Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1000) → И. А. Горячева. Учимся читать, писать и любить мир по книгам РКШ

И. А. Горячева. Учимся читать, писать и любить мир по книгам РКШ

№7 (1000) / 18 февраля ‘19

Образование

Продолжение. Начало в №36 (981) – №38 (983), №40 (985), №41 (986) 2018, №2 (995)– №6 (999) 2019

Считается, что информационная среда призвана повышать интеллектуальный потенциал общества. Но это представление не подтверждается жизнью: поток информации сегодня многократно возрос, он стал проникать в мозг человека минуя мышление и критическое восприятие, возник своеобразный язык интернета, стимулирующий пренебрежение культурой письма. Программа РКШ способна противостоять вызовам времени – она направлена не на формальную передачу знаний, а на овладение способностью мыслить, на формирование аппарата познания. Дети избавлены от сухой и безжизненной грамматики, от скучного и рутинного орфографоцентризма, подменяющего сам язык. Ведь языковая личность характеризуется не столько тем, что она знает о языке, сколько тем, как она им владеет.

«Приносим извинения за предоставленные неудобства», «сбегая по лестнице, сердце отчаянно колотилось», «одеть шапку» – эти распространенные речевые ошибки, не говоря про многострадальные «-тся» и «-ться» на письме, – не просто небрежность или незнание, они – следствие нелюбви к родному языку, отсутствие вкуса к грамотной речи, устной и письменной. Как эту любовь привить? Ирина Анатольевна, для Вас тоже это больная тема?

– Да, задевает, прямо скажем.

А что делать, чтобы правильное написание не хромало, как у Винни-Пуха, и чтобы правильной была и речь?

– Сызмала надо начинать. Я хочу сказать, что порой недооценивают роль самой методики обучения грамоте. Именно с этого надо начинать. И если дошкольную подготовку проводят, обязательно нужно останавливаться на этих вопросах. Разработчиком звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте был Константин Дмитриевич Ушинский, с него и началась эта современная методика обучения.

Как он говорил? У него есть знаменитая цитата, что создатели алфавита, «не довольствуясь иероглифическими изображениями понятий, стали вслушиваться в слова и разделили слова на простые звуки. Сравнивая же звуки в различных словах, заметили, что эти звуки немногочисленны и постоянно повторяются, только в разных сложениях. Изобрести условные значки для этих звуков, а вместе и азбуку было уже делом легким». Следовательно, нужно идти тем же историческим путем. Каким? Научить детей слышать собственную речь и затем уже наложить на эти знания те самые значки, буквы.

И К. Д. Ушинский предлагает серию разнообразных упражнений для развития фонематического слуха – это очень органичная работа, естественная для ребенка. Продолжатели его дела в советское время теоретически эту методику осмыслили, но, к сожалению, на практике работа над звуковым строем речи стала сужаться. Затем со временем появились вот эти злополучные звуковые модули – квадратики, кружочки, синенькие, красненькие.

Помню, как мы мучились, когда у меня дети учились; у меня было ощущение, что это только мешает.

– Это дань наукообразию. И теперь уже в начальную школу спустили транскрипцию – то, что раньше дети выполняли в 5-м классе и что относится к выпускным экзаменам, к вузовской программе, сейчас дети должны осваивать в 1-м классе: звуковая запись вытесняет орфографическую, дети не понимают, что происходит.

Мы, слава Богу, избегаем всех этих вопросов, и у нас на первых этапах дошкольной подготовки самое главное – овладение графикой. Поэтому мы подбираем для чтения только слова, у которых произношение совпадает с написанием. Дети учатся читать, как свойственно их речи. И для них вопросы орфографии до времени снимаются. А вот в первом классе это делал К. Д. Ушинский, и мы следуем за ним. Например, откроем «Азбуку», и мы увидим здесь такие вот значки. Что это за звездочки на этой странице?

«Я зазевался и упал». «Зазевался» – мы скажем «и», а напишем «е».

– Значит, идет акцент на то, что есть в русском языке такое явление, как различие произношения и написания. И ребенок, когда он знает об этом явлении, уже внимателен к нему. При слоговом чтении «зе-ле-ный лист», «вяз-ко-е те-сто» все звуки в сильной позиции, и у ребенка совершенно не вырабатывается внимание, орфографическая зоркость, готовность задуматься над слабой позицией и поразмышлять, какую букву написать. И поэтому только орфоэпически верное, правильное чтение и умение сличать уже с орфографически записанными словами дает зоркость и внимание, что мы и делаем в «Азбуке». Когда мы ее переиздавали, мы наполнили ее дополнительным материалом и расставили в основных позициях (в корнях, в предударных слогах) звездочки. Ребенок внимателен.

Подход, позволяющий полюбить – я не случайно во всех программах про РКШ употребляю это слово: оно сквозит в отношении к предмету, к человеку.

– Это нельзя не полюбить: все пошагово, все доступно, и ребенок верит в свои силы, он не теряет уверенности в себе, для него русский язык – не темный лес, а его внутренний мир, и ребенок напитывается жизнью языка.

А врожденная грамотность – бывает такое? Как Вы относитесь к этому понятию? Это зависит от того, сколько ты книжек прочитал или насколько сильна зрительная память?

– Такое понятие, как «врожденная грамотность» в науке называется «орфографическая интуиция», она действительно существует. И эту интуицию можно развивать. Она сводится к тому, что в сознании у человека существуют межсловные связи и способность слышать сильные позиции и их применять. Давайте, например, запишем какое-нибудь предложение из «Азбуки». Например: «В лесу птицы рано сегодня запели». С высоты вашего взрослого опыта, слабые позиции – «в лесу». Почему вы написали «е»?

Я знаю, как пишется.

– Знаете, это у вас уже в памяти: проверочное слово «лес». «Рано» – почему здесь «о» будет в суффиксе наречия? Существуют слова «светло», «давно», и человек, у которого крепкие межсловесные связи, чувствует это. Это и есть та самая интуиция: он видит общность этих «кирпичиков».

Даже вот на этой странице мы можем посмотреть. «Сегодня» – почему «г» здесь пишется? Здесь есть слово «его». «Сегодня» – это «сего» и «дня». И интуиция подсказывает, что и это, и то слова пишутся одинаково. Результат грамотного письма – это способность к интуиции, устанавливанию межсловесных связей и письму по аналогии, по сильным позициям, по ударным. Но в школе проверяются только корни, хотя нужно учить проверять и приставки одноприставочными, и суффиксы односуффиксными, и окончания (нет такого слова, если это будет, предположим, некий окказионализм) – одноокончанными словами. И Ушинский обладал удивительной интуицией, он именно такие задания давал детям в его «Первоначальной грамматике».

Не случайно ведь эти пары, помогающие правописанию друг друга, здесь по соседству, а не разнесены...

– Именно на это нужно обращать внимание ребенка – учить его подбирать не только однокоренные слова, но и одноприставочные, односуффиксные, учить использовать эти слова в аналогичных грамматических формах. Только тогда у него сложится представление, что язык – это некая совокупность «кирпичиков», совокупность морфем. В нашей азбуке нет слогового деления – ребенок, который привык читать по слогам, потом с трудом находит границы между частями слов.

Получается, что врожденность здесь подразумевает некие данные, которые вложены в ребенка, но они воспитываются, развиваются, формируются?

– Интуиция – это неосознанное чувство, а если интуицию перевести еще в понимание того, чем ты владеешь, это и есть внутреннее самооткрытие себя, открытие ребенком себя. И именно это удваивает, утраивает силы и интерес именно к лингвистике, и формируются именно лингвистическое чутье и желание, любовь к языкознанию.

И еще о любви. У вас есть предмет «словесность» – я бы сказала, что это товарищество русского языка и литературы, чтения. Мне это очень импонирует, но ведь не только категориями «нравится – не нравится» Вы руководствовались, вводя такую интеграцию?

– Не мы вводили интеграцию – это сделал за нас К. Д. Ушинский: все его пособия по чтению сопровождены заданиями по русскому языку. У него было целостное восприятие языка, речи и литературы. И поэтому то, что ребенок прочитал, и является для него предметом письма. Та же первая «Книга для чтения», тема под названием «Грибы, травы и цветы»: даются слова, которые нужно прочитать, дать определение этим понятиям, прочитать. Например, «фиалка – это лесной цветок», «рыжик – это гриб», «гвоздика – это садовый цветок», и так далее.

Какое задание по письму здесь можно использовать применительно к этим рядам слов?

Ребенок только-только научился писать, только взял в руки первую «Книгу для чтения» после «Азбуки», и можно закрепить навыки курсивного письма, связного. Но при этом еще сделать эту деятельность осмысленной. Например, тема «Грибы, травы, цветы» – значит, из этого ряда он может выписать сначала что?

Садовые цветы?

– Пожалуйста, садовые цветы или названия грибов – все, что угодно, все, что в этом ряду. Причем еще ребенок должен обнаружить здесь несовпадения произношения с написанием, прочитать себе орфографически, продиктовать, потом сверить, как он это написал. В наших видеоуроках все это наглядно продемонстрировано.

То, что мы сейчас рассматривали – по сути, упражнения по русскому языку, но Вы, видимо, это так не называете?

– Называем. Только мы еще обобщаем в словесность, чтобы у детей было целостное восприятие, что это едино. Но в любом случае все так и отображается в детском восприятии: это книга, которую использовали на уроке чтения, они читали по ней, они по ней же и пишут: такое вот списывание, выписывание, переписывание пословиц. Это и внимание, и в то же время навыки закрепляются. Но Ушинский еще плавно подводит детей к грамматике, у него есть серия речевых упражнений – это уже 2-й год обучения.

Если у нас с 1-го класса сразу подлежащее, сказуемое, существительное, прилагательное, то Ушинский щадит ребенка. Например, такое задание. Речевые упражнения: «Мыло серое, да моет бело» – цвета предметов. Что бывает белого цвета?

Снег.

– «Снег бывает бел», – должны ответить дети. И какую форму они употребляют здесь? Краткие прилагательные. Или, например: «Какую посуду делают из дерева?» – «Из дерева делают деревянную посуду». Здесь отрабатываются навыки употребления полных и относительных прилагательных, да? Или что здесь? Например: «Что делалось вчера вечером? Солнце садилось, птички замолкали...

...и прятались в гнезда, стада возвращались в село, крестьяне переставали работать и шли домой, дети ложились спать. Что делается сегодня вечером? Что будет делаться завтра вечером?».

– Да. «Что делалось вчера? Что сегодня и что завтра?». Это изменения по временам. Причем это делается в контексте, это интересно. Или связанное с глаголами: «Девочка бегает по полю, рвет цветы и ловит бабочек».

«Я бегаю по полю, рву цветы и ловлю бабочек», «ты бегаешь по полю, рвешь цветы и ловишь бабочек».

– Спряжение. И давайте еще пример: «Высокая гора...».

«Видна издалека высокая гора. Камни часто валятся с... высокой горы».

– «С чего?» – стоит вопрос. «С высокой горы».

«Мы подходим (к чему?) к высокой горе, трудно взойти (на что?) на высокую гору, опасно жить (под чем?) под высокой горой, весело стоять (на чем?) на высокой горе». Здесь разные падежи.

– Склонение. Совершенно верно. Причем уже целых словосочетаний. И Ушинский говорит, что путем таких упражнений (я их сравниваю с музыкальными гаммами) ребенок постепенно понимает, что есть определенные группы слов, разряды, они у него в уме укладываются и потом уже на них навешиваются ярлычки терминов. И это еще и наглядно – даже игровой момент в этом присутствует. Вот так чувствовал Ушинский детей: никакой «сухомятки» никогда не давал, обязательно деятельность была живая, не было шутейной педагогики. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс