Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Мне бы хотелось продолжить наш разговор о духовных упражнениях, которым следовало бы предаваться христианам. Доброта, добро, добродетели и все хорошие свойства человека – это моменты, над которыми следует работать, ведь они не даются от природы. От природы мы просто дикари, зверята – может быть, милые, может быть, опасные, но зверята, и чтобы привить себе какую-то добродетель, просто стать добрее, нужно раз и навсегда настроить себя на большой труд: всякая добродетель не есть следствие нашего природного свойства, наследственная черта, как, например, наш характер, но всегда труд, забота – ежедневная, ежечасная, ежеминутная.
Если мы с вами внимательно читаем книги святых отцов, то наверняка обратили внимание, с каким трепетом они говорили о делателях, о тружениках. Святые отцы всегда делили приходивших к ним людей на две неравные категории. Вот приходят к одному старцу люди за советом, долго рассказывают свои истории, спрашивают, и только немногим старец уделяет сердечное внимание. «Почему ты так лицеприятен, отче? – спрашивают ученики старца,– почему ты к одним расположен, а к другим нет?». И старец отвечает: «Человек, с которым я говорил вдумчиво и подробно, – делатель».
Что отличает делателя? Как стать делателем и тружеником на этой сложной, тяжелой ниве добродетели? Прежде всего следует настроить себя на труд, который тем тяжелее, что требует внимания к мелочам – с них начинается все самое главное. Если мы говорим о доброте, учтивости и внимании к близким людям, то здесь следует обратить внимание на мелочи, которые, мы с детства привыкли пропускать мимо нашего внимания. О чем я говорю? Свойство, характер нашего современного русскоязычного общества, русской речи не знает внимания к мелочам в общении. Мы обращаем мало внимания на то, что говорим людям, на то, как они понимают нас и как мы понимаем то, что понимают они, как реагируем на их понимание.
Я знаю очень много историй, когда трагические обстоятельства возникали только от того, что человек не потрудился быть понятым: не потрудился объясниться, не нашел сил, средств, а скорее всего, просто счел лишней роскошью, ненужностью объяснить все человеку и убедиться, что он тебя правильно понял. А это, между прочим, очень важный навык, от которого зависит даже благополучие семьи. Знаю немало историй, когда семьи распадались просто из-за того, что супруги не имели этого поставленного навыка – внимания, прежде всего, к своей речи.
У Самуила Маршака есть замечательные стихи, которые многие из нас читали в детстве: «Стих о подкове».
Не было гвоздя –
Подкова пропала,
Не было подковы –
Лошадь захромала,
Лошадь захромала –
Командир убит,
Конница разбита,
Армия бежит!
Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице
Не было гвоздя!
Такие замечательные и мудрые стихи. Из-за одного гвоздя… А что такое гвоздь?.. Из-за невнимания кузнеца..
Вот таких «гвоздей» в нашей жизни очень много. И, к сожалению, навык внимания к «гвоздям» не поставлен не только у школьников, студентов, простых людей, но даже иногда у политиков и руководителей: мы с вами бываем невнимательны не только к нашим близким, нашим семьям. Когда ты руководитель и от тебя зависит работа отдела или предприятия, невнимание к мелочам, отсутствие терпения и навыка объясниться иногда порождают жуткие трагедии государственного масштаба – мы можем найти немало таких примеров в истории, но для нас все-таки ближе то, что происходит в наших семьях. Поэтому, друзья мои, надо ставить этот навык.
Во-первых, надо вспомнить, что мы существа словесные. В святоотеческой литературе есть два важных деления: бессловесные животные и словесные. Все мы, собственно, зверята: что кошки, что люди, но человек – существо словесное. Наряду с освоением своего тела, например, подчинением его себе, как это делают спортсмены-атлеты, вырабатывая определенные навыки, моторику, ответность мышц – покорность своего тела воле хозяина, личности, существуют и проблемы, связанные с освоением речи: мы должны подчинить себе свою речь.
Люди, которые много и вдумчиво читают (подчеркну – вдумчиво) иногда пишут, а иногда заставляют себя вслух проговаривать какие-то мысли, находя нужные слова, постоянно работая над их правильным выражением, заимствуя какие-то удачные высказывания у классиков или других мудрых людей. Они, если угодно, находятся в лучшем конкурентоспособном состоянии по отношению к людям, которые бессловесны и не видят в этом даже никакой проблемы.
Друзья мои, наверняка в фильмах западного производства о школе, вы видели, как школьники, например Англии или Америки, сдают в актовом зале экзамен по предмету, который у них называется «драма». Выходит мальчик 9-ти лет и произносит речь, которую слушает зал, до отказа заполненный взрослыми людьми: он учится, вырабатывает в себе навык выйти на сцену и открыто вступить в «интеллектуальное состязание», если угодно, с группой взрослых людей. Речь покоряется ему, эмоции покоряются, и он начинает себя контролировать. Он понимает, что речевое общение – это разновидность борьбы, спорт, если хотите.
«Здесь натиск яростный, а там отпор суровый», – как говорил А. С. Пушкин о британском парламенте. У человека, который освоил речь, вырабатывается навык убедительной речи: он может убеждать, может красиво спорить, но самое главное – у него появляется навык быть правильно понятым. Поэтому, друзья мои, какие бы духовные упражнения мы ни предпринимали, навык к речевой культуре нужно ставить прежде всего потому, что мы христиане, дети Христа и принадлежим религии Слова.
Записала:
Мария Матуленко
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.