Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (1007) → Протоиерей Андрей Канев: «Покайтеся и веруйте во Евангелие» – вот два столпа христианской жизни

Протоиерей Андрей Канев: «Покайтеся и веруйте во Евангелие» – вот два столпа христианской жизни

№14 (1007) / 8 апреля ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №13 (1006) 2019

– Дорогие братья и сестры, мы уже закончили изучение статьи святителя Игнатия (Брянчанинова) «О последовании Господу нашему Иисусу Христу», а сейчас приступим к изучению другой очень важной статьи, 2-й, в I томе «Аскетических опытов», – «О покаянии».

Мы приближаемся к нашей теме «Страсти и борьба с ними». Бороться со страстями и относиться к ним нужно правильно; это очень глубокая и сложная тема. И прежде чем мы к ней приступим, давайте поговорим, что такое покаяние; поскольку для христианина это должно быть основным и важным занятием (это то, что, собственно, и становится путем к спасению), лукавый будет устраивать различную борьбу именно с этим важным и нужным делом.

Вы знаете библейский образ о двух путях: широкий и веселый путь ведет в ад, и многие идут им; и немногие выбирают путь узкий, тернистый. Путь покаяния и есть узкий, тернистый путь. Но его нужно найти – и не просто найти, но еще и пытаться идти по нему. А чтобы идти по нему, нужно идти правильно.

Конечно, лукавый устраивает всяческую борьбу, чтобы люди вообще не узнали, что он есть. Сколько духовных подделок он может устроить в жизни… Сколько лжи выливается на покаяние – даже на само понятие (я уже не говорю об опыте покаяния). Сколько ложного о содержании этого термина можно услышать даже от самих православных христиан, как будто покаяние – чуть ли не состояние прокаженного. Вовсе нет – это главное, основное занятие христианина: неважно, монах ты или мирянин, юный человек или в зрелом возрасте, профессор или дворник, – это касается абсолютно всех.

Нам не надо пугаться, придумывать себе ужасы по поводу покаяния, тем более – слушать людей, которые говорят: «От покаяния только одно уныние. Надо радоваться, а вы только гундите: “Покайтесь, покайтесь…” Это не жизнь». Дорогой брат или сестра, если вы так считаете, значит, вы заблуждаетесь, к сожалению.

Давайте выясним. Если вы пытались (как говорите) заниматься покаянием и у вас получается уныние, значит, вы занимались не тем или не так, поэтому давайте будем учиться (но не у меня – я вам не покажу примера своей личной покаянной жизни по понятным причинам: за неимением. Я обещал не рассказывать о себе, а изучать с вами то, что говорят о покаянии святые) и будем брать творения святителя Игнатия. Еще и еще раз напомню вам, что творения святителя нужно читать как инструкцию – это не просто «духовная поэзия» (знаете, бывают такие песни или проповеди: птички, звездочки; очень умилительно, а содержания нет – пустота), у святителя Игнатия совсем не просто красивые и многословные разговоры ни о чем. Поэтому давайте поучимся у святителя Игнатия, что такое покаяние и как его применить к нам – простым, неопытным людям, неумехам, уже раньше набравшим опыт грехов (может быть, и смертных, и тяжких, и в большом количестве) и сейчас приползших к Церкви. Давайте о нас поговорим.

Итак, статья «О покаянии» («Аскетические опыты», т. I). Статья начинается так: «Покайтеся и веруйте во Евангелие! покайтеся: приближися бо Царствие Небесное (Мк. 1, 15; Мф. 4,17): таковы были первые слова проповеди Богочеловека. Эти же слова доселе произносит Он нам при посредстве Евангелия». Если вы будете читать Евангелие (правильно читать, от первой главы и постепенно), увидите, что первая заповедь, с которой Господь вышел на проповедь: «Покайтесь!». И почему Богом был послан Пророк Иоанн? Подготовить людей к встрече со Христом. Помните, как он готовил? К Пророку приходили люди, каялись в своих грехах, погружались в воды Иордана, и совершалось крещение Иоанново. Это нужно было, чтобы кающийся человек нуждался в Боге; чтобы, очистившись от грехов покаянием, он увидел в этом Страннике не просто благообразного путешественника, нищего, а Богочеловека. Это возможно только через покаяние.

Господь это хорошо знает: если ты каешься, значит, увидишь Его, а если не каешься, то будешь видеть различные миражи, но только не Его, не Христа. Поэтому Господь и проповедует в Евангелии этими словами: «Покайтеся и веруйте во Евангелие! Вот два столпа христианской жизни. «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие»! Оно уже близко – оно зависит от тебя, от твоего покаяния и находится не где-то далеко-далеко географически, оно здесь, близко, и зависит от того, желаешь ты перемениться или нет, делаешь попытки или нет.

То, что это первые заповеди, не означает, что они уже становятся неактуальными: это не как когда приходим в первый класс, пишем прописи и потом о них благополучно забываем.

В Евангелии все от первой до последней заповеди актуальны всегда: нет устаревших, ненужных или неважных. Любая буква, любое слово Евангелия актуальны всегда. Я это говорю для тех, кто отмахивается от темы и не хочет в нее погружаться: значит, вы отмахиваетесь от Евангелия, отмахиваетесь от слов Христа. Сами понимаете, что это звучит страшно (я произношу эти вещи, но мне самому не по себе от того, что я сейчас говорю, ведь это, к сожалению, правда, и ее очень болезненно воспринимать).

«Когда грех наиболее усилился в мире, – ниcшел всесильный Врач в мир». Почему Господь пришел именно 2 000 лет назад, именно в это время? Грех тогда уже настолько развился в людях, что если бы Спаситель еще ждал, когда прийти в мир и вочеловечиться, то нашел ли бы Он тех, кто последовали бы за Ним (настолько человечество погрязло в грехах)? Он пришел в необходимый момент, когда можно еще спасти людей, когда они еще способны принять истину.

«Он ниcшел в страну изгнания, в страну томлений и страданий наших, предшествующих вечному мучению в аде, благовествует избавление, отраду, исцеление всем человекам, без всякого изъятия. Покайтеся!»

Господь приходит в наш человеческий мир, в эту «страну изгнания» для спасения нас, «в страну томлений и страданий наших», предшествующих вечному мучению во аде, ведь Адам согрешил и был изгнан сюда на страдания, мучения, на исправление. Все люди до Христа уходили в ад – не было другого места пребывания душ усопших: после грехопадения рай был закрыт и открыт только ад, и он, как огромная бездна, поглощал души миллионов людей, живших на земле. Господь приходит, чтобы прекратить этот страшный гибельный процесс, и Он благовествует избавление, отраду... Что такое отрада? Это радость спасения, но не такая душевная радость, как мы часто понимаем, когда одно веселье.

Кстати, братья и сестры, многие знакомые нам слова (к этому тоже надо приготовиться) в духовной жизни имеют немножко другое значение, другое содержание. Так, радость – не значит, что человек беззаботно бегает, шутит и веселится; она может быть внутренней, тихой, спокойной, спасительной, а может быть греховной, как, например, выражение страсти уныния или тщеславия.

Господь дарует избавление – это радость, когда человек должен был умереть от болезни, – но получил исцеление, или он должен был погибнуть, – но получил спасение; не просто ему весело, беззаботно, у него сегодня ничего не болит и ему хочется повеселиться. Поэтому святитель Игнатий говорит: «Исцеление всем человекам, без всякого изъятия». Что значит «без всякого изъятия»? Господь приходит спасти всех желающих спасаться – неважно, какой национальности человек, в какое время он жил, в какой эпохе. Для этого Христос приходит, но чтобы произошло соединение человека со Христом, нужно покаяние. Поэтому святитель Игнатий и пишет: «Покайтеся!»

«Сила покаяния основана на силе Божией: Врач всемогущ, – и врачевство, подаваемое Им, всемогуще». Как удивительно: если покаяние – это призыв Христа и оно основано «на силе Божией», а «Врач всемогущ, – и врачевство (…) всемогуще». Эти слова – к тому, что если мы несколько раз попробовали бороться с той или иной страстью и у нас не получилось, а мы опустили руки и сказали: «Покаяние – это не для нас, это для средневековых египетских монахов», – то мы заблуждаемся, ошибаемся. Получается, мы сами не верим, что Бог может в нас действовать, может нас исправить, но это зависит от веры человека и его решимости, от его попыток. Порой бывает, что их надо делать всю жизнь, а не так, как нам хотелось бы. Знаете, мы как капризные дети: попробовали пару раз – и бросили и забыли. Более того, потом говорим: «Да знаем, что это такое: одно уныние». Надо соблюдать правила, да?

«Врачевство» всемогуще, ибо Бог всемогущ – если человек будет каяться, бороться, он обязательно получит помощь, причем ту, которая ему нужна и полезна (не ту, какую нам хочется, а ту, какая нужна на этом этапе нашего духовного развития): Бог Всемогущ, и покаяние таково, что исцеляет всякий грех, какой бы ни сделал человек.

«Тогда – во время проповеди Своей на земле – Господь призывал к исцелению всех болезнующих грехом, не признал никакого греха неисцелимым. И теперь Он продолжает призывать всех, обещает и дарует прощение всякого греха, исцеление всякого греховного недуга» – покаяние исправляет любой человеческий грех, каким бы тяжелым он ни был.

Я это говорю к тому, чтобы мы правильно относились к своим грехам. Бывает, человек говорит: «По моим грехам Бог меня не примет. Он не желает меня видеть». Понятно, что он говорит не о Христе, не о нашем христианском Господе, Который пришел ради грешников: и кающихся блудниц прощал, и мытарей принимал, и других кающихся людей очищал от грехов. Не о христианстве, не о Православии говорится, если человек думает, что он «такой грешник, что Бог не хочет его видеть». Как будто бы надо где-то самостоятельно очиститься, прийти ко Христу в белых одеждах и сказать: «Вот, Господи, я пришел»… Это неправильно, дорогие мои, – не так! Господь ждет нашего покаяния, если в нашей жизни получилось так, что мы вляпались в смертные грехи, в грязь; неважно, какие это грехи, – нет греха, который бы не был прощен, кроме греха, в котором человек не кается, и греха самоубийства, когда человек уже не может покаяться. Все остальные грехи прощаются Богом: Он для этого и приходит, чтобы кающиеся получили прощение.

Еще мне хотелось бы сделать небольшую ремарку: чтобы мы, во-первых, себя не осуждали неправильно и, во-вторых, не осуждали других людей. Знаете, как бывает: человек приходит в церковь и говорит: «Этот вот Иванов был коммунистическим лидером, возглавлял горисполком, а сейчас, видишь ли, в церковь пришел»… Мы не знаем мотивов. Не надо лезть со своим осуждением. В этом случае мы ничем не лучше фарисеев, которые видели Христа, пришедшего в гости к грешникам, и потом осуждали Его. Мы не знаем, как происходит изменение в душе человека, который действительно раньше был коммунистом, а сейчас стал верующим. Не надо этим заниматься: надо смотреть на себя.

Если мы рассуждаем, может ли Бог простить какого-нибудь убийцу: простит, если тот покается.

Услышав такие вещи, люди иногда говорят: «Да, знаем, христиане такие, не погрешишь – не покаешься». Нет, речь идет совершенно не об этом: «Не погрешишь – не покаешься» – это вообще пародия на христианство. Речь о том, что нет греха, который не очистила бы сила Божия, если человек сожалеет о нем, сокрушается, кается. Мы должны это понять, знать и вспоминать, если вдруг по какой-то причине (рассеянности, немощности, незнанию, неопытности, страстности, накопленному опыту нашей прежней жизни) впадем в грех. Что лукавый начинает тут же говорить? Он говорит: «Все, ты упал! Ты не нужен Богу. Как ты придешь к священнику, что скажешь? Лучше не ходи...». И ведь слушаем: сколько у нас реальных потерь христиан, ушедших из Церкви, именно из-за того, что они впали в грехи... Очень больно и горько, братья и сестры, что мы слушаем не Христа, а лукавого, который предварительно говорил: «Сделай-сделай, ну что такого? Это не страшно», – а потом бьет человека, ввергает его в уныние, в печаль, и человек теряет веру. Это очень страшно! Если такое с нами происходит, давайте будем помнить, что Господь ждет кающихся: ждет нашего покаяния и простит все, если мы искренне, честно покаемся.

«О, странники земные! О, вы все, стремящиеся или влекущиеся по широкому пути, при неумолкающем шуме земных попечений, развлечений и увеселений, по цветам, перемешанным с колючим тернием, спешащие по этому пути к концу, всем известному и всеми забываемому – к мрачному гробу, к еще более мрачной и страшной вечности, остановитесь! Отряхните обаяние мира, постоянно содержащее вас в плену!» Мы обращали внимание на этот образ двух путей – широкого и узкого. Как раз об этом и говорит святитель Игнатий: про широкий и веселый путь земной. Смотрите, какие правильные слова: земной путь конечен, конец жизни всем известен и всеми забывается в нашей суете, в нашей обыденной жизни. Поэтому святитель и призывает: «Отряхните обаяние мира, постоянно содержащее вас в плену!» (что такое мир и что у него за обаяние, мы уже говорили).

«Прислушайтесь к тому, что возвещает вам Спаситель, обратите должное внимание на слова Его! Покайтеся и веруйте во Евангелие, – говорит Он вам, – покайтеся: приближися бо Царствие Небесное». Святитель снова напоминает эти заповеди, показывает, что это противоположные состояния: или ты едешь со всеми как на эскалаторе и попадаешь в мясорубку ада – или пытаешься искать, что такое покаяние, и сходишь с этого конвейера, который из года в год перемалывает человечество и поглощает его в адских глубинах вечного мучения.

«Крайне нужно вам, земные странники, обратить полное внимание на это существенно полезное, спасительное увещание: иначе вы достигнете гроба, достигнете порога и врат вечности, не стяжав никакого правильного понятия ни о вечности, ни об обязанностях вступающего в нее, приготовив себе в ней одни справедливые казни за ваши грехи». Я думаю, тут все понятно, и толковать-то особо не надо: если мы не будем внимательны к Евангелию, если не приобретем правильные понятия и не попытаемся по ним жить, будут справедливые казни за наши грехи. Вызывает уныние напоминание нам, что мы смертные и впереди ад, если не будем исправляться? Если вызывает, мы с вами христиане или нет? Человек пришел в больницу, а ему там говорят: «Будешь так же жить – умрешь», и что он начинает делать? Ходить по врачам, обследоваться, покупать дорогие лекарства, собирать деньги у всех родственников – лишь бы исцелиться, сделать операцию, чтобы жить. А почему, когда нам говорят о спасении, мы начинаем говорить, что «это уныние, печаль»? Какой у нас разум, как говорил святитель Игнатий? Плотской, а вовсе не духовный. Поэтому давайте приобретать правильное понимание.

Святитель Игнатий говорит: «Тягчайший из грехов – невнимание к словам Спасителя, пренебрежение Спасителем». Он не сказал, что тягчайший грех – это блуд или убийство, хотя это смертные, страшные грехи. Оказывается, есть грехи еще более страшные, чем эти. Мы знаем примеры, что и блудники каются, и убийцы приходят к покаянию. А если человек невнимателен к словам Спасителя, то «тягчайший из грехов – (…) пренебрежение Спасителем». Вот правда жизни.

Давайте посмотрим на себя: мы внимательны к Спасителю, к Его словам или нет? Читаем ли мы Евангелие? Евангелие – наша настольная книга? Читали ли мы толкования на него? Окажется, что на словах мы вроде бы любим Спасителя, мы христиане, веруем в Господа нашего Иисуса Христа, а на деле, например, ни разу не читали Евангелие (в наше время, когда абсолютно все – грамотные люди).

Святитель Игнатий пишет: «Льстив, обманчив путь земной жизни: для начинающих он представляется бесконечным поприщем, исполненным действительности; для совершивших его – путем самым кратким, обставленным пустыми сновиденьями. Покайтеся!». Это мы хорошо видим – мы говорим: «Как эта неделя быстро пролетела. Только что был в воскресенье на службе, и снова воскресенье, снова мы встречаемся в храме», а по отношению к годам тоже кажется, что все быстро проходит, ведь в юности человек полон сил, надежд, кажется – впереди будет целая жизнь, а как быстро все проходит! Время – быстропроходящая субстанция... Потом человек оглядывается: десятилетия прошли, и ничего не сделал, только грехов насобирал. Это состояние, что впереди у нас много времени и возможностей, – обманчивое.

«И славу, и богатство, и все прочие тленные приобретения и преимущества, на стяжание которых употребляет всю земную жизнь, все силы души и тела ослепленный грешник, он должен оставить в те минуты, в которые насильственно снимается с души одежда ее – тело, когда душа ведется неумолимыми ангелами на суд праведного Бога, ей неведомого, пренебреженного ею». Здесь святитель пишет о душе христианина – вернее, человека, который знал о Христе, но пренебрегал этим и всю свою жизнь потратил на славу, богатство. Как и с чем он встретится? Как он встретится со Христом? Какой он приобрел опыт? Что толку, когда он потратил всю жизнь на богатства или удовольствия? Это все остается на земле – вы и без меня это хорошо знаете.

«Трудятся, торопятся люди обогатить себя познаниями, но только познаниями маловажными, годными лишь для времени, способствующими для удовлетворения нуждам, удобствам и прихотям земной жизни. Познание и дело, существенно нужные, для которых единственно дарована нам земная жизнь – познание Бога и примирение с Ним при посредстве Искупителя, – мы вполне презираем. Покайтеся!» Здесь святитель обличает нашу способность получать образование, изучать языки, к чему-то стремиться... Я не говорю, что это плохо (например, профессию приобретать) – конечно, это надо делать, но не надо забывать о главном. То, что ты стал суперпрофессионалом, на Страшном Суде тебя не спасет. Если мы, получив профессию, изучаем Евангелие и живем по нему, это будет нормально, – но если мы, изучив языки и науки, не знаем Евангелие, это нам обличение.

«Братия! Всмотримся беспристрастно, при свете Евангелия в земную жизнь нашу. Она ничтожна! все блага ее отнимаются смертью, а часто и гораздо раньше смерти различными неожиданными обстоятельствами». Например, мы – люди, жившие в 1990-е, хорошо знаем, что экономические кризисы замечательно отнимают все, что ты накопил; об этом говорит и продолжающийся сейчас экономический кризис: ты планировал, кредитов набрал – и лишился работы… Сколько таких примеров!

«Недостойны эти тленные, так скоро исчезающие блага называться благами! Скорее, они – обманы, сети. Увязающие в этих сетях и опутывающиеся ими лишаются истинных, вечных, небесных, духовных благ, доставляемых верою во Христа и последованием Ему по таинственному пути жительства евангельского. Покайтеся!»

Заканчивая нашу сегодняшнюю беседу, я призываю вас обратиться к труду святителя Игнатия – статье «О покаянии», чтобы правильно настроиться. Действительно, в миру очень много сетей: и страсти, и ложные понятия, и ложные цели, на которые мы тратим силы и средства. Важно их увидеть, заметить и, приобретя правильные понятия, начать с ними бороться, срывать и снимать их с себя, чтобы быть по-настоящему свободными. В конце беседы уже традиционно прошу вас присылать вопросы, если они есть, на адрес электронной почты: kanev@tv-soyuz.ru. Бог даст нам разобраться с ними и потом применить их в нашей беседе. Мне хотелось бы, чтобы она была, может быть, даже формой нашего с вами общения, когда мы, изучая святоотеческое творение, могли бы применять его конкретно к нашей жизни, разбирая конкретные вопросы или примеры борьбы со страстями (или, наоборот, их действия в нашей жизни). Помоги нам всем Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс