Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (1008) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 146

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 146

№15 (1008) / 15 апреля ‘19

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№48 (993) 2018, №1 (994)–№14 (1007) 2019

– Мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 146-м псалме. Он имеет преднаписание: Аллилуиа, 146 – здесь псалмопевец Давид говорит, что всегда нужно воссылать Богу благодарение за все Его великие и непрестанные благодеяния, посылаемые каждому из нас и всему человеческому миру.

«Хвалите Господа, яко благ псалом». Но как Его хвалить? Псалмопевец говорит: в благодатном псалме, то есть через псалмопение следует воссылать хвалу и благодарение Богу – прилично нам славословить Бога, воспевать Его постоянно. Это состояние будет дарить нам радость, поддерживать нас в постоянном общении с Господом, а значит, благодать Божия будет всегда на нас. Недаром апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите».

Святые отцы всегда подчеркивали (и в прошлом псалме мы об этом говорили, и сегодня скажем толкование Златоуста), что славословие Бога должно быть не только устами, но и конкретными делами. Вера без дел мертва, говорит святой апостол, так что мы должны подкреплять славословие делами. «Богови нашему да усладится хваление» – приятно будет Богу наше славословие, когда мы будем укреплять его конкретными делами: Господь, видя наше сердце, будет нам посылать многое и благое. Но наше славословие не должно быть пустым. Мы говорим о конкретных делах, но должны говорить еще и о нашем особом внимании к тому, что мы поем или делаем в данную минуту: каждое наше дело должно быть благословенным, поэтому, что бы мы ни делали, мы должны все соизмерять с законом Божиим, со Священным Писанием.

«Зиждай Иерусалима Господь, разсеяния Израилева соберет». Глубокие слова: они относятся к Вавилонскому пленению, или, лучше сказать, к возвращению из Вавилонского плена евреев, которые приступили к восстановлению Иерусалима. Но сколько бы ни заботился человек, своими руками он ничего не сделает. Поэтому Священное Писание, и за ним Псалмопевец, говорит: «Если не Господь созиждет дом, всуе трудятся зиждущии» – сколько бы мы ни трудились, но не будь благословения Божия, если бы Господь не участвовал в этом процессе, ничего не получилось бы. Когда начинается строительство дома, умные строители и инвесторы всегда призывают священника совершить молебное последование перед началом доброго дела, чтобы Господь принял участие в этом строительстве, благословил его и это строительство было успешным, а не стоял долгострой, как в наше время бывает, на десятилетия – даже и на века. Поэтому всегда и обращались за благословением Божиим. Зиждай Иерусалима Господь, то есть Господь строит Иерусалим, не просто люди, человеки, а Господь. А если Господь строит, значит, это будет построено, значит, Иерусалим вновь обретет красивый вид и будет славным городом, в котором будет прославляться имя Господне.

Но одно дело – построить город, другое – собрать людей. Не в каждый город идут люди, и не в каждом селении поселяются. Сирия сейчас тоже восстанавливается, но не очень-то туда собираются беженцы: они боятся – у них страх военных действий. Они поехали на Запад – там сытно, хорошо, хоть это и не родина, но они себя чувствуют там уверенно. Так что даже народ собрать в свой город, в свое Отечество невозможно без воли Божией. И здесь должна применяться молитва тех священнослужителей, которые служат на этом месте.

В Иерусалиме совершалась молитва священнослужителей, служивших в Иерусалимском храме. В Сирии сейчас должна совершаться молитва всех священнослужителей, которые молятся на этом месте. Почему именно молитва должна собрать беженцев? Здесь говорит Псалмопевец: разсеяния Израилева соберет. Только Господь, оказывается, может собрать находящихся в рассеянии, призвать беженцев назад – без Бога невозможно восстановить ни страну, ни государство, ни город, ни дом. Но без Него невозможно и найти граждан для этого города, страны, найти жильцов для дома, даже если он будет восстановлен. Господь в силе собрать рассеянных, и здесь не надо сомневаться, пусть и не все пришли. Нужно смело с Божьей помощью восстанавливать любой город, страну, и тогда, с Божьей помощью, вернутся в этот город те, кто был рассеян. Великую мудрость открывает нам Псалмопевец – это существенно для всех времен, ибо здесь заложена мудрость не человеческая, а Божественная.

«Исцеляяй сокрушенныя сердцем и обязуяй сокрушения их». Тоже глубокие слова: Господь всегда помогает тем, кого смирила эта жизнь, кто сам себя смирил ради спасения. Златоуст говорит, что это даже выше – кто смиряет сам себя ради спасения души своей, Господь помогает тому человеку, оберегает его. Но и тех, кого эта жизнь смирила, лишив постоянного жилья, Господь никогда не оставит. Господь Сам исцелит, Сам поможет тем, кто смирился сердцем своим. Почему Господь может собрать тех, кто был рассеян по миру, ставших беженцами? Ведь у них больное сердце, они в глубоком смирении. Но кто может залечить болезнь их сердца, забрать горечь из него? Только Господь. И когда исчезает горечь в сердце, тогда они могут вернуться домой, тогда у них пропадает боязнь, страх этого места. В этих словах великая глубина и сила – Господь говорит: не думайте, что вы что-то сделаете сами, обратитесь ко Мне, помолитесь Мне, и Я дам силу, уберу страх, умирю сердца их, и тогда они вернутся в дома свои, ибо у Бога такая сила, ведь Он Всемогущий.

И дальше именно об этом Псалмопевец говорит: «Исчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй». Вы думаете, что у Бога кто-то забыт? Да Господь знает все звезды, о которых мы не знаем – Он дает им имена и знает их, как знает по имени всякого человека. Мы порой забываем на приходе имена своих прихожан, не знаем порой всех имен прихожан – вот такие мы недостойные, не знаем имена наших соседей, забываем общаться с ними. А Господь каждого из нас не просто знает, а знает по имени. Он знает все наши трудности и скорби, и Он может сказать каждому из нас: «Иди домой! Возвращайся, чадо, в свой дом!» – и каждый идет. Господь знает нас, любит нас, лечит болезни сердца нашего. Его могуществу нет предела.

«Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа». Велик Господь наш, крепок Господь наш, и разума Его несть числа. Что значит величие Божие? Как понять Его величие? Конечно, можно говорить о Его недосягаемости, о Его присутствии везде – и на небе, и на земле, и в воде, и под водой, и под землей. «Куда бы я не пошел, везде десница Твоя настигнет меня», – говорит Псалмопевец Давид: везде рука Божия настигнет человека, ибо Господь Велик, Вездесущ. Небо Его престол, и земля подножие ног Его, говорит нам Священное Писание, вот как велик Господь… Крепость Господа мы видим по тому, как Он содержит всю землю, всю Вселенную, и яже в них, и разума Его несть числа. Этими удивительными словами Псалмопевец говорит, несколько велик разум Божественный! Мы можем увидеть только частицы его через изу-чение мира, окружающего нас: как сложно, как премудро все Господь сотворил – все в этом мире взаимосвязано, имеет логическое продолжение, и логика заканчивается только там, где вмешивается любовь Божия: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет» – побеждаются законы природы, но ради спасения человека, а не ради сотрясения воздуха или совершения чуда, которое может удивить человека. Чудо существует, чтобы увидеть Промысл Божий, утешить человека, показать любовь Божию к нему. Чудо само по себе не нужно человеку. Мы ищем чудеса, но «нет чудесней ничего, чем та земля под небесами» – вот чудо, действительно великое чудо, и в этом просматривается великий разум Божественный, которым и земля была сотворена, и Небеса утвердились, говорит нам Священное Писание. Божественный разум восхищает нас: мы не можем проникнуть в него, не можем до конца понять – и, конечно, наша психология далека от христианской, согласна этому миру и законам этого мира.

Но если мы будем через Священное Писание приближаться к Богу, то мы поразимся великому разуму Божиему, великой любви и правде Его. И мы увидим, что слова, которые одинаково существуют и в нашей жизни, и в Священном Писании, имеют совершенно разный смысл. И об этом очень сильно говорит Псалмопевец: и о правде, и об истине, и о Божественной любви, и о Его величии, крепости, разуме. Глубина просто потрясающая: понять, осознать это умом современного человека невозможно, но принять верующим сердцем не только можно, но и нужно. И когда ты принимаешь, ты начинаешь восхищаться: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Немного Ты умалил его перед ангелами; славой и честью увенчал его… Что человек, которому Ты даешь возможность познания Тебя?». Действительно, любовь Божия безгранична к каждому из нас.

«Приемляй кроткия Господь, смиряяй же грешники до земли». Господь принимает кротких, утверждает их, являет им Свое заступничество. И смиряет грешников до земли, Не самих грешников, но «путь грешных погубит», говорит Псалмопевец. Господь и грешных начинает смирять так, что они сгибаются до земли, но не ради того, чтобы смирить их, а чтобы очистить от греха, чтобы грех не царствовал над ними.

«Начните Господеви во исповедании, пойте Богови нашему в гуслех». С чего надо начинать прославлять Господа? С благодарения. Благодарить Господа за Его великую премудрость и любовь, которую Господь посылает нам. И славословить Его в гуслях. Мы говорили: «гусли» – это струны души человеческой и Церковь Христова, которая располагает нас к молитве, ведь храме Божием человек раскрывается полностью, и душа его начинает ликовать в величии, в котором Церковь Христова прославляет Господа, и в благодарности, которую Церковь на богослужении воссылает Господу.

«Одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь, прозябающему на горах траву и злак на службу человеком, дающему скотом пищу их, и птенцем врановым призывающым Его». Тоже удивительные и глубокие слова: в чем, опять-таки, величие Божие? Господь создает облака, которые затем поливают землю, а земля дает траву и злаки на службу человекам, дающему скотам пищу их – Господь заботится обо всем: чтобы земля имела влагу, имела плодородие, покрывалась зеленью. Через это Господь заботится о скотах, ведь бессловесные не могут сами позаботиться о себе, – Господь не дал им разума, но заботится о них повседневно, и земля, невзирая на все, дает постоянно какой-то плод, зелень, чтобы вся бессловесная тварь могла питаться. Человек же имеет разум – конечно, и он пользуется тем, что Господь дает ему, но все-таки должен прилагать усилия, чтобы напитать, накормить себя, вырастить пищу: без труда ничего не получится. Господь заботится обо всех – и птенцем врановым призывающым Его.

Господь так удивительно показывает нам, что Он и птенцов воронов питает: ворона оставляет своих птенцов и не заботится о них, не кормит их, но Господь Сам питает и растит их. Даже если беспечная птица оставляет своих птенцов, а Господь питает их, то какова же любовь Божия? Птенцы обращаются своим криком к Небу, как бы принимая определенный образ молитвы, и Господь слышит их и отвечает на их просьбу. Господь всех питает, всем дает пищу. Если Господь заботится о птицах небесных, то человек не больше ли всего этого, говорит Священное Писание. Если Господь заботится обо всем мире, то позаботится и о тебе, и тебя не оставит.

«Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит» – не в силах коней, которые уповают на свои мышцы: не думайте, что вы сильные, крепкие и всего достигнете в этой жизни, говорит Псалмопевец. Что нам говорит Церковь Христова? И слабые, и сильные, и бедные, и богатые умирают – все перед Господом равны, смерть никого не щадит. Кто думает, что если у него много денег, то он продлит свою жизнь, или кто думает, что он сильный, то смерть его не коснется, – нет, конечно же! Господь благоволит не к ним, – а к кому благоволит?

«Благоволит Господь в боящихся Его и во уповающих на милость Его». Вот кого Господь благословит – тех, кто уповает на Него, кто боится не того, что Господь накажет, а потерять любовь Божию, нарушить тот Закон, что Господь оставил для него. Здесь невозможно не говорить о том, что если бы не было милости Божией, то не спаслась бы никакая плоть человеческая. Каждый из нас понимает, что мы не дотягиваем до того, что Господь благословил нам в нашей жизни. Мы понимаем, что мы грешники, что у нас не хватает сил противостоять греху. Мы порой живем в правде, а порой срываемся в грех, и грех хоть и не любим нами, но одолевает нас постоянно, и мы вольно или невольно все равно согрешаем.

Но когда мы уповаем на милость Божию, что Господь простит нам наше недостойное поведение, мы начинаем дальше придерживаться Закона Божиего, стараемся противостоять греху. И тогда мы чувствуем, что милость Божия всегда пребывает с нами. Вот на это и нужно уповать человеку. Тогда Господь сохранит нас от всяких бед и искушений, Господь поможет нам встать на свои ноги, Господь восстановит нас в прежнем состоянии, которого мы лишились из-за греха и всякой неправды человеческой. Господь действительно никогда не оставит нас – велика милость Божия! Не надейтесь на князи и на сыны человеческия, нет в них спасения – вот самое главное, что хочет сказать нам Псалмопевец: не надейтесь на богатство, которое вы имеете, на высокое положение, на высоких лиц, которые окружают вас, – никто за вас стоять не будет; они сами себе помочь не могут, говорит Златоуст, они не могут противостоять смерти.

Нам может помочь в этой жизни только Господь! Но Господь помогает и благоволит только тем, кто боится Его и уповает на милость Его. И чтобы это упование никогда в нашем сердце не прекращалось, мы должны хвалить Бога, славословить Его и петь псалмы в благодарность Ему за все великие и непрестанные благодеяния. Когда эта молитва будет соединяться с нашими добрыми делами, с вниманием, сосредоточенностью на словах, которые мы произносим или поем, Господу будет приятна эта молитва. Псалмопевец так и говорит: Богови нашему да усладится хваление.

Такая молитва не только для Бога, но и для нас будет сладкой, удивительной и радостной, ибо молитва оживотворяет человека, приближает человека к Богу, соединяет человека с Богом. Человек не может не чувствовать любви, теплоты и радости, которые Господь посылает верным. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс