Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (1010) → Священник Даниил Рябинин: Наше христианское дело – молиться, а дальше Господь все будет устроять и совершать

Священник Даниил Рябинин: Наше христианское дело – молиться, а дальше Господь все будет устроять и совершать

№17 (1010) / 1 мая ‘19

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрителя из Воронежа: «Я читал в книге протоиерея Андрея Ткачёва, что апостол выполнил все нормы, даже сверх Евангельских норм. Как это понять? То есть там говорится, что он не только молился, не только выполнял какие-то служебные молитвенные дела, работал. Как понять, что он выполнил все это выше Евангелия?».

– Господь говорит в Священном Писании: кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Есть норма, которая дана в Священном Писании, но мы можем выполнить и сверх этого. Или говорится, например: кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Вот это и будет сверх Евангельской нормы, если так можно выразиться. Это образы. Я немножко не понял вторую часть вопроса, но в целом это некие образы. Есть заповедь о любви – и есть то, что можно назвать ее максимальным воплощением, что выйдет за рамки.

Господь говорит: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. И вот исполнение Закона Ветхого Завета для нас явлено в полноте Божественной любви. Для нас любовь очень часто ограничивается кругом наших близких людей, друзей, знакомых, семьи. В целом это правильно, нас за это никто не осудит и даже похвалят. Но больше этой нормы будет любовь к тем, кто находится за рамками наших друзей и с кем мы имеем индифферентные отношения. А еще большим выражением любви будет проявление любви к тем людям, которые нас не любят, презирают и делают нам пакости. С одной стороны, и первый, и второй, и третий случаи – это Евангельская норма (хотя мне это словосочетание не нравится). Но в каждом случае мы видим все большее и большее ее выполнение. Думаю, можно что-то еще сверх этого добавить. Наверное, как-то так. Такой у меня ответ.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Правильно ли посещать могилки на Пасху?».

– На Пасху надо быть в храме, приобщиться к Пасхальной радости, повстречаться и пообщаться со своими родными и близкими людьми. У нас в русской традиции сложилась практика заупокойного служения, посещения кладбищ и мест упокоения на Радоницу. Это не богослужебное поминовение, богослужебный Устав такого поминовения не знает, но это традиция.

Пасхальный период, сама Пасха – это торжество жизни над смертью. Наше сердце не может не откликаться, не чувствовать наших близких, родных людей, которые перешли в иной мир. Хочется поделиться Пасхальной радостью и с ними, посетить место их упокоения. Конечно, это возможно сделать, и здесь никаких предписаний нет, что этого делать не надо. Но сами по себе Пасхальный цикл и Пасхальная радость предполагают иные переживания, и надо постараться ими «зарядиться» (если можно так выразиться). А уже в день Радоницы, который в нашей русской традиции становится традиционным, особенным днем помина, заупокойного богослужения, посетить кладбища.

Конечно, ничего предосудительного не будет, если мы в тот или иной день придем на могилу покойного близкого, помолимся, споем Пасхальные песнопения, будем радоваться вместе с душой усопшего и надеяться, что Господь простит ему грехи и примет в обители Небесные. Мы очень много говорим, что традиционное и нормальное поминовение усопших – это молитва. Поминовение не связано с какими-то иными погаными вещами, которые проросли, к сожалению, из безбожного, атеистического сознания. Все мы знаем об этой беде, но сегодня об этом говорить не будем.

Поэтому, если уж сильно хочется посетить кладбище, – придите. Можно убраться на могилке. Но в целом надо ориентироваться на праздник Радоницы – это самое верное время, когда после богослужения можно спокойно сходить на могилки усопших.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «В Священном Писании написано, что «не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». Кто эти люди – хищники?».

– Мне кажется, это собирательный образ. Собирательный в том смысле, что, наверное, речь идет не только о тех, кто присваивает себе чужое имущество, – они обычно называются разбойниками и ворами. Как действуют хищники? Хотя они и созданы Богом, чтобы поддерживать некий природный баланс, но, когда все выходит из-под контроля, хищники – это всегда те, кто характеризуется со знаком «минус», кто побеждает слабых, уничтожает их, ест. Так что человек-хищник – это, наверное, человек, выражаясь современным языком, который идет по головам людей, невзирая ни на что, не имеет в себе любви, а действует исключительно по зову своих страстей.

В современном мире мы таких людей видим. Чаще всего этот человек повержен абсолютно разными страстями, в том числе злобой, ненавистью и так далее. И, к сожалению, не всегда его глаза открываются на свое большое падение, на свое в каком-то смысле бесноватое состояние. В Писании говорится, что такие люди Царствие Небесное не наследуют. Но каждого, кто покается, Господь примет. Об этом и свидетельствует для нас праздник Светлого Христова Воскресения, Пасхи.

Каждый, кто покается. То есть надо продолжать свою жизнь уже по-другому, изменив ее...

– Надо всем нам иметь понимание, что покаяние – не просто рассказ Богу о своих «достижениях»: Господи, согрешил тем-то и тем-то...

..а дальше живу так, как хочу.

– Покаяние – это разворот на 180°. Человек шел одним путем – путем греха («грех» – это непопадание в цель), и чтобы двигаться нужным путем, чтобы вернуться в Божие русло, требуется покаяние. Но если ты, как грязное животное, опять возвращаешься к грязи, сколько тебя ни отмывай, толку будет ноль. Поэтому всегда пастыри Церкви и Церковь назидают нас: Исповедь как факт совершенного покаяния должна заключаться в том, что ты обещаешь Богу к этому греху более не возвращаться. Тогда покаяние действенное. Конечно, мы понимаем, что со многими грехами и страстями, которые в нас живут, мы сразу справиться не можем, поэтому они появляются вновь и вновь. Но надо над собой работать. Есть время жизни – надо работать. А будем надеяться, что милующий Бог нас простит и примет.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Когда священники в храме кадят иконы, они идут по часовой стрелке, а крестный ход совершается против часовой стрелки. Почему?».

– Есть такая традиция и практика. Крестный ход вокруг храма совершается против часовой стрелки. Хотя если заглянем в историю, то были разногласия, как креститься и как ходить крестным ходом. Но есть такая традиция и практика. Что касается каждения внутри храма, то священник (или диакон), когда стоит на амвоне, кадит с левой стороны. Каждение внутри храмового пространства он совершает, тоже идя слева направо. Это связано с традицией, существующей в современном богослужении.

Самое главное – понимать, что такое каждение, молитва и богослужение. Богослужение отчасти символично, оно складывалось в исторических рамках времени, согласно своим разночтениям и порядкам. Вместе с тем, символу и образу, неким традициям мы придаем значение, но не абсолютизируем это – это не абсолют, это сложившаяся практика и традиция.

Телезритель задавал вопрос о посещении кладбищ на Пасху. Очень часто бывает, что некоторые церковные праздники воспринимаются людьми совсем по-другому. Например, в праздник Крещения Господня человек считает главным окунуться в прорубь, но не прийти на богослужение, или набрать святой воды, но не зайти в храм. В череде Великого поста один из таких праздников – Вербное воскресенье, когда людей в храмах может быть даже больше, чем на Пасхальной службе. Как сделать так, чтобы эти люди не просто пришли освятить вербы и унести их домой, а чтобы они и на Пасху пришли, и на Светлой Седмице, заходили в церковь не раз в год – освятить вербы, а стали воцерковленными и систематически посещали храм?

– Это вопрос философский. Конечно, можно порассуждать, даже предложить какие-то практические вещи, но в целом так устроено наше религиозное сознание. Есть вещи и праздники, которые воспринимаются нами как хорошая, добрая традиция, не всегда мы в них вкладываем глубокое значение, просто так есть, это надо выполнить – и это хорошо. Кто-то из-за этого очень сильно переживает, и мы, священнослужители, тоже переживаем. Но, с другой стороны, мы в этом должны видеть и Евангельский посыл, посыл того, как Господь каждого человека призывает в храм Божий, призывает к Себе в конечном счете.

Многие, например, на Святки перед праздником Крещения рассуждают: «Вот люди придут, водички святой наберут, а потом их не видно. Какие все плохие! Что делать? Может, воду им не давать? Надо пытаться как-то их воцерковить...». Я всегда предлагаю: давайте этой ночью будем сугубо молиться о каждом, кто приходит в этот день в храм.

В будние дни в храм столько людей не приходит, и Господь так устроил этот праздник, что сердце каждого человека откликается в этот день, он волей-неволей, с осознанием или нет, но идет в храм. Не надо препятствовать этому. Нужно этим воспользоваться и до человека, пришедшего в этот день в храм Божий, донести что-то. В Вербное воскресенье всегда в храме есть священник, освящаются вербы – всегда говорится слово о празднике.

Возьмем, к примеру, Великую Субботу. Богослужение утром в Великую Субботу всегда продолжительное. Достаточно продолжительное чтение паремий (все они имели практическое значение когда-то, сейчас это в большей степени то, что мы можем послушать, это пророческие вещи о Христе). Вообще, ветхозаветные тексты всегда важны для нас, необходимы. И не будем себя обманывать, но с ветхозаветными текстами многие из нас плохо знакомы. За богослужением ветхозаветные тексты практически не читаются, они исключены сейчас из порядка полной Литургии. Иногда мы их можем услышать на всенощном бдении в великие праздники. Изучая историю литургики, мы можем вспомнить, что в целом в Литургии ветхозаветные отрывки присутствовали.

Великим постом ветхозаветные тексты мы слышим постоянно (это чтение паремий в литургии Преждеосвященных Даров, на часах, на вечерне). Это важно. Книга Иова читается почти весь Великий пост. Этот текст по своему содержанию, красоте, мыслям можно сравнить со всем Писанием.

Но что я хочу сказать о Великой Субботе? Великая Пятница переходит в Великую Субботу. С одной стороны, уже как бы раскрывается Пасха, даже внешне облачения меняются на белые, уже идет подготовка. Но все-таки день Субботы сохраняется: мы исповедуем и говорим, что Христос нисходит во ад. На престоле совершается тайна. Мы находимся в предвестии Пасхи весь день. И вот в этот день тишины и покоя (как поется в песнопении за Литургией: «Да молчит всякая плоть человеча») что происходит в храмах? Священник в этот день освящает куличи, яйца и все, что приносится. Вроде бы правильная традиция: ночью люди уже будут разговляться, и уже все освящено. Да, с одной стороны, практической, это понятно. Но концептуально и содержательно немного непонятно, что все это происходит в Великую Субботу, когда «молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет».

И вот в этот совершенно миссионерский (катехизаторский, просветительский) момент священник при освящении всего, что приносится (а это происходит в течение всего дня, до самого позднего вечера, чуть ли не до ночной службы), должен донести этот смысл: сказать о Пасхе, о спасении, о Христе, о жизни и смерти. Даже два слова всегда доходят до сердца человека. Поэтому все вот так должно быть устроено.

И это очень хорошо, что в сердце русского человека всегда есть стремление посетить храм Божий. И хорошо, что храмов становится больше. И не правы те люди, которые говорят, что храмы будут стоять пустые. Ничего подобного! Всех приглашаем, приходите в храм Божий в дни Страстной седмицы, в Вербное воскресенье, в праздник Пасхи – и вы увидите, сколько человек искренне приходит туда по зову своего сердца.

Что делать дальше? Будем сугубо молиться, чтобы Господь просветил каждого пришедшего (и даже, может быть, противника любого действа Божиего), вразумил его и Своей Божественной благодатью озарил его сердце. Я хотел бы всех призвать к сугубой молитве: наше христианское дело – молиться, а дальше Господь все будет устроять и совершать.

Во многих городах и странах в день Пасхи совершаются общегородские крестные ходы – чтобы показать общность и чтобы празднование было не просто в храмах, хотя, конечно, все вокруг слышат звон колоколов, которые звучат на всей Светлой Седмице на всех колокольнях храмов: общегородские крестные ходы здорово поднимают пасхальное настроение и показывают, что верующих людей, в общем-то, много, а не один человек, не одна бабушка в храме...

– Вы сказали правильную мысль. Каждый священник вместе со своим приходом, архиереи в кафедральных соборах – все будут праздновать Пасху. Все соберутся на молитву, на богослужение, храмы будут переполнены. И какая замечательная традиция вечером всем вместе собираться на Пасхальной торжественной праздничной вечерне, которую совершает Правящий архиерей, епископ или митрополит с сонмом духовенства всей епархии. Верующие стекаются со всех приходов и храмов – это действительно Торжество, это действительно Пасха, когда все собираются вместе, все христосуются. Ночь, многие устанут, но как-то не чувствуется усталости – все приходят бодрые духом, в отличном настроении, вместе с детьми. И дальше совершается Пасхальный крестный ход.

У нас в Екатеринбурге традиционно крестный ход проходит от Свято-Троицкого кафедрального собора по улицам города Екатеринбурга с остановками у некоторых храмов и часовен. Начинается он всегда в 16 часов. В этом году Пасхальный крестный ход приобретет еще и свою изюминку, ведь все мы, жители Екатеринбурга, верующие люди, чье сердце в этот день откликнется на Пасхальное приветствие, вместе с нашим архипастырем Владыкой митрополитом Кириллом и сонмом духовенства Екатеринбургской митрополии отправимся крестным ходом до храма Святой Великомученицы Екатерины, который будет воздвигнут в ближайшее время. Город скоро обретет свое сердце, это сердце уже начинает биться, к нему стекаются люди.

Был торжественный молебен Торжества Православия – замечательное событие, которое нас внутренне настроило на дни поста. И следующим событием, откликом, следующим нашим общим молебном, общим молитвословием, когда мы едиными устами будем прославлять Христа Воскресшего, будет Пасхальный крестный ход. Всех жителей Екатеринбурга (и не только) приглашаем приехать в этот день, в этот вечер вместе помолиться, и это тоже задаст свой тон, свое настроение: очень хорошо, когда мы вместе, мы чувствуем единство, мы чувствуем опору, духовный внутренний стержень, который (я в это верю) раскрывается для нас в этом замечательном прекрасном празднике, наполняющем наше сердце торжеством и великолепием.

От Свято-Троицкого кафедрального собора крестный ход пройдет до храма Святой Екатерины – до сердца нашего города: с храма нашей Небесной покровительнице Екатеринбург начинался, и я думаю, что здесь будет воссоединение, в духовном смысле настоящее торжество для всего нашего города. Это действительно большая радость, и к ней мы приглашаем приобщиться каждого жителя города. Я думаю, что никто не уйдет в этот вечер неутешенным, все обретут и почувствуют радость о Христе Воскресшем.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс