Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
О том, как образовательная система Русской классической школы попала на берега Невы, как пустила здесь корни и какие принесла плоды, рассказывают организаторы и руководители клуба семейного образования Елена Владимировна Ермакова и Ирина Равильевна Ефимова.
– Если школьник не может ответить на вопрос, какой урок у него любимый, не спешите делать вывод о том, что он не любит учиться. Вполне возможно, наоборот, ему нравятся все предметы. Конечно, такой замечательный настрой можно отнести к личным качествам ребенка. Ну а если весь класс признается в любви к учебе и с удовольствием говорит как о математике, так и о русском языке? Вы скажете: такого не бывает. Мы с коллегами с вами поспорим, потому что узнаем все больше адресов, где детей учат именно так: увлекательно и серьезно, природосообразно и последовательно, что и помогает ходить на уроки с удовольствием и любить школьные науки.
Ирина Равильевна Ефимова и Елена Владимировна Ермакова первые в Санкт-Петербурге в 2017 году познакомились с уникальной, проверенной временем образовательной системой «Русская классическая школа», а затем познакомили с ней остальных.
За два года Русская классическая школа распространилась по всему Санкт-Петербургу. Сейчас по программе РКШ в городе на Неве уже занимаются двадцать девять классов. Чтобы поскорее начать преподавать по этой методике, родители и педагоги попросили основателей Русской классической школы провести в культурной столице образовательные мастер-классы. Своим опытом поделились учителя из Симферополя, а также руководители и разработчики классической программы.
Ирина Равильевна Ефимова, педагог начальной школы, организатор и руководитель клуба семейного образования «Русская классическая школа» в Санкт-Петербурге: – Мы хотим, чтобы все люди в нашем городе, работающие по этой программе, объединялись. Мы говорим, что мы есть, чтобы люди знали куда пойти, чтобы детей, которые могут учиться по этой программе, стало больше.
– О том, как образовательная система «Русская классическая школа» попала на берега Невы, как пустила здесь корни и какие принесла плоды, расскажут гости нашей студии: Елена Владимировна Ермакова – логопед, педагог начальных классов, и Ирина Равильевна Ефимова – тоже педагог начальной школы. Обе они – организаторы и руководители клуба семейного образования «Русская классическая школа» в Санкт-Петербурге.
И начнем мы с того, что придется все-таки тот постулат, который я уже озвучила, доказывать. Я сказала, что есть школы, в которых дети учатся увлеченно, с удовольствием и не могут выбрать, какой же у них предмет любимый. Неужели такая ситуация действительно возможна?
Ирина Равильевна Ефимова: – Наш опыт говорит именно об этом, дети идут на занятия с удовольствием, им нравятся все предметы. Если спросить, какой предмет любимый, они говорят: арифметика. А когда появляется разветвление русского языка (немножко расходится деятельность), говорят: «Ой, а теперь русский язык, а еще чтение, а еще история. А когда будет история Отечества?». Им трудно выбрать, какой предмет любимый.
– Хотя вроде бы считается, что есть дети с техническим уклоном, есть те, кому нравятся точные науки, а есть те, кого называют гуманитариями. Получается, что вы в своем преподавании сталкиваетесь с такой ситуацией, когда можно любить все предметы. Это удивительно. Я понимаю, что речь – о методике Русской классической школы, которая пришла в Петербург. Расскажите, пожалуйста, как вы познакомились с этой школой, как она появилась на берегах Невы?
Елена Владимировна Ермакова, организатор и руководитель клуба семейного образования «Русская классическая школа» в Санкт-Петербурге: – С методикой Русской классической школы мы познакомились в 2017 году.
– То есть совсем недавно?
Елена Владимировна Ермакова: – Совсем недавно. И если честно, мы узнали, что в других городах (например, в Москве, Казани, Екатеринбурге) эти классы, школы существуют уже по многу лет, а в Петербурге не было ни одного класса. Конечно же, нас заинтересовала методика, и мы поехали в Москву учиться к Татьяне Георгиевне Розе в ее чудесный центр «Слово». Приезжали организаторы Русской классической школы Татьяна Анатольевна Алтушкина и Ирина Анатольевна Горячева. Мы были вдохновлены их опытом, их методикой и взяли это все на вооружение.
– Я думаю, когда вы выбирали методику преподавания для собственных детей, вы, наверное, видели не одну методику, перед вами был какой-то ассортимент. Почему вы выбрали именно РКШ? Какие доводы были в пользу этой методики?
Елена Владимировна Ермакова: – Я хочу поделиться своим опытом. Для дочки я выбрала сначала обучение по Ушинскому, то есть она обучалась в православной гимназии. Но когда я познакомилась с методикой Русской классической школы, то есть увидела, что наследие Ушинского так хорошо представлено, я без сомнений взяла на вооружение эти учебники, эту методику. И хотела бы посоветовать родителям обратить внимание на то, что учебники и методички изданы так, что можно даже самостоятельно родителям дома своим детям преподавать по методике Русской классической школы.
– Я вообще не сталкивалась с такой ситуацией, когда педагоги хвалят методику целиком. Обычно что-то берут из одного учебника, что-то из другого, что-то из одной методики, что-то из другой. С Русской классической школой совершенно обратная ситуация: принимают методику целиком. Почему? Неужели это настолько разработанная система образования, которая работает на все сто?
Ирина Равильевна Ефимова: – Да, это так. Мало того что она работает на все сто, она еще и генерирует созидательную энергию в педагогах и детях. Мне нравится реакция детей, мне нравится, как дети воспринимают эту программу, как они ведут себя на уроках, как горят их глаза, как они хотят отвечать, как они дают ответы на вопросы, как они полно отвечают, как думают перед тем, как ответить. И когда мы говорим с ними о серьезных вещах (говорим даже о духовных вещах), видно, что светлые, добрые зернышки прорастают в душах, выпускают корешки и прорастают добрым семенем.
Елена Владимировна Ермакова: – Я вижу результаты своих детей за год обучения (у меня класс девочек). Дело в том, что в этом году я веду уже второй класс. Они приходили ко мне все разные. Например, про одну девочку бабушка сказала: «Вы знаете, наверное, она у меня не математик». А к концу года бабушка же рассказала мне, что девочка считает, высчитывает годы правления русских царей и очень любит заниматься математическими вычислениями. То есть она полюбила арифметику.
Получается, эта методика позволяет открыть в детях то, что в них не ожидали открыть даже близкие люди. Вот дети прибегают утром и говорят: «Елена Владимировна, а мы сегодня на две задачи больше решили. Это можно?». Я говорю «можно» с такой радостью! Потому что ребенок сам хочет решать дополнительные задачи. Или мы на уроке не успели дописать пословицы, так решили, что в этот раз мы их допишем. Представляете? То есть дети сами хотят учиться, они с радостью идут в школу. Лучшее для педагога – услышать такие слова. Это самый большой подарок.
– Насколько я понимаю, все пособия Русской классической школы годятся и для того, чтобы по этой методике вести преподавание и в общеобразовательной, и в частной школе. И, может быть, в воскресной в рамках каких-то предметов. Они и для семейного образования. Расскажите, пожалуйста, для чего вы адаптировали эту методику и какие способы ее реализации видите для себя как наиболее оптимальные?
Елена Владимировна Ермакова: – У меня получилась история, связанная с тем, что дошкольники, с которыми я работала, которых готовила к школе, захотели учиться на семейном образовании. И я искала программу такого обу-чения. Я нашла эту программу, эту жемчужину, и стала обучать своих дошкольников, которые у меня учились с трех лет. Она подходит для любой формы образования, но у нас это частные классы. И сейчас родители тех детей, что занимаются у нас, просят, чтобы мы растили нашу школу. В том году мы открыли по одному классу, а в этом году число наших классов увеличилось до трех-четырех.
– Желающих много.
Елена Владимировна Ермакова: – Желающие есть, и они хотят, чтобы у нас была не только начальная, но еще и средняя школа. Но важен тот факт, что в Петербурге теперь уже не два класса, а двадцать девять… И то, думаю, это как минимум, потому что, может быть, еще какие-то классы открываются, не обо всех мы еще знаем. То есть так быстро разрастается дерево РКШ! Чему мы очень рады.
Ирина Равильевна Ефимова: – Методика проработана глубоко и основательно, и ей пользуются в государственных школах. Открыты и работают сейчас несколько школ, одна из них в Симферополе. Это государственная школа, на базе которой преподают по методике Русской классической школы. В нашей ситуации самый простой путь – семейное образование, потому что проходить коридоры власти очень трудно. И инициатива родителей дает такие плоды, что они организовываются, выбирают педагога (или педагог выбирает себе детей), как-то все вместе договариваются. И начинаем работать. В нашем случае это частная инициатива, но много и государственных школ. Это возможно.
– А что говорят родители, дети которых посещают вашу школу? Они замечают перемены в своих детях?
Ирина Равильевна Ефимова: – Да, говорят, что дети меняются, становятся ровнее, спокойнее, у них (что самое главное) появляется интерес к учебе. Потому что у нас есть детки, которые уходят из государственных школ и выбирают семейную форму образования.
– Именно потому, что не справились с той программой?
Ирина Равильевна Ефимова: – Да, говорят, что дети меняются, становятся ровнее, спокойнее, у них (что самое главное) появляется интерес к учебе. Потому что у нас есть детки, которые уходят из государственных школ и выбирают семейную форму образования.
– Именно потому, что не справились с той программой?
Ирина Равильевна Ефимова: – Именно потому, что у детей пропадает интерес к учебе, дети не хотят учиться. Много первоклассников, которые 1 сентября мечтают о школе, а 31 мая больше не хотят туда идти. Русская классическая школа своей работой, своим живым и настоящим опытом говорит: возможно, чтобы дети, поработав четыре или пять уроков, сохраняли энергию и хотели заниматься еще.
Елена Владимировна Ермакова: – Не только дети меняются, но меняются родители, это еще удивительнее. Они идут вслед за детьми, и многие из родителей потом хотят сами заниматься преподаванием либо своим детям, либо открывать похожие классы. То есть очень много родителей, которые приходили к нам на встречи (мы организовывали встречи с родителями). Они после этих встреч решали сами в своем районе организовать класс и преподавать своим деткам (или найти учителей, или самим преподавать). Это очень радостно видеть, потому что кто еще будет детям преподавать, как не мы?
– Вы знаете, те темпы, с которыми Русская классическая школа распространяется и шагает по нашему родному городу Санкт-Петербургу, уже доказывают, что она действительно привлекательна и для детей, и для учителей, и для родителей. Я благодарю вас, что вы сегодня помогли мне разобраться с теми вопросами, которые у меня еще оставались относительно этой методики, и желаю вам успеха на этом поприще.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.