Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (1006) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 144

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 144

№13 (1006) / 1 апреля ‘19

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№48 (993) 2018, №1 (994)–№12 (1005) 2019

– Дорогие братья и сестры! Мы с вами продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 144 псалме, который имеет краткое преднаписание: «Хвала Давиду, 144». В нем не только прославление Давида, но прославление Господа за все Его великие благодеяния роду человеческому и за то, что Он Своим Промыслом побеждает всякое зло. Этот псалом у древних евреев считался особенным, и они говорили так: если кто его прочитывает три раза в день, тот вселяется в Небесный Иерусалим. Сей псалом мог читаться перед богослужением в древние времена и в христианской Церкви, в последующие времена слова его читаются и в трапезе, когда Господь посылает хлеб насущный. Так что он имеет огромное значение и сегодня.

«Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой и благословлю имя Твое в век и в век века». Начинается псалом удивительными словами Псалмопевца, который призывает прославлять Господа как Бога и Царя: здесь подчеркивается, насколько Господь и близок, и велик для каждого, кто прославляет Его.

Буду прославлять в век и в век века, то есть прославлять Тебя, Господи, непрестанно. Но, опять-таки, может быть непрестанное славословие Богом без возможности так долго жить – конечно, каждый человек живет из рода в род и передает свою веру, и вера в Бога, и прославление, и славословие, которое у тебя в сердце, может жить долго, если ты сможешь передать своим детям, а они смогут передать своим детям, и так из рода в род прославляться будет Имя Господне.

«На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое в век и в век века». Опять Псалмопевец повторяет, что на всякий день благословлю Тебя и восхвалю имя Твое, и святые отцы говорят: мы не только каждый день прославляем Господа и благодарим Его, но и каждый час должны помнить о Господе. Почему подвижники благочестия, монашествующие не выпускают четки из рук? Они постоянно прославляют имя Господа, постоянно молятся: от этого сила и благодать. «Именем моим бесы ижденут», вот что значит призывание имени Господа Бога. Если ты призываешь Его каждую минуту, каждый час, то Господь постоянно с тобой, и враг не может властвовать над тобой и не сможет победить тебя, ведь на устах твоих имя Господне. Некоторые говорят: а куда наше внимание улетает и рассеивается? Преподобный Серафим Саровский отвечал тем, кто говорил «мы не понимаем что мы читаем или мы не можем сосредоточиться», так: вы не понимаете, то бесы все понимают, и они бывают обезоружены тогда, когда человек даже устами своими произносит Имя Божие.

«Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца». Псалмопевец говорит, что Господь и велик, и хвален зело. Величие Божие мы усматриваем через Господом сотворенное на этой земле, через весь видимый мир, через разум, который Господь вложил в эту землю, в природу, в законы природы. Мы не можем не восхищаться, не благодарить Бога, видя, насколько все мудро и похвально устроено. Но человек постоянно вмешивается в природу, его беззаконие требует какого-то удовлетворения. Мало того, он уже использует эту жизнь не во благо, а ради насыщения, ради своего превосходства, своего величия. Вот начали доброе освоение космоса – спутники дают нам возможность коммуникации и безопасность передвижения транспорта, показывают нам где и как можно проехать, но тут же создаются космические и ракетные войска: люди хотят, чтобы даже космос служил не благу всего человечества, а каким-то страстям и амбициям человеческим, чтобы была у кого-то возможность подчинить этот мир; создается какое-то мировое господство одних над другими, и оно направлено не на то, чтобы привести к Царствию Божиему, а на то, чтобы одни командовали и делали рабами других, лишали свободы, возможности равного и мирного существования на этой земле.

И в этом случае Господь тоже нам начинает помогать – Он никогда не оставляет нас, а Промыслом Своим делает совершенно удивительные вещи. Мы используем природу не как нужно, а Господь ее обновляет, мы хотим создать что-то такое, которое сделает нас выше Господа и покажет нам великую силу, а Господь разрушает эти замыслы человечества. Мы хотим объединиться и построить Вавилонскую башню, но Господь разделяет нас какими-то обстоятельствами. В этом тоже величие Господа, и мы прославляем Его за это, и величию Его несть конца: что бы человек ни делал, он не может превзойти любовь и милосердие Божии, которые Господь являет видимым образом на земле для каждого из нас.

«Род и род восхвалят дела Твоя и силу Твою возвестят» – конечно, все роды земли будут прославлять Господа, но только если мы будем передавать веру собственным детям. Род – это как целое государство, которое хранит веру (Россия более 1000 лет православная и от Православия не хочет уходить), сила и мощь нашего государства в Православии, из рода в род оно передается в нашем государстве как истинная религия и истинное богопочитание. Был род еврейский, но он отказался от истинного богопочитания и остался во мраке Ветхого Завета, и Господь призвал другой род – род языческий, который просветился светом Христовой истины. Проповедь Христова продолжает жить и передается из рода в род, и восхваляются дела нашего Господа.

«Великолепие славы святыни Твоея возглаголют и чудеса Твоя поведят. И силу страшных Твоих рекут и величие Твое поведят». Удивительные слова, – а что важно понять нам? И силу Твою возвестят. В чем сила Господня? В Его великом Промысле, в Его великой любви к человеку. Читая Ветхий Завет, мы можем рассматривать всю историю жизни земли и участие Господа в этой истории, так как Господь помогал человечеству. Слава и величие заключаются в великом милосердии, Господом явленном через чудеса, когда Он выводил избранный народ из Египта. И в то же время мы можем увидеть как Господь наказывал человечество за то, что оно не хотело исполнить волю Божию, и поразил первенца, и фараона потопил, и народ, который не хотел отдать Обетованную землю, поразил. Мы можем увидеть, как Господь и милует, и наказывает в этой жизни, одним дает возможность утешения, другим – прекращение зла на этой земле. Силу и славу Божию мы можем видеть через то великое милосердие, которое Господь посылает на этой земле: и солнце светит, и дождит, и плодоносит – различные дары Господь являет человеку. Но видим и страшные дела – наводнения, землетрясения, вулканов извержения, цунами и другие стихийные бедствия: Господь поражает зло и потопляет его в водах, которые направлены на искоренение и очищение всего рода человеческого.

«Память множества благости Твоея отрыгнут и правдою Твоею возрадуются». Что значит отрыгнут? Ту правду великую, которую Господь являет через Свое милосердие на этой земле, конечно же, будут проповедовать. Отрыгнуть – это значит, что она переполняет душу и сердце человека, и человек не может ее сдержать в себе, она вырывается наружу. Правде будут радоваться, ибо невозможно не говорить об этом, невозможно не делиться этим с другими. И когда мы делимся и говорим об этом, то в результате память о Господе и Его чудесах из века в век, из рода в род будет передаваться.

«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив». Господь, конечно, долготерпелив, щедр, человеколюбив – Он являет Свою милость ко всему роду человеческому, и мы не должны смущаться, что появляется не только милосердие, но и наказание, как милосердие Божие, ибо через наказание, как святые отцы говорят, человек тоже очищается и исправляется: Господь дает ему возможность задуматься. И если человек задумался, почему он находится в таком состоянии, то он начинает исправлять свою жизнь, а исправление дает ему возможность изменить жизнь, и покаяние приводит его ко спасению, то есть Господь дает счастье и блага человеку. А если человек не нашел в себе достаточных сил исправиться до конца и принести покаяние? Тогда, как святые отцы и Иоанн Златоуст говорят, он получит все равно награду вечности за то, что перенес испытания: они стали ему в очищение его грехов. Все равно милость Божия найдет возможность оправдать жизнь человека, чтобы он получил награду.

«Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его». Господь благ ко всем. И здесь если мы говорим только о человеке, то мы недоскажем. Господь благость Свою направляет и на ангелов, и на Архангелов, и на весь животный мир на земле, то есть Господь заботится о каждом. Святые отцы говорят, что не только земля и солнце, и вода, и дождь дают плодородие этой земле, и плоды созревают и дают возможность насытиться всем живущим на земле – природа, которую Господь сотворил и в которую вложил определенные законы, не сама собой питает человека.

А что питает человека и все создания Божии на этой земле? Конечно, мы отвечаем словами Псалмопевца: «Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его». Благость и щедрость Господа, забота Его дают возможность напитать – Господь о каждом заботится. Святые отцы говорят, что эта забота разнообразная, и каждый вкушает то, что он хочет, ибо Господь дает возможность еще какого-то выбора: не просто так ты поел, напитался, ты сыт – и достаточно тебе, но у тебя еще есть определенные вкусовые предпочтения. Вот тебе, пожалуйста: ты хочешь вкусить этого – вкуси этого, хочешь вкусить травки или какой-то растительности – пожалуйста, вкуси, ты хочешь вкусить овощей или фруктов – пожалуйста, выбирай, ты хочешь вкусить мяса или молочных продуктов – пожалуйста, вкуси, а вот есть еще и рыбные… Господь заботится так, что Он предлагает не только одному человеку, но и животным Он дает возможность вкусить то, что они желают.

«Да исповедятся Тебе, Господи, вся дела Твоя, и преподобнии Твои да благословят Тя». Да славословят Тебя, Господи, через те дела, что Ты совершаешь на этой земле: мы видим их, воссылаем Ему славу и благодарение. И каждый человек должен благодарить Бога. Псалмопевец не раз указывал нам, что необходимо благодарить Бога: благодарность Ему – это признание тех дел, которые Господь совершает для нашего блага на этой земле. Но в то же время он говорит: «…и преподобнии Твои да благословят Тя», выделяя особо тех, кто служит Богу, ибо они в большей мере могут благодарить Бога и благословлять Его, и славословить Его, ведь, говорит Златоуст, они оторваны от суеты этого мира, и поэтому чистота их разума и чистота их рук добродетельных позволяют им в большей мере славить Господа.

«Славу Царствия Твоего рекут, и силу Твою возглаголют, сказати сыновом человеческим силу Твою, и славу великолепия Царствия Твоего». Для чего же мы должны прославлять Бога и благодарить Его? Чтобы каждый понимал и не присваивал себе, что я вот такой удачный, хороший, счастливый, так сложились звезды (как многие говорят: сложилась жизнь), что у меня все получилось. Нет, ты посмотри вокруг себя и увидишь, что Господь щедр и милостив, и долготерпелив и человеколюбив и многомилостив, – все дается тебе от Господа, ты сам, имеющий разум, должен говорить кому? «Сказати сыновом человеческим силу Твою» – каждый сын воспитывается от своего отца, от своего старшего поколения, и мы должны заниматься четко воспитанием собственных детей. Псалмы нам очень серьезно именно на это указывают: чтобы мы не потеряли детей своих, чтобы они понимали, что в жизни главное, что дает им основу твердую, возможность противостоять всем неправдам, сохранит от безумных поступков, излишеств, которые предлагает этот мир. Пусть они не думают, что они хозяева положения, у них есть право выбора… Нет права выбора, дорогие мои: мы можем выбирать только благое из того благого, что предлагает нам Господь, и бороться со всяким беззаконием в нашей жизни. Чтобы дети имели эту твердую основу, чтобы они из рода в род прославляли Бога, чтобы они имели возможность получить великую благодать от Господа через Его щедроты и великую милость к нам, они должны знать и славу великолепия Царствия Твоего.

А в чем величие этой славы? Мы уже с вами сказали: Господь являет великую Свою милость ко всем нам и всякое зло человеческое во благо направляет, или прекращает его, или прерывает его. Божественный мир до конца своего существования не лишится милосердия Божия и не лишится Божественной красоты, как бы не рисовало мрачное человеческое представление. Потому что над нами Бог, а Он велик, Он щедр и милостив.

«Царство Твое, Царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде. Верен Господь во всех словесех Своих и Преподобен во всех делех Своих». Мы многократно уже говорили о силе и величии Божественного слова, и здесь Псалмопевец, вновь прославляя Бога, говорит, что «Царство Твое, Царство всех веков», Царствие Божие никогда не исчезнет, самое главное, чтобы мы восприняли его и жили в нем. Если мы исполняем законы Божии, то мы уже живем там, а если не исполняем, то оно не существует для нас.

Святые отцы говорят, что Бог все может сделать, но нас без нас спасти не может – если мы не захотим спасения, его не будет, если не захотим войти в Царствие Христово, то его не будет. Но если мы захотим и будем воспитывать своих детей, то из рода в род будет проставляться имя Господне. «Верен Господь во всех словесех Своих и Преподобен во всех делех Своих» – Господь будет всегда свят во всех делах Своих. Правда и праведность непреложны, они всегда будут исполняться, ибо Господь обладает великой благостью, великой милостью, великими щедротами, и ими всегда будет делиться. Но самое главное, Псалмопевец говорит, «верен Господь во всех словесех Своих» – всякое слово Божественное непреложное обязательно исполнится, и мы не должны подвергать никакому сомнению ни одно слово Его. Если Господь сказал о Своих любви и милосердии к нам, то они обязательно исполнятся и Господь явит Свою благость. Самое главное, чтобы у нас было стремление ко Господу.

«Утверждает Господь вся низпадающыя и возставляет вся низверженныя». Опять Псалмопевец прежде предупредил нас о благости Божией, а потом говорит, что Господь никого не оставляет в этой жизни, но дает возможность восстать тем, кто упал, и тому, кого низвергли: если он найдет в себе силы восстать, Господь явит ему свою благость. Если не найдет силы, но будет терпеть наказание, то Бог явит ему Свое человеколюбие во время Страшного Суда.

«Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении. Отверзаюши Ты руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения» – все очи направлены на Господа: все обращаются к Богу и просят, чтобы Господь дал самое необходимое. И Господь каждого питает, всякого утешает, и животные тоже получают от Него всякое благодеяния.

«Праведен Господь во всех путех Своих и Преподобен во всех делех Своих. Близ Господь всем призывающым Его, всем призывающым Его во истине». Когда человек призывает Господа и общается с Ним, тогда Господь близок к нему. Мы и должны стремиться, чтобы Господь был рядом с нами. А если мы научимся правильно общаться с Ним, то Он никогда не оставит нас.

«Волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит и спасет я». Когда мы приближаемся ко Господу, Он всегда слышит нас, ведь не мы выбираем, а Господь избирает, приближается Сам к нам, а наше дело – только воспринять эту близость, это великое милосердие Божие: не столько человек ищет Бога, сколько Бог ищет человека – какая у нас есть возможность воспринять Господа. Но когда мы будем близки к Богу, тогда и волю боящихся Его сотворит, и молитву услышит. Великие возможности открываются для такого человека, не зря Господь сказал: истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда,” и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас.

«Хранит Господь вся любящыя Его и вся грешники потребит». Господь никогда не оставит любящих Его, но в то же время потребит вся грешники земли. В этом есть правда Божия – одних Он поощряет, а других наказывает: каждый человек, говорят святые отцы, не останется без внимания от Господа – каждый что заслужил, то и получит во всей жизни, будет иметь определение и в будущей жизни.

«Хвалу Господню возглаголят уста моя, и да благословит всяка плоть имя святое Его в век и в век века». Господь обладает всеми, и, конечно, вся вселенная должна благодарить Господа: не только человек, но и вся вселенная, животный мир – всякое дыхание да хвалит Господа, говорит Псалмопевец. Все, что дышит и живет на этой земле, воссылает славу и благодарение Господу, ибо Он немало являет милости и щедрот, и любви, и самое главное – человеколюбия. Из рода в род мы сынам и дочерям своим должны говорить о необходимости славословия Бога: в этом счастье, в этом богатство, в этом залог мирного существования всех людей на земле. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Елена Чурина

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс