Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (1003) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Великий пост: как подготовиться и провести

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Великий пост: как подготовиться и провести

№10 (1003) / 11 марта ‘19

Архипастырь

Продолжается Неделя о блудном сыне, сюжет этой притчи хорошо известен многим людям, даже невоцерковленным: история, рассказанная Спасителем, уже много веков находит отражение в творчестве великих. Но нередко можно услышать и другое мнение: человек спрашивает, что же нового он услышит и узнает, ведь он и так уже все знает и все слышал. Почему это происходит?

– Евангелие дано для людей всех сословий и всех времен. Современные люди много знают, о многом информированы. Но есть одна беда: мы не делаем того, о чем знаем. И Церковь, сознавая нашу немощь, каждый год напоминает нам одно и то же и неслучайно готовит к Великому посту в течение 3-х недель.

Прошлая Неделя – мытаря и фарисея. Церковь напоминает нам, как правильно молиться, какой должна быть молитва, чтобы ее услышал Бог: Господь принимает молитву, когда она идет из глубины сердца, с покаянием, когда человек глубоко осознает свою греховность, не осуждая никого, не превозносясь ни над кем. Настрой первой Заповеди блаженств: «Блаженны нищие духом».

Вторая подготовительная Неделя к святому Великому посту – о блудном сыне. Эта притча всем известна. Очень важно взять отсюда нравственный призыв Божий: чтобы мы не забывали, что мы дети Божии, сыны Божии, что Господь готов в любое время нас принять, когда мы осознаем свою греховность. Обратимся к Нему: «Господи, согрешил я пред Тобой, перед землей и перед всеми. Прими меня хотя бы как одного от наемных твоих». А Господь такой Милосердный, что сделает тебя не наемником, а Своим сыном. И забудет все наши грехи, и помилует, и объемлет, как чадолюбивый отец, и скажет: «Пользуйся всеми Моими благами, которые Я готов тебе дать за то, что ты покаялся, за то, что вернулся к Богу». Это сыновство должно всегда быть в нашем сознании: что мы не просто брошенные здесь, на земле, люди, а всегда находимся под очами Божиими. Господь ждет нашего возвращения к Нему.

Когда Он за нас потерпел на Кресте, то всех нас усыновил, но мы забываем, что мы – сыны Божии. Мы не чужие Ему, не брошенные, – очень важно, чтобы мы всегда об этом помнили. Да, мы – люди грешные, можем где-то споткнуться, упасть, заблудиться, но есть покаяние, осознание своей греховности.

Господь этого ждет. И не нужно впадать в отчаяние: «Нагрешил и даже не буду исправляться. Пойду этим уже путем. И пусть как будет, так и будет». Вот такое у нас, к сожалению, есть, а Господь говорит: «Не надо. Понял, что не туда идешь, – возвращайся. Я готов принять тебя, и ты будешь хорошо жить, у тебя будет все нормально. И духовное, и материальное – все Я могу тебе дать. Но самое главное, Я могу дать тебе вечную блаженную жизнь». Цена вечной жизни – цена Крови, цена страдания Христа Спасителя, Творца Неба и земли, за нас, грешных, чтобы усыновить нас. Если мы поймем это сыновство, то поймем и Жертву, которую принес Господь Христос ради нас.

И вот мы сейчас готовимся к встрече этой всемирной Жертвы – в приуготовительные Недели Церковь напоминает нам о добродетелях, которые мы должны иметь и которыми должны жить в течение всего Великого поста, осознавая, что мы часто отступаем от Бога, а Господь всегда готов нас принять. Осознавая, что есть Страшный Суд, что Господь за все нас будет судить, но готов и миловать.

Есть такие слова: «Судъ бо безъ милости не сотворшему милости». Мы должны делать добрые дела. В течение всего предстоящего поста нам нужно иметь перед собой всемирную Жертву Божию, которую Господь совершил ради нас. И мы будем в Страстной седмице сопереживать страданиям Христа: тому, как Его предали, бичевали, предали на смерть.

А что мы делаем Великим постом? Мы воздерживаемся от мясной и молочной пищи, стараемся воздерживаться от грехов, осознавать свои грехи: стараемся через пост и молитву искоренять свои страсти, греховные привязанности. Это наша небольшая жертва, чтобы встретить ту Великую Жертву, чтобы эта жертва искореняла наши немощи и наши страсти. Если мы это глубоко осознаем, то Великий пост действительно будет весной для души и весна будет в наших душах возрастать, зеленеть, приносить цветы, благоухать и плодоносить, ведь мы знаем, для чего это делаем – не просто, как некоторые говорят, «попощусь лишь потому, что надо похудеть, а то переборщил со своим весом».

От поста двойная польза: и телесное здоровье, и здоровье духовное, но самое главное – духовное здоровье. Мы знаем, что мы это делаем, чтобы хоть чуть-чуть подражать той всемирной Жертве, которую принес Господь ради нашего Искупления, чтобы дать нам Царство Небесное, чтобы дать вам вечную блаженную жизнь: «Я принимаю от Бога Его Жертву, я осознаю ее и благодарю Его за нее» – и как знак благодарности и понимания, желания подражать хотя бы чуть-чуть Христу, той великой всемирной Жертве, которую никто не может повторить, я приношу маленькую жертву: воздержание, внимание к себе, к своей жизни, отрекаясь от всего греховного – это мешает мне быть ближе ко Христу.

Владыка, Вы сейчас упомянули, что человеку нужно осознать свою греховность: без этого путь не начнется. А как происходит осознание? Ведь человек живет как все – работает, трудится. Ну, какие-то сложности – семейные, бытовые. А по большому-то счету человек ничего такого, как ему кажется, не делает: никого не убил, никого не предал, ни у кого большие суммы не украл – в чем же каяться? «Живу как все».

– Мы очень невнимательны к себе. Нам кажется, что у нас все хорошо, что у нас никаких грехов нет. Это слепота души – большая духовная болезнь, когда человек не видит свои грехи. Я часто по нашему телеканалу «Союз» слышу, как Алексей Ильич Осипов говорит: «Здравие души – это когда человек видит свои грехи…». Не видишь грехи – значит, душа болезнует. Чтобы ее лечить, нужно быть внимательным к себе, лечить свою жизнь заповедями Божьими. Даже взять Заповеди блаженств: против каждой заповеди есть грехи, которые мы совершаем. Человек прочитает, проверит, посмотрит: оказывается, действительно у него грехи есть, – и проникается чувством покаяния, появляются слезы сожаления, что он неправильно поступал, неправильно жил. Грех ослепляет душу, поэтому нам нужно чаще приходить на Исповедь. И еще одна беда – некоторые ходят на Исповедь часто и говорят: «А в чем еще каяться? Я вроде уже ничего не сделал».

Все сказал.

– Оказывается, не совсем все. Если человек немножко поднапряжется, посмотрит получше, то увидит, что есть еще очень многое. И чем человек внимательнее к себе, тем больше он в себе видит. И если даже каждый день он будет исповедоваться, – найдет, что у него есть что-то греховное.

Наша душа поражена грехом, заражена грехом, источает грех постоянно, только мы его не видим. Мы должны это видеть. Господь, зная такое наше состояние души, потому и пришел на землю, чтобы нас искупить. Обратимся к Богу, читая молитвы: «Господи, дай мне дух покаяния, дай мне увидеть свои грехи». Конечно, когда мы читаем бегло, это даже не проходит в наше сознание. А когда хорошо попросим открыть грехи, – Господь их откроет и мы будем каяться и благодарить Бога... А потом и совесть начнет работать.

А совесть наша заглушается тем, что мы невнимательны к ее зову – она зовет нас, говорит, кричит, а мы: «Это неправда, это все потом», и нашими постоянными житейскими заботами мы заглушаем голос совести. А если обратимся к Богу, будем внимательны к себе, будем стараться чаще каяться в своих грехах, то все откроется. И мы увидим, что есть потребность исповедоваться, каяться, чтобы прийти к Богу и просить прощения.

Конечно, должна быть и середина. Есть у святых отцов высказывания, что Господь не открывает нам всю полноту нашей греховности: если откроет, мы не сможем это выдержать, у нас будет сильное отчаяние, уныние. Почему наши праведники в пустыне жили по 50–60 лет? Они считали себя самыми великими грешниками, плакали покаянным плачем. Нам это удивительно. А если посмотреть хорошо, то Господь открыл им эту нашу испорченность, греховность нашей души. И они видели, что, даже находясь в пустыне, с такой греховностью не спасешься.

Господь открыл преподобному Силуану Афонскому: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Вот такое мерило. Господь, зная наши немощи, подсказывает, как нужно правильно поступать. С одной стороны, у нас окаменелость. С другой – когда откроется больше, нужно сразу прибегать, притекать с верой к милосердию Божию: Господь нас не оставит. Он готов нас принять такими, какие мы есть.

Вопрос телезрительницы Людмилы из Ленинградской области: «У меня уже 10 лет выпадает день рождения на Великий пост. Можно ли его отметить на Масленичной неделе, заранее?».

– Можно. Но вы знаете, что день ангела, день рождения мы должны праздновать по-христиански. Во-первых, нужно прийти в церковь, поблагодарить Бога за то, что Он даровал вам жизнь, здоровье. В этот день поисповедоваться, причаститься. Если вы хотите, чтобы это было какое-то увеселение, встреча с друзьями, близкими и родными, то Великим постом это нежелательно. Лучше, как вы сейчас сказали, перенести это на время до поста.

Вопрос от Татьяны, заданный в соцсети: она спрашивает, как правильно провести последнюю подготовительную перед Великим постом Сырную седмицу?

– Святая Церковь нас готовит к Великому посту. Мы потихонечку отказываемся сначала от мясной пищи. Сейчас уже Сырная седмица, она тоже сплошная, но уже можно кушать только молочные продукты: мы себя ограничиваем...

И не случайно каждый воскресный день мы читаем Евангелие. А сейчас особое Евангелие – о Страшном Суде, о Втором Пришествии. Мы должны проходить первую подготовительную седмицу с размышлением, как нужно молиться. Вторую Неделю – как прийти в себя, чтобы возвратиться к Отцу нашему Небесному, с верой в то, что Он нас примет как Отец. А вот следующая седмица – это размышление о Страшном Суде: что я делаю из того, что требует от нас Господь? Это дела милосердия – накормить голодного, больного посетить... Конечно, мы должны совершать добрые дела всегда, это наше призвание, тем более – Великим постом.

Я нахожусь в мусульманской стране. Здесь есть традиция: когда у них пост, ураза, – это время для дел милосердия. И они делают это очень активно, быстро, везде и всюду. Куда бы ни пошли – ищут, кому помочь.

Нам тоже нужно это делать – Великим постом, перед постом. Тем более что нам предлагается Евангельское повествование, где написано, какие добрые дела будут востребованы на Страшном Суде: дела милосердия. А если мы так себя настроим постом, то будем делать это всегда, всю оставшуюся жизнь.

Владыка, а что для Вас лично значит Великий пост и подготовка к нему? Ведь святые отцы говорят: весна души...

– Я отношусь к этому времени с большой любовью, даже с радостью. И ожидаю это время: оно особенно благодатное.

В это время особые богослужения. Каждое богослужение Великим постом уникально, особенно последняя седмица. И первая седмица очень интересная, очень благодатная: мы читаем Канон преподобного Андрея Критского. Это особый настрой и одно из средств, чтобы пробудить наше покаяние (как раз о чем мы говорили раньше: как пробудить наше сердце). Канон преподобного Андрея Критского особый, покаянный, он настраивает нас, чтобы мы осознали свой грех. Мы как бы стучим в сердце свое: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?», мы пытаемся ее разбудить от греховной спячки, чтобы она увидела свою греховность и покаялась, омылась слезами покаяния. И так нужно нести подвиг поста в течение всего постного времени. Потом Крестопоклонная неделя (вынос Креста), в которую мы взираем на Крест Христов. Тоже очень трогательная, благодатная служба. А дальше – Страстная седмица, чтение Страстных Евангелий.

Весь пост – это одна радость, одно утешение, одна благодать. Желаю всем быть в храме Божием, чтобы напитаться духом благодати Божией и силой Божией, которые изливаются обильно в течение всего этого времени: все песнопения, все каноны, стихиры наполнены глубоким смыслом покаяния, сознания своей греховности и просьбой к Богу о прощении, помощи, заступлении. Это полнота всего, что душа желает.

А какой из постов Вам особенно запомнился – если оглянуться назад, в свое прошлое? Возможно, когда Вы были студентом Московской духовной семинарии или чуть позже (речь идет о Троице-Сергиевой лавре)...

– Вы правильно говорите, что особые дни Великого поста проходят в Троице-Сергиевой лавре, в Московской духовной академии, семинарии. Да, там очень сильное впечатление оставляют эти дни. Мы были еще совсем молодыми, а там ощущался очень высокий покаянный настрой. Все студенты собирались в храме, читали правило ко Причастию, исповедовались (бывала общая Исповедь), все мы постились, причащались, вместе ходили в церковь… Это особое состояние души, которое вдохновляет и укрепляет тебя в вере и благочестии: у каждого свои особенности, свой уровень духовной жизни, а в это время – особый дух, мы как-то становились едины.

Неотъемлемая часть и одна из главных составляющих Великого поста – молитва. К ней православные подходят очень серьезно, советуются о ней со священниками, монахами, читают святоотеческую литературу. Например, наставления, советы святителя Игнатия (Брянчанинова) до сих пор оказывают благотворное действие на людей. А Вы в свое время даже написали диссертацию об учении святителя Игнатия (Брянчанинова) о молитве – поделитесь Вашим видением, пожалуйста.

– Действительно, у Игнатия (Брянчанинова) собрано много материала из святых отцов о молитве. Поэтому я и остановился на его творениях и постарался изучить эту важную для нас добродетель – молитву, которая должна сопровождать христианина всю жизнь. Если человек не умеет молиться, то все ему сложно, тяжело. Но научиться молиться надо. Это не сразу: включился – и сразу молитва пошла. Нужна постоянная работа над собой. И, как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), есть много аспектов, которые должны этому сопутствовать.

Что в молитве самое главное? Внимание. Это не просто рассеянно произносить множество слов, когда молитва не касается ни ума, ни сердца. Самое главное в молитве – научиться соединять ум с сердцем. Хотя бы ум был включен в слова, смысл молитвы, а сердце подключится уже со временем: это тоже дар Божий. Рассеянная молитва – бич современного мира; много информации, много всяких образов, новостей и так далее, – вот и бывает очень сложно. По учению святителя Игнатия (Брянчанинова), нужно, чтобы как можно меньше было отвлекающих факторов. Гнев, раздражение, недовольство, ропот тоже очень сильно мешают внимательной молитве и общение с людьми и не совсем духовные разговоры влияют на нашу молитву. Чтобы получить внимательную молитву, от многого нужно себя ограждать.

Особенно в помыслах.

– Да. И тогда молитва будет умно-сердечная, какой достигали наши отцы – или хотя бы умная: как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), надо «заключить ум в слова молитвы». Хотя бы это. А Господь со временем даст, чтобы подключилось к этому еще и сердце. Вот такое есть у святителя Игнатия (Брянчанинова), очень советую его читать, изучать и применять его советы в жизни. Как он сам учит, мы должны читать святых отцов, читать Евангелие не с целью это знать, а чтобы делать то, что там написано. Если мы будем это знать, но не делать, то будем кичиться своими знаниями, гордиться, а толку от этого никакого не будет. А если будем и знать, и применять в своей личной жизни, то от этого будет очень большая польза.

Вопрос телезрительницы: «Стоит ли делиться с людьми, со своими детьми всякими чудесными моментами, происходящими в жизни явно по милости Божией (по просьбе, по молитвам), или держать это в тайне?».

– Я думаю так: тем, что Господь нам открывает, мы должны делиться со своими близкими, чтобы тем укрепить их в вере. Когда мы все это утаиваем, об этом больше никто не знает, вот многие люди и говорят, что сейчас время, когда нет чудес, нет никаких проявлений Божественных сил. Но Господь совершает большие чудеса: исцеляет нас от тяжелых болезней или помогает в семейной жизни, в решении многих проблем. Но мы боимся рассказать об этом своему ближнему, чтобы, не дай Бог, беда вновь не началась, болезнь не вернулась. Вот такая наша слабая вера в Бога.

А мы должны прославлять Бога за чудеса, которые Он совершает в отношении нас, и благодарить Его, что Он нас так любит. Но в то же время тут есть одна опасность: важно, чтобы мы не гордились этим, не превозносились и не приписывали это себе.

Что «я такой достойный»...

– Слова апостола Павла, когда он совершал какие-то большие чудеса (даже готовили ему жертву принести): «Что вы? Я такой же человек! Это не я, а Господь сделал через меня, грешного» – вот пример, как мы должны относиться к чудесам, которые совершает Господь по отношению к нам. И прославлять имя Божие за то, что Он проявляет Свою милость к нам.

Мы должны об этом говорить: таких чудес огромное количество, и когда мы это рассказываем (с духом смирения – очень важно не гордиться), то этим самым укрепляем человека в вере. Люди слышат, что в нашем современном обществе совершаются чудеса: прямо сейчас, живой человек передо мной стоит – и было исцеление от той или иной болезни. Так это же очень хорошо! Тем самым мы прославляем Бога, что Он имеет к нам милосердие, любвеобилие, внимание, Он слышит нас, Он недалеко от нас – Он рядом и может нам помочь в любое время, если мы с верой и любовью к Нему будем обращаться.

Ваше Высокопреосвященство, хотелось бы услышать от Вас слова наставления, благословение для всех наших зрителей на предстоящий Великий пост.

– Хочу поздравить всех с наступающим Великим постом. Дается нам особая милость Божия, чтобы мы провели Великий пост, чтобы очистили свою душу, исправили свою жизнь, поменяли отношение к греховной жизни. И как мы уже говорили сегодня, нужно понимать, что это наша малая жертва как благодарность Богу за Великую Жертву, которую Он совершил для нас. Я призываю всех, чтобы мы по-настоящему провели этот пост, по-настоящему исправили свою нравственную и духовную жизнь. От этого зависит наше благополучие на земле: грехи призывают на нас праведный гнев Божий, а за наше исправление Господь посылает Свое милосердие. Господь по нашему исправлению избавит нас от многих бед и напастей.

Записала:
Татьяна Муравьёва

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Подлинной правдой является лишь то, что проистекает от Бога – Источника правды

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня мы отмечаем особый день – воскресенье, в которое вспоминаем о Страшном Суде и, читая Евангельское повествование (Мф. 25, 31–46), задумываемся об этом финальном аккорде человеческой истории, который, несомненно, прозвучит для каждого из нас.

 
Архипастырь

Архиепископ Верейский Амвросий: Всю свою жизнь посвятить служению Святой Церкви

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс