Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (999) → Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: Самое живительное и необходимое – таинство Евхаристии

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: Самое живительное и необходимое – таинство Евхаристии

№6 (999) / 11 февраля ‘19

Архипастырь

Владыка, первый вопрос: «Можно ли говорить с Богом, не посещая церковь?».

– Можно. Но посещать церковь нужно, ведь Христос сказал: «Где собраны двое или трое во имя Мое, там и Я посреди них». Церковь – это не только собрание верующих людей, но и Божественное присутствие Самого Христа. Церковь основана Христом. Если мы говорим о церкви как о храме, то в храме собирается верующий народ, там совершаются церковные таинства, без которых человеку верующему в жизни нельзя. Первое из них – Крещение, потом – Миропомазание. И обязательно мы должны, если вступаем в брак, венчаться. Обязательно таинство Исповеди: мы по жизни грешим. И самое живительное и необходимое – таинство Евхаристии.

Приходите в храм, там много намоленных икон, много опытных батюшек, и они ответят на все ваши вопросы. Вы почувствуете, когда молитесь в храме, что получаете благодать… Конечно, это зависит от вашего внутреннего расположения, но вы никогда дома не получите того благодатного устроения, которое получите в храме во время вечернего богослужения или же, особенно, во время Литургии. Так что храм нужно посещать обязательно.

Обязательно нужно причащаться – хотя бы раз в месяц. А если вы часто практикуете церковные таинства, то вам нужно причащаться раз в две недели, без этого благодатная жизнь человека невозможна. Если же будете практиковать самостоятельную молитву, то у вас появятся какие-то размышления, вам нужно будет что-то осмыслить – одному это очень трудно, нужно иметь большой духовный опыт. Аскеты, подвижники, которые были анахоретами (то есть жили одни), перед этим проходили очень большую школу послушания в монастыре, несколько лет, становились твердо на ноги, а потом уже шли в пустыню и там подвизались: без подготовки это сделать невозможно.

Без посещения храма у вас появятся сектантские наклонности, вам будет внушать дух лукавый всякого рода недоуменные вопросы, на которые вы самостоятельно не сможете ответить. Вы запутаетесь, и потом очень трудно будет вас вернуть даже к тому первоначальному состоянию, когда вы становились на этот путь.

Очень много вопросов касается таинства Крещения. Например, человек говорит: «Я хочу, чтобы у меня был крестным мусульманин». Но ведь он другой веры. И как это объяснить? Ведь на огласительные беседы его не пригласишь, а более никого близкого нет. Как быть? Как выбрать крестного своему ребенку?

– Кто такие крестная, крестный? Это человек, который дает перед Богом клятвенное обещание, что он воспитает этого младенца в основах Православия, в основах церковных. Если он сам некрещеный, как он может научить христианству? Это абсолютно невозможно. Невозможно, чтобы атеист или человек другой веры или другого христианского вероисповедания стал восприемником. Обязательно это должен быть православный человек высоконравственной жизни, который мог бы участвовать в воспитании вашей дочери или вашего сына и сообщить им какую-то сумму знаний.

Остерегайтесь говорить себе: «О, это хороший крестный, он состоятельный, он будет хорошие подарки делать нашему малышу, никогда не будет малыш забыт и обижен…». Подарки – второстепенная вещь, можно обойтись и без них, а вот воспитать человека – это очень большая ответственность. Если вы доверяете этому человеку, считаете, что он может воспитать, – приглашайте его в крестные; если нет, то нет. Но не может быть такого, чтобы не нашлось у вас крестного отца или крестной матери.

И еще одно нужно помнить: по Учению Церкви, крестным отцом становится восприемник мальчика, а крестной матерью становится восприемница девочки. У нас так заведено, чтобы и крестная мать была, и крестный отец – и у мальчиков, и у девочек, но правильно так: когда совершается таинство Крещения, то входят в духовное родство по половому признаку – человек, который воспринимает младенца, если девочку – то женщина, если мальчика – то мужчина. И все обязательства, связанные уже с жизненной практикой, относятся, если это девочка, только к крестной, если мальчик – только к крестному.

Вопрос постоянного телезрителя Евгения из Белгородской области: «Известно из богословия, что Церковь – это христианское духовное единство людей, верующих во Христа и стремящихся жить по Его заповедям. Да и в Евангелии Христос самарянке у колодца говорил, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Чтобы поклоняться в духе, разве обязательно собираться в каком-то месте? Допустим, два истинно верующих человека – один на Южном полюсе, другой на Северном – будут Церковью или нет?».

– Нет, потому что мы не только духовные, но еще и телесные: мы не ангелы и не духи – мы люди. И мы телом и душой страдаем и радуемся, у нас это очень взаимосвязано... Средства массовой коммуникации позволяют сейчас и по скайпу поговорить, и по телефону пообщаться – это все так, но никто и ничто не заменит личного общения. Поэтому вы не можете себя считать какой-то духовной двоицей, какой-то маленькой церковной ячейкой, если живете в разных местах. По нашим русским православным правилам в этом отношении вообще это очень строго: если вы живете на территории, где есть храм, то вы являетесь прихожанином этого храма и не должны искать духовников где-то в других приходах: священник должен вас знать, вы должны к нему ходить, и он должен руководить вашей духовной жизнью.

Вы говорите о беседе с самарянкой. Но самаряне как раз говорили, что есть какие-то другие святые места, а евреи говорили, что главная святыня – это Иерусалимский храм, что только там они поклоняются истинному Богу, и где бы ни жил еврей, он был обязан в праздник Пятидесятницы прийти в Иерусалим и там сотворить молитву. Это было и раньше, эта практика в еврейском народе существует и сейчас.

А Христос действительно говорил, что настали те времена. И Он сказал о ее жизни; и сказал: Я – Мессия, Христос. Она Ему поверила, даже призвала своих сельчан, чтобы они пришли и подивились словам Христа. Он сказал, что настали времена, когда не только на этом месте, не только в Иерусалиме, но во всех местах будут поклоняться Богу Истинному в истине. Эти времена настали с Пришествием Христа. И действительно, посмотрите на весь мир: во всем мире совершается молитва – православная, христианская молитва, и Господь всех слышит. Именно об этом говорил Христос: что это необязательно Иерусалим, Афон, но в любом месте, где есть храм, может совершаться молитва.

Но вы не должны строить свою жизнь так, чтобы обособиться от церковной общины и не быть под руководством священнослужителя, заниматься вопросами спасения самостоятельно, своим умом. Вы никогда не достигнете в этом отношении цели – вам нужен духовный руководитель.

Владыка, такой вопрос: человек уже в зрелых годах собирается первый раз на Исповедь, понимает, что очень много грехов было совершено, беспокоит, что мог что-то забыть за эти годы. Как найти в себе силы прийти на Исповедь и все рассказать? Как быть в этой ситуации?

– Не должно быть абсолютно никакой боязни. Придете к священнику и скажете, что, несмотря на свой почтенный возраст, впервые приступаете к таинству Исповеди. И батюшка примет вас с любовью, все объяснит, поговорит с вами – только порадуется.

Если вы потом что-то еще вспомните – никто же не запрещает, чтобы вы пришли через неделю, через месяц и опять поговорили с батюшкой, но желательно приходить к одному священнику, чтобы он вас уже знал, чтобы вы были ему знакомы. Менять каждый раз на Исповеди священников не очень хорошо. Бывает, человек прячется от своего духовного состояния, боится повторения каких-то грехов, или это ложный стыд, что будет в не очень хорошем свете выглядеть перед священником – бояться этого не надо: священник за свою жизнь слышит много негатива, и ничего нового он не услышит; он просто-напросто поймет, в каком вы духовном состоянии находитесь, и подскажет пути выхода из духовного тупика, из этого кризиса. Вы почувствуете облегчение.

Вопрос телезрительницы: «В моем окружении есть люди, с которыми я не хочу общаться: они обидели меня. Я стараюсь их простить, но при общении с ними все равно начинаю плакать. Могу ли я причащаться или все-таки не готова? Ведь все равно неприятно, не хочу я с ними продолжать общение».

– Если вы обижены на какого-то человека, то это уже не ваше окружение (вы сказали, что в вашем окружении есть люди, которые вас обидели). Еще, на мой взгляд, важнее это: вы должны к любому человеку относиться с доверием и любовью. Если человек против вас агрессивно настроен – порассуждайте немного: почему это происходит? Если это наговор на вас – тогда просто поговорите с человеком, если это ваш друг или подруга. А если у человека просто какое-то такое настроение – тоже поразмышляйте: может быть, вы причина этого настроения? Может быть, у него какие-то неполадки.

Авва Дорофей советует: каждый вечер поставьте себя как бы в центр круга, отойдите на край этого круга и посмотрите на себя посторонними глазами – поверьте, вы найдете много негатива. Если так будете поступать в своей жизни, то окружающие вас люди будут намного добрее, приветливее. И во многом вы будете находить, что виной чего-то будете являться вы сами. Но если это какой-то злоумышленник хочет вашей погибели (материальной, душевной или еще какого-то вашего падения), то оставьте этого человека. Круг не сводится только к одному человеку, пусть он живет своей жизнью. Но не обижайтесь на него, молитесь за него и доброжелательно к нему относитесь. И все будет хорошо.

А приступать к Причастию?

– Вы должны внутренне примириться. Тогда ощутите, что, кроме добра к этому человеку, ничего не чувствуете, а обида, что вам нанесена, не кровоточит. Ведь вы с собой тоже поработали и простили этому человеку. Мы настолько несовершенные люди, делаем так много ошибок, что очень принципиально относиться к окружающим неправильно. Если бы Господь так относился к нам, Он давно бы нас всех наказал, и очень строго.

Мы молимся: И остави нам грехи наша, как и мы оставляем должником нашим (то есть тем людям, которые грешны против нас). Поэтому примирение – это первое условие Причастия. Что нам говорит Христос, что говорит апостол? Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой, – оставь свою жертву, оставь этот момент, иди и примирись. А на вопрос апостола Петра, сколько раз прощать брату, Христос ответил: «До семидесяти семи раз прощай ему, если он скажет: „Прости”». Вы тоже позвоните, скажите: «Чем-то, наверное, я вас огорчила, простите меня». И это уже дело другого: если он простит – вы себе опять приобрели друга. Может сказать: «Больше мне не звони»… Но вы ему позвонили, сделали попытку с ним примириться. После этого приступайте к Святым Христовым Таинам со спокойной душой. Но если на сердце есть заноза, лучше ее вытащить.

Вопрос: «Живу в счастливом браке, у нас шестеро деток. Очень волнует такой вопрос: на службу попадаю редко, занимаюсь дома детьми. В чем проявить свою веру, чем послужить Богу?».

– Нужно вас поблагодарить, что у вас столько деток. Вы делаете очень хорошее, доброе дело, воспитывая детей. Вы этим служите и Богу. У вас же не только дети – у вас, наверное, и муж, о котором вы заботитесь. Поэтому никакого уныния и отчаяния не должно быть. Ваше самое главное дело – воспитывать детей в христианском духе, говорить с ними о Боге, о жизни, читать им хорошие сказки, рассказывать хорошие истории. Обязательно читайте им жития святых и Библию для детей – это все изложено на понятном для детей языке. Обязательно с мужем говорите при детях о каких-то хороших, замечательных вещах. И это будет ваш труд по воспитанию детей, а подрастут дети – идите в храм: кого-то на колясочке везите, кого-то за руку ведите, но приучайте детей к храму. Чем раньше вы это будете делать, тем лучше и полезнее – это ваш подвиг христианки.

Вопрос телезрителя: «Уже несколько лет хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь, а результата не вижу. Остаюсь такой же грешник, так же завидую, осуждаю. То есть никаких духовных изменений во мне не происходит. С чем это связано?».

– Я думаю, это связано с тем, что вы формально подходите к этому: покаяние у вас поверхностное, не внутреннее, а покаяние должно быть обновляющим, преображающим – если вы покаялись в грехе (дальше после этого вы же причащаетесь и получаете благодатные силы), то должны себе положить на сердце: больше к этому греху не возвращаться. Вы же перед Богом покаялись, как вы можете еще продолжать грешить?

Если позавидуете или отсудите кого-то, то потом скажите: «Господи! Опять я этим занимаюсь…». И постарайтесь поработать над этим. Просто разобрать ситуацию: почему я завидую человеку? У меня что, жизнь сложилась не так? Может быть, и не так. Кто в этом виноват? Мы сами виноваты, что у нас такая жизнь. Мы опять стали жертвами ситуации? Но мы же на эту жертву опять согласились, мы не вышли из этой ситуации, не предприняли каких-то усилий. В этом отношении работайте над собой, и все будет хорошо.

По значимости греха выше зависти только гордость. Зависть подвигает человека на что угодно, абсолютно на всякую подлость, на нестроения и в собственной жизни, и в жизни того человека, которого вы ненавидите. Раз завидуете, значит, начинается ненависть. «Почему ему все, а мне ничего? Почему так? У него такие дети – у меня вот такие дети… Почему у него такие бытовые условия, а у меня вот такие?». Но мы же не знаем, как этот человек трудился, работал. У нас только на поверхности негативные слухи, которые мы не отсекаем, а берем за основу и говорим: «Но мы же знаем, кто он такой. Он недостоин этого».

Нужна доброжелательность. Если мы будем друг к другу доброжелательны, общество наше будет крепче. А если будем завидовать друг другу, будем ненавидеть друг друга, то будем врагами и никогда у нас ничего не получится – ни в семье, ни в обществе. Это прописные истины. Помоги вам Господь, чтобы вы нашли благодатную почву в своей душе, могли бы на нее чуть-чуть опереться, а священник и таинства Господни вам в этом помогут.

Вопрос: «В жизни бывает так, что просишь чего-то у Господа в молитве (бывает, слезно молишься), а потом думаешь: вдруг тебя Бог не слышит? Как узнать, слышит Бог или нет?».

– Если вы будете все время так спрашивать, лукавый и ответит под видом ангела света, что слышит. Или, наоборот, скажет, что не слышит – н такой вот негодный, скверный, недостойный. И любой совет от лукавого очень плохой. Мы не должны искать богообщения, которое было бы на уровне какого-то экстрасенса или колдуна... Здесь такой зависимости Бог от нас не требует. Мы имеем свободу воли, и эту свободу воли мы направляем или ко спасению, или к осуждению самого себя и, в конце концов, к погибели.

Поэтому когда мы молимся, когда несем какое-то послушание, делаем добрые дела, мы это делаем не чтобы Господь отметил нас каким-то знаком. Мы это делаем, чтобы помочь человеку: когда поможешь человеку, почувствуешь особую благодатную силу. Но не нужно обольщаться: мол, так хорошо на душе, вот я сделал доброе дело ибо в следующий раз придет помысел «не так мне спасибо сказали», «не так улыбнулись», и вы будете искать, чтобы вам улыбнулись каким-то «надлежащим» способом или сказали что-то такое ласковое, хорошее, чтобы вы запомнили это надолго.

Не ищите, ради Бога, этого. Запомните: если ваша свобода направлена на то, чтобы делиться счастьем богообщения, духовной опытностью или финансово помогать людям, – счастье придет: человек счастлив, если он чувствует, что необходим другим – семье, мужу, жене (это ближний круг) или просто людям, которые вместе с ним трудятся, рядом живут. Если они ищут общения с вами, если вы как солнышко им светите – это и есть проявление того, что Господь вас слышит и дает вам Свою благодать. Счастье, которое при этом наполняет душу, – не сравнится ни с чем.

Еще вопрос: «Мы с мужем 18 лет живем в венчаном браке, у нас трое детей. Во время частых ссор муж оскорбляет меня непристойными, грубыми словами, иногда даже при детях. Этим убил во мне всю любовь к нему, не знаю, как с этим человеком жить дальше. Любовь сменилась страхом и равнодушием. Что делать?».

– Равнодушие мне понятно, а страх непонятен… Вы не говорите, что есть угрозы. Конечно, мало приятного, что он так ругает вас. Но вспомните историю ваших отношений: наверное, вы оба допустили большую ошибку? Ваш брак скорее всего не был основан на высоких началах... Ведь он должен относиться к вам так, чтобы бояться вас оскорбить, а вы должны бояться оскорбить его.

Нужно находить всегда что-то хорошее, доброе, подумать: «Вот какое у него есть замечательное качество! У меня такого нет, надо бы и мне попробовать быть такой». И он тоже подумает: «За что я люблю свою жену? Вот, наверное, за что» – и так же возвышенно будет вас воспринимать… А может быть, он так ведет себя потому, что вы стоите выше по нравственному развитию, и он вам завидует, что он не такой, хочет вас стащить на свой приниженный уровень мировосприятия. Он не хочет расти...

Посмотрите на все это с огромной любовью и оцените годы совместной жизни. Поговорите с ним серьезно: без ругани, спокойно поговорите, что у вас есть дети, которых нужно воспитывать, давать им образование, что вы ему не враг, что вы его любите, но любите его хорошего и замечательного – зачем он вас огорчает? По крайней мере, у вас будет ясная картина. Переживать это в одиночку – дело неблагодарное. Вы вместе с мужем, в общем-то, одно тело, у вас более близких родственников нет. Живите и стройте свою семейную жизнь так, чтобы не было никаких тайн и недомолвок, но во всем была прежде всего любовь друг к другу и любовь к Богу.

Владыка, спасибо за эти замечательные, глубокие ответы. Я бы хотел попросить Вас обратиться с архипастырским словом к нашим телезрителям – с пожеланием, увещеванием и советом.

– Время, в которое мы живем, дорогие братья и сестры, очень ответственное, очень нелегкое. Оно требует от каждого из нас максимум внимания – к себе и к тому, что происходит вокруг. Мы должны в это время быть святыми людьми: стараться не грешить, жить по Евангельским заповедям, пребывать в молитве, брать в пример рассуждение и практику жизни святых отцов. Я желаю, чтобы Божие благословение было со всеми нами.

Записала:
Татьяна Муравьёва

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс