Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (1010) → Священник Игорь Лысенко. Как говорить с неверующим человеком: монолог или диалог?

Священник Игорь Лысенко. Как говорить с неверующим человеком: монолог или диалог?

№17 (1010) / 29 апреля ‘19

Беседы с батюшкой

Когда мы говорим, как вести разговор с неверующим человеком, прежде всего хочется разобраться, кто же такой неверующий человек? Нам кажется, что он, может быть, даже и недостоин того, чтобы с ним разговаривать, тем более если это воинствующий атеист: у нас есть свои хорошие знакомые – верующие, православные, вот с ними мы бы и общались. Кто же такой неверующий и зачем с ним вести разговор?

– Тема очень сложная, и без Божиего благословения на нее тяжело выходить. Поэтому давайте попросим, чтобы Господь нас благословил, чтобы то, что услышат наши зрители, им не повредило и смогло их воодушевить на общение с человеком, лишенным доверия к Богу.

Обычно это означает человека, обиженного на Бога. Обида очень часто возникает из-за нас с вами. Поэтому когда мы встречаем неверующего человека, мы должны в первую очередь осознать, что мы, может быть, в самой малой степени, но виноваты, что он неверующий, не смог доверять Богу. Это значит (часто бывает так в детстве), что он открылся, а его очень жестко оборвали или пытались насильно чему-то научить, лишая свободы выбора – того, что Господь изначально нам дал как элемент того образа и богоподобия, которым мы наделены. Недаром говорят, что самый надежный способ создать атеиста – это тащить его к Богу. Третий закон Ньютона никто не отменял: действие всегда рождает противодействие. Если ты насильно заставляешь человека доверять Богу, ты точно воспитаешь в нем недоверие.

Помните, как говорил Патриарх Сербский Павел? «Никогда не говори с человеком о Боге, пока он тебя не спросит!». Без сомнения, всегда должен быть диалог, но диалог, начинающийся с вопроса к тебе. То есть ты так себя ведешь, что тебя хочется спросить о Боге. Например: «А отчего ты такой радостный, доброжелательный, великодушный? Почему ты совершенно незаслуженно помог мне? Может быть, ты в Бога веришь?». Вот это самое правильное начало. И тогда можно очень аккуратно, очень деликатно поделиться: «Да, действительно хожу в храм». Ведь сказать, что мы верующие, очень дерзновенно.

Быть верующим, признавать себя верующим – значит брать на себя полную ответственность, что все, что ты делаешь, услышано от Бога, ты исполняешь все, что Он тебе дает. Но разве это так? Как говорил Господь: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду». Но ведь, к сожалению, у нас с вами не получается ходить по воде, исцелять прокаженных, воскрешать умерших... И бывает, убиваем, к сожалению, но опять же не всегда это замечаем.

Словом.

– Да. Даже взглядом, невниманием, когда человек потянулся к нам, открылся перед нами – ему показалось, что в нас есть та искорка, которой он мог бы обогреться, а мы посчитали, что нам важнее нечто другое, мы отвлеклись от этого человека – и человек закрылся. Здесь очень тоненькая грань. Если мы услышим Господа, Господь нам подскажет: «Что ты сделал? Вернись, улыбнись, обними, помоги!». И мы исправим ошибку. А если мы Бога не слышим, то спокойно отвернемся.

И это неверие – как в ребенке, который был оторван от матери, которого оставили без внимания. Как османы детей отнимали от материнской груди и бросали их в казармы, чтобы они становились янычарами. Они становились. Совершенно безжалостными воинами, потому что когда они просили – их не слышали, когда они плакали – их не утешали; они не научились слышать, они не считают, что в ответ на призыв, на просьбу кто-то может тебя услышать: они потеряли Бога, потеряли умение слышать и слушать, а значит – стали недоверчивыми. Поэтому стали неверующими.

Очень важно понимать, что каждый раз, встречаясь с неверующим, мы должны это воспринимать как нашу задачу, но не убеждать его словами, не учить, возгордясь (ни в коем случае), ведь Господь сказал: «Один у вас Учитель – Христос». Только молясь Христу, наполняясь Им в Причастии, мы сможем дать нечто полезное неверующему.

Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Хотелось бы сначала выяснить, кого мы относим к неверующим. Это безбожники, люди других конфессий, других религий? Это очень широкий вопрос – кто эти неверующие? Неверующих людей вообще-то не бывает».

– Иногда говорят: «К Богу ведут разные тропинки». Бог все-таки Един, и, если мы не совсем слепы и не совсем глухи, мы все-таки понимаем, что сотворены Им. И что мир сотворен Им. И мы будем пытаться идти к Нему. С разной скоростью, по разным направлениям.

Но ведь можно, исходя из неправильно понимаемой свободы выбора, выбрать такой путь к Нему, который будет настолько долгим и настолько трудным, что мы никогда не сможем к Нему дойти. Не потому, что Он нас не ждет, нам не помогает, а потому, что мы делаем все, чтобы в этом пути идти не к Нему, а от Него. Все, что Евгений перечислил, означает, что степень недоверия бывает разной – в том числе из-за повреждения, из-за собственного опыта, других причин. Конечно, абсолютно неверующих не бывает. Без веры хотя бы в то, что солнце завтра взойдет (то есть в Божественные законы, которыми Он наделил тварный мир), жить невозможно.

От уныния, депрессии, от того, что он ничего не понимает, человек очень быстро уходит из жизни. Помните Советский Союз в первые месяцы, первые годы после 1991-го года? Как быстро наполнялись наши кладбища после развала страны, ведь люди были лишены базовых опор, того, во что они полностью верили. Да, к сожалению, многие из них не доверяли Богу, но они верили в дружбу, в свою профессию, верили, что будут нужны этой стране. И когда это было порушено, они очень быстро ушли из жизни. В этом смысле у каждого человека, особенно живущего долго, есть некая вера.

Но когда мы формулируем вопрос «верующие – неверующие», нам все-таки надо в данном случае предполагать, что речь идет о доверии Истинному Богу, о слышании Его и степени открытости Ему. И тогда мы будем понимать, что неверующий человек – это, наверное, тот, кто умудряется не слышать самых базовых призывов. Вот как есть основные инстинкты... Когда ты не слышишь базовые призывы, уходишь из реальной жизни и, к сожалению, очень сильно себя повреждаешь. Но при этом надо всегда помнить: если твои родители, твои прародители делали что-то полезное и хорошее, то (несмотря на твой выбор недоверия, обиду, поврежденность, их молитвами) может быть, их благодатью, их благословением ты еще держишься на плаву... Помните, как в Библии сказано: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, (…) творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои»? Благие дела наших предков (а у нас все-таки были замечательные предки) нам помогают все еще оставаться в живых, чтобы мы все-таки вернулись к Богу.

Митрополит Антоний Сурожский говорил, что христианина можно узнать по отблеску Евангелия в его глазах и что единственное мерило правильного человеческого состояния, зеркало, в котором можно увидеть себя, – это зеркало Евангелия. А если человек живет в районе, где нет православных церквей, вообще нет церквей, он некрещеный, ничего не знает о Церкви, не знает имени Христа, но живет по Евангелию, то есть выполняет те заповеди Христовы, которые интуитивно в себе чувствует? Он верующий?

– Вы очень интересно сказали: «Христа не знает, но живет по Евангелию». Наверное, это может быть только в одном случае: если его предки были святыми. Тогда их молитва поможет человеку услышать ее и действительно жить по Евангелию. Понимаете, само Евангелие – благая весть именно о Христе, поэтому жить по Евангелию без Христа все-таки невозможно. Можно пытаться исполнять те примеры, что нам приведены в Евангелии, но осуществить их полноту, полностью получить те плоды, те результаты, о которых говорит Евангелие, без Христа невозможно… В Римской империи христианских церквей поначалу не было. И если христиане куда-то переходили и понимали, что нет церкви, они ее созидали. Сначала они служили в катакомбах, в домах, но потом соединялись, умножались и строили храмы. Поэтому, если человек живет по Евангелию и чувствует, что ему не хватает храма, он может его построить. Если ты чувствуешь, что храм тебя наполняет, вооружает, вдохновляет, созидай такой храм, строй его. Святой современной Грузинской Церкви Гавриил (Ургебадзе) сам построил храм. Он собирал брошенные иконы и таким образом созидал храм.

Вопрос телезрителя Игоря Викторовича из Москвы: «Больше всего неверующих людей среди молодежи. Как Церковь привлекает к себе молодежь?».

– Церковь живая, она состоит из нас с вами. Как мы с вами показываем пример молодежи, так и привлекаем ее – либо отталкиваем. Мы с вами понимаем, что молодежь – наше будущее: то, какой будет наша страна, какое будет отношение к нам с вами, самое главное – как будут судить о нас, ведь говорится по плодам их узнаете их. Молодежь – это наши дети, внуки, для некоторых – правнуки. Если они воспитаны с любовью, научены самоотверженности, великодушию, терпению, то это и есть воцерковление. Тогда молодежь сама привлечется.

Только очень важно помнить другое... Вот сегодня мне звонила одна мама: «В школе учительница литературы решила навязывать детям с 13–14 лет свои знания о Боге. И, к сожалению, ребенок закрылся, перестал ходить в храм, снял с себя крестик». И мама переживает. Я говорю: «Знаете, в какой-то момент наступает (психологи это знают) так называемый “период блудного сына”, когда человеку хочется испытать: а как я буду один? Как я смогу?». Это такая осознанная богооставленность. Здесь очень важно осознать, что это, к сожалению, бывает часто (и у многих), и не впадать в панику и в желание быстренько человека вернуть к привычному, нацепить крест, заставить прийти в церковь... Вот это уже страшно, это может увести из Церкви навсегда. А здесь (повторяю) очень важно именно спокойствие, великодушие, большее внимание, большая любовь, большее уважение к нему. Ведь это будущий ваш, может быть, даже кормилец, поэтому молясь о нем умножьте молитву, умножьте ваш благой пример. И тогда он обязательно вернется, потому что поймет, как же здорово быть со Христом. Повторяю: действие рождает противодействие. Молодежь – наше будущее, но мы, именно понимая это, должны быть максимально щепетильны, максимально трепетны и должны максимально уважать их свободный выбор.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Нас было четверо детей в семье, мы все выросли в абсолютно атеистической среде; уже все в возрасте. К Господу пришла я одна. Я была самой никудышной – как бывает: в семье не без урода, и я как бы была такой “урод” непослушный и дерзкий, непонятно какой. Мои братья и сестры честные, порядочные, трудолюбивые люди, которые состоялись, у них семьи, и на производстве все получилось. А теперь я одна пришла к Господу, а они не понимают, зачем это. И трудно очень. Я даже не знаю, как разговаривать с ними. Например, старшая сестра мне просто говорит: „Как меня мама с папой научили жить, так я и живу”. Не понимают, абсолютно не слышат, что бы я ни пыталась говорить. И я не знаю, надо ли им что-то говорить о Церкви».

– Мы с этого начинали: только тогда, когда вас попросят. Вы сами говорите, что выделялись непослушанием, вызывающим поведением. Как раз если вы благодаря Церкви изменитесь (например, станете великодушнее, внимательнее по отношению к ним), для них это будет свидетельством, что с вами что-то реально произошло. И поверьте, они обязательно будут интересоваться, благодаря чему это произошло. Это самый на-дежный способ. Если вы будете что-то навязывать, принуждать, то это самый надежный способ их отвести, оттолкнуть от Церкви. Нет другого пути – только слышание, чтобы сердце оставалось спокойным, мирным. В слышании вести себя максимально доброжелательно.

Ведь правильно они сказали: «Как нас научили родители, так мы и делаем». Это во исполнение 5-й заповеди: «Почитай родителей своих». Видите, они у вас это исполняют – и слава Богу! Благодарите Господа, что они у вас есть. Благодарите Господа, что вы у них есть. И благодарите Господа: Он вас научит, как их постепенно, не вашими усилиями, а усилиями Господа через вас (это принципиально) привести к вере. Доверьтесь Господу. Как вы сейчас нас спросили, так и просите Господа (это и есть молитва): «Господи! Помоги мне им помочь. Помоги им узнать Тебя через меня. Помоги мне стать такой, чтобы, глядя на меня, им захотелось стать как я». Наверное, вот такой рецепт.

Такими словами можно молиться?

– Нужно молиться! Это и есть искренняя молитва. Молитва святых, если ее правильно разобрать, разложить, состоит именно из таких прошений. Просто эти молитвы сотворены тысячу лет назад, полторы тысячи лет назад. Там немножко по-другому всё выражали, может быть, более точно, более объемно. А мы чуть проще...

Мне кажется, молитва своими словами и первична. Псалмы, те образцы молитвы, которые даны в Евангелии (например, первосвятительская молитва Спасителя) – это уже очень высокий уровень, до него надо дойти. Может быть, как раз простыми ступенечками этой самой простой, детской молитвы. Мы же не заставляем ребеночка (в годик, в 2 годика) учить наизусть все Священное Писание. Мы ему показываем: «Сыночек (или доченька)! Поблагодари Господа, что мы с тобой покушали… Поблагодари Господа, что Он нам помог».

Недавно видел такой пример. На скамейке возле дома, где я живу, сидела женщина в возрасте, и ее знакомая говорила ей, что надо ходить в церковь. И эта женщина ответила очень конкретно: «Я уже старый человек, мне не нужно никаких новостей. Я не готова меняться, не хочу меняться – оставьте меня в покое! Я живу так, как хочу жить». Человек не хочет меняться, но вдруг?.. Должны же мы все-таки каким-то образом попытаться.

– Мне кажется, когда человек так говорит, он взывает к миру: «Я боюсь меняться. Я боюсь, что станет хуже. Я боюсь, что мое состояние (может быть, несчастливое) будет еще хуже». Если человек об этом говорит, он фактически взывает к нам: «Помогите мне поменяться! Только помогите мне поменяться к лучшему, помогите мне поменяться к свету. Не пораньте меня при этих изменениях». Конечно, считать себя старой (особенно женщине) – это как приговорить себя к смерти. Поэтому тут требуется особая любовь.

Это призыв.

– Да. Требуется особое внимание, особое терпение. И человек откроется... Дайте ему хорошую шутку, он будет смеяться по-детски и забудет про свою старость.

Хочу задать Вам еще один вопрос. Есть много клише, в том числе – как себя вести в церкви. Не дай Бог, женщина пришла в брюках или пришел молодой человек с неподобающей прической... Мы сталкиваемся с тем, что наши православные бабушки начинают если не гнать человека из храма насильно, то высказывают все, что думают об этом. Может быть, Вы сумеете посоветовать молодым людям, которые сталкиваются с этим, как вести себя?

– Пожалеть бабушек. Ведь если бабушки так говорят, значит, они как-то были глубоко поранены. Может быть, они прошли то время, когда в храмы заходили люди для закрытия, для уничтожения храмов. Тогда дерзновенность этих бабушек спасла нам храмы. Может быть, это вынужденная привычка видеть опасность для Церкви даже в том человеке, который не представляет опасности, который с этой прической или в этой одежде, чтобы скрыть свою неуверенность, поврежденность, внутреннюю несостоятельность. Они видят в этом вызов, попытку разрушить храм.

Так вот, пожалейте этих бабушек. Поймите, что если вы отнесетесь к ним с уважением, если вы очень вежливо ответите или даже промолчите, но подвинетесь в сторону, то как-то покажете: да, может быть, у меня что-то не так, но у меня нет другой возможности. На самом деле эти бабушки очень добрые. А если вы еще и скажете про себя: «Господи, помоги этой бабушке!» – больше ничего и не надо. Поверьте, в 99-ти случаях из ста бабушки изменятся. Бабушка улыбнется, смутится, извинится и из дерзновенного борца с вами станет вашей помощницей – станет той доброй бабушкой, которую большинство из нас имели в детстве и благодаря которой, может быть, и к Богу пришли.

Ответ на каждый вопрос озвучивается как-то совершенно по-новому… Думаю, сейчас Вы меня тоже удивите: «Шедше, научите все народы» – что это означает для каждого из нас?

– То, о чем мы и говорили. Вот первохристиане (представьте себе: маленькая община Христа) – если бы они начали называть всех язычниками, обличать, кричать: «Вы плохие, вы не знаете Христа», – они бы и остались маленькой общиной, вымирая по чисто биологическим причинам. А если община росла, увеличивалась, то только потому, что они делились любовью, отдавали себя, уважая человека в человеке, но показывая через себя, каким же может стать человек, вооруженный Христом. При распятии (или когда их вели в цирк) христиане никого не проклинали, никого не обвиняли, не осуждали. Они хвалили Бога и свидетельствовали собой, что Бог есть. И что Бог есть любовь, радость. Тогда люди со стороны имели выбор, кем они хотят стать: просто зрителями, жующими и наслаждающимися чужими страданиями, или же этими радостными и дерзновенными людьми. Поэтому: «идите, научите» собой, своим поведением, своим отношением к миру, но вооруженные Христом.

То есть «шедше» – это «идите», идите и научите.

– Идите – не убегайте, не скрывайтесь, не изолируйте себя, не пытайтесь залезть в пещерку и спасти только себя, без других: «Свидетельствуйте обо Мне, идите со Мной, показывайте Меня, дарите Меня».

Получается, «крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» – это не то, что я должен ходить с кропилом и крестом, стараться всех крестить? Это значит – нести весть о Христе?

– Да, чтобы люди захотели креститься, чтобы они уже пришли к священнику и попросили их крестить.

Очень радостно с Вами говорить на эту тему – казалось бы, тема очевидная, но сколько нового мы почерпнули благодаря Вам! Пожалуйста, благословите наших телезрителей.

– Господь благословляет каждого из нас при рождении, при нашем служении, лишь бы мы этому открылись, были готовы это благословение получить.

И тогда у нас все будет хорошо.

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Профессионалы от культуры могут сохранить памятник, но только Церковь может наполнить его жизнью

– Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета на очередном заседании. Сегодня в повестке дня – обсуждение перечня памятников церковной архитектуры, требующих неотложных мер по консервации и реставрации. Есть и другие вопросы, которые надлежит рассмотреть, но я бы хотел сделать акцент именно на этой теме, так как вокруг использования Церковью памятников архитектуры в прессе нередко разворачивается не слишком добропорядочная и не всегда корректная полемика. Поэтому важно изложить наше понимание этой темы, и надеюсь, что сегодня, заслушав экспертов по данному вопросу, мы сможем сделать соответствующие выводы.

 
Беседы с батюшкой

Священник Даниил Рябинин: Наше христианское дело – молиться, а дальше Господь все будет устроять и совершать

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс