Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (1003) → Архиепископ Верейский Амвросий: Всю свою жизнь посвятить служению Святой Церкви

Архиепископ Верейский Амвросий: Всю свою жизнь посвятить служению Святой Церкви

№10 (1003) / 11 марта ‘19

Архипастырь

Сегодня мы в гостях в Троице-Сергиевой лавре – встречаемся с архиепископом Верейским Амвросием.

Мы неслучайно находимся в этих стенах. Это церковно-археологический кабинет, или музей Московской духовной академии – потрясающий интерьер, все это священно, интересно. Московская духовная академия, которая находится не в Москве, а в отдалении от нее, в Троице-Сергиевой лавре, – удивительное учебное заведение. Чем оно отличается от светских заведений? Что вообще такое духовная академия?

– Духовная академия учит не просто каким-то наукам. Она предполагает, что наши выпускники научатся особому образу жизни – жизни, которая не будет отличаться, где бы ни находился человек – в храме, дома, в обществе. Духовная академия готовит людей, которые изначально принимают решение всю свою жизнь посвятить служению святой Церкви. Другое дело, что не у каждого это получается. Но самая главная задача духовной академии – подарить Церкви священников, иконописцев, регентов, представителей церковной науки, для того чтобы жизнь Церкви продолжала пульсировать, набирала обороты, продолжала осуществлять то, что к нам пришло еще со времен Христа и апостолов.

Вы совершенно правильно отметили уникальность этого места. Музей духовной академии, церковно-археологический кабинет, в советское время играл роль миссионерской площадки. Сюда приходили люди обходными путями, не так просто было попасть в закрытое учебное заведение. Люди, облеченные властью, представители партии, гости нашего государства. Они сталкивались с совершенно иным миром, который был недоступен глазу обычного советского человека, да и гостю Советского Союза тоже. Здесь они сталкивались с молодым лицом Церкви. В то время, когда обещали показать по телевизору последнего попа, когда Церковь представляли собранием бабушек, людей не очень образованных, не очень культурных, в то время, когда думали, что Церковь доживает свои последние дни, именно здесь, в этих стенах, происходило рождение молодого поколения нашего духовенства. И когда приходящие сюда сталкивались со студентами, с семинаристами, которые одновременно были экскурсоводами в этом музее, получали ответы на свои вопросы и информацию о жизни Церкви и о тех людях, о которых рассказывают находящиеся здесь экспонаты, в сознании многих посетителей переворачивалось то, что до этого не предполагало никакого изменения.

Иногда мирской человек думает так: вот я хожу в церковь, я могу там стать певчим, могу даже каким-то образом приблизиться и даже стать диаконом, может быть, я могу потом стать священником. Ну а дальше что? Ну, предположим, епископом, архиепископом, и так далее. А зачем тогда нужна академия? Зачем нужно обязательно заканчивать семинарию, академию?

– Человеку нужны знания – будь то священник, регент или иконописец. Мы воспринимаем опыт жизни, профессиональный опыт от предыдущих поколений. В нашей духовной академии трудятся не только люди, получившие образование здесь, но и представители светских университетов, представители культуры, люди, продолжающие работать в разных музеях, люди, обладающие потрясающими навыками реставрации, художественного искусства, музыканты. Все это составляет единое целое, подобно тому как мозаика составляется из разных частей. И вся эта возникающая затем полноценная картина нужна для того, чтобы давать человеку знания.

Но не только знания. Мы ведь находимся еще в особом, уникальном месте. Московская духовная академия расположена в сердце русского Православия – в Троице-Сергиевой лавре. Здесь наши студенты получают то, что подчас неспособны получить в иных условиях, – мистический внутренний опыт. Опыт, который невозможно даже до конца описать человеческим языком, но который можно пережить, почувствовать, реально принять и воспринять.

Многие поколения, проходящие через Московскую духовную академию, получают этот удивительный опыт или, по крайней мере, соприкосновение с опытом других людей. Но прежде всего с удивительным человеком, который в веках живет в этих стенах – это преподобный Сергий.

Сергий преподобный – удивительная личность. Он для всех свой, и даже для людей, казалось бы, далеких от христианства, он тоже может быть своим. Широта преподобного – аскета, монаха, человека, который отказался от епископского сана, от материальных благ, – это удивительная сила, которая сохраняется на этом месте, исходит от раки преподобного Сергия веками. Человек, здесь проживший несколько лет, это не столько понимает, сколько переживает и воспринимает сердцем. Это та закваска для священнослужителей, церковнослужителей, которую они обязательно должны получить.

Но есть в месторасположении нашего учебного заведения и минус. Он заключается в том, что нашим выпускникам придется нести свое служение совсем не в тех условиях, в которых они находятся сейчас. Они уйдут отсюда через несколько лет, уйдут в мир. Подобно тому как апостолы, видевшие на горе Фавор славу Преображения Господа, подобно тому как они восклицали: «Как нам хорошо здесь быть! Мы готовы здесь остаться навсегда, на всю жизнь, навечно. Сделаем здесь себе три кущи и будем созерцать эту славу». Это тоже своего рода искушение – остаться в том состоянии, которое нравится тебе. Но Христос ушел с горы Фавор и увел с Собой Своих учеников. И они пошли в мир, наполненный страданиями, безверием.

И невероятным количеством проблем.

– Да. Вот в этот самый мир должны пойти и наши студенты. Но, выходя отсюда, они подчас не знают, с какой силой дуют ветры этого мира, и какие опасности этот мир готовит им. Теоретически, возможно, мы об этом и говорим, но для того чтобы понять это на собственном опыте, необходимо погрузиться в эту атмосферу, пережить, выстоять и понять, как нужно себя вести, как применить опыт, здесь полученный. Я в свое время, когда покинул Московскую духовную академию, через год после ее окончания, и пришел – не в сам мир – но в монастырь, находящийся в самом центре Москвы, в Сретенскую обитель, я понял, какая разница между теми условиями, в которых я учился, будучи студентом, и той реальной жизнью, с которой я столкнулся даже уже в монастыре, но в центре Москвы. Я увидел совсем других людей, встретился с другими запросами, я увидел, что не хватает ни опыта, ни знаний, чтобы соответствовать тем вызовам, что мир бросает Церкви и ее священнослужителям, и нужно учиться дальше, нужно дальше развиваться.

В этом смысле, мне думается, Московская духовная академия не должна ограничиваться стенами Троице-Сергиевой лавры. У нас сейчас многоступенчатая система образования – бакалавриат, магистратура, аспирантура. Мне кажется, что некоторые высшие ступени, которые проходят в результате своего образования наш студент, он должен проходить именно в Москве. Мне кажется, что наступит то время, когда часть Московской духовной академии, например, ее аспирантура или магистратура переедет в Москву.

Поселится в столице.

– Это необходимо. Академии нужна студенческая среда, в том числе и светская. Нашим студентам необходимо как можно чаще и как можно более тесно общаться со своими сверстниками. Они уже от них будут узнавать, что мир ожидает от Церкви, какие претензии он предъявляет, и корректировать и свои знания, и свое поведение, и свои устремления. Безусловно, нам нужна и научная среда, а она сосредоточена в столице. Нам нужна университетская среда, для того чтобы мы могли оставаться на уровне и повышать его. В Сергиев Посад не всякий профессор может доехать, потому что для этого требуются усилия, время.

И вообще, здесь надо жить, да.

– Конечно, здесь нужно жить. Еще несколько десятилетий назад это было возможно, но сегодня жизнь стала более динамичной, сегодня те же профессора университета стараются успеть преподавать в разных учебных заведениях, в том числе и в московских семинариях – это и Перервинская, и Сретенская, и Николо-Угрешская семинарии. Поэтому Московской духовной академии нужно выходить за пределы обители. Безусловно, самую главную закваску для своих питомцев оставить именно здесь. То есть это уровень бакалавриата. Это очень ценный опыт – опыт общения с братией обители, опыт пребывания в монастыре, который имеет особый дух, сообщает особый опыт молитвы, покаяния, особый опыт встречи с разного рода людьми тоже.

Ваши слова замечательные, мне они по душе. Более того, они в хорошем смысле слова революционные. Давненько такого не слышалось, чтобы так продвинуть вперед, в смысле познания, контакта со светскостью духовного образования. Но ведь когда-то Московская духовная академия, еще не называясь таковой, была в Москве. Она и возникла в Москве, в Славяно-греко-латинской академии. Несколько слов об истории. В 1814 году, сразу после восстановления, после Отечественной войны 1812 года, она переместилась в Троице-Сергиеву лавру. Славяно-греко-латинская академия – потрясающая вещь. Получается, что духовное образовательное учреждение наивысшего типа в России появилось раньше, чем светское. Ведь академия наук Ломоносова появилась значительно позже.

– Совершенно верно. Своей alma mater Славяно-греко-латинскую академию считают два известных учебных заведения – Московская духовная академия и Московский государственный университет. Для нас же очень ценно, что из одного корня произошло два разных дерева, развивавшиеся совершенно независимо друг от друга на протяжении столетий. А сегодня вдруг наступило наконец время, когда и светские учебные заведения начинают понимать роль и значение духовных учебных заведений, а духовные учебные заведения понимают роль и значение светских учебных заведений. Объединяют усилия, и в этом будет плюс и для духовного учебного заведения, и для светского.

Так случилось, что было принято решение впоследствии перенести сюда, в Троице-Сергиеву лавру, духовное учебное заведение. После его закрытия именно в послевоенные годы, наши первые студенты, воевавшие на фронтах Великой Отечественной войны, сначала поступали на курсы, организованные при Новодевичьем монастыре в городе Москве, а затем вновь, после открытия Троице-Сергиевой лавры, когда возникла возможность переехать сюда, здесь вновь загорелась лампада Московской духовной академии.

Мне кажется, что мы даже немножко опоздали. И даже не немножко, а сильно опоздали. Наверное, еще в девяностые годы, когда я учился здесь, в Московской духовной академии появилась идея перенести саму академию в Москву, а семинарию оставить здесь, в Сергиевом Посаде. Мне думается, что эта идея была совершено справедливой. Но, к сожалению, она не была реализована. Мы понимаем, что не год и не два понадобятся для того, чтобы при благословении нашего священноначалия эта идея получила свое воплощение. Но думаю, что наступило то время, когда Славяно-греко-латинская академия, которая находится на территории Заиконоспасского монастыря, через какое-то время вновь примет в свои объятия питомцев Московской духовной академии, и цепочка времен замкнется.

Мне кажется, что даже если мы и не будем непосредственными участниками этого события, то, по крайней мере, будем свидетелями того, как это происходит. Замечательно, что мы живем в то время, когда эта мысль уже не является утопией.

Это же самый центр Москвы, потрясающие исторические места. Само ощущение, это не очень православное слово, но какая аура вокруг этих мест! Все это вернется. Учащиеся академии будут выходить, видеть Кремль, все рядом.

– Это нужно и для самого города, и даже для нашего Отечества и для тех людей, которые в качестве гостей прибывают к нам из-за рубежа. Эта духовная сердцевина будет в том числе и климат менять.

А много иностранцев учится в академии?

– Да, сегодня у нас учатся иностранцы, причем не обязательно православные. У нас и священнослужители из маронитской церкви, из сиро-яковитской церкви, есть иеромонах из коптской Церкви. Россия является все-таки магнитом, который притягивает к себе людей ищущих. А христианство всегда очень динамично. Оно, позволю себе очень смело заявить, всегда революционно. Оно не боится продвигаться вперед. Оно не боится искать у кого-то то, что можно взять, не повредив ни в коем случае своего призвания и своей верности вере. Мы ведь тоже отправляем своих студентов за границу, и они получают знания в библейских университетах или в патрологических университетах – там, где наука, библеистика, патрология развивалась в течение ХХ столетия – в то время, когда у нас она практически если не совсем умерла, то пребывала в предсмертном состоянии. И мы не боимся этого. Мы получаем специалистов, изучающих языки, знающих достижения современной богословской, библейской наук. И потом в качестве преподавателей они приходят в наши учебные заведения. То же самое делают и представители других церквей. Культура, вера привлекают.

Привлекает, конечно, удивительная картина того, как в России продолжают строиться храмы, открываться новые учебные заведения, обители. В мире, где все больше и больше набирает сил мирское начало, в нашем обществе одновременно все-таки становится более сильной та область духа человеческого, которая связана с верой, прежде всего, с Православной верой. Изучение языка и культуры, изучение богослужебных традиций Русской Православной Церкви вызывает особый интерес у наших иностранных студентов.

Сейчас есть общецерковная докторантура и аспирантура при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Она каким-то образом заменяет или выполняет функции Московской духовной академии? Или параллельно существуют эти две инстанции?

– В общецерковной аспирантуре и докторантуре трудятся профессора и преподаватели не только Московской духовной академии, но и Петербургской.

Ректором которой Вы были...

– …десять лет. В качестве членов диссертационных советов, профессоров. Именно две академии – Московская и Петербургская – в первую очередь создают костяк общецерковной аспирантуры и докторантуры. Хотя надо сказать, что и множество светских преподавателей, а также преподавателей Свято-Тихоновского университета принимают участие в жизни и деятельности общецерковной аспирантуры и докторантуры. На мой взгляд, именно общецерковная аспирантура и докторантура, как никто, заинтересована в подготовке иностранных студентов, поскольку она непосредственно связана с Отделом внешнецерковных связей. Обучение у нас, в Русской Православной Церкви, представителей Поместных или инославных церквей очень важно с точки зрения дальнейшего общения. Ведь чаще всего те студенты, что учатся у нас, потом занимают достаточно значимые должности в своей церкви. От них зависят очень многие решения. Для того чтобы связи между нашими Церквами становились все более глубокими, прочными и доброжелательными, дружескими, нужно со студенческих лет этим людям уделять особое внимание.

Вы недавно ездили на Украину, в Киевскую духовную академию. Все знают, что произошло. Но каково возможное будущее? Или можно все же отстоять Киевскую духовную академию? Это для нас тоже оплот.

– Для нас это alma mater – и для Московской духовной академии, и для Санкт-Петербургской духовной академии Киевская является матерью. Киев – матерь городов русских, общая купель наша у Днепра. А духовная академия в Киеве – это то место, откуда пошло и дальнейшее христианское образование. Ведь Киево-Могилянская духовная академия присылала своих учителей в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Становлением Славяно-греко-латинская академия обязана именно учителям из Киева. То же самое было в случае с Александро-Невской школой, куда первые учителя тоже прибыли из Киева. Потом уже, когда Киевская духовная академия ослабла, Петербургская духовная академия послала своих профессоров, учителей, чтобы укрепить ее силы. А сегодня Киевская духовная академия наполнена выпускниками Московской духовной академии прежде всего, но и Петербургской тоже. Многие священнослужители Украинской Православной Церкви – кстати говоря, тот же печально известный Филарет Денисенко – получили образование именно в Московской духовной академии, а в Петербургской духовной академии – это больше запад Украины. (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс