Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№48 (993) 2018, №1 (994)–№11 (1004) 2019
– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 143-м псалме – он по обычаю имеет преднаписание: псалом Давиду, к Голиафу, 143. Он написан псалмопевцем Давидом в благодарность Господу за победу над Голиафом. И самое главное, о чем стоит сказать, – сей псалом написан и в пророчество, что Сын Единородный воплотится, придет на эту землю и избавит людей от врага рода человеческого, который и является Голиафом, причиняющим человеку немало зла и вреда. Он поучает нас, в чем состоит истинное блаженство людей, ведь понимание (особенно сегодняшнее) счастья на земле лежит в рамках и границах суеты человеческой, но никак не позволяет человеку подняться на Небо и понять, в чем заключается глубочайший смысл жизни на этой земле.
Удивительными словами начинает его Псалмопевец: «Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты моя на брань». Очень глубокие слова: действительно, Господь дает силу рукам и пальцам, чтобы победить врага, – особенно в древние времена, когда человек не имел огнестрельного или сверхзвукового оружия, какое мы видим сегодня, очень важно было, чтобы руки и персты были сильными (хотя и сегодняшнее оружие запускается от рук человеческих и невозможно без силы и крепости, без нажатия кнопки совершить оборонительное действие). Поэтому когда нападает враг, очень важно, чтобы персты имели силу. Здесь говорится, что и врага рода человеческого мы побеждаем своими руками, перстами: когда мы осеняем себя крестным знамением, говорят святые отцы, тогда мы побеждаем врага рода человеческого, и здесь очень важно участие перстов. Когда мы осеняем себя крестным знамением, то, конечно, Господь дает огромную силу, побеждающую врага рода человеческого.
«Милость моя и прибежище мое, Заступник мой и Избавитель мой, Защититель мой, и на Него уповах: повинуяй люди моя под мя». Удивительные слова говорит Псалмопевец, называя Бога Прибежищем, Заступником, Избавителем и Защитителем. Святые отцы очень глубоко говорят, что Господь дает возможность и силу побеждать врага, и без Божией помощи невозможно ничего достигнуть в жизни – и Псалмопевец очень ярко, красиво об этом говорит. Поэтому очень важно говорить, что Господь действительно участвует в нашей жизни, и не только во время военных действий, но и в мирное время. Святые отцы особо обращают на это внимание, ибо в мирное время удержаться у власти тоже непросто. Поэтому Псалмопевец здесь говорит удивительные слова: повинуяй люди моя под мя – не только врага подчинить очень сложно, но без Божией помощи невозможно подчинить и подданных своего государства (или своего царства) – общество, которое Господь тебе вверяет, коллектив, который тебе вверяется в мирное время на месте своего служения, или свою паству: чтобы не управлять ими, а направлять их в определенное русло и сохранять от врагов, которые есть в жизни (от врага рода человеческого в случае с паствой, от врагов, которые не желают блага твоему коллективу, и так далее). Важно подчинить и своих домашних, которые тоже должны иметь определенное послушание своим родителям (это очень важный момент: в последнее время жалуются, что дети не подчиняются своим родителям; будь им 9–10 лет, или 16–17 лет – дети не слушают своих родителей, не соглашаются с ними, не хотят исполнять определенные поручения, не хотят слушать моменты воспитания и доброго влияния, говорят: «Мы сами самостоятельные, мы не хотим»; их хотения выражаются лишь в том, что они хотят делать, и чем они хотят заниматься), хотя процесс воспитания никто не отменял и он начинается с рождения ребенка (или даже еще во чреве матери) и до 18-летия, совершеннолетия. Когда человек проходит процесс становления, он должен подчиняться своим родителям, иметь послушание к ним – без этого невозможно достигнуть какого-то доброго результата: как невозможно достигнуть доброго результата во время военных действий без помощи Божией, так невозможно и воспитание детей без помощи Божией. Господь помогает и в том и другом случае, ибо Он – прибежище, если я ищу Его помощь, Заступник, Избавитель, Защититель: на Него же я уповаю. Только при помощи упования на Господа мы можем достигнуть определенного результата. «Без Меня не можете творити ничесоже», – говорит Господь.
Наши предки говорили: без Бога ни до порога. Когда мы воспитываем детей и что-то не получается, мы должны обязательно прибегать к Господу: просить Его, молиться. Господь поможет нам не только в великих и славных делах, но и в делах добрых и благих – это очень важный момент. И в воспитании наших детей Он тоже нам поможет (без Господа невозможно достигнуть никакого результата), и тогда мы сможем влиять на собственных детей. Мы никогда не должны отказываться от этого влияния: если мы будем отказываться – горе нам, ведь дети будут воспитываться по произволу и тогда не увидят благодати, которую Господь дает человеку и которая помогает выйти из всех страшных обстоятельств в жизни.
«Господи, что есть человек, яко познался еси eму? Или сын человечь, яко вменяеши eгo?» – тоже удивительные слова. Кто такой человек, если Господь открывается человеку и дает познать Себя человеку? Вот какое внимание, вот какая любовь, забота и попечение о человеке: Господь дает возможность ему познать Бога, это познание приближает его к Богу, и Бог открывается ему. Более удивительного ничего в жизни невозможно приобрести, ибо ты открываешь горизонты и просторы, которые являют тебе великое милосердие Божие через то, как Господь премудро устрояет этот мир, эту природу, и что Он дает человеку.
Человек познает Бога, и это познание не просто удовлетворяет какое-то человеческое любопытство, но приближает человека к Богу. Это совершенно удивительно, в этом есть и радость, и наслаждение, и богатство человеческой жизни. Представьте, что имеет человек, когда он приближается к своему руководителю: сколько тайного и удивительного для него открывается – и он гордится этим приближением, а если он приближается к царю, или президенту, или другому высокому вельможе? Конечно, для человека это большие возможности: тот имеет огромные знания, имеет возможность влиять на какие-то процессы, которые происходят в обществе.
А если человек приближается к Богу? Он озаряется Божественным светом, может из себя источать источники живой и спасительной воды, помогать человеку, делиться с ним милостью и тем духовным богатством, которые приобретает: для человека открываются безграничные возможности и любви, и милосердия Божия, и познания Его человеколюбия, и щедрот, которые Господь дает человеку. Человек приближается к свету, к спасению, к вечной жизни и через это приближает многих. Вот о чем говорит преподобный Серафим Саровский: «Спаси себя и около тебя спасутся тысячи», ведь приблизившись к источнику света, ты не можешь не излучать этот свет – и приблизившись к Богу и познавши любовь Его, ты не можешь жить вне этой Божественной любви. Приблизившись к Богу, ты получаешь бесчисленные дары от Него и, пропуская их через себя, не можешь их полностью оставлять в себе, но будешь дарить их тем, кто тебя окружает.
Все это удивительно и замечательно, поэтому Псалмопевец восхищается: Господи, что есть человек, яко познался еси eму? Или сын человечь, яко вменяеши eгo? – Ты, Господи, открываешься человеку и даешь возможность познать Себя. Это удивление, изумление, и оно говорит о цели нашей жизни и о высоте безграничности Божией, даваемой в познании человеку.
«Человек суете уподобися: дние eго яко сень преходят». Здесь уже Псалмопевец Давид начинает изумляться и удивляться, что человек уподобился суете, своему телу и земной жизни. Суета – это и есть полное посвящение себя земной жизни: человек суетится и не понимает, что его имение только уводит его от Бога и являет какую-то защитную реакцию от греха и беззакония, которое он творит. Это совершенно понятно и ясно: человек, например, сначала загрязняет природу, а потом придумывает, как ее очистить через фильтровальные системы, которые очищают воду, воздух; создает упаковку – потом думает, как ее утилизировать, для этого создает заводы, и так далее. Столько бесполезного дает эта суета, а ее можно было избежать и сохранить и свои силы, и природу, и направить свои силы для познания Бога. Поэтому и говорит Псалмопевец: дние его яко сень преходят – дни человека проходят как тень, что появилась и исчезла; создается только видимость, но результата никакого нет. Вся наша жизнь так и проходит в суете, и мы ничего доброго не приобретаем в ней.
«Господи, преклони небеса, и сниди: коснися горам, и воздымятся». Удивительные слова говорит Псалмопевец: чтобы Господь сошел с Неба, прикоснулся к горам и они воздымились. Землетрясение или извержение вулкана – это, конечно, страшное явление, которое сразу приводит человека к мысли: а что моя жизнь? Она действительно становится напрасной, не имеет никакого глубокого смысла, ведь в одночасье ты можешь погибнуть… Всякие скорби, трудности и переживания сразу наводят человека на мысль о том, что жизнь его скоротечна, преходяща; человек начинает задумываться об этом и больше обращаться к Богу. Господи, преклони небеса, и сниди – Псалмопевец очень ярко говорит, чтобы Сам Господь пришел на эту землю, Небеса приклонились до земли, Господь сошел с Небес и воплотился, дабы спасти род человеческий и избавить от врага, который немало творит переживаний и бедствий, и Господь коснулся бы его, как гор высоких, надменных и горделивых, говорят святые отцы, и чтобы они воздымились, исчезли и не причиняли великого зла всему роду человеческому.
«Блесни молнию, и разженеши я, посли стрелы Твоя, и смятеши я». Тоже удивительные слова: молнии, стрелы – это бедствия человеческой жизни, горе и страдания, приводящие человека к покаянию, когда он начинает задумываться о бренности этой жизни. В то же время святые отцы говорят, что молнии и стрелы – это небесные яркие вспышки, что будут озарять человечество и давать ему какой-то просвет в этой непроходимой тьме, это Евангельское учение, слово Божественной истины, которое апостолы после Воскресения Христова пронесут по всему миру. Молнии и стрелы – слова Господни, которые будут открывать человеку путь ко спасению. Это очень важный момент, на который мы должны обратить внимание: Псалмопевец говорит и о реалиях жизни ветхозаветного человека, и о реалиях жизни современного человека, в суете утопающего, он и пророчествует о днях, когда Сын Человеческий придет на землю и через святых апостолов будет проповедано слово Божественной истины по всему миру – это будет очень быстро, молниеносно, яркими вспышками, которых человек не сможет не заметить.
«Посли руку Твою с высоты, изми мя и избави мя от вод многих, из руки сынов чуждих, ихже уста глаголаша суету, и десница их – десница неправды» – мы уже говорили, что рукой называется сила Господня. Изми мя и избави мя от вод многих. «Водами многими» называются скорби от неправды и беззакония, с которыми сталкивается душа человеческая, которые достигают и наполняют ее. Ведь праведник скорбит не только о переживаниях в его жизни (болезни, трудности, неприятности, клевета, изгнание и прочее) – здесь «водами» называются неправедность и беззаконие, которые царят вокруг, дошли до души: переполняют меня, Господи. Поэтому Псалмопевец просит, чтобы Господь дал силу Свою с высоты – посли руку Твою с высоты. Святые отцы поясняют, какую руку – Сына Единородного: «Пошли Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он пришел на землю и избавил весь род человеческий от скорбей, которые переполнили меня, как воды, и просто сносят меня, как вода во время наводнения».
Мы знаем, как цунами, например, сносит на пути своем все и вся. И скорби причиняют такое зло, что человек теряется в этой жизни и думает, что они его просто погубят. Из руки сынов чуждих – чуждым здесь называются и враг рода человеческого, как говорят святые отцы, и те, кто не являются сынами Божиими. Это не только иноплеменники: и среди нас очень много чужих для Господа, ибо по духу они не служат Богу. Даже в одной семье можно встретить, родителей верующих, а детей неверующих (или наоборот), что не хотят жить по заповедям Божиим. Их и называют чужими людьми: не только иноплеменников, но и тех, которые хотя и крещены, но не просвещены до сих пор и не хотят жить в Законе Божием. Ихже уста глаголаша суету, и десница их – десница неправды: руки их исполнены всякой неправды, они делают неправедные дела – не живут согласно Закону и заповедям Божиим, а уста их глаголют суету: призывают к земному служению и кроме земли они ничего не видят, им нужно жить только чтобы услаждать и ублажать собственное тело.
«Боже, песнь нову воспою Тебе, во псалтири десятоструннем пою Тебе»: я Тебе, Господи, своему Богу и Творцу, воспою новую песнь». Почему песнь новую? Здесь пророчество о новозаветной Церкви, где появятся новые христианские гимны, которые будут восхвалять Господа; а псалтирью он называет души человеческие и Церковь Христову, которая сейчас тоже воспевает псалмы: как воспевали псалмы ветхозаветные народы, так сейчас Церковь воспевает Господа и поет Ему песнь новую.
Почему нужно ее воспевать Господу? Мы не можем воздать Богу ничего. Как бедный, получая милость от царя, не может ничего воздать царю, кроме славословия его при всем народе за добрые дела, которые он совершает по отношению нищим, так и мы, нищие духом, не можем Господу ничего воздать великого: вещественного Господь ничего от нас не приемлет. Духовно же мы можем воспеть и прославить Бога, и эта песнь будет приятна Ему, ибо через нее мы будем прославлять Отца нашего, Который на небесех, и прославлять Его не только словесной песнью, но и добрыми делами, которые будут открывать величие, красоту и славу нашего Бога.
«Дающему спасение царем, избавляюшему Давида, раба Своего, от меча люта». Здесь очень глубокие слова говорит Псалмопевец. Господь дает славу царям, утверждение всякой власти тоже исходит от Господа. Но в то же время Давид говорит и о себе: «Я говорю вам не простые слова, не напрасные слова – я сам получил избавление от Господа, и меч лютый не прикоснулся меня». Дальше уже Псалмопевец говорит о людях, с которыми мы часто встречаемся в жизни и соблазняемся, которые, не имея веры и верности Господу, получают все в этой жизни.
«Избави мя и изми мя из руки сынов чуждих, ихже уста глаголаша суету, и десница их – десница неправды»: мы об этом только что говорили.
«Ихже сынове их яко новосаждения водруженая в юности своей. Дщери их удобрены, преукрашены, яко подобие храма» – их сыны юные, нежные и цветущие, как насаждения масленичные, дщери их удобрены не только физически – они украшены и земными украшениями: храмы искусственно украшаются, становясь красивыми, и они, как языческие храмы, все украшенные, холеные, сытые, благоухающие.
И не только это у них прилично, но далее говорит Псалмопевец: «Хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие». И хранилища их полны, и они переходят из одного в другое, из меньшего в большее. «Овцы их многоплодны, множащыяся во исходищих своих: волове их толсти» – у них есть и пастбища, и скот. Скот этот сыт и нет никаких пороков в нем, нет никакого падежа скота; они рождают потомство свое таким же здоровым. Счастье и благоденствие… Если сегодня в настоящей жизни мы меряем богатство человека в долларах, в евро или в рублях (в денежной единице измерения), тогда богатство измерялось скотом – количеством овец, волов и так далее. Псалмопевец Давид: «Посмотрите на тех нечестивых, которые не почитают Бога, но живут богато, достаточно». Более того, у них, как далее говорит Псалмопевец: «Несть падения оплоту, ниже прохода, ниже вопля в стогнах их» – ни в домах их, ни в городах, которыми они владеют, несть падения оплоту: и ограждения целые, и ворота на месте, и они свободно передвигаются, нет несчастья и горя – они не плачут, не скорбят; они веселятся, смеются, все у них есть.
И далее Псалмопевец продолжает: «Ублажиша люди, имже сия суть» – их и люди прославляют, ведь у них достаток и какое богатство… И заканчивает этот псалом Псалмопевец, говоря, что счастье духовное, Небесное заключается совершенно не в этом, оно заключается совершенно в другом.
«Блажени людие: имже Господь Бог их» – все сокровище, богатство, наследство заключается в том, что Господь в твоем сердце, и ты всем сердцем стремишься к Нему через исполнение заповедей Божиих, через добрые дела и терпеливое несение скорбей, искушений и бед, посещающих тебя. Все это – твое богатство и твое наследие: ты всегда ходишь перед Богом, всегда благодаришь Его и живешь, всегда уповая на Господа, воспевая Ему песнь новую, как говорит Псалмопевец.
Эти удивительные чувства и удивительные слова, сказанные нам в псалме, направлены на то, чтобы мы узнали, в чем есть воля Божия, к чему нам должно стремиться и чего избегать… Ты можешь быть славен на этой земле, можешь получить всякое богатство и наслаждение, но ты будешь далек от Господа и не прикоснешься вечности, которая выше и богаче всего остального, что тебе предлагается в этой жизни. Поэтому нужно иметь разум, чтобы понимать, в чем же заключаются истинное богатство, наше стремление – к чему мы должны идти и чего должны искать в ней. (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Нина Кирсанова
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.