Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№48 (993) 2018, №2 (995) 2019
– Мы продолжаем изучать Псалтирь, и сегодня поговорим также о двух псалмах – 128-м и 129-м. Мы соединяем их по краткости стихов, которые содержатся в этих псалмах. Эти псалмы связаны с предыдущими псалмами, потому что мы продолжаем подниматься по ступеням в Иерусалимский храм, по ступеням, которые ведут в Царствие Небесное. Каждая ступень – это особая добродетель, к которой мы должны приобщиться в течение нашей жизни на пути духовного становления.
128-й псалом также называется песнь степеней, 128. Десятая ступень – терпение ради Бога.
«Множицею брашася со мною от юности моея, да речет убо Израиль». Многое претерпели израильтяне, когда вернулись после Вавилонского пленения. Юности – потому что это юное становление вновь государства, и они потерпели от врагов, которые не давали им возможности восстановить храм, стены Иерусалимского храма и заново построить город. Они испытывали огромные трудности. Мы говорили, что одной рукой они строили, а другой – защищали город. И 46 лет длились эти трудности. Трудности были сильные: враги хотели напасть незаметно, в ночное время, как бы подойти со спины, чтобы причинить им всякое зло. Но они уповали на Господа, терпели ради Господа эти испытания, и Господь помогал им. Так и каждый человек, который становится на путь духовной жизни, говорят святые отцы, испытывает борения и от врага рода человеческого. Когда человек сопротивляется ему через исполнение заповедей Божиих, через молитву, через пост, тогда враг рода человеческого становится посрамленным. Если же человек не сопротивляется ему, то он творит зло, и тогда человек становится соучастником этого зла.
«Множицею брашася со мною от юности моея, ибо не премогоша мя». Действительно, много от юности, но не смогли победить. Почему? Потому что было упование на Господа. Враг был очень хитрым, изощренным, и мы с вами говорили, каким образом он нападал.
«На хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое». Хребет – это вся человеческая сила, и враги хотели победить эту силу. Хребет находится сзади, и именно с задней стороны нападали враги, то есть нападали тогда, когда они трудились, когда была ночь, нападали незамеченными, чтобы поразить еврейский народ. Но у них ничего не вышло. Так же и враг рода человеческого нападает на человека, который идет по пути духовной жизни, именно сзади, то есть с самой неожиданной стороны, чтобы невозможно было его увидеть. То есть он готовит такие ухищрения, которые мы порой можем и не заметить, и даже не знаем, на каком именно этапе нашей духовной жизни, в каком месте и через каких людей он может напасть на нас. Поэтому святой апостол Павел и говорит: «Блюдите, как вы опасно ходите». То есть мы не знаем, когда враг нападет на нас. Поэтому Господь призывает нас: «Бдите и молитесь, да не внидете в напасть». И псалмопевец Давид говорит о том, что враг хочет сокрушить всю нашу силу, и духовную силу, чтобы ввести человека в уныние, в отчаянное состояние и сломать его, подчинить полностью себе. Так и внешний враг стремится напасть с неожиданной стороны, совершить какую-то провокацию, как мы сейчас видим в политическом мире, чтобы сломать наш хребет, чтобы мы уже не смогли обороняться, а полностью подчинились злой воле, злому року или насаждению тех традиций, которые сейчас вновь появляются на нашей земле.
«Господь праведен ссече выя грешников». Господь только там, где человек праведный. Господь всегда праведному человеку помогает. Выя – это наша гордыня, которая бывает непреклонной. Человек гордый никогда не склоняет ни своего колена, ни своей шеи ни перед кем, считая себя самым лучшим. Но Господь сокрушает шею, поражает человеческую гордыню, и тогда человек начинает смиряться. Так же сокрушил Господь врагов, которые мешали построить еврейскому народу Иерусалимский храм. И у них уже не было гордыни, они уже не гордились, потому что видели, что Господь помогает им. Они претерпели все это, и за это Господь дает им такую награду.
«Да постыдятся и возвратятся вспять вси ненавидящии Сиона». Что произойдет с человеком, который не будет почитать Господа? Ненавидящии Сиона – это не просто те, которые не почитают определенного места. Мы говорили, что Сион – это место, где живет Бог, так считали евреи в древности, и Иерусалимский храм, в котором Господь говорил со священниками, с пророками, открывал им Свои тайны, открывал особую премудрость. Поэтому здесь такое понимание, что кто ненавидит Сион, значит, ненавидит Господа; это тот человек, который живет без Бога, который ненавидит Бога. У нас сегодня есть люди равнодушные, для которых Бог что есть, что нет: «Я живу сам, а там что-то есть и пусть будет как будет». Но ведь есть еще люди, которые просто ненавидят Бога и своей ненавистью они ведут войну против верующих людей, против священнослужителей, против Церкви Христовой на земле. Это люди, которые не ведут войну с конкретным человеком, но имеют претензии к священству, потому что у них не сложились отношения с Богом. Или, наоборот, они не хотят, чтобы Бог присутствовал в жизни, пытаются доказать, что Бога нет. То есть они озлобленные. А что будет с человеком, если он ненавидит Господа? Да постыдятся и возвратятся вспять вси ненавидящии Бога. То есть Господь посрамит таких людей и оставит их ни с чем. Как были ни с чем те, которые нападали на еврейский народ, так они и остались ни с чем. А Господь утвердил Своих людей, которые почитали Его, которые уповали на Него, которые все делали для того, чтобы прославить имя Божие. Ведь это же не просто стремление воссоздать Иерусалим, стены Иерусалимского храма. Можно было не воссоздавать храм. Но воссоздание началось с Иерусалимского храма – чтобы прославить Бога, что у нас есть Истинный Бог и Он нам помогает. И они доказывали не то, что они такой состоявшийся народ – они доказали, что Бог с нами, что у нас Самый Живой Бог, что у нас самое истинное богопочитание. Вы создаете нам невыносимые условия, но мы все равно сделаем, потому что делаем мы это ради имени Господа нашего.
«Да будут, яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше». Замечательные слова! Вот вы выступаете против Бога, вы боретесь с Богом – что с вами будет? Вы будете как трава, которая никому ненужная. Трава на здех, то есть трава, которая растет на крыше, не имеет достаточной влаги, она быстро засыхает и не приносит плода. Вы будете бесплодными людьми, вы без Бога ничего не сделаете, и ваша борьба напрасная. Поэтому, что бы вы ни делали, вы останетесь в бесславии.
И дальше псалмопевец Давид продолжает: «Еюже не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти собираяй». То есть никто даже к вам не прикоснется. Если трава нужная, если она приносит плод, то ее касается рука земледельца, чтобы она принесла пользу. А ты не принесешь никакой пользы: так же, как трава, высохнешь, сгниешь и не достигнешь никаких результатов, не увидишь плодов своей жизни.
«И не реша мимоходящии: благословение Господне на вы, благословихом вы во имя Господне». Замечательными, просто удивительными словами заканчивает сей псалом псалмопевец Давид. Он говорит, что благословится только тот человек, который насадил эту землю нужными растениями, и они принесли плод. Когда поле созрело, пришел земледелец, чтобы жать эту траву, чтобы взять плоды, то все идут и благословляют этого человека за его трудолюбие и его успехи, которые он получил в этой жизни. Но Господне благословение только на тех, которые действительно все делают во имя Господа: трудятся во имя Бога и прославляют имя Божие. Потому что имя Божие имеет огромную силу. Ради прославления Его имени и трудились евреи и получили благословение на то, чтобы достроить Иерусалимский храм, достроить город, восстановить стены.
Каждый из нас, смотря на этот псалом, должен помнить, что во имя Господне мы делаем и стараемся, чтобы прославлялось имя Божие через наши дела. Ведь нашими делами либо прославляется имя Божие, либо, как говорит апостол Павел, хулится, если наши дела неправедные. Поэтому все, что мы делаем, – все это по милости Божией и по благословению Божию. Ради имени Господня мы должны трудиться в своей жизни, и тогда мы получим благословение от Господа.
Сейчас мы переходим к следующему псалму, который имеет название: песнь степеней, 129. Одиннадцатая ступень – покаяние. Удивительный, замечательный покаянный псалом. Здесь псалмопевец Давид учит нас, каким же образом мы должны молиться, обращаться к Богу, какая молитва является подлинной. Мы знаем, что молитва бывает просительная, покаянная, славословная. Здесь говорится о том покаянии, которое человек может принести Господу. Но каким образом он должен обращаться к Нему?
«Из глубины воззвах к Тебе, Господи: Господи, услыши глас мой». Какие удивительные и замечательные слова! Ты должен взывать к Господу из глубины своей души. То есть молитва не должна быть формальной, молитва должна быть крепкой, внимательной, осознанной. Не такая молитва, что мы молимся, а сами думаем о своих делах, просто устами своими произносим слова молитвы, а сердце наше далече отстоит. Тогда, говорит Господь, напрасно вы зовете Меня. Господь не услышит нас. Молитва должна быть соединена и с нашим сердечным зовом, и с нашей внимательностью – такая глубокая, сильная, яркая молитва доходит до Господа. Господи, услыши глас мой. Когда человек молится, для него не должен существовать какой-то мир, он полностью отрекается от этого мира, от своих забот, проблем, от мыслей, которые услаждают его, и погружается полностью в молитву. Такая молитва приятна Лицу Божиему, и такая молитва, конечно, имеет определенный результат.
«Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего». Здесь псалмопевец Давид еще просит Господа, чтобы Господь услышал такую молитву. Мы говорили, что Господь всегда слышит такую молитву и внимает такому молению, когда человек находится в какой-то горести, в беде и из глубины души взывает к Богу. Он ничего не может Ему предложить, не может сказать, как фарисей: «Господи, я такой хороший, добродетельный, я все исполняю. Я правильный человек» – такая молитва неугодна Богу. Мы знаем, что Господь не принял такую молитву, а принял молитву мытаря, который говорил: «Боже, милостив буди мне грешному», который из глубины сердца взывал. Почему? Потому что он чувствовал свой грех, свою неправду, которую он совершил, и все это отзывалось скорбью и болью в его сердце. Когда человек находится в скорби, в какой-то беде или какой-то грех, вольно или невольно совершенный им, осознан, он начинает из глубины взывать к Богу и со слезами просить, чтобы Господь простил его: «Господи, услыши меня. Господи, вонми гласу моления моего». И Господь, конечно, отзывается на такую молитву. Именно о такой молитве и говорит в этом псалме псалмопевец Давид; без такой молитвы невозможно пребывать в духовной жизни.
«Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у Тебе очищение есть». Кто постоит? Да никто, конечно же; нет человека праведного. Если Господь будет рассматривать нашу жизнь внимательно, то Он увидит множество наших грехов и беззаконий. Мы ничего не можем сказать Богу. Только Господь может очистить наши грехи, только Господь может простить наши грехи. Мы ничего доброго в своей жизни не можем принести Богу. Каждый из нас имеет столько грехов! Поэтому каждая наша молитва к Богу должна быть горячей, чтобы Господь простил все наши согрешения вольные и невольные, которые мы делаем в этой жизни. Только Бог может простить, у Него неизреченная милость. У Него, говорят святые отцы, неоскудевающая река милости, которая постоянно течет, и которая направлена на человека. И Господь дает эту милость людям, потому что Он настолько возлюбил мир, что Сына Своего Единородного дал, чтобы верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. То есть Господь пришел в этот мир, на эту землю, взял грехи всего мира на Себя, и язвами Его мы исцелились. То есть каждый из нас получает исцеление не за счет того, что мы совершаем какую-то правду на земле, не из-за того, что мы воздерживаемся от грехов – «нет человека, который жив будет и не согрешит» на земле, каждый человек имеет множество грехов. Но Господь покрывает грехи Своею милостью, а эта милость заключена в спасительном подвиге Господа нашего Иисуса Христа, Который излил Свою Пречистую Кровь ради спасения нашего, Который умер на Кресте, был во гробе и Воскрес нашего ради спасения. Верой в Господа нашего Иисуса Христа, за счет того, что мы приступаем к таинствам Покаяния и Святого Причастия, мы становимся частью Самого Господа, участниками Его Божественных страданий и получаем избавление от наших грехов.
«Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое: упова душа моя на Господа». «Именем Моим бесы ижденут». Ради имени Господня мы должны и в своей жизни многое претерпеть, но сохранить имя Господне. Мы говорили только что о том, что имя Божие имеет огромную силу, но в то же время ради имени Божьего мы должны потрудиться в этой жизни, показывая добрые дела. И что бы мы ни делали, мы всегда должны говорить о нашем Господе. Никогда не говорить о том, что это мы сделали, мы созидали – все то, что происходит, конечно же, происходит по воле Божией, и ради Господа нужно в этой жизни что-то потерпеть. А потерпеть – значит, в чем-то себе отказать, прислушаться к слову Божию, поставить себе какие-то ограничения ради нашего спасения. Упова душа моя на Господа. Замечательные слова! Без упования на Господа мы ничего в этой жизни сделать не можем. Псалмопевец Давид говорит: «Я не могу ничего, Господи, представить, только оправдываюсь Тобою, только уповаю на милосердие Твое, только Ты посылаешь мне избавление, очищение. Что я могу в этой жизни?» Псалмопевец Давид, который в своей жизни ничем не хвалился. Как апостол Павел говорит: «Чем я похвалюсь? Что я могу представить Господу? Только грехи свои». Также и здесь псалмопевец Давид говорит: «Я ничего не могу представить Господу, я только уповаю на Господа». Он всю жизнь уповал на милосердие Божие и никогда не говорил о том, что он чего-то добивался и достигал собственными усилиями, он всегда говорил, что «только Господь мне помогает, избавляет, очищает». Но он, конечно, приносил достойный плод покаяния, сердце чистое и смиренное, и просил, чтобы Господь убелил его и избавил от всех грехов, которые он совершил. Вот такой образ покаяния он дает каждому из нас.
«От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа». Он говорит: всегда от юности своей уповайте на Бога, и эта надежда, это упование никогда вас не посрамит. Господь никогда вас не оставит, но всегда будет с вами. В какое время уповать на Господа? Он говорит – всегда, все 24 часа в сутки: от стражи утренния до нощи, и опять до стражи утренния. Войска делили на четыре стражи, охранники каждой стражи выходили по три часа. Последняя стража, четвертая, – утренняя, перед рассветом. И вот от самого раннего утра, от рассвета, до ночи ты уповай на Господа, и потом опять от ночи до утренней стражи тоже уповай на Господа. То есть все 24 часа всегда уповай на Господа. От юности своей, от самого того момента, когда ты начинаешь общаться с Господом, уповай на Господа – это упование просто необходимо. Почему необходимо? Псалмопевец далее поясняет: «Яко у Господа милость, и многое у Него избавление: и Той избавит Израиля от всех беззаконий eго». Где милость, говорят святые отцы, там и человеколюбие. Господь вот так любит человека! И если мы будем уповать на Господа, то Он будет посылать избавление от грехов, потому что у Него великая милость. И избавит Израиля от всех беззаконий eго. Мы говорим, что не только Израиль, но и всему христианскому роду, который является новым Израилем, тоже Господь явит Свою милость и пошлет избавление.
Вот такие замечательные псалмы, братья и сестры, нам показывают, как мы должны подниматься в духовной жизни. Без покаяния, без упования на Господа нельзя, потому что никак мы не сможем оправдаться перед Господом. Мы не сможем принести Ему должное за нашу жизнь, потому что мы слабые, немощные, и воля наша, к сожалению, больше стремится к злу. И грех порой даже не по воле нашей совершается, а вследствие каких-то определенных обстоятельств, в том числе обстоятельств нашей жизни. И мы только можем из глубины сердца воззвать к Богу, воздохнуть и горячо-горячо попросить, чтобы Господь простил нас – и Господь явит Свою милость – для каждого человека у Бога хватит милости: и для тех, которые жили до нас, и для тех, которые живут сегодня, и для тех, которые будут жить после нас. У Бога для всех хватит милости, любви и человеколюбия.
На такой положительной ноте мы сегодня заканчиваем разбирать эти псалмы. Храни вас всех Господь! (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Нина Кирсанова
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.