Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (990) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 119

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 119

№45 (990) / 1 декабря ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№44 (989) 2018

– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь. Сегодня будем говорить о 119-м Псалме, имеющем преднаписание – «Песнь степеней 119». «Степени» или «песнь степеней» называются те ступени, или «восхождение» часто называют, которых псалмопевец Давид написал 15. В них говорится о восхождении древних иудеев из Вавилона в Иерусалим, в каждой песни описываются их внутреннее переживание, молитва к Богу, обращение, чтобы Господь их вывел из плена и даровал возможность войти в Иерусалим. Эти псалмы пелись иудеями на 15-ти ступенях, которые вели в Иерусалимский храм: на каждой ступени они пели песнь. Конечно же, этот псалом говорит и о нашем духовном восхождении от добродетели к добродетели, когда мы входим в горний Иерусалим.

«Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя». Здесь снова говорится о пользе скорби, которую человек имеет. Не было бы скорби – не было бы воззвания к Богу: когда человек пребывает в трудных обстоятельствах, он всегда обращается ко Господу и просит Его помощи. Скорби человеку дают духовную трезвость, он начинает правильно оценивать свою жизнь: он не прилепляется к этой жизни, он понимает, что все руках Божиих. А когда у человека все хорошо, он думает, что он властелин этой жизни, что он творец, что у него имеется, – все он «сам заработал», все он «сам приобрел», и от этого у него только вырастает гордыня, мешающая ему жить. И когда человек получает скорби и трудности, у него горячая и сильная молитва – и Господь слышит человека. И святые отцы говорят о том: смотрите! В скорбях человек взывает, ему не надо много трудиться, ему не надо делать какие-то особенные добродетели, но Господь слышит его только по одному воздыханию. И только одной молитвой можно избавиться от скорбей.

В то же время это для каждого из нас и подсказка: чтобы мы во время скорби не печалились и не искали способ каким-то земным образом решить проблемы, но в молитве обращались к Богу. Молитва поможет нам выйти из трудного состояния. Или за счет молитвы можно оговорить какие-то усилия и дела, как случилось, когда появилась возможность выйти иудеям из Вавилона. За счет только молитвы они это сделать смогли: Господь услышал их и оказал Свою помощь. «Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива». Мы всегда обращаемся к Богу, чтобы Господь избавил нас от клеветы: «Господи, Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя» – клевета делает этот мир совершенно невыносимым, и человек в таком состоянии будет делать еще бóльшие ошибки, нежели тогда, когда он может трезво оценить то, что с ним происходит. Вот Псалмопевец и просит, чтобы Господь избавил «от устен неправедных и от языка льстива» – от льстивого человека, который называется еще коварным, ведь его коварство не видно: если зверя видно, его намерения, то льстивого человека и его жестокости и коварства не видно – оно прикрыто какими-то ласковыми словами, и улыбкой, елейным поведением, смиренным образом. Он всячески прикрывает свои ухищрения и свою неправду. И ты не думаешь, что этот человек может причинить тебе зло, а думаешь, что он совершенно нормальный, хороший, готов жить и творить добро. И ему очень часто доверяют, что-то открывают сокровенное, – а на самом деле он готовит против тебя сети, и ты не знаешь это. И тебе все становится ясно в последний момент, когда злой, коварный человек, прикрытый ласкательством, лестью, открывается во всей полноте. Тяжело избавиться от такого человека, и тяжело такого человека увидеть. Поэтому Псалмопевец Давид и молится: «Господи, избави мя от человека клевещущего, и от человека, который льстит тебе, а на самом деле уже за пазухой у него находится камень, чтобы причинить тебе какое-то смертельное зло».

«Что дастся тебе, или что приложится тебе к языку льстиву?»… Очень сложно противостоять льстецу, но что мы можем сделать такому человеку? Конечно, только уповать на Господа, и Господь избавит тебя от такого человека. Но и какая польза человеку, который льстит тебе и потом проявляет жестокое коварство? Он сам через это зло погибнет, ведь он будет жить с ним, и неправда, предательство, которое он совершает по отношению к другому человеку, будут его самого съедать. Он будет жить в страхе всю свою жизнь… Просто надо оставить все на волю Божию, а Господь Сам исправит такого человека.

«Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными». Господь, говорят святые отцы, готовит против такого стрелы с раскаленными углями. Святые отцы говорят, что такое «стрелы изощрены»: это добродетельная жизнь, которой можно противостоять такому человеку. А «угльми пустынными» – угли как очищающие, избавляющие раны от всякой инфекции и от всякого ненужного: это, святые отцы говорят, святое Причастие – Чаша Христова Тела и Крови Господней очищает нас, присоединяет нас к Самому Господу.

«Увы мне, яко пришельствие мое продолжися, вселихся с селении Кидарскими». Увы мне, пришельствие мое продолжися – продолжилось долгое время пребывание древних иудеев в Вавилонском плену. И они жили в селениях Кидарских: Кидары – это селение рядом с Вавилоном, где жили злые люди, которые не имели закона и принципов, поступали по своей жестокости. Именно туда и были поселены иудеи – они там жили среди людей, причинявших им постоянное зло. Святые отцы говорят: действительно, Кидар – это тьма. И в ней жили иудеи и терпели всяческое поношение от таких людей. Конечно же, и мы с вами живем в окружении врага рода человеческого, он нам причиняет немалое зло – и нужно иметь возможность противостоять всему этому. Но на зло нельзя отвечать злом, противостоять злу злом невозможно. Нужно уповать на Господа и стремиться исполнять Закон Христов: заповеди Божии помогают побеждать всякое зло. Зло побеждается добродетелью. «Таковых, – говорит апостол Павел, – исправляйте духом кротости». Можно, конечно, отомстить, воевать с человеком, который причиняет нам зло, – но если мы исправим свою жизнь и будем жить добродетельно, тогда Господь Сам все изменит в нашей жизни.

«Много пришельствова душа моя, с ненавидящими мира бех мирен» – говорится, что иудеи пребывали в плену очень много времени, 70 лет: это человеческая жизнь (аще семьдесят, аще восемьдесят лет живет человек на земле, вот предел, который положил Господь) – целую жизнь они пребывали вот в этих селениях Кидарских и получали всякое поношение. Жили с немирными людьми, но были мирные: не отвечали им злом за зло, старались быть с ними в мире. Они не воевали с ними, не противостояли им. Но именно на всякое зло отвечали миром, можно сказать – добродетельной жизнью.

И нам святые отцы говорят, что и мы в своей жизни не должны отвечать на зло злом, не должны бороться с теми, кто любит этот мир и все посвящает этому миру, но должны показывать особый образ христианской жизни – и мирность будет побеждать. Тогда Господь будет слышать нас… Во всем быть примером, не бороться со злом – порой у нас возникает злость, желание бороться со всякой неправдой здесь, в этой жизни, противостоять, выходить, митинговать, еще что-то делать. И в противостоянии мы думаем, что добьемся результата. Вот, Псалмопевец говорит: нет, можно добиться другого результата, когда ты будешь с ненавидящими мира бех мирен – нужно быть мирным, показывать собственный пример.

Если мы не будем митинговать, а просто жить христианской жизнью, это будет самое лучшее оружие против всей неправды, которая совершается в мире, почему и святые отцы (преподобный Серафим Саровский) говорят: «Спаси себя, и около тебя спасутся тысячи людей». Поэтому мы и должны стремиться к спасению собственной души, и твоя добродетельная жизнь больше будет вызывать внутреннее желание у окружающих тебя исправиться – не только внутреннее желание, но и стремление приобщиться к такой же добродетельной жизни, ведь святость заражает человека, вызывает добрые движения души. Самая лучшая наша борьба с любым злом – наша христианская жизнь.

Сколько бы мы не митинговали, сколько бы не выражали свои мнения в социальных сетях, или даже видимым образом собирались на какие-то демонстрации – все это не даст добрый результат, так как будет вызывать внешнее противостояние нам, а мы будем пребывать в возбужденном, злом состоянии. А если мы будем приобщаться к мирности – к миру внутреннему христианской жизни, – тогда все будет исправляться и в этой жизни.

«Егда глаголах им, боряху мя туне» – напрасно будет тогда бороться с нами кто-то. Мудрость, которой мы приобщимся, а Господь именно и говорит, чтобы мы были мудры в этой жизни, противостояли бы ей духовным образом. Господь не случайно призывает, чтобы мы были мудры, как змии, и просты, как голуби. Мудрость должна быть в нашей жизни, и некая такая отстраненность от этого мира. И тогда все, что делается в этом мире, само собой будет угасать, будет побеждаться светом и добродетельной жизнью.

Вот такой удивительный псалом, просто замечательный, глубокий, который очень и очень многое нам дает. Мы в любой скорби должны обращаться к Богу: молитва – прежде всего молитва должна присутствовать в нашей жизни. Без молитвы ничего доброго мы не можем достичь. Молитва – это предстояние перед Богом, глубочайшая связь человека с Ним. Через молитву подается великая благость человеку, человек получает благословение на грядущий день, на предстоящий сон, молитва утверждает его целый день. Вот мы говорим, что тот день плохой, этот день нехороший – а нехороший лишь только потому, что была забыта молитва: был забыт наш Господь – в уме у нас нет имени Господня и уста наши не произносят его, вот день и получается не благословенным, и у нас ничего не получается. Отсюда и столько скорбей – и если в этих скорбях опять не будет молитвы, то наступит уныние, наступит печаль, мы будем видеть перед собой безвыходность жизненных ситуаций.

Но когда присутствует молитва в жизни человека, тогда он, конечно, побеждает зло, и скорби уходят из его жизни: Господь – Он всегда слышит, всегда помогает, не оставляет верных Своих. «Воззвах и услыши мя», – говорит Псалмопевец, научая нас молиться к Нему – не печалиться, не унывать, а сразу же обращаться к Богу. Молиться, чтобы Господь избавил нас от всякого человека неправедного, льстивого, коварного: ведь мы не сможем увидеть человека. Один из старцев Троице-Сергиевой лавры, игумен Виссарион, так говорил: «Раньше, чтобы узнать человека, нужно было с ним съесть пуд соли. А в сегодняшнее время и двух пудов мало» – человек становится более лукавым: он уже сдружился с лукавством этого мира, с хитростью и неправдою, не боится уже говорить неправду. Если человек, который верит в Господа, стремится жить по заповедям Божиим, всячески избегает обмана, лжи в этой жизни, то сущностью современного человека, ушедшего от Бога, становится неправильные отношения и неправильная жизнь, и всякий грех, и порок, и всякая неправда, лесть и обман. Поэтому мы не можем увидеть человека до конца. Казалось бы, вот какой замечательной человек, и вдруг поступает так, что ты просто сотрясаешься. Ты думаешь, что за твоим столом сидит брат, а, оказывается, не брат, а враг, желающий тебе причинить боль и страдания. Как увидеть такого человека? Увидеть его в нашей современной жизни практически невозможно.

Как избавиться тогда от них? Псалмопевец Давил говорит: обращайтесь с молитвой к Богу – и Господь избавит вас от таких людей. «Избави мя, Господи, от устен неправедных и от языка льстива». Невозможно увидеть, я еще раз говорю, такого человека – только избавиться от него можно, если Господь его просто не допустит к тебе, но здесь опять-таки нужно молиться и просить Господа. Конечно, Господь всякое зло побеждает, направляет к добру Своим Божественным Промыслом: Он благ и милостив – Он не дает нам понести скорби, беды и трудности в нашей жизни выше наших сил, чтобы мы не заунывали и не запечалились. Он, Господь, до времени дает понести тяжелый крест, но, когда видит, что мы истощены несением этого тяжелого креста, тогда Он и посылает нам облегчение, и направляет стрелы против этих людей. Да и сам грех, само зло уже живет в этом человеке, но не дает ему покоя, пока он не принесет покаяния Господу.

Вся наша жизнь – это трудности. Вся наша жизнь – переживание, борение. Если христианин живет по Закону Божию, он идет узким путем, и для него жизнь – борьба. И неслучайно говорит псалмопевец о селениях Кидарских: мы тоже живем среди врага рода человеческого, который хочет нам причинить боль, посылает нам всякие искушения. Жизнь христианина стеснена постоянной борьбой и постоянным бдением, ведь мы не знаем, когда враг рода человеческого нам причинит боль и страдание: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть». «Блюдите, как вы опасно ходите», – говорит святой апостол Павел. Любой невнимательный шаг может привести нас ко греху и к страданию. Чтобы этого не произошло, должна постоянно присутствовать молитва, а на всякое зло нужно отвечать молитвой и добродетельной жизнью – ни в коем случае не нужно мстить, не нужно искать способы причинить зло этому человеку: на зло нельзя отвечать злом. Господь в Священном Писании не случайно призывает нас многажды, чтобы мы не торопились ответить человеку на его оскорбление, на обиду, которую он причинил нам.

Я думаю, этим всегда мы будем побеждать всякую неправду и только приобретать среди людей себе друзей. Даже те, кто к нам плохо относились, если они будут видеть нашу улыбку, наше незлобие, они тоже будут приобщаться к этому и из врагов становиться нам друзьями.

Каждый псалом – великая ценность. Мы благодарны Господу, что Он послал нам святого псалмопевца и пророка Давида, который открывает нам глубину домостроительства Божия, с одной стороны, а с другой – красоту нашей духовной жизни. Если мы будем слышать его призыв, то будем совершать правильные поступки в этой жизни, которые будут нас радовать здесь и открывать Царствие Небесное. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Татьяна Муравьева

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс