Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Матушка Анастасия Зотова – супруга отца Александра Зотова, клирика храма в честь Преподобного Сергия Радонежского и Преподобномученицы Елисаветы (г. Екатеринбург)
Ощущение полета, радости, абсолютного счастья, уверенности в том, что жизнь – большой, долгий праздник... Эти чувства – как яркие, сочные краски на палитре, которую держит в руках молодость. Жизнь обязательно внесет коррективы в эту палитру, но понять и принять Божии уроки поможет духовная основа, которую человек обретает именно в молодости.
Они повенчались меньше года назад, и сейчас глава семьи (без пяти минут выпускник Екатеринбургской духовной семинарии) – самый молодой диакон Екатеринбургской епархии: ему 21 год (как и его жене матушке Анастасии). Они готовы каждую секунду быть вместе, держать друг друга за руки и не расставаться. Но самый молодой диакон епархии – прежде всего священнослужитель, и благословение Владыки для него – проявление Божией воли. Как раз в день нашей съемки отец Александр узнал, что глава епархии его командирует в Алапаевск, – необходимо помочь в служении Владыке Леониду, епископу Алапаевскому и Ирбитскому. Так что любящим супругам предстоит пусть недолгая, но разлука.
Матушка Анастасия: – Грустно будет.
Диакон Александр: – Ничего страшного. Разлука же и скрепляет: когда люди на расстоянии, они начинают ценить друг друга и время, проведенное вместе.
«Грустно», – признается Настя. Но рядом с мужем, надевшим облачение, она понимает: здесь, под сводами храма, ее любимый уже не только ее. Строгий, собранный, цельный, он – малая часть Церкви Христовой, ради встречи с которой Господь их и соединил. Они оба родом из Свердловской области, выросли практически рядом: Александр – в пос. Верх-Нейвинске, который находится недалеко от Невьянска – родного города Насти. В 13 лет Александр принял Крещение и стал приходить в церковь. Уже через год он понял, что здесь его душа и призвание, и поступил в Верхотурское духовное училище.
Диакон Александр: – Это момент открытия разума и Божией воли, когда Господь открывает тебе истину.
А Настя тем временем росла, окруженная заботой и любовью семьи.
Матушка Анастасия: – Я с самого детства в храме – у меня родители православные, бабушка верующая. Для меня это не обсуждалось, было само собой разумеющимся. Я даже не помню свой первый поход в храм: он был в детстве. Да, осознанно всю жизнь ходила в храм.
Сначала ей – художественной натуре – там было просто интересно, ведь вокруг такая красота! Потом пришло более глубокое восприятие. Она проходила подростковый период с его сложностями, максимализмом в отношениях, чувствах и оценках. А у любого подростка, несмотря на его доверие родителям, наступает момент взросления, когда не все хочешь и можешь рассказать даже бесконечно любимой маме. Тогда Настя поняла, что в храм можно прийти с любым вопросом, с любой болью и выплакать ее Господу.
Матушка Анастасия: – Поведение некоторых людей до сих пор ставит меня в тупик и иногда кажется абсурдным. Я не готова это принять, внутри меня ураган, я хочу «бить посуду» (в кавычках, конечно), выяснить: почему так? почему человек так поступает? У меня есть неприятие несправедливости. Меня всегда задевало предательство со стороны близких людей. А когда ты уже не получаешь от близких того, на что рассчитывал, тогда остается только Бог.
Подростковый период для Насти – первый серьезный опыт жизни, первая проверка внутренних сил, умения сохранить душевную чистоту и сделать правильные выводы.
Матушка Анастасия: – Многих проблем можно было бы избежать, если бы подростки больше времени уделяли семье, родителям. Конечно, родители сыграли очень большую роль в моей жизни, это неописуемый вклад... Ой, сейчас заплачу!
– От благодарности и любви к родителям?
Матушка Анастасия: – Да.
Настя отлично училась в художественной школе и восторженно открывала новые грани многочисленных увлечений.
Матушка Анастасия: – Класса с 6-го я хотела быть космонавтом. Я очень увлекалась астрономией, защищала разные работы, ездила в Москву, Киров, Магнитогорск, участвовала в конкурсах, занимала везде призовые места: это была моя жизнь. Мне казалось: я стану космонавтом – мне это так нравится...
Потом вектор увлечений сместился в сторону химии и биологии. Он постепенно и привел выпускницу средней школы к решению стать врачом. Настя поступила на бюджетное отделение Уральского государственного медицинского университета на лечебно-профилактический факультет. А став студенткой, она в первую очередь начала изучать большой город.
Матушка Анастасия: – Мне нужно было найти храм, куда я буду ходить здесь, в Екатеринбурге. Однажды мы ехали в корпус химии, находящийся рядом с Троицким собором. Я проезжала Троицкий собор и смотрю: какой красивый храм! А я по натуре визуал и эстет – мне нужна картинка, нужна красота в каждом деле. Смотрю: какой храм красивый (а еще светит яркое солнце, отсвечивают золотые купола)! Я думаю: надо сходить.
Тогда Настя и представления не имела, что где-то рядом с храмом – духовная семинария и что ребята-семинаристы не только там учатся, но и красиво поют на клиросе. Во многом ради того, чтобы снова услышать это удивительное пение, студентка медуниверситета и стала приходить в Свято-Троицкий собор.
Матушка Анастасия: – Профессия медика подразумевает долгую учебу, ежедневный труд. Я знала, что, пока учусь, у меня будет очень мало времени на личную жизнь. Думала, пока это отложу... Все как-то решилось само собой.
Выходя замуж за семинариста, Настя прекрасно понимала всю ответственность этого шага: сегодня семинарист – завтра батюшка, вся жизнь семьи будет подчинена его служению и строгость церковной жизни выйдет на первое место.
Матушка Анастасия: – Она ощущалась, даже когда мы еще встречались. Когда мы хотели погулять, внезапно в семинарии – какая-то лекция, должны быть все семинаристы. И я никуда не иду, и Саша никуда не идет: у меня установка, что Саша – главный, это однозначно, это точно; Саша и сейчас главный. Бог ему помогает принять правильное решение. Это обязательно так, потому что, если ты стараешься быть ближе к Богу, Он старается быть ближе к тебе и направляет тебя куда надо. А ты просто слушаешь, принимаешь то, что Он тебе говорит, и делаешь так, как должно быть… Выбор встает в пользу Саши только потому, что я без него не могу. Профессия подождет, семья на первом месте – я это восприму абсолютно спокойно.
А будущая профессия для молодой матушки очень важна – тоже жертвенная и тоже бесценна духовно, ведь врача, который держит в руках человеческую жизнь и спасает ее, часто называют посредником между человеком и Господом. А Настя, можно не сомневаться, будет или таким врачом, или не будет никаким. Сейчас она учится на 3-м курсе. Ее учебный день порой длится с раннего утра и до глубокого вечера.
Матушка Анастасия: – Я могу прийти с учебы домой в шесть тридцать – конечно же, уставшая, ведь учеба началась рано утром; ничего не ела, – а Саша разогреет ужин, дома прибрано. Так что у нас – все пополам.
И она, такая юная и малоопытная, поддерживает своего батюшку. Прежде всего – пониманием самой сути священнического служения.
Матушка Анастасия: – Нельзя быть священником необразованным, который может навредить каким-нибудь своим словом, или эмоцией, или неправильным взглядом, – это может нанести человеку очень большую травму.
День, когда отца Александра рукополагали в диаконы, был для Насти одним из самых радостных, ее переполняла любовь и гордость за своего мужа. А собственным сомнениям она сразу сказала «нет».
Матушка Анастасия: – Если я говорю себе, что не справлюсь, – это установка, она сидит в голове и мешает. Поэтому если уж ты взяла на себя ответственность быть женой семинариста (для начала – семинариста), то должна подразумевать, что на тебе будет ответственность быть и женой диакона, и женой священника. Я сказала: «Со всем справимся, все получится, все будет хорошо». Вот и все.
Днем матушка Настя изучает медицину, вечером подрабатывает в студии флористики (которая с недавнего времени встала в один ряд с другими ее увлечениями, в числе которых витраж, декупаж) и мечтает создать собственную линию платков в стиле батика. Была человеком увлеченным и остается такой.
Матушка Анастасия: – Я не бросила что-то и взяла новое, а именно все больше и больше собираю все в свой жизненный опыт. Создаю новое и принимаю это себе в копилочку, так можно сказать. Флорист – это чувственный человек, собирает букеты, продает и получает наслаждение. Медик – это стержень, какая-то внутренняя сила, терпение. И они отличаются – флорист и медик. А я вот одновременно и флорист, и медик. А еще я – художник, еще космонавтом хотела быть, еще я – матушка. Это абсолютно разные сферы, и все в одном человеке. Думаю, все, что я в этой жизни принимаю и изучаю, мне обязательно пригодится.
Диакон Александр: – В каждой женщине есть загадка, и эту загадку мужчина должен разгадывать всю жизнь. Возможно, он даже и никогда ее не разгадает. И он не должен ее разгадать: если разгадает, она станет ему неинтересна. И эта загадка в Анастасии мне нравится, я буду ее разгадывать всю жизнь. Эта связь, думаю, именно от Бога.
Еще одно ее увлечение – фотография. Вернее, желание через фотографию посмотреть на себя со стороны, возможно, преодолеть внутренние барьеры, возможно, зафиксировать момент жизни, эмоцию, чтобы через какое-то время сравнить себя с самой же собой.
Матушка Анастасия: – Я вижу, как меняюсь. Допустим, видно, как на самых ранних фотографиях взгляд какой-то детский... Потом – более стойкий, более жесткий, с каким-то стержнем. Сейчас мне кажется, что я на фотографиях стала выглядеть более женственно. Мне кажется, я очень сильно поменяюсь, буду другим человеком через 5, через 10 лет; через 15 лет снова стану другим человеком... Почему-то мне кажется, что будет вот так.
Изменит сама жизнь: будет шлифовать качества характера, которые необходимы для долгой и доброй семейной жизни, – поставит в ситуации, которые в итоге научат терпению и любви.
Диакон Александр: – Она ведь не робот и не раб, который должен подчиняться каким-то правилам и законам. Мужчина – глава семьи, а глава семьи – это не тот, кто должен всеми командовать и быть своего рода тираном, а человек, отвечающий прежде всего за свою семью, за свою жену, как Христос отвечает за Церковь. Семья и дети – это не цель жизни, это средство ее достижения; цель для нас – Христос и Царствие Небесное.
Они еще очень молоды – из нового поколения священнических семей. Но то, что в наше время духовных расколов и политических конфликтов – они выбрали пастырское служение Богу, поняли его ответственность и взяли ее на себя, согласитесь, говорит о многом и в нас укрепляет веру, надежду и любовь.
Матушка Анастасия: – Наверное, был какой-то момент в жизни, когда мне было грустно, но я этот период поборола и поняла, что если жить всегда в негативе, всегда будут серые краски, – а можно даже в серых красках рассмотреть оттенки. И все-таки надо стараться именно так жить, чтобы грусть отодвигать, а радость стараться притягивать.
Записала:
Людмила Ульянова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.