Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (998) → Протоиерей Андрей Канев: Можно 15 лет ходить в церковь и вовсе не узнать о Христе...

Протоиерей Андрей Канев: Можно 15 лет ходить в церковь и вовсе не узнать о Христе...

№5 (998) / 4 февраля ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994)–№4 (997) 2019

– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать тему страстей и борьбы с ними и очень важный вопрос – цели христианской жизни как последования Христу. Мы говорили, что прежде чем вообще следовать Христу, нужно отречься от мира. Продолжаем дальше. Святитель Игнатий пишет: «Грех столько усвоился нам при посредстве падения, что все свойства, все движения души пропитаны им. Отвержение греха, сроднившегося душе, соделалось отвержением души. Такое отвержение души необходимо для спасения души. Отвержение естества, оскверненного грехом, необходимо для усвоения естества, обновленного Христом. Выкидывают из сосуда всю пищу, когда она отравлена ядом; сосуд тщательно вымывают, потом уже влагают в него пищу, долженствующую поступить в употребление. Пища, отравленная ядом, по всей справедливости и сама называется ядом». Сравним состояние грешника, который хочет разобраться в своих грехах, покаяться в них, с состоянием человека, который заболел: он не понимает – ему плохо, и все (что называется, болит). А как конкретно лечиться? Человек должен пойти к врачу и начать потихонечку обследоваться, но в первую очередь он должен признать, что ему плохо, что он болеет. А потом уже разобраться: чем болеет, как лечиться и так далее.

Так и мы с вами тоже должны иметь правильные понятия. Если христианин думает, что одна часть его повреждена грехом, а другая свята и непорочна, то очень легко ошибиться – можно сказать: «Я не грешу какими-то грубыми плотскими грехами – значит, у меня и грехов совсем нет, у меня чистая, светлая душа». Нет, братья и сестры, не так – все части нашего естества человеческого повреждены: и тело, и душа, и дух – они все испачканы, пронизаны грехом: как какой-либо аппарат (телевизор, например), который испорчен и показывает не ту картинку и звук совершенно из другой передачи – что ты там увидишь, что поймешь? И наши чувства, восприятие, ум, к сожалению, так же сбиты, не настроены – такова реальность, надо это признать. Признать то, с чего нам надо начать лечиться: понять наше состояние. Поэтому не только движения тела пропитаны грехом, но и движения души тоже.

«Отвержение греха, – пишет святитель Игнатий, – сроднившегося душе, соделалось отвержением души». Помните, мы цитировали Евангелие, где Господь говорит: «…кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее»? Как раз это есть продолжение, раскрытие этой самой темы. Потому святитель и говорит, что грех настолько впился в нашу душу, настолько стал частью естества, что если ты будешь его от себя отрывать, это будет больно. Но по-другому никак не спастись: «Такое отвержение души необходимо для спасения души. Отвержение естества, оскверненного грехом, необходимо для усвоения естества, обновленного Христом», – пишет святитель. Это один из духовных законов.

Невозможно, чтобы в одном сердце жила страстная любовь ко греху и, допустим, были попытки следовать Христу. Невозможно делать смертные грехи – и думать, что ты следуешь Христу. Невозможно оказывается, не изменившись внутри, не приняв правильных понятий, не начав этой борьбы, не начав рассматривать себя внимательно, не проанализировав свою жизнь, даже начать следовать Христу – настолько важна тема изучения страстей и борьбы с ними.

Если ты это не исправил, ты даже не усвоишь Христа, – вот в чем суть вопроса. Ты не поймешь даже, где правильный путь, и тем более к нему не придешь. «Выкидывают из сосуда всю пищу, когда она отравлена ядом; сосуд тщательно вымывают, потом уже влагают в него пищу, долженствующую поступить в употребление. Пища, отравленная ядом, по всей справедливости и сама называется ядом», – тут святитель сравнивает нашу любовь ко греху с пищей, отравленной ядом: чтобы человек погиб, нужно крупинку цианистого калия – даже если в большой объем пищи его положить, человек все равно погибнет.

Что нужно делать, чтобы он не погиб? Выкинуть все, вымыть посуду, а потом уже какую-то здоровую пищу положить туда. Это как раз соотносится святителем Игнатием с процессом, когда человек пытается идти ко Христу. Если он тащит с собой груз нераскаянных грехов, любовь к страстям (даже маленькую привязанность ко греху, маленькую страсть, если человек не обращает на нее внимания) – это отравляет всего человека. Не надо думать, что вот эту страсть я оставлю, а все остальное во мне будет чистое и непорочное. Вовсе нет. Еще раз скажу: как в большом сосуде маленькая частица яда отравляет все (вся пища становится ядом), так и со страстями – маленькая страсть, оставленная без внимания, без борьбы, отравляет человека полностью и дает возможность всем страстям вернуться.

«Чтоб последовать Христу, предварительно отречемся от своего разума и от своей воли. И разум и воля падшего естества вполне повреждены грехом; они никак не примирятся с разумом и волею Божиими. Соделывается способным к усвоению себе разума Божия тот, кто отвергнет свой разум; соделывается способным к исполнению воли Божией тот, кто отречется от исполнения своей воли», – жестокие слова мы снова слышим. Святитель Игнатий предлагает нам второе условие, чтобы следовать Христу. Современные люди имеют неплохое образование, жизненный опыт, опыт хождения в церковь по 10 и 15 лет, – но можно 15 лет ходить в церковь и вовсе не узнать о Христе, к сожалению. Нам, людям, думающим о себе, что мы что-то из себя представляем, имеем некий опыт, святитель Игнатий говорит, что второе условие следования за Христом – отречение «от своего разума и от своей воли». Для современного человека крайне жестокие слова: нам, которые сейчас пытаются умничать, защищать свои права и так далее, оказывается, нужно отрекаться» от своего разума и от своей воли».

Давайте пример приведем, как нам нужно отрекаться, допустим, от самого разума. Вот пришел человек в церковь, что-то начинает, у него какой-то запас знаний, информации есть (как он думает), знаний (мы должны понимать, что это не одно и то же – знания и информация): он мистический телеканал (ТВ-3) посмотрел, какие-то книги почитал по оккультизму, ходил на какие-то сеансы, что-то слышал – и думает, что имеет некий опыт духовной жизни. И, приходя в церковь, он этот багаж с собой приносит.

Я уже говорил, есть у нас такая беда – нет или очень мало оглашения в храмах: одна-две беседы – это не оглашение на самом деле. И если человек не проверил, во что верят христиане, он очень легко эту всю оккультную ложь приносит в церковь и даже участвуя в таинствах не меняется: ведь ум его не меняется. А человек, приходя в Церковь, если изучает основы веры и основы христианской жизни, должен сказать так: «Я на самом деле ничего не знаю, я новоначальный ученик, научите меня, – я отрекусь от всех своих прошлых знаний! Дайте мне настоящее знание о Христе». Если бы приходили такие оглашаемые, теребили бы священника за рясу и говорили: «Научи, дай мне истинные знания о Христе», – то, думаю, и мы, священники, стали бы другими – наверное, начали бы все-таки народ учить. Так вот, приходя к вере, человек должен изменить свои понятия – это как раз и есть отречение от своих ложных понятий; и христианская жизнь – это не только вероучение, это еще и нравственное и экономическое учение Церкви, как нужно жить христианину.

А человек приходит и говорит: «А я считаю, что тот или иной канон недействующий или неработающий» (или еще что-нибудь) – он как раз и говорит: «Я лучше вас знаю, дорогие святые отцы, как поступать. Я считаю, что это не грех». Или, допустим, он не принимает какое-либо условие веры. Вы знаете, приходишь к больному человеку: он болеет, страдает, мучается, его жалко, по-человечески жалко, но я его вижу первый раз, поэтому как священник должен спросить, верит ли он в Бога. Он говорит: «Да, верю». Спрашиваешь: «А веришь ли ты в вечную жизнь?» Он отвечает: «Нет». Он в Бога верит, но не верит в вечную жизнь! При разборе оказывается, что он в Бога-то верит – но не в Христа вовсе: Христос говорит о вечной жизни, о том, что дальше продолжение бесконечное. Соответственно, получается, такой человек (как бы себя ни считал верующим, даже крещеным) не находится в Церкви – вера его кривая, основанная на его гордостном понимании. А я знаю таких людей, которые даже и причащаются (правда, их потом бьет нещадно, но, к сожалению, такие люди есть). Есть у нас христиане, которые одновременно занимаются и оккультизмом – могут ходить и в церковь, и к бабкам, и к таинствам относиться с оккультным настроением (примеров миллионы, к сожалению).

Как можно приходя к вере оставить за собой любовь к своему разуму? Мы должны поменять ложный разум, который у нас есть, на разум Христов. Как это делается? Изучением веры, изучением Евангелия с толкованием.

Отречься от своей воли – как так? Что такое отречься от своей воли? Воля – это наша внутренняя сила, стремление, желание что-то делать – желание и возможности: бывает так, что-то бы хотел сделать, а воли нет (как говорят, сила есть, а воли нет); сила воли – как раз то, что заставляет нас выполнять наше желание. А каковы наши желания? Это, опять же, к вопросу, что большинство наших желаний, если их протрясти внимательно, поизучать, – или откровенная страсть, или то, что с ними смешано (а это мало отличается от откровенных страстей, откровенных грехов).

Но у нас есть ориентир – Евангелие с заповедями и нравственное учение Церкви. Приходя к вере, я должен изучить, что такое добро, а что зло с точки зрения Евангелия, с точки зрения Бога. А то занимаешься с человеком, доходишь до страсти блуда, например, а молодой человек говорит: «А я считаю, что блуд – это неплохо». И что дальше с этим делать? Человек думает, что это неплохо, а раз так думает, то и делает так, не оценивая свои поступки. Тут не то что борьба с грехами – тут борьба за какие-то основополагающие христианские ценности начинается… А дух разложения в мире к нам скоро тоже придет (если не пришел уже) и захлестнет нас, христиан, если мы не будем знать эти четкие понятия: что добро, что зло.

Так вот, есть воля греховная, воля греха, страсти, которая заставляет тебя грех делать – ты не хочешь, а она заставляет, окунает тебя вновь и вновь в это болото. Но если человек понял, что в нем действует эта сила бесов, как делать по-другому? Это как раз тема борьбы со страстями. Если человек из года в год начнет свою волю перенаправлять (это очень сложно, но возможно), если начнет снова и снова заставлять себя не делать грехи, а каяться в грехах, то как раз это станет отречением от своей воли. Поэтому эта тема очень важна. Если человек этого не сделает, ни ум, ни понятия, ни жизнь свою не перестроит, он не последует за Христом. И не надо здесь больше, мне кажется, ничего придумывать.

«Чтобы последовать Христу, возьмем крест свой». Мы часто это слышим, правда? А что такое «взять свой крест»? Вот если конкретно, допустим, спросить нас: что это такое? Все ли мы ответим? Давайте сориентируемся на святителя Игнатия: «Взятием креста своего названа добровольная благоговейная покорность Суду Божию при всех скорбях, посылаемых и попускаемых Промыслом Божиим». Есть у нас с вами страсти? Есть. Есть у нас с вами скорби? Тоже есть. Как мы их оцениваем? Что такое скорби? У нас, знаете, абсолютная грамотность (сейчас очень редко можно найти человека безграмотного), но в практической работе я сталкиваюсь с тем, что мы перестаем думать, перестаем воспринимать русский язык в его глубине. Поверхностно читаем. Мы привыкли сейчас смсками общаться, какими-то лайками – попадаем натурально в какой-то каменный век, на уровень петроглифов… Думать надо научиться. Христианин, не умеющий думать, – жертва бесов; нам надо учиться думать.

Даже такой простой термин, как скорби, очень часто воспринимается людьми как непонятный. Что такое скорби? Это все, что нам причиняет какие-то страдания. Скорби – обстоятельства внешней жизни (допустим, экономический кризис), скорби (и это влияет на нас, безусловно) – это понижение уровня жизни (кто-то теряет работу, к сожалению, такие вещи есть). Это скорби, пришедшие как бы извне: казалось бы, не от твоей жизни они зависят, но они есть. Скорби – какие-то погодные плохие условия: некомфортно же, то жара, то холод, то дождь – мы всегда недовольны, скорбим. Бывают катаклизмы природные. Скорби – трудные обстоятельства взаимоотношений с начальником, ближними (когда нас кто-то пытается оскорблять, воспитывать и так далее), трудности в семейной жизни, наши болячки.

Страдания – от действия страстей в нас: человек уже знает, что так делать не надо, понимает, что вся его воля на самом деле отсутствует, и он мучается от того, что страсти его борют пока. Так вот: «Взятием креста своего названа добровольная благоговейная покорность Суду Божию при всех скорбях, посылаемых и попускаемых Промыслом Божиим».

Мы с вами должны усвоить, что страдания и скорби посылаются только Богом: не соседкой злой, не начальник у меня плохой, не жена у меня плохая, не дети непослушные – они, мол, все виноваты; нет. Если мы будем с точки зрения веры подходить, то это все попущено для нашего блага. Есть такая пословица «что бы ни случилось, все ко благу» – это христианская пословица, но надо понимать, что не само собой все выстроится ко благу. Бог выстраивает все ко благу, но через какие-то определенные трудности (согласитесь, воспаленный аппендикс не лечится мягким ласковым массажем, и больной зуб тоже, и многие другие болячки, – нужна операция, и если ее не сделаешь, погибнешь. Операция – болезненный процесс, долго надо восстанавливаться, долго за собой следить, но жить-то хочется, и ты идешь на нее, несмотря ни на что; денег нет – соберешь их, если надо: жить хочется). И мы с вами должны понимать: если жить вечно хочется, то скорби будут, они естественное условие спасения.

У нас никто беззаботно и радостно, как мотылек на ромашковом поле в июне, не живет, на самом-то деле, – крест нужно свой нести, правда? А как мы должны обосновать законность этих страданий? Смотрите, мы же грешим, правда? Делаем. Грех сам несет последствия – он причиняет страдания. Чтобы их нейтрализовать, Бог посылает нам что-то, попускает какие-то скорби, чтобы этот источник нейтрализовать, прижечь его как бы. «Взятием креста своего названа добровольная, благоговейная покорность суду Божию, при всех скорбях, посылаемых и попускаемых Промыслом Божиим. Ропот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста. Последовать Христу может только «взявший крест свой»: покорный воле Божией, смиренно признающий себя достойным суда, осуждения, наказания» (это сложно – мы гордые, у нас разум еще не евангельский). Представляете, да? «Ропот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста» – какие удивительные и в то же время страшные и вразумительные слова: если нас дети не слушаются, супруги ведут себя не так, денег не хватает, что-то еще происходит, а мы ропщем, злимся, ищем виноватых, то, оказывается, это отречение от креста – и отречение от Христа, получается.

«Последовать Христу может только взявший крест свой, покорный воле Божией, смиренно признающий себя достойным Суда, осуждения и наказания» – это мы с вами уже проговорили. Хорошо, если мы говорим: «Эти скорби мне нужны – да, они трудные, но их ведь Бог Сам помогает нам нести!». Есть такая утешительная притча (я могу сейчас что-нибудь сымпровизировать, но суть передам). По берегу моря долго идет человек; сзади остаются его следы. А рядом еще следы невидимого Человека, невидимого Существа. И человек знает, что невидимое Существо, оставляющее следы рядом с ним, это Бог. Он с Ним общается. Вдруг начинаются скорби, трудности – и человек идет в изнеможении. Оглядывается – а там только одна пара следов. И он говорит: «Господи, почему ты меня оставил? Когда было все хорошо, мы шли вместе». – «Мы вместе, это Я несу тебя». Таков ответ Бога. Понимаете, какая глубокая притча?!

Мы должны это понимать – не поддаваться на уловку лукавого, не говорить: «Все пропало, я погиб, все безутешно…» – если мы так говорим, то разум наш еще не Евангельский. Изучать надо веру. Нам это говорится не чтобы мы впадали в печаль: печаль – это страсть, она происходит от гордости. Если мы, по гордыне своей, думаем, что все эти слова – чтобы мы начали унывать, опускать руки, – нет: это постановка диагноза, чтобы мы начали лечиться.

Дорогие мои, «последовать Христу может только „взявший крест свой”: покорный воле Божией, смиренно признающий себя достойным суда, осуждения, наказания». Представьте себе суд, на котором стоит, допустим, осужденный на казнь, – но он кается, и судья рассуждает, что покаяние этого человека искреннее, и милует этого человека, прощает его. А другой человек замкнулся в себе и ворчит на весь мир, что все плохо, – такой человек и не кается вовсе и не достоин никакого прощения. Христос как раз и говорит, что Он пришел спасти кающихся, тех людей, которые понимают, что за свои дела они достойны наказания страшного. Если человек это поймет, то ему и нужен Христос: если больной поймет, что он умирает, что ему нужен врач, он не будет рассуждать, какое у врача образование, как он себя ведет, курит или не курит, – он будет звать его, чтобы тот его исцелил, сохранил ему жизнь. Поэтому давайте будем правильно понимать: Господь ждет покаяния человека, – но покаяние невозможно, если человек не видит своего бедственного состояния.

Завершим нашу беседу очень ободряющими словами святителя Игнатия: «Господь, заповедавший нам самоотвержение, отречение от мира и ношение креста, дает нам силу исполнять заповедание Его. Решившийся на исполнение этого заповедания и старающийся исполнять его, немедленно усматривает необходимость его. Учение, представлявшееся жестоким при поверхностном и ошибочном взгляде из плотского мудрования, является самым разумным, преисполненным благости: оно воззывает погибших к спасению, убитых – к жизни, погребенных во аде – на небо». Это – для тех, братья и сестры, кто думает, что святитель Игнатий – писатель, который призывает всех к унынию и какому-то невеселому, печальному бытию. Но он как раз опытно и говорит нам, что если человек искренне возьмется, то увидит, насколько эта христианская жизнь зависит от Бога, насколько эти шаги и труды, попытки обязательно связаны с Богом, увидит эту помощь Божию, даже если падает и снова пытается встать. Поэтому давайте завершим беседу этими удивительными словами поддержки всех падших и падающих, но желающих встать людей. И еще раз, братья и сестры, напоминаю: мне хочется видеть ваши вопросы, отклики, чтобы выстраивать наши передачи не теоретически, а с примерами из жизни. Давайте правильно настроимся на нашу жизнь, – и помоги нам всем Господь. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс