Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (996) → Протоиерей Андрей Канев: Евангелие написано не только для монахов – оно написано для всех нас

Протоиерей Андрей Канев: Евангелие написано не только для монахов – оно написано для всех нас

№3 (996) / 21 января ‘19

Аскетика

– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем тему «Страсти и борьба с ними»: мы начали говорить о цели христианской жизни – последовании Господу нашему Иисусу Христу. И чтобы эту тему глубже разобрать, прежде чем мы начнем говорить о страстях, о борьбе с ними, нам надо правильно настроиться.

Вот мы настраиваемся, изу-чая творение святителя Игнатия, которое так и называется: «О последовании Господу нашему Иисусу Христу». Итак, святитель пишет: Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой – он цитирует Евангелие, где Господь так говорит о Себе: кто послужит Христу, кто за Ним последует, будет слугой и будет там, где будет Христос.

Дальше святитель пишет: «Где находился Господь, когда Он произнес эти слова? Человечеством, соединенным с Божеством, Он находился посреди человеков, на земле, в юдоли их изгнания и страданий, пребывая Божеством и там, где находился от безначального начала» – и повторяет снова слова Господа: Кто Мне служит, почтит того Отец Мой – «аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой: побеждающему» мир и грех, последующему Мне в земной жизни, «дам» в вечной жизни «сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем Моим на престоле Его». Здесь святитель нам показывает, что, с одной стороны, у христианина очень высокое призвание – не просто следовать за Христом (это следование за Христом идет не только здесь, на земле, но продолжается в вечности и дает в ней неизмеримое благо, когда человек оказывается с Богом). Более того, даже такие удивительные слова Господь говорит: Он предлагает сесть с Ним на Престоле Его. Так Бог оценивает труды человека по спасению своей души.

Подтверждает эти слова святителя Игнатия Господь в Евангелии. Давайте еще раз послушаем эти слова: Кто хочет, сказал Господь, идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Другая цитата: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником. И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. Очень глубокие, отрезвляющие слова: они говорят о многом – и о том, что с верой нельзя шутить, относиться к ней легкомысленно. Ведь Господь ничего от нас не скрывает, и в Евангелии Он говорит, каков этот самый путь – он сейчас описан в Евангелии, в Евангельских цитатах.

Господь говорит: «Возьми крест свой и следуй за Мной». Кто не отвержется себя, тот не последует за Ним. В чем отвержение? Можно подумать, что речь идет только о монашествующих, которые отреклись от мира, дали монашеские обеты и живут в монастыре. Нет, дорогие мои, Евангелие написано не только для монахов – оно написано для всех нас.

Что такое отречение от мира? И что такое вообще мир? Можно подумать, что если я пришел в церковь, хожу туда по воскресеньям, ставлю свечи, бываю иногда на таинствах, то я от мира отрекся. Нет, это не так. Мир – понятие очень глубокое и широкое, если порассуждать, что такое мир и есть ли у нас от него зависимость. Наш современный русский язык не позволяет увидеть тех тонкостей, которые были, допустим, в грамматике дореволюционной. Там слово «мир» как люди (например, мы говорим: миром Господу помолимся) писалось одним способом, а слово «мир» как окружающая среда писалось по-другому. Сейчас, говоря «мир», мы подразумеваем мирное, спокойное состояние между государствами, отсутствие войны, миром называем свое душевное состояние, когда у нас на душе мирно, спокойно, тихо. Но духовное понятие «мир» в контексте «дух мира», «влияние мира», как то, от чего нужно отречься, немножко другое. Видите, какое многогранное слово. Так что же это такое?

Если мы рассмотрим Священное Писание Ветхого Завета, то увидим, как мир, от которого нужно отрекаться, рождается. Давайте вспомним грехопадение Адама (мы дальше подробнее об этом поговорим, а сейчас только вспомним, к теме, что такое мир и от чего нужно отрекаться). Когда Адам жил в гармонии с Богом, когда он Его еще не предал и зло еще не вошло в Адама и не исказило его душу, дух, тело, такого понятия, как мир, от которого нужно было отрекаться, не было. Оно появляется с момента грехопадения.

Одна из характеристик этого явления, от чего нам нужно отрекаться, – это как раз ложь и грех, которые входят в человека. Адам оказывается здесь, на земле, и его потомки, первые его сыновья Авель и Каин, показывают то, как начинает зарождаться на земле человеческая цивилизация именно как цивилизация греха.

Вспомним, кто был Каин. После убийства своего брата он уходит в изгнание, но что делают его потомки? Они начинают осваивать города, осваивать ремесла, начинают торговлю, создают культуру, искусство – появляется так называемая цивилизация каинитов, когда человек ставит целью своей жизни жить сладко, вкусно, довольно, богато, вовсе не задумываясь о спасении, а все больше и больше зарываясь в землю, образно говоря, и параллельно существует другая цивилизация, – цивилизация Авеля или другого сына Адама, Сифа, которые были кочевниками.

Это не означает, что, допустим, мы с вами должны быть кочевниками, но духовное толкование их образа жизни таково, что они старались быть не привязанными: ждали, когда можно будет вернуться в рай. Кочевник долго не окапывается, он не создает городов, не создает бирж или нефтяных промыслов – он пользуется сегодняшним днем, а завтра переходит на другое место. Это образ человека, который на земле чувствует себя странником и пользуется тем, что ему Бог дает, но не больше.

Как раз каинитская цивилизация развивается со временем, мы это видим и по Священному Писанию, и вообще по истории человеческой, и мы видим, каков сейчас мир, который предлагает нам культуру потребления, когда человек видится именно как потребитель. Одна из целей наших современных школ – к сожалению, воспитание грамотных потребителей. Это приводит к тому, что человек, как и потомки Каина, начинает жить ради страстей, плоти: он забывает, что на земле мы временно, что нужно будет умирать и давать ответ за свою жизнь.

Дух времени вольно или невольно всех захватывает: знаю человеческие трагедии – истории, когда человек, имея средний доход, насмотревшись рекламы, того, что предлагают СМИ (или, проще сказать, средства дезинформации), начинает залезать в долги – брать кредиты, чтобы купить элитный телефон или какие-то блага, чтобы больше развлекаться: допустим, у него есть обычный телевизор, а ему нужен другой, огромный. Денег не хватает, но он залезает в долги и, по сути, попадает в рабство. К сожалению, есть и такие истории, которые заканчиваются очень трагично. А зачем тебе огромный телевизор, когда у тебя уже есть? С этим-то еще надо бороться: если поизучать, что транслирует наше телевидение (я не беру телеканал «Союз», замечательный и любимый), – что там такого, ради чего стоит лишать себя свободы? Убийства, скандалы – новости, о которых тоже надо понимать, что это такое, ведь в мире происходит очень много чего. В любом случае, выбор сетки новостей, ленты новостей – это все равно попытка манипулирования сознанием людей. И мы это должны понимать.

Если христианин искренне, открыв рот и открыв широко глаза, «потребляет» любые скандалы, которые транслируются на телевидении, любую информацию, которая без анализа дается, о чем это говорит? Мы настолько привязаны к этому миру, что даже и не начали делать то, о чем пишет святитель Игнатий.

Надо от этого всего отрекаться – это не означает, что человек должен продать квартиру, уйти с работы, оставить свою семью. Нет, не об этом речь: работать мы должны и обязаны (это наш крест – нас никто кормить не будет, если мы сами работать не будем), и семью бросать не надо, и квартиру продавать не надо. Отношение совсем другое нужно выстраивать.

Если человек думает, что он непременно должен построить для себя трехэтажный дом, тратит на это силы, время и средства, а потом оказывается, что дети разъехались, ему на старости лет невозможно жить в этом доме, раз он не может оплачивать коммунальные платежи, спрашивается, для чего он прожил эту жизнь?..

Так вот, дух времени, дух мира – это дух, который подпитывает наши страсти. Страстей у нас много, грехов много, и мир (лукавый через дух времени) пытается нас затянуть, уловить наш ум, чтобы мы были частью механизма потребления, боялись выделиться, показать, что мы – христиане, жить по-христиански. И в итоге потом стали бы его законной добычей.

Дух мира, от которого нужно отрекаться, – это очень глубокая, серьезная тема, которую нам с вами еще нужно будет обдумывать… Но, даже отрекшись от мира, дав обеты, монахи, которые оставили нам толкование Священного Писания, пишут, что дух мира может преследовать и монаха, и даже отшельника. У него вроде бы и телевизора перед собой нет, он в планшете не сидит, и интернета нет, но привязанность к страстям сидит в сердце и там его не оставляет в покое, и нужно каждый раз отрекаться.

Поэтому Господь и говорит, что, пытаясь следовать Ему, нужно отрекаться от себя. Что значит «отречься от себя»? Мы уже сказали, что христианину нужно учиться понимать, что такое мир и от чего отрекаться: от страстей. Так же и тут Господь говорит: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее...». Страшно звучит: нужно потерять душу, но здесь надо духовно понимать: речь не о вредительстве себе и не о самоубийстве, конечно же, а о том, что Господь настолько хорошо знает и нас, и что грех въелся в нашу природу, дух, тело, что часто жизнь человека это выполнение страстей, жизнь по ним: когда человек начинает с ними бороться, это можно сравнить как раз с погублением нашей души. Изменение жизни – настолько сложный процесс, но необходимый, ведь без этого невозможно следовать Христу.

Итак, дальше святитель Игнатий пишет: «Многие приступают к Господу – немногие решаются последовать Ему». Какие горькие слова! Как бы хотелось быть христианином, но пришел человек в Церковь, узнает о борьбе со страстями – и не хочет этим заниматься: «Многие читают Евангелие, услаждаются, восхищаются высотою и святостью учения его, – немногие решаются направить поведение свое по правилам, которые законополагает Евангелие. Господь, всем приступающим к Нему и желающим усвоиться Ему, объявляет: „Аще кто грядет ко Мне”, и не отречется от мира и от себя, „не может Мой быти ученик”». Какие горькие слова пишет святитель Игнатий – и не только про тех, кого он мог наблюдать в XIX веке, когда он жил, но они очень даже применимы и к нам: мы можем рассуждать очень высоко и очень красиво о Христе и Евангелии, а в своей семье не можем жить мирно. Это признак, что мы только теоретически можем что-то знать, а практики у нас нет. Чему и надо учиться.

Господь всем приступающим к Нему и желающим усвоиться Ему объявляет: «Аще кто грядет ко Мне, и не отречется от мира и от себя, не может быть Мой ученик».

Дорогие мои, то, что дальше пишет святитель Игнатий, очень подходит и относится к нам: «„Жестоко есть слово сие”, говорили об учении Спасителя даже такие человеки, которые по наружности были последователями Его, и считались учениками Его: „…кто может Его послушати?” (Ин. 6, 60). Это очень важные слова! Когда приходится работать с людьми непосредственно на приходе и когда мы готовимся к таинствам, к Исповеди, люди, пока еще не готовые бороться со страстями, очень часто начинают говорить: «Да это невозможно, христианская жизнь невозможна – мы думали, тут радость и счастье, а вы о покаянии, о грехах…», смотрят списки грехов и говорят: «Жизни никакой нет, жить невозможно» – горестный вопль человека: «Что за кандалы вы мне тут предлагаете? Никаких удовольствий, никаких радостей».

Так вот, дорогие мои, давайте снова и снова будем настраиваться правильно. Для чего мы все это делаем? Цель христианской жизни – спасение, следование Христу, чтобы здесь, а тем более там быть с Ним. Другой цели просто нет, и бесполезно даже рассуждать о чем-то другом. Ведь в Евангелии не говорится «вы здесь будете жить счастливо, весело, беззаботно, сытно». Вовсе нет! Где мы берем этот неправильный ориентир? Почему наш компас сбит и показывает нам не север, а какие-то другие направления? (Кто этим занимается? Лукавый, конечно. Он подкручивает нам компас.) Так вот, дорогие мои, нам надо понять: если мы действительно, по-настоящему хотим спастись, а не изображать христианство, не относиться к Церкви потребительски (сейчас тебе плохо – ты пришел, а потом потерялся), то давайте к словам Спасителя будем относиться как к неприкосновенной, неизменной истине – оно никогда не может быть изменено, оно независимо от времени: не надо думать, что Евангелие устарело и эти слова относятся только к людям, которые вживую слышали Спасителя, – мы же тоже Его услышали через Евангелие.

Эти слова Господь говорит, чтобы мы не давали, с одной стороны, суд себе сейчас: «Если сейчас я не могу, значит, все пропало – жизнь бесполезна, в церковь ходить бесполезно, бороться бесполезно, потому что сейчас я не такой». Дорогие мои, сейчас мы с вами не такие, как нужно, но Господь ведь говорит о следовании Ему. Он же говорит: «Научитесь от Меня», «следуйте за Мной», «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» – Он говорит о движении. Борьба со страстями, спасение – это путь, и он длится во всю жизнь: не надо думать, что сейчас нас на суд примут и осудят. Поэтому нам надо настроиться на борьбу, на труд, и нам нужно изучать этот самый труд – он не секретный, он у святых описан, надо просто трудиться.

То, что слово это жестоко, – да. Но почему? Святитель Игнатий так рассуждает, послушаем его слова о жестокости слов Божиих, о спасении: «Так судит о слове Божием плотское мудрование из бедственного настроения своего».

Смотрите, как интересно: вот оно, влияние мира, от чего нужно отрекаться – не от семьи, а от ложных понятий. И одно из ложных понятий – то самое состояние ума, плотское мудрование. Давайте разберем, что это такое.

Мудрование – это умствование, это понятно. Почему плотское? Оно происходит от плоти. Когда человек живет только для плоти, для удовлетворения плотских естественных и греховных потребностей, тогда у него определенный ум, определенная работа ума. Как у животного: добыть что-то, съесть и так далее. Почему в Евангелии есть такие слова (вы их встречали, я уверен): «не давайте святыни псам» и «не бросайте бисер перед свиньями»? Тут ведь речь не о буквальных свиньях и собаках. Ну, бросишь ты бисер свинье (а бисером в древности назывались ценные украшения) – она их затопчет, для нее это не ценность. И святыня псам – тоже. Почему так говорит Господь? Что это за псы и что за свиньи? Это очень интересно.

В Ветхом Завете псы и свиньи считались животными нечистыми. Но это же образ, это образ души человека: образ свиньи (животного, которое живет в грязи, наело свою плоть, плодовитое такое) – это образ человека, живущего ради плоти, чревоугодия и блуда, только для этого. Пес – образ человека злого, гневного, гордого: человек живет состоянием гордыни, злобы или плотских удовольствий – тогда любые слова о спасении, во-первых, не будут иметь для него никакой ценности и духовной стоимости, духовной дороговизны, так скажем. А самое главное – эти слова будут его раздражать. Поэтому Господь и говорит нам через Евангелие: «…иначе они обратятся и растерзают вас». Это яркий показатель того, что если христианин приходит в Церковь и не перестраивает свой ум, изучая Евангелие, святых отцов и основы веры, то вся его жизнь (внешне, казалось бы, христианская) ведет ли ко спасению? Это большой вопрос, ведь он живет ради своих неправильных ценностей.

Плотское мудрование – это как раз состояние ума, когда человек от состояния ума библейских псов и свиней, к сожалению, не поднялся; но это не означает, что и не сможет подняться.

Если захочет, если будет изучать Евангелие, изучать веру, изучать толкования святых отцов, бороться со страстями, он, конечно же, изменится. И, конечно же, поднимется. Тут очень многое зависит от свободы человека, от его желания. Но находясь в таком состоянии, нельзя оценивать слово Божие: как мы видим, даже ученики Спасителя, которые видели Его, ходили с Ним, видели Его многочисленные чудеса, слышали Его святые слова, услышав слова о спасении, сказали: «Жестоко слово сие» и отошли от Него. Как бы и нам, братья и сестры, думающим, что мы хотим спастись, слыша призыв Церкви о спасении, не остаться в плотском мудровании...

Далее святитель Игнатий пишет: «Слово Божие – „жизнь” (Ин. 6, 63), жизнь вечная, жизнь существенная. Этим словом умерщвляется „плотское мудрование” (Римл. 8, 6), родившееся из вечной смерти, поддерживающее в человеках вечную смерть: слово Божие, для погубляемых плотским мудрованием и произволяющих погибнуть от него, „юродство есть”. Оно „спасаемых сила Божия есть” (1 Кор. 1, 18)». В этих словах святитель Игнатий нам говорит, что плотское мудрование, которое во всех нас есть, побеждается изучением слова Божия. Если мы хотим спастись, начать бороться со страстями, изучить эту тему для себя, нужно брать правильные ориентиры и ориентироваться не на мнения пусть даже знатных, сановитых, именитых проповедников или уважаемых нами людей, а на слово Божие.

Заканчивая сегодняшнюю беседу, мне хочется напомнить о просьбе: мне хочется, чтобы я тут не «говорящей головой» работал, что-то вам говоря, – мне хотелось бы и от вас слышать отклик, что вас волнует в вопросах о борьбе со страстями...

Может быть, у вас есть какие-то истории, которые нужно разобрать, – Бог даст, вместе разберемся в них, – или интересные примеры, которые нужно было бы для кого-то озвучить и это послужило бы интересной иллюстрацией о борьбе со страстями или, наоборот, о действии страстей в человеке. Поэтому я вас очень прошу писать на электронную почту – пишите, порассуждаем для совместной нашей пользы ко спасению. Пусть Господь всех нас благословит! Помоги нам Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс