Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1000) → Протоиерей Димитрий Преднин: Интернет и виртуальное пространство

Протоиерей Димитрий Преднин: Интернет и виртуальное пространство

№7 (1000) / 18 февраля ‘19

Преображение

Как много времени мы отдаем интернету в своей жизни! Как быть здесь с десятью заповедями Божиими? Можно ли нарушить Закон Божий в интернете? Сегодня – Международный день без интернета, International Internet-Free Day. Расскажите детальнее об этом дне, его истории и целях.

– Это довольно интересный день, установленный в Великобритании в начале 2000-х гг. и получивший признание во всем мире. Он призван напомнить пользователям интернета, что хотя бы раз в году нужно уметь отказаться от интернета и посвятить себя общению с людьми в реальном мире.

Это такой своеобразный пост.

– Да, своего рода пост – добровольный отказ от того, что обычно становится интеллектуальной пищей: это прямая аналогия с постом, только в отношении потребления духовного и интеллектуального продукта. Что любопытно, этот «день без интернета» был предложен как раз постоянными пользователями интернета, причем довольно продвинутыми, которые ощутили раньше других все негативные стороны зависимости от него. Если человек способен хотя бы один день в году отказаться от интернета и последнее воскресенье января посвятить каким-то занятиям, какому-то хобби, не связанному с интернетом, это в каком-то смысле его освобождает, дает ощущение свободы, ценности реальной жизни. Когда человек периодически возобновляет в себе это чувство, может быть, это дает ему лучше понять ценность самого интернета.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром» – насколько это справедливо в наше время для христианина?

– Думаю, это высказывание будет справедливо во все времена, и не только для христиан. На сегодня в мире насчитывается около 3 млрд пользователей интернета, и это число постоянно увеличивается: цивилизация проникает даже в глухие уголки земного шара, и люди пользуются преимуществами этой сети. Они понимают, что с помощью интернета можно не только зарабатывать деньги, но и достигать очень важных целей – получать образование, например. Ведь есть люди, которые живут в селах: если это село небольшое и там нет библиотеки, то интернет – единственная возможность получить доступ к литературе, необходимой для приобретения того или иного уровня образования. Так что это огромное подспорье, большая польза.

Но есть и обратная сторона. Люди, которые привыкают читать в интернете, полностью перестают читать бумажные книги – это тоже не к добру (я думаю, любой замечает разницу при чтении книги в электронном и в бумажном виде). На мой взгляд, бумажная книга ближе к человеку. Когда чувствуешь пальцами страницы, перелистываешь их, буквально запоминаешь, как слово или строка выглядит на странице, тебе это входит в кровь и плоть. А если читаешь с экрана – нет такого чувства. Вроде бы информация где-то отложилась, ты можешь воспроизвести содержание в целом, но нет ощущения причастности к событиям, которые там были описаны; ощущения вовлеченности во все описываемые интересные события в жизни героев у тебя не возникает (может быть, это мое субъективное впечатление).

Может ли интернет стать опасным для жизни человека?

– Может, конечно. Есть леденящие кровь истории, что «какая-то девушка познакомилась в интернете с парнем, по фотографии он ей понравился, она с ним встретилась, а он ее ограбил и убил: человек выискивает как раз таких доверчивых девушек в интернете, обладая, вероятно, привлекательной внешностью и навыками психологического манипулирования; он таким образом себе зарабатывает на жизнь, убивает людей». Это страшная статистика, это преступления, которые должны быть известны пользователям, – это может грозить любому из нас.

Мы думаем, что человек «на той стороне экрана» имеет хорошие намерения, но специфика общения через интернет такова, что очень легко свои подлинные намерения скрыть и представить совсем не ту картинку, не то выражение, не ту интонацию, не то желание, которое на самом деле есть у человека.

Да, интернет для человека может быть порой как спасительным, так и гибельным. Это настолько мощное средство общения людей, что, насколько мне известно, буквально за последние лет 20 фактически все коммуникации между людьми перенесены в интернет-пространство – 97% всех связей между людьми так или иначе причастны к этой сети.

В связи с этим – вопрос из трех «почему»: почему грех возможен в интернете, почему его нужно там беречься, почему это так важно?

– Грех возможен в интернете, ибо он возможен вообще в нашей жизни. Святые отцы нашей Церкви прямо говорят, что грех начинается с мыслей, помыслов. Если человек принимает греховный прилог, это уже начало греха; он может остаться на уровне мыслей – человек сидит за компьютером, увидел какую-то картинку, у него рождается ряд мыслей, каких-то греховных переживаний, но ни в какое реальное дело это не воплощается. Он потом переключается на что-то другое, но то, что он успел в это время подумать и ощутить, – все равно уже грех на мысленном уровне. Нужно беречь себя от этого: мы не знаем, как ситуация может повернуться – возможно, человек с кем-то случайно познакомится в интернете, потом завяжутся какие-то отношения, и это может перерасти в грех – случайную связь или что-то еще. Такие случаи, к сожалению, тоже довольно многочисленны.

Поэтому надо помнить, что всякий раз включая свой компьютер или ноутбук мы буквально погружаемся в море, в котором что-то может быть для нас полезно, а что-то опасно, как в море электрический скат или акула, которая может нас укусить или вообще разорвать. Поэтому не нужно быть слишком доверчивым, слишком открытым. Надо помнить, что любое наше действие в интернете в конце концов может быть кем-то отслежено – или на законной основе, или на незаконной, что тоже очень часто бывает.

Зачастую люди рассказывают о себе в интернете такие факты, выкладывают такие фотографии, что непонятно, на что они рассчитывают. А если это кто-то возьмет и использует в корыстных целях, как это бывает иногда? Бывает, что рушатся карьеры, судьбы людей просто из-за того, что кто-то необдуманно выложил фотоснимок в сеть, а другой узнал этого человека и выложил на всеобщее обозрение.

Перейдем к 10-ти заповедям: как их соблюдать в интернете? Первая и вторая заповеди связаны с отношением к Богу и к тому, чтобы не сотворить себе кумира; пожалуй, часто интернет сам заменяет Бога и становится кумиром. Как соблюсти первые 2 заповеди?

– Заповедь, что Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи, никто никогда не отменит, она для нас обязательна; поэтому когда человек начинает больше надеяться не на Бога, а на что-то другое (пусть даже это и довольно неосязаемая, довольно абстрактная вещь, как интернет), это в любом случае грех и нарушение первой заповеди.

Есть люди, которые на любой вопрос отвечают: «А, в интернете все можно найти». Уже по их интонации, по тому, как они говорят, видно: они уверовали, что интернет – это панацея от всех бед, решение всех проблем. На самом деле это не так: в интернете есть не все, а даже из того, что есть, не все находится в свободном доступе. Далеко не все, что мы можем прочитать и увидеть, принесет нам пользу. Поэтому ни в коем случае, конечно, не нужно приписывать интернету то, чем он не может быть, и ожидать от него решения проблем, которые находятся в совершенно другой плоскости...

В интернете масса фейков, дезинформации, ошибок. Кстати, одна из проблем нашей жизни, нашего общества сегодня – распространение вопиющей безграмотности: люди, когда пишут что-нибудь в интернете, вообще перестают соблюдать любые правила – они уже не пишут слова с большой буквы, не ставят знаки препинания, не исправляют опечатки, надеясь, что интернет или какая-то программа все исправят.

Бывает, что исправляют, а бывает, и нет. Читаешь какие-то посты на форумах, и порой становится неприятно, что люди махнули рукой на элементарную вежливость в изложении своих мыслей. Когда человек старается писать грамотно, он проявляет уважение к читателю, а когда пишет как попало, мне кажется, это неправильно, некорректно. Это одна из проблем, которые создает современный интернет.

Третья заповедь – об имени Божием. Четвертая – что в неделе должен быть день, посвященный Богу. Как соблюсти эти заповеди, пользуясь интернетом?

– Если для некоторых людей интернет становится кумиром в нарушение второй заповеди, то гораздо чаще, думаю, происходит нарушение третьей заповеди. Третья заповедь – «Не произноси имени Господа Бога твоего всуе», – к сожалению, очень часто нарушается людьми и в реальной жизни, и в интернете: когда человек увлечен какой-то игрой, особенно если это онлайн-игра, он с кем-то играет вместе, делится своими эмоциями, переживаниями, то восклицания, в которых поминается Господь, явно неуместны: мы вспоминаем о Самом Творце Неба и земли – если это в реальной жизни порой кажется лишним, суетным, то уж во время компьютерной игры ясно, что это абсолютно неправильно. Это празднословие – нарушение третьей заповеди.

О четвертой заповеди… Многие люди не понимают, что работа в интернете – такая же, как и копать лопатой в огороде. Человек, скажем, является инсайдером, ему нужно на какой-то сайт под заказ написать довольно сложный материал, который требует большой проработки информации. И он это делает именно в воскресный день вместо того чтобы пойти на службу, помолиться: он сидит, копается в интернете, ищет нужные сведения, ломает голову, как это лучше и быстрее изложить, набрать необходимое количество знаков… Ясно, что это нарушение четвертой заповеди, ведь это время должно быть посвящено Господу. То, что человек в это время не сидит за рулем или не копает лопатой, не делает другую физическую работу, а просто думает, не меняет положения вещей: зачастую умственная работа изматывает человека даже больше, чем физическая, если это напряженный интеллектуальный процесс, если нужно уложиться в необходимые сроки, тем более – если какие-то материальные факторы поджимают.

«Чти отца и мать» – разве эта заповедь как-то относится к пользователю интернета?

– Думаю, самым прямым образом. Я замечаю, что для некоторых людей общение по скайпу заменяет живое общение с родителями: они думают, что если они раз в неделю пообщались по скайпу, то уже можно не навещать своих родных, близких, отца и мать. Думаю, это в корне неправильно. Общение по скайпу не может заменить реального общения. Это иллюзия живого общения, но на самом деле, видя человека на экране, мы не чувствуем его; это общение очень сильно отличается – мы можем сказать то, чего человеку не сказали бы, если бы он был рядом с нами, и, наоборот, не говорим вещей, которые могли бы сказать, если бы находились наедине в реальной жизни. Надо помнить, что, безусловно, это в какой-то степени «костыль» (например, люди, которые живут на другом континенте, могут таким образом хотя бы отчасти компенсировать отсутствие живого общения). Но в любом случае надо стремиться оказывать реальное жизненное попечение о своих родителях и оказывать им почтение, предписываемое Библией.

Шестая заповедь: «Не убий». Онлайн-игры, виртуальные убийства – как к этому относиться?

– С одной стороны, мы понимаем, что это все ненастоящее, реального убийства не происходит. Но когда игра идет, особенно от первого лица, и геймер сам кого-то режет, колет, убивает, в кого-то стреляет, слышит крики, видит проливающуюся кровь, – мне думается, это способно травмировать детскую психику. Участившиеся в последнее время во всем мире теракты, совершенные детьми, подростками, юношами, и компьютерные игры – это, думается, как-то связано. В человеке культивируется жестокость, и если психика еще неокрепшая, особенно если в ней есть какой-то болезненный надлом, то с помощью этих игр, кровопролитных стратегий, в человеке крепнет уверенность, что в какой-то момент это можно сделать и в реальной жизни. Если так происходит – это трагедия.

«Не прелюбы сотвори» – почему этот грех действует в интернете как наркотик?

– Это целая индустрия – к сожалению: люди зарабатывают на этом большие деньги – снимают видеоролики, выкладывают их на специальные сайты. Посещаемость этих сайтов, вероятно, такова, что люди дальше способны снимать новые и новые видео. Получается бесконечный процесс, замкнутый круг.

В чем опасность нарушения седьмой заповеди в интернете? Мы можем совершить это даже невольно. Бывает, случайно переходишь по какой-то ссылке и вдруг попадаешь туда, куда совершенно не собирался попадать. За секунды в этом месте уже успеваешь что-то увидеть – и это может на тебя оказать негативное влияние. Несомненно, это грех невольный. Но когда человек задерживает свое внимание, а потом хочет дальше пройти и что-то посмотреть, ясно, что тут уже получается, по крайней мере, внутреннее душевное осквернение. Надо помнить, что грех блуда может быть совершен не только делом, не только в реальной жизни, – если он совершается мысленно, это меньший, но тоже грех перед Богом. Если человек привыкает к такому греху, где гарантия, что со временем это не перейдет в жизнь реальную?

Восьмая заповедь: «Не укради». Интернет-мошенничества и другие нарушения Закона Божия мы часто встречаем в этой среде. О чем нужно помнить любому верующему человеку?

– Один из грехов, связанный с заповедью «не укради», – это плагиат. К сожалению, многие студенты, которые сейчас пишут работы, поддаются этому соблазну – найти на каком-то сайте работу, сходную по теме, и оттуда заимствовать целые фрагменты, страницы, главы, включая их в свою работу под своим именем. Ясно, что это воровство, оно ничуть не лучше, чем то, когда человек залезает в чужой карман: он присваивает чужую собственность, выдает ее за свою.

Кроме того, мошенники действуют зачастую очень изощренно, предлагают вам какие-то якобы акции, предлагают перечислить какие-то средства в обмен на бонусы… Надо уже привыкать к тому, что есть множество людей, которые пытаются, пользуясь интернетом, вас обмануть, присвоить ваши деньги себе. Надо быть аккуратнее, осторожнее и не поддаваться на такие провокации.

Клевета и желание чужого – девятая заповедь. Под какой оберткой эти грехи могут подаваться в мировой сети?

– Мы наблюдаем, что интернет многократно увеличивает возможности людей, которые занимаются клеветой. Если раньше, чтобы кого-то оклеветать, они должны были подумать, кому сказать эту ложную информацию, при каких обстоятельствах, где, когда, как, то сейчас достаточно какому-нибудь блогеру выложить у себя на странице абсолютно неправдоподобную, несправедливую, неправильную информацию (скажем, что какие-то авторитетные православные каналы рекламируют экстрасенсов). Это ложь, ничем не доказанная информация, просто фальсификация, но обязательно найдутся люди, которые в это поверят. Соответственно, эти люди предпринимают какие-то действия, в которых выражается их, как они думают, праведный гнев, негодование. На самом деле это запущенный круг лжи. Я думаю, мы должны помнить: первым клеветником был сатана, его имя «дьявол» означает «клеветник». Те, кто занимается такими вещами, примут осуждение вместе с ним.

Десятая заповедь – желание чужого. Как можно останавливать себя, видя всю роскошь, которую дарит нам интернет?

– Во всем нужно хранить умеренность и воздержание. «Мера есть украшение всех вещей», – говорил святой Василий Великий, поэтому нужно уметь вовремя остановиться. Порой это трудно сделать; бывает даже жалко смотреть на людей, которые праздно шатаются по интернету – без всякой определенной цели они переходят со страницы на страницу, чтобы убить время, получить какие-то мимолетные впечатления, которые тут же куда-то исчезают. Думаю, что православный христианин должен усвоить для себя основы святоотеческой аскетики. В виртуальной реальности, в интернете, они не менее действенны, чем в реальной жизни.

О чем нужно всегда помнить, когда заходишь в интернет?

– Нужно помнить об ответственности перед Богом: Господь видит все наши действия – и добрые, и злые. Если мы делаем что-то плохое в виртуальной реальности, это все равно оставляет какой-то след в нашей душе – остается какая-то отметка в хартии дьявола, о которой мы вспоминаем на Исповеди. И конечно, если мы делаем что-то плохое, это в какой-то степени влияет на наши отношения с Богом. Мы сами порой можем себя поймать на том, что если мы сделали что-то недолжное, уделили время просмотру чего-то непотребного в интернете, то мы уже не можем так легко встать на молитву, перед святыми иконами, предстать перед Богом – уже есть какой-то осадок внутри, это требует покаяния и очищения. Мы можем получить очень большую пользу от интернета, но нужно, наверное, даже каждый раз креститься и молиться, садясь за компьютер (читать молитву «Царю Небесный», в частности), чтобы для нас это было именно или полезной работой, или безобидным, безгрешным отдыхом и мы ни в чем не осквернили свою совесть.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс