Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святые отцы говорят: чтобы жило наше тело, необходимо питание, а чтобы жила душа, нужна молитва. Почему слова, обращенные к Богу, имеют такую живительную силу? Почему с помощью молитвы в человеке происходит преображение, улучшается его душевное состояние, а иногда сходят на нет симптомы даже тяжелейших заболеваний? Ответы для верующего человека на эти вопросы понятны, а что говорит наука – есть ли научные доказательства благотворного влияния молитвы? В Институте экспериментальной медицины проводились исследования влияния молитвы на состояние человека?
– Современная научная работа всегда планируется: утверждается тема, ставится определенная задача – всегда существует некоторый план исследовательской работы. Институт не ставил перед собой задачу планомерно изучать особенности работы мозга во время молитвы.
Но я должен пояснить: когда мы проводили исследования, посвященные изучению механизмов работы мозга, к нам приходили люди, которые во время этих исследований молились, – добровольцы, у которых мы регистрировали электроэнцефалограмму, и я знаю, что некоторые из них (это были верующие люди) сообщали о том, что молились. Так что нам приходилось наблюдать некоторую динамику ритмов электроэнцефалограммы во время молитвы у этих испытуемых; но, подчеркну, задачи исследования были совершенно другие, и я должен сразу сказать (хотя, может быть, это разочарует кого-то), мы при этом ничего особенного не наблюдали в изменениях ритмики мозга.
Один раз мы все-таки провели условно планомерное исследование на одном верующем человеке, добровольце – он сам вызвался принять участие в таком исследовании. Исходная постановка вопроса была следующая: этот замечательный человек утверждал, что во время глубокой молитвы деятельность мозга как бы останавливается – это якобы и есть чистая молитва. Мы предложили: «Давайте попробуем. Вы будете глубоко молиться, как вы умеете (здесь надо подчеркнуть, что у этого человека был достаточно большой молитвенный стаж, более 30-ти лет), а мы посмотрим вашу электроэнцефалограмму, то есть работу мозга во время вашей глубокой молитвы». Должен сказать, то, что мы наблюдали, подтвердило наше предположение: никакой «остановки» (в кавычках) работы мозга мы не наблюдали. Напротив, наблюдали активацию тех зон, которые связаны с речевой деятельностью, с ассоциативной (или, попросту, когнитивной) деятельностью – в основном наблюдалась активность височных и лобных отделов, если это кому-то интересно.
Необходимо отметить, что литературы по исследованию механизмов работы мозга во время молитвы совсем немного, но она все-таки есть – это единицы статей, есть зарубежные, американские исследования, есть наши. Удивительно, что их результаты не совпадают друг с другом. В отечественных исследованиях говорится, что мозг как бы приближается к состоянию, когда наблюдается остановка или замедление его работы (в чем, кстати, мы усомнились в свое время, проводя наши наблюдения). Работа, выполненная американскими исследователями, говорит, что как раз не наблюдается «остановки» (подчеркиваю, в кавычках остановки) или замедления работы мозга, а, наоборот, наблюдается увеличение активности областей, которые в общем и целом можно охарактеризовать как связанные с общением, речевой деятельностью, с усилением внимания. Вот что на сегодня вкратце известно о физиологии молитвы, если так можно выразиться.
Конечно, это вопрос более обширный и касается не только изменения электроэнцефалографических параметров. Я думаю, что параметры, которые интересуют многих людей в связи с молитвой, вообще вряд ли можно назвать физическими. Знаете, это попросту благодать, если говорить совершенно честно, откровенно и просто, на языке верующих людей: во время молитвы человек стяжает благодать. Можно ли измерить благодать? Очень сомневаюсь в этом.
А как правильно молиться? Ведь молитва молитве рознь – мы можем прочитать и Покаянный канон, и акафисты. Не лучше ли современному человеку, загруженному множеством дел, довольствоваться только одной молитвой «Отче наш»?
– Мне кажется, здесь разумно сослаться на святоотеческое предание и современные духовные учебники. Можно назвать, например, замечательную книгу протоиерея Вадима Леонова «Основы православной антропологии», где перечисляются как раз виды и типы молитвы (с точки зрения содержания). На основе этого критерия перечисляются некоторые стандартные типы молитвы: прошение, покаяние, благодарение, славословие. Это и есть основные типы молитвы с точки зрения содержания. В молитве «Отче наш», как ни странно, все эти моменты отражены: есть обращение, покаяние, славословие, благодарение. Хотя ничего странного нет – ведь это молитва Господня, ее дал Сам Господь. Все эти смысловые моменты так или иначе содержатся и в утреннем и вечернем правиле – там тоже есть и обращение, и покаяние, и прошение, и благодарение, и славословие. Все это есть в тех молитвах, которые нам уже даны и изложены в молитвослове.
Я понимаю, что современный человек загружен разными проблемами, заботами, треволнениями. Хочется дать оценку этим заботам – это суета, но воздержимся. Это, конечно, все очень необходимые заботы. Но тем не менее помолиться бывает надо. В утренних и вечерних молитвах есть практически все, что нам надо. Там глубокие и уникальные смыслы, которые самому очень сложно придумать, но в них отображена вся суть молитвы, а именно – приближение к Богу, общение с Ним.
Бывает, мы молимся и не получаем просимое. Мы неправильно молимся и Господь нас не слышит?
– У монахов есть интереснейшее выражение: Господь нас слышит тогда, когда мы сами слышим себя. Господь нас слышит, когда смысл молитвенных слов находится в нашем сознании. Но, безусловно, Господь нас слышит всегда, даже в тех случаях, когда «молится» язык, то есть когда мы молимся лишь словами.
Почему же мы не получаем просимое? Видятся две причины. Первая – все-таки недостаточная интенсивность молитвы. Молится язык, а Господь ждет, чтобы в молитве участвовали наш ум и сердце, то есть вся личность человеческая. Второй момент (думается, он даже, может быть, более важен) заключается в том, что мы можем просить то, что нам вовсе не нужно. Кстати, возникает вопрос: а чего просить-то? Господь говорит: «Просите, и дастся вам». А чего просить у Всемогущего Творца? Господь отвечает: «Ищите прежде Царствия Небесного, а остальное все приложится вам». Вот что надо просить в первую очередь, ведь человек задуман и предназначен для Царствия Небесного – для вечной благой жизни, а мы что просим? Например: «Дай, Господи, новую машину» (я утрирую, конечно). А просьба, обращенная к Богу, об очень мирском, очень потребительском, не оскорбит ли Творца? Может возникнуть ситуация, что мы не то что не получаем просимое, а можем еще «получить по заслугам». (Смеется). Но Господь, конечно, милостив и долготерпелив.
Так вот, ответ на ваш вопрос: мы просим то, что нам вовсе не нужно, и более того, своими просьбами мы можем оскорбить Творца. Еще раз вспомним Евангельскую заповедь: «Ищите Царствия Небесного» – это гораздо больше, чем какой-нибудь холодильник.
Спасибо за интересную беседу! Мы в молитве, обращаясь к Богу, вступаем с Ним в общение: человек создан и сотворен, чтобы быть счастливым собеседником Божиим. К сожалению, со временем мы утратили этот дар – и в молитве восстанавливаем его. Здесь и ответ на главный вопрос – с чем обращаться к Богу, отчего зависит сила этого обращения и как это повлияет на нашу жизнь и здоровье.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.