Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (1001) → Матушка Ирина Елисеева: Я хочу видеть только хорошее

Матушка Ирина Елисеева: Я хочу видеть только хорошее

№8 (1001) / 25 февраля ‘19

Вторая половина

Героиня программы – матушка Ирина Елисеева, супруга настоятеля храма в честь Покрова Божией Матери в с. Большое Седельниково иерея Алексия Елисеева.

Принятие в сердце Христа, понимание, что каждый наш день, вдох и выдох, шаг и событие – часть Божественного Промысла относительно нас, осознание этого – самый важный опыт, для обретения которого нам и дана жизнь. И этот опыт – не данность. Накапливая его, человек проходит разной силы искушения, внешние и внутренние, причем от зигзагов на пути обретения веры никто не застрахован, в том числе и дети священников.

Покровский храм в селе Большое Седельниково недалеко от Екатеринбурга еще совсем недавно выглядел по-другому. На его месте были развалины. Такое наследство оставило после себя время богоборчества. Но настал день, и верующие снова начали здесь молиться. Случилось это четыре года назад, когда приход принял иерей Алексий Елисеев.

Иерей Алексий: – Первую Литургию мы совершали на Вербное воскресенье, вторая была в Пасху – здесь ничего сверху не было, можно сказать, служили под открытым небом. Когда сделали крышу, перебрались в притвор и стали служить уже под крышей.

На руинах старого поднимается новый храм – как символ веры народной, сокрушить которую не по силам общественным стихиям. А возрождающийся реальный храм – зримый образ того духовного, который скрыт от глаз и который тоже подчас требует восстановления. Только Господь знает, какими путями человека к нему подвести.

Матушка Ирина в храме с раннего детства, но осознанно пришла к вере спустя много лет, и путь ее был непростым, хотя она из семьи потомственных священников. Ее дед протоиерей Иаков Котельников служил настоятелем храма Святого Георгия Победоносца в с. Слобода Свердловской области в годы сталинских репрессий. Был по оговору арестован, провел 5 лет в тюрьмах и лагерях. Ни заключение, ни подорванное здоровье не сломили его духовную силу, он продолжал служить Господу Богу и людям до последних дней своей жизни.

Через 3 года после его ухода настоятелем Свято-Георгиевского храма в Слободе был назначен священник Виктор Котельников – сын отца Иакова и отец нашей матушки Ирины. Он окончил Московскую духовную семинарию и был рукоположен в священство, когда уже был главой многодетной семьи: Ирина – 8-я из 10-ти сестер и братьев.

Матушка Ирина: – Мама – действительно матушка: у нас была большая семья – всегда много народу, мама даже не успевала со стола убирать. У меня была подружка Ирина (ее так и называли потом Ириночкой), которую родители из садика приводили к нам – как снова в детский сад. Она иной раз даже забывалась, называла моих родителей папой и мамой.

Ее детские воспоминания – сельский дедушкин храм. Туда ходили всей семьей, и там она с младшими детьми даже спала на клиросе во время долгих богослужений. Еще из ярких воспоминаний – Иоанно-Предтеченский собор в Екатеринбурге, где служил папа.

Матушка Ирина: – Насколько себя помню, я все время была с папой: он на службу идет – меня берет с собой и там с бабушками оставляет, а сам уходит на службу. Когда он в командировки уезжал, меня все время почему-то брал с собой. Не знаю, почему было такое отношение ко мне. Получается, любимая дочка...

Церковная жизнь была ей дана изначально, другой она не знала. Слушала родителей, старших, поступала так, как было заведено в семье.

Матушка Ирина: – Я даже не задавалась тогда этим вопросом, просто жила под опекой мамы и папы. Даже сейчас, когда папы с мамой нет, чувствуется, что они все время с нами.

Она училась в начальной школе, когда родители с младшими детьми переселились из областного центра в село Слобода.

Матушка Ирина: – В Слободе мы все вместе ходили в лес, пикники устраивали. У нас велосипеды были, на велосипедах ездили. Я любила ползать по отвесным скалам… Мы с подружкой все время собирали растущие на отвесных скалах большие «подснежники» (как мы их называли – они, конечно, по-другому называются).

После окончания школы Ирина поступила на вечернее отделение физического факультета Уральского госуниверситета. 6 лет работала и училась, а после учебы ей даже предлагали остаться работать на кафедре. Но в это время после тяжелой болезни ушла из жизни любимая мама, ей было 58 лет.

Матушка Ирина: – Когда это все случилось, я тоже задавалась таким вопросом... Не нам это решать. Видимо, не нам об этом судить. Сейчас я сужу уже совсем по-другому. Тогда я, конечно, ревела.

Овдовевший отец Виктор продолжал служить в Слободе. Было решено, что к папе переедет Ирина, ведь она – единственная из сестер и братьев, не имевшая тогда ни семьи, ни детей. Любимая дочка стала помогать отцу в храме, петь на клиросе, но работала она в миру. Церковная жизнь была для нее правилом, обязанностью, но тянула к себе мирская.

Матушка Ирина: – Когда я училась в музыкальной школе, папа очень хотел, чтобы я поступила на регентские курсы. Но для меня они были как монастырь. Я думала, меня отправляют в монастырь. Конечно, если бы я знала тогда, сколько могла бы для себя получить...

Папа пережил маму на 12 лет. Тоже тяжело заболел.

Матушка Ирина: – День рождения у него 19 января, на Крещение. Он попросился домой уже 19-го, говорил: «Все. Домой, домой, домой!». Я помню, как его привезли. Я такого просто не ожидала: он выпил крещенской водички и заснул, заснул и впал в кому...

Господь дал отцу Виктору кончину, о которой молятся всю жизнь, – безболезненную и непостыдную, но после его смерти словно земля ушла из-под ног Ирины.

Матушка Ирина: – Когда мама умерла, а потом и папы не стало, для меня вообще все полностью разрушилось. Я осталась, можно сказать, одна. Я вернулась в город и обижалась на своих старших сестер: почему так? А теперь понимаю: у них уже была своя семья. Все это понятно, но куда я? Что, они будут обо мне заботиться? Я уже взрослая девочка... Все равно помогали как могли...

Ей тогда казалось, что держаться в жизни больше не за что. Были даже мысли что-то сотворить с собой, чтобы страдания закончились. Она словно выпадала из реальности, погружаясь в свою боль. Ее вернули к жизни слова священника. Именно батюшка тогда подсказал, где она сможет найти выход из душевного тупика. Ирине было под 30, когда она поняла, что в храме ее дом. Встала на клирос.

Со временем она все-таки окончит регентские курсы, о чем когда-то мечтал ее папа. Тогда же, будучи уже взрослой, она оставалась беззащитной, тонкокожей. После невосполнимых потерь надо было снова учиться жить. Помогли новые подружки – девочки-певчие. Они были младше по возрасту, но взяли ранимую девушку под свою защиту, многому научили. Например, не обижаться, не быть категоричной, снять с глаз подростковые розовые очки.

Матушка Ирина: – Я не хочу видеть плохое! Я не хочу видеть плохих людей, не хочу видеть такое отношение, которое иногда бывает. Я хочу видеть только хорошее.

Так не бывает, жизнь полна оттенков и полутонов. Но выросшая в пространстве любви и молитвы девушка наивно думала, что в жизни все только со знаком плюс.

Матушка Ирина: – Даже ошибки из-за этого бывают: хочешь сделать лучше, а получается наоборот. Медвежья услуга, как говорят.

Получилось, что только в храме Ирина начала взрослеть. Там ей было хорошо. Ну, не складывается личная жизнь, значит, решила она, это не ее.

Матушка Ирина: – Вся наша семья (особенно старшие сестры) переживала, что я до сих пор не замужем… Они меня до сих пор за ребенка считают, даже младшие.

За устройство судьбы своей новой подруги взялись девочки-певчие. Они и познакомили Ирину с Алексеем Елисеевым. Случилось это на Рождество, и с тех пор супруги называют друг друга рождественскими подарками. У Алексея к тому времени был опыт обучения в светском вузе, потом период поисков истины, которые привели его в Церковь. Причем его дорога тоже делала зигзаги. Ему, например, советовали поехать к отцу Николаю (Гурьянову), а он перепутал маршруты и попал в Псково-Печерский монастырь.

Иерей Алексий: – Я вспомнил, только когда уже зашел в ворота: так я же не туда! А потом думаю: как раз здесь надо побыть какое-то время. Я там побыл, помолился. Тогда еще отец Иоанн (Крестьянкин) был живой, он очень мне помог молитвенно... И письма мне писал.

Отпуская своего ученика из обители, отец Иоанн благословил его на создание семьи.

Иерей Алексий: – Для меня понятие «жизнь по Евангелию» было не абстракцией – была потребность так жить. Я искал человека, который бы соответствовал этому немножко, которому не нужно было это все объяснять.

От знакомства до Венчания прошло чуть больше месяца, но выбор они оба сделали уже в первый день.

Иерей Алексий: – Человека все равно видно. Ирина соответствовала моим представлениям о жене, о той, с кем я буду счастлив, разделю земное бытие, с кем хотел бы иметь детей. Я это увидел.

Матушка Ирина: – Это не объяснить. Вот мое, что я ждала. Наверное, я не привыкла жить самостоятельно, я этого даже не представляю. Нет, что-то я делаю, в чем-то помогаю, но все решает за меня отец Алексий. Все житейские проблемы полностью на нем. Так же и при папе было.

Матушка Ирина думает, что ее родители горячо молились на Небесах, чтобы она обрела вот такой семейный очаг, надежный тыл. Правда, не все и не сразу в семье складывалось гладко.

Иерей Алексий: – Не скажу, что я покладистый. Где-то требовательный, где-то, может быть, даже чересчур требовательный (хотя потом думаю: для чего?)...

Матушка Ирина: – Характер у меня есть – может, я сама этого не замечаю. Когда-то была совсем скромная, тихая, сейчас могу что-то и сказать... Хотя учусь и учусь терпению, смирению – без этого не прожить: лишний раз лучше промолчать.

Отца Алексия рукоположили спустя 3 года после Венчания, тому были свои причины: Господь готовил их к служению и даже первого ребенка послал не сразу – они должны были оба пройти начальную школу воспитания в себе терпения, смирения... Они учились слышать голос Божий, следовать Его воле.

Матушка Ирина: – Это просто необъяснимо: бывает, как будто помощь ниоткуда, как-то разрешается все. Не знаю даже, это не объяснить.

Новая жизнь под ее сердцем зародилась, когда отец Алексий стал священником. Первенца назвали Виктором – в честь деда, отца Виктора Котельникова.

Матушка Ирина: – Соорудит себе что-нибудь вместо кадила, что-то наденет на себя, берет молитвослов: «Леля-молеля» – у него молитвы были такие, что ли...

Виктору сейчас 17 лет. Он помогает отцу Алексию во время службы, но выбрал для дальнейшей учебы светскую специальность. Дочь Лиза учится в 9-м классе и пока с жизненным выбором не определилась. Впрочем, родители не настаивают на духовном образовании детей. Все случится в свое время, если на то есть Божий Промысл. Правда, батюшка возлагает надежды на то, что его дело продолжит второй сын – Семен, внучатый племянник матушки Ирины. Он пришел в семью несколько лет назад, после того, как жизни его молодых родителей оборвали страсти земные. Батюшка и матушка привели его в храм, к Причастию, показали, что есть совсем другая жизнь, где люди любят друг друга и Господа Бога.

Служение отца Алексия – не только возрождение Покровского храма в с. Большом Седельникове. Он – помощник начальника Государственного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области по организации работы с верующими. Сам принявший обет трезвости 15 лет назад, священник ставит во главу угла и в работе в госструктуре, и в своем пастырском служении именно трезвение.

Иерей Алексий: – Добродетель трезвения – это все-таки основа христианской жизни. Стал больше углубляться в эту тему, больше для себя узнавать.

Не одному человеку помог отец Алексий встать на путь исправления, так что нагрузка и ответственность у него колоссальные. А еще и забота о семье.

Матушка Ирина: – Даже не знаю, кто это сказал, но я записала себе это высказывание: «Любой женщине, тем более матушке, необходимо занять место за мужем, а не рядом и тем более не впереди. Надо промолчать, когда хочется ответить, смириться, когда хочется настоять на своем. И это тоже служение, тоже молитва». К сожалению, у меня не всегда это получается.

Но на то и семья, чтобы учиться терпеть, смиряться, просить прощения и прощать. Как говорится в Святом Писании...

Иерей Алексий: – Друг друга немощи носите.

Как символ несокрушимой веры, поднимается из руин новый храм, а вместе с ним – тот, что скрыт от глаз, но тоже постоянно обновляется. Ведь Господь знает, как человека к этому подвести.

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс