Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
К празднику Рождества Христова храмы благоукрашаются. И об этом мы поговорим с храмовым флористом Еленой Витальевной Москаленко. Елена, мы сейчас в храме Святого Целителя Пантелеимона. Расскажите, с чего мы начнем украшать храм?
– Самое первое, что должен сделать храмовый флорист, то есть благоукраситель храма, – это, конечно, помолиться: все начинается с молитвы.
Елена, я уже вижу стойку, которая нас встречает. Расскажите, как она нам поможет в украшении храма.
– Обратите внимание, что эта стойка – из церковной утвари: это не обычная флористическая стойка, которая продается в магазинах. Эти композиции на стойках должны сопровождать прохождение прихожан, которые заходят в храм для молитвы, на всем протяжении – от притвора через среднюю часть храма до солеи. Вот мы зашли в храм, начинаем продвигаться к его средней части, стойку можно разместить справа и слева от средней части у притвора. Далее, в средней части храма мы можем разместить ту же стойку с композицией, это уже ближе к значимой иконе в данном храме – иконе целителя Пантелеимона, что будет очень уместно. Заметьте, сколько мест я вам назвала, где можно применить стойки для создания композиций.
Самое главное в работе флориста – композиция не должна отвлекать от молитвы: все-таки прихожане приходят в храм помолиться и, как бы точно и красиво флорист ни исполнил композицию, самое главное в храме – создать молитвенный настрой. И когда у нас в Школе храмовой флористики г. Екатеринбурга проходят первые занятия в группах, я начинаю с этих небольших тонкостей, что не очень учитывают обычные флористы (я сейчас не имею в виду благоукрасителей храмов, а говорю об обычных флористах: работая в храмах, они этот нюанс иногда опускают, а это очень важное правило).
Чем можно украшать храм в праздник Рождества Христова? Конечно же, цветами, зеленью, ветками хвойных деревьев и кустарников в большом количестве. Очень удобно украшать еще и различными природными материалами: плодами рябины, шишками – все это будет очень уместно в храме. Когда наша композиция будет готова, мы разместим ее у иконы Господа нашего – на солее возле иконостаса.
Мы сейчас между стойками, которые мы перенесли в учебный класс, чтобы сделать цветочную композицию. Итак, Елена, с чего начнем?
– Я предлагаю сделать 2 композиции разного размера. Вы будете делать небольшую композицию, а я – чуть побольше, чтобы наши телезрители, братья и сестры, смогли в интерьере храма их увидеть и сравнить. Начинаем с того, что берем деки – они продаются во флористических магазинах, бывают разной формы, разного цвета, но очень уместно использовать деку темно-зеленого цвета; внутренняя часть деки – прямоугольной формы.
Второй этап нашей работы заключается в том, что мы должны в воде комнатной температуры намочить флористическую губку. Берем очень тонкий, тончайший пакет и упаковываем губку в пакет. Начинаем легким нажатием выгонять воздух из пакета. Затем перекручиваем пакет, излишки убираем (срезаем или, если мало времени, просто закручиваем) и помещаем на деку. Таким образом, у нас получилась заготовка, на которую мы будем помещать зелень. Все эти части не зафиксированы друг с другом, поэтому мы ставим их на стойку и при помощи анкор-скотча (он бывает разной ширины, продается во флористических магазинах, очень удобная вещь) прикрепляем.
Итак, мы закрепили обе композиции. Что дальше?
– Дальше мы должны на губке выстроить некий базис из зелени. Будем использовать фисташку – она имеет ярко-зеленый оттенок листвы и достаточно жесткие ветки. Убираем нижние ветки, освобождаем стебель от нижних веточек и вставляем в центр губки первую ветку. Таким образом, я задала высоту композиции. Аналогичным образом другие веточки помещаем в губку, при этом зачищая низ ветки на 5 см. Нам сейчас надо создать шарообразную композицию, поэтому мы постараемся сделать это достаточно рыхлой постановкой, чтобы ветки были в композиции не очень густо. Самое основное правило – задать маяки. Новички для начала выставляют маяки шпажками или ветками растений. Допустим, если надо создать композицию высотой со шпажку, мы ставим ее по центру...
Итак, наши шарообразные композиции готовы. Будет продолжаться озеленение наших композиций, верно?
– Скорее всего, не озеленение. Мы сейчас приступим к работе с цветком. Надежда, почувствуйте чудесный аромат, который источает фисташка, – он немножко лимонный (ведь функция композиции достаточно интересная – можно сделать так, что она еще и будет источать аромат, и это будет дополнительный акцент в храме).
Завершающий этап работы с зеленью – оформление низа. Композиция, которую изготавливаю я, достаточно большая и массивная, и поскольку у меня использована полиэтиленовая пленка вместо деки, чтобы не было видно никаких технических деталей, расходных материалов, применяются большие листья. Можно использовать листья аралии, можно – лист монстеры. Под углом снизу вверх я помещаю их в композицию.
У нас появились розы, и следующий этап – украшение этими благородными цветами.
– Мы будем фиксировать розу. Эта роза – цветок первого порядка, достаточно крупная. Мы начинаем фиксировать цветы в губке с крупного бутона, сейчас – с розы, а потом постепенно будем декорировать композицию разными видами кустовой хризантемы и фрезией.
Фрезия – не менее благородный цветок (кажется, что это искусственное растение, но все натуральное).
– Совершенно верно. Фрезия еще имеет и аромат. Это настолько интересный цветок, что если в соцветии один цветочек уже повял, то другой распускается, то есть постоянно идет динамика в композиции.
Композицию можно украсить растением питтоспорум. Здесь у зеленых листиков белый ободок, поэтому в композиции появляются дополнительные цвета. Из цветочного сада мы постепенно попадаем в хвойный лес, ведь букет у нас зимний. Елена, что это такое?
– Это ветки нобилиса – они хороши тем, что, в отличие от иголок других хвойных деревьев и кустарников, их иголочки сохраняются на ветках достаточно долго и не осыпаются. Ветка нобилиса очень большая. Флористы обычно срезают боковые веточки, а центральную ветку не используют в композиции: она по объему достаточно толстая.
Мы уже заранее подготовили маленькие боковые веточки. Что с ними делаем дальше?
– На самом деле их очень по-разному можно зафиксировать в композиции. Я предлагаю вам взять шпажку и тейп-ленту (это другая лента в отличие от анкор-скотча). Чтобы ветку закрепить на шпажке, мы друтом (флористической проволокой, она тоже продается во флористических магазинах и бывает разного диаметра) начинаем ее прокручивать, потом прикладываем шпажку и фиксируем на шпажке.
Итак, букет украсился веточками, которые издалека и даже вблизи напоминают еловые. Но на ветках должны быть шишки, и здесь они не простые, а золотые. Как мы делаем эти замечательные золотые шишки? Я вижу, здесь золотая пыльца.
– Есть специальная пудра, которая может быть золотым или серебряным цветом. Но ведь ее же надо правильно зафиксировать на шишке. Каким образом это происходит? Есть два варианта. Первый и очень быстрый: лаком для волос сильной фиксации брызгаем на шишку, помещаем ее в стакан с золотистой пудрой, и шишечка приобретает вот такой декор.
В большую композицию нужно будет поставить шишку на шпажке...
– Совершенно верно. Сейчас я ее задекорирую темно-зеленой лентой и поставлю в композицию. А в композиции небольших габаритов можно просто друт зафиксировать в губке.
И вот наш лес стал немножечко сказочным. А теперь в нем пойдет снег, и роль снега будет выполнять...
– ...гипсофила.
Записала:
Нина Кирсанова
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.