Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (995) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалмы 126 и 127

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалмы 126 и 127

№2 (995) / 8 января ‘19

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№48 (993) 2018, №1 (994) 2019

– Мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 126-м и 127-м псалмах. 126-й псалом перекликается с предыдущим, ведь все эти псалмы называются песнь степеней. Каждая степень – ступень, по которой человек должен подняться, на пути своей духовной жизни приближаясь к Богу. Сегодня – 8-я ступень, она называется презрение мира: то, что происходит в этом мире, происходит не без Промысла Божия. Если человек в этом мире уповает только на собственные силы, то он ничего не может достигнуть. Именно об этом и говорит 126-й псалом.

«Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий». Есть замечательная русская пословица: на Бога надейся, а сам не плошай. Во всем человек должен иметь упование на Господа, но должен прилагать и собственные усилия; тот же, кто не прилагает собственных усилий, а только уповает на Господа, лишь искушает Его и ничего не может достигнуть в своей жизни. Древний девиз «Ora et labora» («молись и трудись»): вот две составные части, которые помогают человеку достигнуть определенных результатов в жизни. А если человек трудится, но не молится, то у него ничего не будет получаться. Здесь Псалмопевец как раз и говорит евреям, которые вернулись из Вавилонского пленения, чтобы они усиленно трудились во благо созидания церкви, но при этом уповали на Бога. Почему необходимо упование? Было очень трудное время: они пришли к разрушенному Иерусалимскому храму, им нужно было восстанавливать и сам город, и стены Иерусалимского храма, а им препятствовали это делать. Евреям пришлось и храм восстанавливать, и город, а народы, которые окружали евреев, отнюдь не радовались их возвращению: они боялись их силы, поэтому всячески препятствовали им, нападая и днем, и ночью. Евреям приходилось одной рукой строить храм, а другой держать оружие – они защищали свой город. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что это было очень тяжелое время. Земля была буквально смешана с кровью, была кровавая грязь вокруг Иерусалима, так как были постоянные набеги. И в таких трудных обстоятельствах они строили храм и восстанавливали свой город – это было бы невозможно сделать без упования на Бога. Этот псалом как раз говорит, что созидающий человек должен всегда уповать на Бога. И сегодня каждый, кто созидает либо нашу российскую государственность, либо созидает города, села, восстанавливает храмы, строит ли свой дом, или созидает свою семью, должен уповать на Бога. Это упование никогда человека не посрамит, всегда Господь поможет, даст возможность и силы закончить начатое.

А если у тебя не получается? Почему Господь испытывает евреев? Ведь они трудились, прилагали немало усилий. Иоанн Златоуст говорит: это чтобы они в своих успехах не развратились. Порой Господь, даже если мы просим, не дает нам очень быстро закончить начатое дело, или мы его делаем, но в процессе появляется много препятствий. Почему? Чтобы мы не возгордились. Ведь многие из тех, кому легко что-то дается, приписывают все себе, говоря: «Нет, это не Господь помогал, это мы все сделали. Это мы такие грамотные, такие достойные, у нас такой ухищренный ум от природы, мы добились всего сами, своими усилиями» – у человека появляется огромная гордыня, которая ведет его к погибели. Поэтому большая добродетель у уповающего на Господа! Действительно, без Бога очень тяжело. Как бы евреи ни трудились, ничего не получилось бы. 46 лет – это целая человеческая жизнь… Они строят храм, и многие не доживают до завершения строительства храма. Почему? Такое было благословение Божие.

«Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным Своим сон» – даже если вы будете вставать очень рано и трудиться много, не будете лишнего времени сидеть за обедом, эти ваши усилия, стремления, желания без Божия благословения ничего вам не принесут, никакой пользы. Только Господь даст возлюбленным Своим сон. Даже бессонница у вас, и вы не можете спать: нужно и охранять город, и нужно пораньше вставать, чтобы строить – вы все усилия применяете, и если вы будете уповать на Господа, Он благословит вас: даст возлюбленным Своим сон, то есть успокоение; вы начнете созидать, и тогда у вас все будет получаться – и достроить храм, и восстановить город, и жизнь будет жительствовать: для избранного народа стены – не самое главное. И для Бога самое главное не они, а продолжение рода избранного народа, который выполняет свою миссию – из среды его должны явиться великие и славные сыны, из рода его вочеловечится Сам Господь Иисус Христос. Из этого же рода будут и святые апостолы – проповедники славы Божественной. Егда Господь даст возлюбленным Своим сон, что происходит? Будет развитие этого народа и достояния народа. А что есть достояние народа и Господа?

«Се, достояние Господне сынове, мзда плода чревняго»: Господь дает награду определенную за то, что ты уповаешь на Господа. Мы уже сказали, для Бога главное – не стены и даже не храм, главное достояние Господне – сынове, то есть продолжение рода избранного народа.

«Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных». Замечательные слова! Оттрясенных – это бедствующих ранее, они ослабли от бедствий, от великих трудов. А нужно чтобы в войско входили самые сильные, обладающие хорошей наследственностью, которые имели возможность тренировок и так далее. Сильное войско – это хорошие воины, которые произошли от сильного народа, но не от того, что был ослаблен – сначала пленением, потом такими тяжелыми условиями жизни. Казалось бы, другие народы смотрели на них – они слабые. А тут вдруг в их руках стрелы, как у самых сильных и обученных воинов. Вот что значит благословение Божие!

«Блажен, иже исполнит желание свое от них: не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех» – счастлив тот, кто исполнит свое желание. Какое желание было у избранного народа? Естественно, восстановить Иерусалим, восстановить храм и чтобы продолжился их род. И все это они получают от Господа. И тогда они не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех. Что это значит? Когда воины подходили к стенам города, их послов не приглашали в город, а встречали в воротах города и вели переговоры. И они не постыдятся, ибо все увидят, что Господь благословил этот народ, что Господь вместе с ним, ведь народ в тяжелейших условиях смог защитить свой город, строительство, храм Господень, и не просто защитить, еще и завершить строительство и города, и стен его, и храма. Во всем подчеркивается благословение Господне.

Если человек уповает на Господа, то он получает от Него благословение, а если нет упования на Бога, если мы надеемся только на собственные силы, томы читаем первый стих: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий». Как бы ни были хороши войска, вооружение, всегда мы должны уповать на Господа, а лучше сказать – и на оружие, и на благословение Божие: если Господь с нами, значит, мы будем непобедимы, а если будет и великое оружие, но Господь отступит от нас, тогда не будет победы. Все должно сочетать: и на Бога уповать, и самим трудиться, прилагать усилия, чтобы не искушать нашего Господа.

Переходим к 127-му псалму. Он связан со 126-м псалмом очень тесно. Здесь мы уже будем говорить о 9-й ступени, которая называется страх Господень. Он необходим человеку: если у него есть этот страх, тогда он ходит в Законе Господнем – и тогда получает благословение и милость от Господа.

«Блажени вси боящиися Господа». Блажен человек, который боится Господа, – это очень важный момент: святые отцы говорят, что не блажен тот, кто не боится Его. Кто такой блаженный? Это счастливый человек. Счастлив тот, кто боится Господа, и несчастен тот, кто не боится.

У нас был такой случай. Одна девочка, которая ходила мимо нашей домовой церкви, всегда кричала, что Бога нет; эти слова, конечно, исходили не из глубины ее сердца – так ее научили родители. Но ведь родители, приучающие своих детей не почитать и не познавать Бога, делают их несчастными в этой жизни. Поэтому каждый должен особенно обращать внимание на слова, которые говорит сегодня Псалмопевец – ведь мы же все боремся, чтобы наши дети были счастливы: ради этого мы даем им образование, покупаем хорошие вещи, хорошо их кормим, водим в разные кружки, нанимаем репетиторов, и так далее – мы все делаем, чтобы они были счастливы. Но подлинное счастье не заключается в рамках только материальных и интеллектуальных забот о своих детях.

Конечно, счастье – почитать и бояться Господа: блажени вси боящиися Господа. И не блажен, не счастлив тот человек, который не боится Господа. А бояться Его может только тот, кто почитает, знает Бога, для кого Он существует. Бог есть Сам по Себе, но ведь в нашем сердце Он рождается только когда мы открываем свое сердце для Него, или открываем Ему сердца собственных детей. В этом заключена великая благодать и милость.

Какие же люди называются боящимися Господа? Далее Псалмопевец очень хорошо говорит: «Ходящии в путех Eгo». Он не говорит «в пути», но в путех, ведь разный путь бывает у человека. Святые отцы говорят: прекрасно, что Господь не одним путем ведет человека, а многими путями – кто-то спасается в монашестве, в девстве, кто-то в честном супружестве, а кто-то через покаяние, принося Господу покаяние за свои грехи, как и тот, кто творит милостыню от своего имущества (если у тебя нет имущества, твори ее своими руками, добрыми словами и добрыми делами, которые ты можешь посвятить своему ближнему). Разные пути дает Господь, и каждый, имея свои определенные возможности или дарования, может идти этим путем и через это спасаться. Спасается тот, кто исполняет заповеди Божии, кто боится Господа; а если он боится Господа, значит, он счастлив.

Как Господь благословляет такого человека? «Труды плодов Твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет». Человек, идущий по пути, указанном ему Господом, становится счастлив. Почему? Он трудится, как и все, – невозможно жить на земле и не трудиться, обязательно надо трудиться – но он видит плоды трудов своих, он от рук своих принимает плоды. Многие трудятся, многие созидают, но не дает им Господь возможность насладиться трудами своими. А здесь человек, который трудится, получает награду от Господа не только в этой жизни – самое главное, он получает награду в вечности, и ее никто у него не сможет ни украсть, ни отнять. Любое в нашей жизни можно украсть, отнять, но Господь говорит: тогда – награда в вечности, где ее у тебя уже никто никогда не отнимет и добро тебе будет. Конечно, добро такому человеку, который еще при жизни может наслаждаться плодами трудов своих.

«Жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего». В пределах твоего дома ты увидишь счастье – у тебя будут дети. Для древних евреев это очень важный момент – много детей, ведь каждый должен увидеть избранного Мессию и через это весь род привести ко спасению. Немаловажно, чтобы и у нас было это благословение – были дети: мы знаем, сколько несчастья в семьях, которые не имеют детей, – но чтобы не просто были дети (они разные бывают), а дети хорошие, чтобы они приносили положительное в своей жизни, стремились к Богу, к исполнению заповедей Его, заботились о родителях. Здесь Псалмопевец говорит, что именно такое благословение будет благом.

«Сынове твои яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея». Благо, когда дети вокруг тебя и вокруг твоей трапезы – рядом с тобой, в твоем доме. Ты воспитал детей и порой их можешь не увидеть – они создали свои семьи и забывают про существование собственных родителей, а здесь благо заключается именно в том, что дети вокруг тебя: в твоем доме и вокруг твоего стола сидят вместе с тобой. Тогда ты видишь, насколько благо тебе и труды твои пошли на пользу, ведь дети живут по заповедям Божиим, стремятся к Господу, трудолюбивы, не имеют дурных наклонностей, стараются созидать свои дома и заботиться о своих родителях до смерти. Это действительно великое благо для человека.

Это счастье особо отмечается Псалмопевцем, который говорит далее: «Се, тако благословится человек бояйся Господа». Удивительные слова! Чем он благословится? Многого не надо в жизни, много лишнего бывает… Счастлив ты, когда счастливы твои дети, устроены, трудятся, когда у них тоже здоровые дети, которые назидаются Законом Божиим, стремятся к храму Божию, трудолюбивы, отсекают от себя все лишнее и вредное. В этом большое счастье, а не в богатстве. Если дети болезнуют, имеют какую-то болезнь, если у них злые, нехорошие привычки и они сбились с доброго пути, тогда, конечно, сердце будет очень неспокойным – оно всегда будет болеть, не сможет найти покоя в этой жизни. А когда ты живешь в исполнении заповедей Божиих, то и дети этим наполняются, и они вокруг тебя, и они у тебя есть, и они тоже идут по доброму пути. «Се, тако благословится человек бояйся Господа» – удивительные слова говорит Псалмопевец.

«Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего». Почему от Сиона? У евреев было понятие, что Бог живет на Сионе, в построенном Иерусалимском храме – и тебя благословит не просто языческий бог, бездушный идол, а тебя благословит Истинный Господь. Тогда ты узриши (насладишься) благая Иерусалима вся дни живота твоего: во всей твоей жизни ты увидишь и насладишься теми благами, которые дает Иерусалим, – и силой, и славой, и красотой, и богатством, и истинным богопочитанием, ведь рядом находится Иерусалимский храм. Конечно, в этом отношении Господь благословляет только тех, кто боятся Его и стремятся исполнить заповеди Господа.

«И узриши сыны сынов твоих. Мир на Израиля» – ты увидишь сыны сынов твоих: не только детей своих, но и внуков, и в окружении огромной, богатой, счастливой семьи ты встретишь свою старость – маститую, исполненную всякого блага, не имеющую никакой нужды, тоски и печали. Вот такое благословение получает человек: мир на Израиля – мир на город, на людей, живущих в нем. Человек получает и мир со всеми своими близкими, и внутренний духовный мир с самим собой, и мир с Богом, ведь совесть его чиста и только благодарением наполняется его сердце. Мир на Израиля – это не только мир на Израиль и на еврейский народ, но здесь мы будем говорить и о Церкви Христовой – новом Израиле. И человек, входящий в храм, верующий народ Божий тоже получает этот мир, когда он живет Церковью, живет исполнением заповедей Божиих: Господь Своей Церкви тоже дает мир. И, естественно, мы как члены Церкви тоже получаем мир и Божие благословение – это очень важный момент! Такой насыщенный псалом открывает нам псалмопевец Давид. И мы должны стремиться не только исполнить заповеди Божии, но и получить благословение от Господа на себя, на свою семью и на своих детей.

Оказывается, от нашей жизни очень сильно зависит и жизнь наших близких, и жизнь всего нашего рода. Если мы стремимся исполнить заповеди Божии, значит, Господь благословляет нас. Но, опять-таки, мы должны помнить (и мы говорили сегодня об этом), что каждый идет своим путем. И если даже человек согрешает, он никогда не должен унывать, но принести достойный плод покаяния и дела милосердия. Например, послужить ближнему либо от своего имущества (если оно позволяет), либо от дел рук своих и даже от тех добрых слов, которые мы можем произнести в адрес своих близких, поддерживая и укрепляя их. Вот такие удивительные, замечательные псалмы мы сегодня с вами, братья и сестры, разобрали и назидались от Псалмопевца. Храни вас всех Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс