Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (1004) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалмы 141, 142

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалмы 141, 142

№11 (1004) / 18 марта ‘19

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904) – №29 (926), №33 (930) –№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№48 (993) 2018, №1 (994)–№10 (1003) 2019

– Мы продолжим изучать Псалтирь и рассмотрим сразу два псалма –141-й и 142-й. Они очень близки друг другу, так как посвящены переживаниям, которые испытал псалмопевец Давид. 141-й псалом – о переживаниях и опасностях, которые пережил Псалмопевец, когда его преследовал Саул, а 142-й – о скорбях и опасностях, которые он пережил, преследуемый родным сыном Авессаломом. Итак, 141 псалом.

«Разума Давиду, внегда бытии ему в вертепе молящемуся, 141». Каждый человек должен быть исполнен великого разума, когда находится в опасности и ему нужно избежать зла. Можно впасть в гнев, раздражение, и тогда не получится реально оценить положение дел; это приведет к еще большим ошибкам, которые, конечно, будут вводить нас в дальнейшее падение. Так что всегда, когда мы находимся в опасности, желая избежать дальнейшего зла, мы должны иметь разум. Дальше – «внегда бытии ему в вертепе» – понятно: когда он прятался в пещере, Саул пришел к ней и запечатал ход ее, стоял около нее вместе со своим войском, и Давид не мог выйти, а мог погибнуть в любую минуту, у него оставалось только одно – обращение к Богу, чтобы Господь защитил его, совершил какое-то чудо. И чудо, мы знаем, произошло – Господь защитил Своего сына царя Давида, верного и святого.

Здесь Псалмопевец научает нас, чтобы мы увидели: нет в жизни такой ситуации, из которой бы мы с вами не вышли – Господь нам поможет, покроет, защитит, заступится за каждого из нас, но нужно очень правильно оценивать ситуацию и понимать, на что направлять свои усилия. Здесь Псалмопевец делится с нами своим огромным опытом, как поступать в этой ситуации.

«Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся». Нельзя было кричать Давиду – рядом стоял Саул, а каким же гласом он воззвал? Внутреннее напряжение было такое, как будто он кричал во весь голос, чтобы Господь его услышал, – такая была внутренняя, напряженная (энергетическая, если хотите) молитва Богу, которая как молния, как огненное пламя достигала Неба; в таком напряжении молился Псалмопевец.

«Пролию перед Ним моление мое». Конечно, у Давида была слезная молитва – она выливалась из глубины его сердца, ведь он скорбью был переполнен, и это выливалось в сильную слезную молитву, которая доходила до Небес: «Печаль мою перед Ним возвещу» – он говорит о скорби, когда уже не у кого просить помощи, только если Господь поможет.

И дальше Псалмопевец об этом скажет: «Внегда исчезати от мене духу моему: и Ты познал еси стези моя: на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне» – все уже, Господи, последние минуты, и дух уже хочет уйти от меня, ибо невозможно больше нигде найти помощи и поддержки.

И дальше он говорит: «И Ты познал еси стези моя…» – Ты, Господи, знаешь, путь жизни моей, я никогда не желал никому зла, я не желал и Саулу зла. Ты же видишь, Господи, на пути моем, «по немуже хождах, скрыша сеть мне»: расставили мне сети. Естественно, он попался в эти сети, он находится в этом вертепе, в пещере, вот-вот изыдет дух его от него – отсюда невозможно уйти.

И дальше он продолжает: «Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене». Он говорит одесную – по правую сторону стоят ангелы, друзья. Он говорит: я посмотрел по правую сторону, а там нет никого, кто бы сейчас заступился за меня. Святые отцы говорят: да, когда ты находишься в скорби или в униженном состоянии, преследуем, никто тебе не поможет, – и Псалмопевец никого не увидел по правую сторону (и у нас есть такая поговорка: «За обедом все соседи, а когда пришла беда – смыла всех вода», никто не хочет за тебя заступиться. Пока ты был на высоте, мог накрыть стол, все приходили к тебе, пиршествовали с тобой, клялись в дружбе)… Никто не захотел положить голову свою на плаху, погибнуть, даже не захотел как-то заступиться за Псалмопевца – и никто не заступится за нас, когда мы находимся в таком состоянии. Только один Господь остается, и Псалмопевец говорит: нет ни одного, кого я знал, ни один не может прийти и заступиться за меня, каждый за себя. «Погибе бегство от мене, и несть взыскаяй душу мою» – нет того, кто бы заступился за душу Давида. «Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земле живых» – и он говорит: «Господи, Ты только мое одно упование, мое сокровище, богатство, кроме Тебя нет ничего – Ты никогда не оставишь, никогда не забудешь, всегда поможешь».

Псалмопевец открывает нам такие глубокие замечательные вещи: не ищите богатства, дружбы, ни князей, ни сынов человеческих – нет в них спасения. Ищите Господа, дружите с Богом, отдавайте Ему свое сердце, и тогда Господь никогда вас не оставит: «Часть моя еси на земле живых» – все, больше никто тебе не поможет в этой жизни. «Вонми молению моему, яко смирихся зело, избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене». Смирением здесь он называет бедствие – от бедствия, скорби мы смиряемся, и, конечно, смирение говорит о переживании Псалмопевца: избави мя от гонящих мя яко укрепишася паче мене. Те, кто гонят нас, возвышаются, становятся сильными, они утверждаются, гоня нас, и препятствуют нам в этой жизни и думают: «Вот какие мы герои – сильные, состоятельные, нас и сильные века сего слушают!». Но Псалмопевец говорит, что не нужно скорбить в таком состоянии, а только обращаться к Богу и говорить: «Вонми молению моему, яко смирихся зело, избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене».

И дальше Псалмопевец говорит: «Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему». Из какой темницы? Естественно, из пещеры (темницы, вертепа, как он называет) изведи душу мою. И некоторые святые отцы считают, что Псалмопевец темницей называет тело, в котором находится душа. Конечно, душе приходится порой подчиняться чувственному состоянию тела, но душе более угодна духовная жизнь, а телу – телесная, чувственная, поэтому происходит внутренняя борьба.

Здесь же Псалмопевец говорит: изведи из темницы – из состояния, откуда я сам не могу выйти. И дальше: «Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне» – меня ждут праведники, они смотрят на меня, смотрят на мою жизнь и ждут, когда Господь окажет Свою милость. Когда же Ты, Господи, окажешь милость, все увидят, насколько Ты любишь Своих – тех, кто служит Тебе, уповает, надеется на Тебя, и это будет воздаянием неправедно относившимся ко мне в этой жизни. Это очень глубокие слова и, в то же время, слова глубочайшего утешения для каждого – бывает состояние, когда тебя гонят, ты находишься в темнице и люди взирают и спрашивают: «Господи, где Ты? Почему Ты не вмешиваешься в ситуацию?».

Но Господь до определенного времени ожидает нашего обращения и покаяния, когда мы обращаемся к Богу со словами покаяния и с огромной просьбой, чтобы Он явил Свою милость. Тогда Он выводит и поставляет тебя на должное место, и это будет серьезнейшим наказанием для тех, кто гнал тебя.

Вот такое состояние испытывал Псалмопевец, когда гнал его Саул, и он показал нам, что Господь не оставит даже в тяжелейшем состоянии: только обращайся к Богу, молись и проси. Господь Своих не оставляет.

А дальше испытания, которые Псалмопевец перенес от Авессалома, сына своего. Здесь он говорит: конечно, за грехи Господь послал ему это испытание – и об этом говорится в 142-м псалме; он тоже имеет преднаписание: «Псалом Давиду, егда гоняше его Авессалом, сын его, 142». Псалом глубочайший, и я уже сказал, что Псалмопевец не обвинил сына своего, что тот плохой: он говорит, что сын гонит его за его грехи. У нас тоже испытания какие-то бывают от детей, и никогда не нужно говорить, что они плохие, – это, конечно же, за наши грехи. Одна из прихожанок в нашем приходе так и говорила: дети наши – грехи наши. Как мы должны поступать в этой ситуации? Об этом Псалмопевец нас научает. Эти испытания в современном мире очень часто бывают, и доходит даже до безумия – проклинают детей. Ни в коем случае не желайте собственным детям зла! Читая 142 псалом, поступайте в этой скорбной ситуации так, как поступал Псалмопевец.

«Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей». Опять Псалмопевец обращается воплем, внутренним напряжением к Господу... Святой Иоанн Златоуст говорит: что такое моление мое во истине Твоей? Истина Бога заключается в одном – Бог милостив. И вот он просит, чтобы истина эта совершилась. Некоторые святые отцы говорят, что истина – в том, что Господь всегда услышит нас, когда мы обратимся к Нему, но это именно и есть та великая милость, которой Господь обладает. Истина Бога – в Его милости.

А в чем правда? Он повторяет: услыши в правде моей. А правда Господа заключена в Его человеколюбии – яко милостив и человеколюбец Бог еси. И действительно, правда не в том, чтобы наказать нас; никакая правда не поможет нам – от нашей неправедности невозможно найти правды, но правда Божия заключена в милости, в человеколюбии. Бог любит человека настолько, что являет Свою жертвенную любовь – вот какое человеколюбие. Господь готов Сам страдать, лишь бы нам было хорошо, лишь бы мы получили в этой жизни оправдание во грехах своих, чтобы явить, опять-таки, истину, то есть милость к каждому из нас.

«…и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится перед Тобою всяк живый». И вот дальше Псалмопевец очень хорошо все объясняет: «Не вниди, Господи, в суд с рабом твоим» – ничего мы не сможем сделать. Как мы можем оправдаться, если Господь внидет в суд с нами. Суд предполагает некую правду, то есть наказание за правонарушение, а что мы можем сказать перед Господом? И Давид говорит: яко не оправдится пред Тобой всяк живый – ни один живущий человек не может сравниться с Законом и правдой, которую Господь оставил нам на земле. Мы нарушаем Закон не единожды в день, и поэтому никакая правда нам не поможет, только оправдание, которое Господь даст нам, « зане яко руб поверженный всяка правда наша пред Тобою» (из чинопоследования таинства Соборования), как рубище человеческое наша правда: это дырки, сплошные заплатки, грязь на одежде, рубище – это страшно, если Суд будет совершаться без человеколюбия и милости от Господа, это действительно очень страшно будет. Поэтому Псалмопевец говорит: «Господи, только не вниди в суд с рабом Твоим».

«Яко погнаша враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века» – конечно, сын погнал его, и враг рода человеческого гонит нас, дорогие братья и сестры, и мы находимся порой в тяжелейшем состоянии. И смирил есть в землю живот мой: я и сплю на земле, как Псалмопевец Давид описывал, – босиком он шел, и в одиночестве остался, так он бежал от своего сына, так поверг его сын, и так и мы можем быть повержены – остаться без всего. Сколько дети оставляют в современной жизни своих родителей без всего – и босиком ходят, и ничего не имеют и порой без сумы, только со слезами в очах...

Действительно, человек находится в таком состоянии. Какое это состояние? Говорит: посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. Не просто в какой-то темнице, где еще можно зажечь светильник, а именно яко мертвыя века – как умершие, которые находятся под слоями земли, где невозможно возжечь никакого светильника. В таком же состоянии удрученности и безвыходности находился Псалмопевец.

«И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое»: он в унынии, скорби, потерянности, растерянности, сердце его сжалось. Мы говорим: сердце сжимается и обливается кровью – то есть весь человек, не только сердце, сжимается, съеживается, скукоживается от скорби. Состояние Давида было настолько тяжелое, что и дух в уныние пришел, и сердце сжалось, облилось кровью. На земле находился, и кругом тьма, и, хотя светило солнце, он не видел света. «Помянух дни древния, поучихся во всех делах Твоих, в творениих руку Твоею поучахся» – и вот здесь Псалмопевец говорит о переломном этапе: «Я мог бы в скорби и в этой беде остаться и в ней пребывать постоянно, но я вспомнил Священное Писание и как Ты в древние времена поступал с нашими предками, как Ты вывел их из Египта, какие Ты чудеса совершил, Господи, я вспомнил свою жизнь – и в ней Ты тоже совершил очень много чудес». И вот здесь у него наступает переломный этап: Господь никогда не оставляет Своего творения – сколько Он сделал для людей, сколько Он делает, и тогда у Давида появляется совершенно другое состояние. Он говорит: «Воздех Тебе руци мои, душа моя, яко земля безводная Тебе», – он поднял руки к Богу и сказал: «Как земля нуждается в воде, чтобы на ней произросла всякая зелень, так и душа моя безводная опустошенная нуждается в благодати. Вот Ты и ороси душу мою благодатью Святого Духа, чтобы мне окрепнуть, встать на ноги и противостоять беззаконию»

И дальше пишет Псалмопевец: «Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся нисходящым в ров» – «чтобы дух, который находится во мне, не вышел от меня, и не отвернись от меня, чтобы я не уподобился тем, кто во гробе, чтобы я не умер». Вот такая сильная молитва.

«Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою». Здесь тоже замечательные говорит слова Псалмопевец Давид. Человек лег вечером, смотришь – уже утро, вставать пора. Мы говорим: утро вечера мудренее, утром чтобы в жизни все изменилось. Может измениться, дорогие братья и сестры, но опять-таки, если мы будем воздевать руки свои к Богу, так же горячо молиться, как молится Псалмопевец: «Яко на Тя уповах, подскажи мне, Господи, как мне идти, что делать, и я пойду по этому пути, яко к Тебе взях душу мою – вся жизнь моя в Твоих руках, и если Ты, Господи, пошлешь мне Духа Святого, то я окрепну и пойду по этому пути, и он приведет меня к оправданию и к победе».

«Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох». Псалмопевец говорит: не ищите больше ни у кого никогда помощи, но только от Господа. «Яко к Тебе прибегох, на Тя уповах, избави мя от враг моих» – только Господь может совершить это великое чудо.

«Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву» – тоже глубочайшие слова Псалмопевец говорит: научи меня творить волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Только тот, кто творит волю Господа, может уповать, чтобы Дух Святой был послан ему, и Он его наставит на истинный путь, Он его наставит на правильное совершение всех дел.

Об этом и просит Псалмопевец. Это очень важно: научи мя творити волю Твою – не просто познать Твою волю, говорят святые отцы, а самое главное – исполнить волю Отца Небесного. «Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою», чтобы никто не поругался, – все знали на Кого уповает Давид. Он говорит: не посрами, Господи, я всегда уповал на имя Твое. Псалмопевец не стеснялся Бога, он радовался с Богом как ребенок. Надо было ему повеселиться у ковчега Завета, показать свою глубокую радость – он ее показывал, он скакал и плясал и получил осуждение от жены своей Мелхолы, но никогда он не стеснялся порадоваться вместе с Господом. «Живиши мя, правдою Твоей», изведи из горестного состояния душу мою. «И милостию Твоей потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей» – яко в век милость Его. Милость Господа не в том, чтобы миловать грешников и тех, кто нападает на праведных, а в том, что Господь праведных, любящих Его избавляет от гнева, а другие получают праведное воздаяние в этой жизни… «Яко аз раб Твой», – этими словами заключает псалом Давид. Раввины говорили: раб Божий тот, кто по своему желанию берет на себя рабство и исполняет волю своего Господина; он говорит такими словами, ибо исполняет волю Его. Он просит, чтобы Господь научил его творить волю, но он говорит: ибо я раб Твой – для меня нет больше бога, Ты мне единственный Бог, а я Твой раб, я Твой послушник, готовый всегда творить волю Твою.

Вот такой удивительный псалом, дорогие братья и сестры, оставил нам Псалмопевец в назидание, чтобы мы в скорбных ситуациях не впадали в уныние, но стремились исполнить волю Господа, Который никогда не оставит верных рабов Своих. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Елена Чурина

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс