать о любви (к ближним, к Богу, как он любит Бога). Надо быть очень осторожным с этими темами. В нас не заложена Евангельская любовь к ближнему (я не имею в виду любовь к маме, жене, детям, родственникам, друзьям – это уровень плотского, душевного проявления этого чувства, а духовной любви в нас нет), этому надо учиться. К этому призывает Бог в Евангелии. В нас нет такого зернышка Евангельской любви, которое вырастет само по себе, его нужно возделывать – все Евангелие говорит о том, что нужно возделывать свое сердце.

Что значит «возделывать»? Скажу вообще простым языком: заставлять себя. Это непросто. Как садоводу, получившему в использование какой-нибудь участок болотистой или каменистой почвы: сколько он должен сделать, чтобы убрать камни из почвы, выкорчевать пни, осушить болото, доставить плодородную почву, чтобы что-то росло. Да еще на этой плодородной почве растут какие-то сорняки – надо бороться с ними, чтобы вырастить что-то культурное.

А с сердцем разве не так? Все то же: там есть свои камни, свои болота, сорняки (страсти), поэтому над этим надо работать. Что касается любви к Богу (думаю, мы будем этой темы периодически касаться), то в нас она не заложена. Этому надо учиться. А как ты научишься, если остался на уровне эмоций, каких-то поэтических чувств и не знаешь, что такое духовная любовь? Ты ее не прочувствовал, Евангелие не узнал. Господь же откровенно говорит – ничего придумывать не надо, нужно просто ориентироваться на Евангелие. Он говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня». Вот что нужно. А если мы говорим о любви, что это самое главное, самое ценное, что у нас как бы есть (хотя на самом деле мы этим не обладаем), но живем со страстями и не боремся с грехами, то кого мы обманываем? В первую очередь – себя: любовь к Богу проявляется делами, а не словами, эмоциями, красивыми выражениями и так далее.

В христианской среде часто можно услышать как раз вот эти слова о любви – очень возвышенные, красивые обороты, но за ними, к сожалению, не стоит практика жизни. Много лозунгов, много воззваний, а дела-то где? Они не подтверждают, что мы любим Бога. Мы сказали о любви и тут же кого-то осуждаем или долгое время носим обиды на близких, не можем поздороваться с человеком, который нам неприятен, и так далее – это только то, что на поверхности лежит... Поэтому надо начинать не с любви.

Есть такое произведение святого преподобного Иоанна Лествичника – «Лествица», где он описывает ступени духовной жизни. Первая ступень – это не разговор новоначального человека о любви, о том, как Бог нас любит. Первая ступень – это отречение от мира: то, о чем мы говорили в предыдущих беседах, разбирая статьи святителя Игнатия. А последняя ступенька – уже о любви. Понимаете, как должно быть? Сейчас надо говорить не о любви, иначе наша испорченная природа, наша душевность очень легко вкладывает не тот смысл, не то значение в это, безусловно, святое слово, в это имя Божие – наверное, вы сами это неплохо знаете. Надо начинать с другого – с вопросов борьбы со страстями, ведь борьба со страстями – это выполнение заповеди покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие. Если человек кается в грехах, учится этому, то это как раз и есть обучение любви к Богу.

Чтобы эта основа была правильна, чтобы человек шел по этому пути верно, святитель Игнатий и пишет об этом. Разберем то, что я прочитал. Почему надо разбирать это более подробно? В силу нашей неопытности и того, что мы, к сожалению, разу-чились думать над текстом (извините, братья и сестры, но это так), мы больше ориентируемся на какие-то лозунги, вкладываем в это какое-то свое значение и не понимаем глубины текста. И смотрите, что происходит из-за этого. Например, человек слышит, что нужно отрекаться от грехов. Он говорит: «Да, нужно», – но понимает, что не может, опускает руки и бросает дело покаяния и, по большому счету, бросает дело спасения.

Святитель Игнатий пишет это, прекрасно понимая, что и он немощный человек, и мы – современные христиане – такие же, а может быть, еще хуже. Мы живем в то время, когда информационное поле, доступность разной информации во всех смыслах развращает человека (любого – молодого или уже в возрасте). И мы даже по нравственному состоянию далеко отстоим от тех людей, которые были сверстниками святителя Игнатия, жили в его время, обращались к нему с какими-то вопросами, духовно окормлялись у него.

Так неужели все для нас пропало? Нет! Святитель Игнатий говорит: «Нет, не все для нас пропало». Ведь как говорит Господь? «Не будьте такими, как отцы ваши, к которым взывали прежде бывшие пророки, говоря: «так говорит Господь Саваоф: обратитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших». Смотрите, святитель Игнатий говорит: по нашим слабым силам – он не говорит: «Брось все, оставь работу, жену; оставь весь мир, иди жить в тайгу». Нет, он говорит: по нашим слабым силам. В духовной жизни надо понимать, что не мы сами что-то делаем. Мы по нашим силам что-то пытаемся увидеть в себе, раскаяться в этом. Что значит раскаяться? Сожалеть, что в нас происходит то или иное падение, развитие грехов и страстей; обращаться к Богу. А Он, Вседержитель и Всеведец, прощает нам наши прегрешения при условии, если мы решаемся (опять же по нашим слабым силам) жить по-другому. И когда человек, видя свою немощь, не надеется на себя, понимает, что ему нечем гордиться – он не святой, не праведный, он все больше и больше обращается к Богу, и Бог больше и больше ему помогает. Таков закон.

Святитель Игнатий и не призывает нас к каким-то высотам (не знаю, достижимы ли они уже вообще для каких-то людей), аскетическим подвигам. Он говорит: по силам делай; что можешь – делай, как можешь – стремись по этому пути. Мы не раз говорили (и будем говорить), что есть два пути. Широкий (веселый, радостный, замечательный, с транспарантами о любви к Богу) и тернистый (путь восхождения через покаяние, страдания, скорби, борьбу с собой). Стремись по этому пути – иди понемножку, ползи на коленках, хотя бы лежи и стони: «Господи, спаси меня!», и это будет уже по твоим силам. А взяв какие-то чрезмерные подвиги просто надорвешься и не сможешь делать элементарного. Это тоже неправильно, человек делает это по гордости.

Часто задаются вопросы, и спасибо тем, кто их присылают. Мы разберем статью, и я постараюсь ответить на ваши письма. Нередко спрашивают: как найти меру своего поста, своей молитвы, молитвенного правила? Это все мы обсудим. Вы задаете правильные вопросы: должна быть мера посильности для разных людей, разных возрастов, разного состояния здоровья, разного социального положения. К этому мы вернемся.

Давайте поймем, что в нашей жизни надо делать все посильно, что можешь. И посильно надо соответствовать любви Бога к нам. В чем проявляется эта настоящая любовь? Бог прощает кающихся – это самое яркое проявление Божией любви, а не то, что Он нам дает пищу или какие-то условия для жизни, какое-то благополучие, это Он обещает и так – помните, Господь говорит в Евангелии: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»? Но прощение грехов Он дает кающимся православным христианам. Этого нам не надо упускать, это качество любви Божией нам надо сейчас обсуждать: как могут соответствовать любви Создателя Его твари, и твари падшие: покаемся! Вот он – путь возвращения к Богу…

«Будем соответствовать, по нашим слабым силам, великой любви к нам Господа, как могут соответствовать любви Создателя Его твари, и твари падшие: покаемся! Покаемся не одними устами, засвидетельствуем наше покаяние не одними немногими, кратковременными слезами, не одним наружным участием в церковном богослужении, в исполнении церковных обрядов, чем довольствовались фарисеи. Принесем вместе со слезами, с наружным благочестием и плод, достойный покаяния: изменим жизнь греховную на жизнь евангельскую».

«Покаемся не одними устами» – как исповедующий священник, могу сказать, что истории, когда человек на самом деле не готов к Исповеди, бывают очень часто. Это видно по настроению, по грехам, которые он называет, по тому, как он формулирует их: видно, когда человек не готов, внутри не пережил свои падения, а пытается просто пойти на Исповедь, чтобы «получить допуск» до Причастия. Бывает так. Поэтому святитель Игнатий нам и говорит об изменении жизни.

Нередко в нашей церковной среде можно встретить людей, которые довольствуются тем, что пришли на Исповедь, что-то назвали... Не будем далеко ходить, расскажу вам историю из прошлого воскресенья. После ранней службы я остался исповедовать на позднюю (в храме мы не вмещаемся, поэтому служим раннюю), и пришла незнакомая мне пожилая женщина; представилась, что она из другого прихода. «Ну, замечательно, давайте поисповедуемся». И человек начинает просто рассказывать свою жизнь, причем грехи юности. Я спрашиваю: «Вы каялись в этом?» – «Да, каялась». – «А зачем повторяете?» – «А о чем говорить сейчас?». Я говорю: «Надо же изучать свои грехи – чем вы грешили сегодня, вчера, позавчера?» Она говорит: «Ну, я не знаю», – и давай опять рассказывать какую-то историю своей юности. Человек узнал какие-то грехи, которые были в юности, а себя сегодняшнего не видит... Так получилось, что не удалось мне достучаться до этого человека. Расстались мы на том, что надо себя изучать. Это просто призыв, а пойдет ли человек изучать себя, не знаю. Она потом причастилась. Очень надеюсь, что она все-таки услышала слова, что надо готовиться. Но видно, когда человек не готов.

«Засвидетельствуем наше покаяние не одними немногими, кратковременными слезами». Это тоже очень интересная тема: нередко можно услышать от современных пастырей, проповедников, что «надо каяться со слезами – это настоящее покаяние».

Давайте вновь и вновь разберем ее. Слезы могут течь не у всех. Люди очень разные по своему душевному, психическому устройству. Ошибочно ориентироваться только на то, текут слезы или нет. Под слезами в святоотеческой литературе имеется в виду настроение сердца

Святитель Игнатий говорит, что недостаточно просто назвать грехи на Исповеди и кратковременно посокрушаться. Так надо понимать его слова. Вы тоже знаете: на исповедях встречаются такие перекосы, когда человеку не плачется, он в состоянии саможаления (не покаяния, а именно саможаления), чувствуется, что он выдавливает из себя слезы. В таком случае я стараюсь говорить: «Брат (или сестра), не надо, мы же не на спектакле. Бог видит твое сердце. Передо мной не надо устраивать никаких спектаклей, я – обычный свидетель твоего покаяния. Давай по-честному: что натворил, что сделал? В этом покаемся, только искренне».

Вернемся к тексту. Словами – недостаточно. Кратковременным покаянным настроением – тоже недостаточно. «Не одним наружным участием в церковном богослужении», то есть когда человек постоял на вечерне, на Литургии и удовлетворился, что он все сделал? Нет, конечно. «В исполнении церковных обрядов»? Допустим, сходил человек на таинство Исповеди, как-то покаялся и ушел с неправильно умиротворенной совестью (на самом деле, наверное, забитой в какие-то дальние уголки), которая уже и не отражает правильность, ведь человек не видит, что он неправильно поступает. Но этого недостаточно – этим только довольствовались фарисеи, которые отличаются от нас тем, что старались дотошно выполнять букву Закона – формальностью благочестивого поведения. К чему это привело? Они видели себя хорошими, прекрасными, успешными, духовными, святыми. Помните притчу о мытаре и фарисее? Ведь фарисей видит себя хорошим, он говорит: «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, чтó приобретаю» – «все прочие – блудники, грешники, воры, убийцы, а я один святой и могу всех судить». Это очень опасное, погибельное состояние.

Так что же нужно принести для настоящего покаяния, кроме формальной подготовки к Исповеди? «Принесем вместе со слезами, вместе с сокрушением, с наружным благочестием и плод, достойный покаяния». Что такое «плод, достойный покаяния»? Святитель Игнатий пишет, что это такое: «Изменим жизнь греховную на жизнь евангельскую». Представляете, как замечательно? Вот что нам нужно. «Плод, достойный покаяния» – это плод, который показывает правильное покаяние. Что это? Это изменение жизни человека.

Не бросимся сейчас в уныние (а у нас бывают такие настроения) – это процесс очень долгий. С какими-то грехами человеку, находящемуся в покаянии, получается с помощью Божией исправлять свою жизнь – какие-то грехи отпадают, но какие-то грехи должны остаться: эта борьба – тренировка на всю жизнь. Поэтому мы должны готовиться действительно смотреть за собой, смотреть на себя, изучать свое сердце: что ты думаешь, что чувствуешь, как ты сказал своему другу, начальнику или близкому, с каким настроением, что сейчас в тебе происходит. Это совсем другая жизнь.

Это не жизнь, когда ты смотришь, как живут «звезды» или еще кто-то (твои товарищи, соседи), и осуждаешь всех. В этот момент лукавый увлек тебя от самого главного куда-то вовне – ты там смотришь, наблюдаешь, занимаешься осуждением чужих грехов, а своих не видишь, не знаешь.

Надо перенаправить внимание на себя – следить за собой. Ты отвечаешь только за себя: не за соседа, не за священников, иерархов, президентов и так далее – только за себя. И за себя дашь ответ перед Богом.

Тогда можно задать такой вопрос: а что такое «жизнь евангельская»? Опять все очень просто: берем Священное Писание и толкования святых отцов, начинаем изучать. Не поняли – повторяем, идем к священникам: «Объясняйте нам, как это делать, как жить, как это применить на практике». Для этого же пастыри нужны, а не чтобы просто ходить в красивых одеждах и получать уважение. Их задача – словесно пасти овец, то есть христиан. Я предлагаю не стесняться и приставать к вашим священнослужителям, чтобы они поняли, что паства-то желает спастись. Кстати, взаимоотношения пастыря и паствы – это очень важно, как в любой семье. Если прихожане будут только восхвалять батюшку, какой он замечательный, хороший, только восхищаться, улыбаться, но не задавать ему духовных вопросов, не просить его (может быть, даже требовать, но по-христиански, по-хорошему), чтобы он их учил, то у священника, как и у всякого человека, может легко родиться впечатление, что он все замечательно делает. Все у него хорошо: собрались, отслужили Литургию, разошлись, и все – свои дела сделал, а получается, что и христиане живут как попало, и священник не знает, что они так живут. И что мы за община такая?

А если бы прихожане поняли, что они не рабы, а полноправные члены Церкви, полноправные члены церковной общины, что священники – это не господа, которых надо только обихаживать (так просто не подойдешь), а назначенные Богом слуги (мы же служители; служители не только Богу, но и людям тоже), тогда получится немножко другой разговор – например, приходят ко мне: «Отец Андрей! Расскажи, пожалуйста...» А я не знаю этого вопроса и начинаю его изучать: я должен, обязан начать его понимать, начать думать, начать говорить об этом людям – тогда у нас получатся взаимные толчки к спасению, а не просто человек подошел после службы и говорит: «Отец Андрей! Как ты замечательно послужил!». А я думаю: «Да, я хорошо послужил!» И что это такое – налили друг другу яда в душу и ушли, довольные?

Не так должно быть! Не надо стесняться подходить к священникам и задавать вопросы. Не надо думать, что ваши вопросы глупые. Это вообще неправильно: глупых вопросов нет – важны все вопросы, которые есть. И вас, дорогие братья и сестры, прошу: если есть вопросы, писать на адрес электронной почты kanev@tv-soyuz.ru – Бог даст, мы разберем их и ответим. Помоги нам всем Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс