Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (991) → Архимандрит Савва (Мажуко): Жертва Богу и жертвенность ближнему

Архимандрит Савва (Мажуко): Жертва Богу и жертвенность ближнему

№46 (991) / 3 декабря ‘18

Свет невечерний

– Друзья мои, мы с вами – люди православные. Это значит, что мы живем в дружбе с нашими батюшками и нашими владыками. Мы их приветствуем, молимся за них, иногда целуем руки, благословляющие нас, и с почтением вспоминаем людей, которые за нас молятся.

Священник, конечно же, очень сильно отличается от обычного мирянина наличием бороды (чаще всего), креста или панагии (если это епископ), и, конечно, обычной церковной одеждой, которую многие священники носят постоянно, никогда не меняя на светскую. В Греции, если ты рукоположенный священник, ты не имеешь права появляться перед людьми иначе как в одежде священника: это православная страна. Некоторые священники воспринимают это как форму проповеди – например, когда наш великий русский богослов и мыслитель Сергей Булгаков стал священником в далеком 1918 г., зная что это приведет к репрессиям и опасно для жизни, он взял на себя подвиг всегда, где бы он ни находился, носить священническую одежду, и путешествуя по России, находясь в Крыму, затем оказавшись в тюрьме, а впоследствии в эмиграции, он всегда ходил в священнической одежде.

Это знак, маркер, который как-то выделяет нашу церковную иерархию из общей массы людей. И если мы с вами откроем любой катехизис или пособие, рассказывающее о нашей Православной вере, то обязательно увидим учение о трехстепенной иерархии: епископ, священник, диакон. Однако если мы внимательно вглядываемся в страницы Нового Завета, где впервые появляются наименования «епископ», «пресвитер» (т.е. священник), «диакон», то понимаем, что первоапостольская Церковь была устроена как-то иначе – в ней все было по-другому: и епископы не епископы, и диаконы не совсем диаконы, и священники не совсем священники – оказывается, учение о трехстепенной иерархии появляется гораздо позднее апостольского века: только начиная со II века мы видим зачатки этого учения и практики. Изначально так не было. Почему так случилось?

Господь не устанавливал церковную иерархию? Может быть, это выдумка попов? Или, может быть, это просто действие объективного закона социального развития, ведь любая социальная структура непременно находит, выкристаллизовывает какие-то понятные формы, упорядочивающие жизнь этого сообщества. Так, что ли? Нет. Мы читаем наши вероучительные книги и говорим, что это – богоустановленная иерархия. Богоустановленная...

А миряне – это кто? Это Церковь или не Церковь? Это народ, который должен пассивно принимать то, что им дает трехстепенная иерархия? Здесь мы с вами должны оговориться: если учение о трехстепенной иерархии изложено в наших книгах и пособиях более-менее понятно, то практически все книги вероучительного, разъяснительного, катехезисного характера игнорируют четвертую степень иерархии, на которой нам следует внимательно остановиться, ведь Церковь – это не только священники.

У нас сложилась манера воспринимать Церковь как сообщество священников, а все остальные – просто обычные люди, пассивно воспринимающие то, что им дает иерархия. Но, например, апостол Петр говорит о всеобщем царственном священстве: вы – род избранный, царственное священство, народ святой. Всеобщем! Представляете: каждый мирянин Православной Церкви – священник? Это значит, вы можете совершать таинства, если вы православный крещеный человек, – например таинство Крещения; его может совершать даже женщина. Иногда у нас бывают споры, может ли женщина быть священником, а в Православии это давно решенный вопрос: каждая крещеная женщина – священник, ведь она может крестить. Крещение – таинство, которое разрешено совершать мирянам. А в некоторых случаях им разрешено совершать и таинство Покаяния – даже женщине.

Значит, четвертая степень иерархии – это миряне. Они не пассивные реципиенты тех таинств, которые предоставляют священники, – мы все народ Божий, каждый брат и сестра в церковной общине – это священник. Кроме того, если мы внимательно присмотримся к нашим церковным таинствам, то поймем, что, оказывается, священникам канонически запрещено совершать таинства без молитвенного участия народа – даже таинство хиротонии, то есть рукоположения священника.

Во время хиротонии епископ выступает в роли поручителя перед всем народом – он самый главный поручитель таинства, а не владыка, хозяин всего здесь, от которого зависит все, а мы просто как бродячие статуи – ни в коем случае: все люди, присутствующие в храме, совершают это таинство. Если вы бывали на хиротонии (рукоположении священника), то слышали, как епископ говорит: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует (имярек) благоговейнейшаго иподиакона во диакона; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа» – не «пророчествует», а «проручествует» говорится в этой молитве (глагол «проручествовать» больше практически нигде не встречается). То есть епископ выступает поручителем перед Богом от лица всей общины, которая молится, чтобы сейчас Святой Дух сошел на этого человека: он поручитель, а все остальные – участники этого таинства.

Значит, мирянин – такой же священник, у которого есть свои определенные функции и есть свои границы. Мирянин не может совершать таинство Евхаристии – для этого есть специально учрежденные степени, такие, как: епископ, который делегирует совершение этого таинства священнику, пресвитеру, и так далее. Эти канонические прорисовки не сразу появились и были усвоены, по-разному толковались, но сейчас мы имеем тысячелетнюю традицию, которая хранится Церковью, должны с уважением относиться к ней и никогда не забывать о важном деле служения: в Православной Церкви весь народ – это священнослужители.

Когда же совершается рукоположение в чин мирянина? В таинстве Миропомазания, друзья мои. Для меня, например, когда я учился в семинарии, был большой вопрос – что за таинство Миропомазания, в чем его священный смысл? Помазывают священным миром, а можно было и не помазывать – зачем это все? Это таинство рукоположения в сан мирянина! Именно так, поэтому Миропомазание внешне очень похоже на древнюю форму рукоположения. Рукоположение и помазание миром – это знаки одного порядка. Миропомазанный мирянин становится священником.

Сейчас у нас обычно миропомазывают после Крещения. Если вас крестили в детстве, то, скорее всего, и миропомазали. Тот, кто сподобился Крещения во взрослом возрасте, пережил это рукоположение в сан мирянина уже будучи зрелым, сознательным человеком. Поэтому, друзья мои, нужно помнить об этом своем служении: вы не просто люди, которые безмолвным стадом притворяются, – вы священники. Мы народ священников – царственное священство, народ Божий, народ святой.

Записала:
Мария Матуленко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс