Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (986) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 118

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 118

№41 (986) / 1 ноября ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№40 (985) 2018

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 118-м псалме. Это очень большой псалом – 17-я кафизма (читается на полунощнице и каждую Родительскую субботу). Сегодня мы поговорим о первых стихах этого псалма, поделив весь псалом на четыре беседы.

Псалом рассказывает о жизни псалмопевца Давида: здесь глубина и его молитвы, и его переживаний внутренних, духовных, и радость, и какие-то грустные моменты жизни в исполнении заповедей Божиих или пренебрежении ими. Поэтому он не раз обращается к Закону Божию, называя его разными именами: заповеди, оправдания, свидения, словеса, судьбы, пути, советы, стези. В этом псалме Господь утверждает человека: дает ему либо Свое благословение через исполнение заповедей Божиих, либо человек терпит какие-то поражения, искушения, беды, трудности. Но и в этом тоже заключается особый Промысл Божий – через это человек возвращается к изучению заповедей Божиих, к стремлению их исполнить, к восстановлению внутреннего мира и согласия с Господом.

Не каждый из святых отцов брался толковать столь глубокий псалом. Святой Блаженный Августин говорил, что отлагал много-много раз его толкование, понимая, какая ответственность – правильно и глубоко донести его до слушателей, как он не прост для духовного понимания. Мы дерзнем сегодня говорить, опираясь не на свои рассуждения или опыт своей духовной жизни, а на суждения святых отцов, – естественно, применительно уже к нашей жизни.

Псалом имеет написание: Аллилуиа, которое говорит нам о славе и благодарении Господа.

«Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни». Непорочен тот, кто стремится жить, исполняя заповеди Божии. Путем здесь называется жизнь человека, и счастлив ходящий в законе Господни.

«Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его»: блажен человек, который всем сердцем стремится искать в течение всей своей жизни Господа, а не живет стихиями этого мира. Мы знаем, насколько современный человек далек от Закона Божия – и в этом его трагедия, его поражение. Но счастлив и благословен тот, кто изучает Закон Божий и хранит его в сердце своем.

«Не делающии бо беззакония, в путех Его ходиша» – тот, кто не делает беззаконий, не творит греха, живет по Закону Божию, ходит по путям, которые указал Господь.

«Ты заповедал еси заповеди Твоя сохранити зело: дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания Твоя». Здесь Псалмопевец уже молится и просит, чтобы Господь благословил его: «Чтобы исправились пути мои, помоги мне, Господи, дай мне благодать, и я исправлю путь мой. И в этом пути я буду стремиться всем сердцем своим сохранить оправдания Твоя, то есть сохранить все заповеди Твои».

«Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя». Каждый должен испытывать свою совесть, и не бывает человеку стыдно, если он стремится исполнить заповеди Божии – стыд и позор тогда, когда человек не исполняет их в этой жизни: как же он может оправдаться в будущей жизни, когда перед ним откроются весь Закон Божий и его жизнь в неправде и нечистоте? Мы должны больше всего говорить, согласно этому псалму, о том, какова наша жизнь и чего мы должны стыдиться – в первую очередь когда мы не соблюдаем заповеди Божии – и данные и в Ветхом Завете, и те, что Сам Христос оставил нам. К их исполнению мы должны стремиться в течение всей нашей жизни. И то, что сегодня происходит посрамление заповедей Божиих – на различных телепередачах люди просто обнажают свой грех, – это стыд и срамота человеческой жизни современного мира. А тот, кто исполняет заповеди Божии, не постыдится: он говорит, что исполнил заповеди Божии, и это великая добродетель.

«Исповемся Тебе в правости сердца, внегда научити ми ся судьбам правды Твоея». Начало спасения – исповедание грехов. Когда человек исповедует свои грехи, он пребывает в правде этой жизни.

«Оправдания Твоя сохраню: не остави мене до зела». Бог оставляет иногда – по особому усмотрению для пользы, чтобы подвизающийся достигнул высшего совершенства. В этом стихе говорится, чтобы Господь дал Свою благодать, дал возможность оправдаться в этой жизни, потому что всякий человек впадает в искушения, но через искушения он и поднимается в своей духовной жизни.

«В чесом исправит юнейший путь свой? Внегда сохранити словеса Твоя». Конечно же, человеку невозможно жить и не согрешить, но самые большие грехи человек совершает в юности своей. Страсти причиняют огромное зло человеку. Самое главное – чтобы в юности Господь дал Свою благодать и поддержал, чтобы человек от юности научился сохранять заповеди Божии. Юность, конечно, будет сильна только тогда, когда она будет стремиться исполнить заповеди Божии.

«Всем сердцем моим взысках Тебе: не отрини мене от заповедей Твоих» – Псалмопевец молится, чтобы Господь дал благодать Свою, исполнил сердце возможностью исполнить заповеди.

«В сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе» – самое главное, чтобы сердце исполнилось заповедями Божиими. Когда оно будет наполнено Законом Божиим, тогда человек будет всегда стремиться исполнять заповеди Его: что есть в сердце человека, то человек и воплощает в собственной жизни.

«Благословен еси, Господи: научи мя оправданием Твоим». Давид прославляет Господа, благословляет Его и просит, чтобы Господь дал благодать, дал возможность исполнить заповеди Божии, ибо на пути исполнения заповедей Божиих стоит много испытаний, искушений и противлений не только внешних, но и внутренних, и враг рода человеческого нисколько не уступит человеку – все равно будет одолевать его. Поэтому Псалмопевец и просит, чтобы Господь послал благодать, научил и дал возможность исполнить заповеди Божии.

«Устнама моима возвестих вся судьбы уст Твоих». Будучи царем, будучи одним из сильнейших царей этого мира, говорят толкователи, будучи занят управлением народа, постоянно окружен высшим обществом, Давид не стыдился возвещать судьбы уст Божиих: он всегда благовествовал о Господе, о важности заповедей Божиих, и не только говорил, но и сам показывал пример в исполнении их.

«На пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве». Он никогда не полагал сердце свое в земное богатство, к которому так стремится человек. Господь говорит: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?», – поэтому его богатство было не в золоте, не в серебре, а в духовном утешении, в стремлении исполнить Закон Христов, Закон Божий.

«В заповедех Твоих поглумлюся, и уразумею пути Твоя». Поглумлюся – это значит углублюсь в изучение заповедей Твоих и уразумею пути Твоя. Перед тем, кто изучает заповеди Божии, открывается богатство духовной жизни: если человек стремится исполнить заповеди Божии, то для него, как для пророка Давида, открываются все пути Господни. Мы не раз говорили, что Псалтирь христологична, и для псалмопевца Давида открывались пути Господа не только Ветхого Завета, но и само Пришествие Христово на землю: он точно говорил о страданиях Господа, Его спасительном подвиге, Воскресении, языческих народах, которым суждено принять христианство и войти в Церковь Христову.

«Во оправданиих Твоих поучуся: не забуду словес Твоих. Воздаждь рабу Твоему: живи мя, и сохраню словеса Твоя» – изучай заповеди Божии, изучай слово Божие. В Ветхом Завете очень изучали слово Божие и когда изучали, то оно ложилось на сердце, оставалось в уме, и ум постоянно пребывал в Господе. Ум не был в праздном состоянии, не был в каких-то мечтах, не был в греховных страстях и рассуждениях об этих страстях, но постоянно пребывал в Боге. И за это, говорит Псалмопевец, воздаждь рабу Твоему: живи мя, и сохраню словеса Твоя. Святые отцы говорят, кто может сказать такие слова: воздаждь рабу Твоему – конечно, праведные, святые, как Давид, чтобы Господь послал благодать и дал должное вознаграждение за такое стремление... Давид показывает, что «я раб Твой, Господи». Мы говорили о рабстве. Раб – тот, кто отдал себя совершенно свободно в волю Божию, кто живет волей Божией, и каждый, кто стремится жить по воле Божией, имеет право сказать такие слова.

«Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего». Святые отцы говорят: не только очи открой, но и уши, и очи сердца моего, чтобы услышать и исполнить волю Твою, и тогда я уразумею чудеса от Закона Твоего. Какие? Самое большое чудо – не какое-то, связанное с нашей земной жизнью, а чудо Промысла Божия о человеке и об этой земле; святые отцы говорят, что здесь, конечно, говорится о Пришествии Христовом. То есть: «я уразумею, я увижу то великое чудо, которое Господь уготовал для спасения всего рода человеческого».

«Пришлец аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя». Здесь Псалмопевец говорит о временности нашей жизни. Мы пришельцы на земле. Что наша жизнь? Она очень коротка, она скоро пройдет, и самое главное – чтобы Господь дал нам увидеть возможность спасительного пути, заключенного в заповедях Божиих.

«Возлюби душа моя возжелати судьбы Твоя на всякое время». Самое главное – увидеть суды Божии, через которые открывается стремление к Царствию Божиему. Так что самое главное – не наполняться любовью к земле, к страстям, а стремиться увидеть Царствие Небесное.

«Запретил еси гордым: прокляти уклоняющиися от заповедей Твоих». Гордые, которые стремятся жить согласно своим земным стремлениям, утверждаются в этом и думают, что в этом и заключена их жизнь. А на самом деле, если мы откроем Священное Писание, перед нами откроется Закон Божий, и проклят всякий, кто не исполняет заповеди Божии: они подпадают под проклятье, когда идут неправедным путем. Но в то же время они становятся соблазном. А каждый православный должен стремиться исполнять заповеди Божии – и через это получает благословение от Господа.

«Отими от мене понос и уничижение, яко свидений Твоих взысках». Грехи наши составляют поношение – вот Псалмопевец и просит, чтобы Господь отнял всякие грехи и беззакония, которые человек совершает в этой жизни, – от них мы получаем поношение и стыд.

«Ибо седоша князи и на мя клеветаху, раб же Твой глумляшеся во оправданиих Твоих». Сильные и князи, конечно, злились на него и ругали его, что он полагает все свое упование на Господа, но он все равно оставался верным Богу и сохранял заповеди Его.

«Ибо свидения Твоя поучение мое есть, и совети мои оправдания Твоя». Здесь опять Псалмопевец очень красиво говорит: тогда как сердце немощно и не может вынести озлоблений, встречающихся при внешних и внутренних бранях, достаточно занять ум исследованием Священного Писания, чтобы помыслом о досточудном водительстве Божием крепко связать свои гневные помыслы и воспрепятствовать им. Так говорят святые отцы.

«Прильпе земли душа моя: живи мя по словеси Твоему». Он просит о молитве. Под землею разумеется все вещественное и плотское и любовь к нему – он прилепляется к нему, но просит: «Живи мя (то есть оживи меня) по словеси Твоему», то есть через ту благодать, что Господь посылает верным Ему.

«Пути моя возвестих, и услышал мя еси: научи мя оправданием Твоим», «научи меня, Господи, оправданием Твоим» – он исповедует свои грехи перед Господом.

«Путь оправданий Твоих вразуми ми, и поглумлюся в чудесех Твоих. Воздрема душа моя от уныния: утверди мя в словесех Твоих». Что значит «воздрема душа моя»? Она расслабилась, и в расслаблении душа впала в уныние. В унынии, в расслаблении человек может совершить многие грехи, и он просит, чтобы Господь утвердил его в Законе через ту благодать, которую Господь посылает верным людям.

«Путь неправды отстави от мене и законом Твоим помилуй мя». Путь неправды – это путь греха, говорят святые отцы. Он просит, чтобы Господь послал ему благодать Духа Святого через Господа нашего Иисуса Христа.

«Путь истины изволих и судьбы Твоя не забых». Давид говорит, что его стремление – идти по пути истины: хотя в жизни бывает всякое, но сердце его исполнено правды и Закона, и он стремится исполнить Закон.

«Прилепихся свидением Твоим, Господи, не посрами мене». Здесь опять Давид просит, чтобы Господь не оставил его. Как святые отцы говорят, он выражает чрезмерную расположенность свою к словам Божиим: «Чаще приклоняй ухо твое к словам духовным, и ум твой удалится от нечистых помыслов». Вся жизнь – борьба и духовное противостояние, о духовном противостоянии и говорит Псалмопевец.

«Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое» – через что расширил? Через искушения. Невозможно человеку самостоятельно стремиться к Богу, но когда посылаются искушения, он становится более бдительным и внимательным к своей духовной жизни и, конечно, стремится исполнять заповеди Божии.

«Законоположи мне, Господи, путь оправданий Твоих, и взыщу и выну» – «покажи мне, Господи, что я должен делать; открой мне, по какому пути идти, и тогда я пойду этим путем». «Вразуми мя, и испытаю закон Твой и сохраню и всем сердцем моим». «Господь повелел изучать Писания, но, конечно, изучающие нуждаются в озарении свыше как для того, чтобы найти искомое, так и для того, чтобы сохранить найденное» – такие глубокие слова говорят святые отцы, в частности, святитель Иоанн Златоуст. Обязательно надо изучать Священное Писание, углубляться – и тогда перед нами будут открываться глубины духовной жизни.

«Настави мя на стезю заповедей Твоих, яко тую восхотех. Приклони сердце мое во свидения Твоя, а не в лихоимство» – чтобы мое сердце не стремилось к лихоимству, к земному богатству, к приобретению его, скоплению его, а жизнь была посвящена богатству, которое открывает нам двери Царствия Небесного, чтобы жизнь моя приобретала духовное богатство через чтение, изучение Священного Писания.

«Отврати очи мои, еже не видети суеты: в пути Твоем живи мя» – суета захватывает нас; неслучайно святой апостол Павел говорит о людях, что как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся и отошли от Него, ибо суета захватывает человека, дает ему некий внутренний интерес, и он начинает полагать, что все интересное – в земной жизни. Поэтому Псалмопевец просит: «Отврати очи мои от суеты, которая захватит меня, потому что тогда я не буду идти по этому пути. Отврати меня и оживи меня, чтобы мне идти по пути Твоему».

«Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой» – внуши мне страх Твой, не допускающий служить похотям плоти. Псалмопевец просит страха, по которому боится оскорбить Любимого. Действительно, нужен страх Божий – потери любви: самое страшное в жизни – потерять любовь Божию и расположение Божие. Этот страх всегда должен быть в сердце, и тогда у нас будет трепетное отношение к своим словам, действиям и стремлениям в этой жизни.

«Отими поношение мое, еже непщевах: яко судьбы Твоя благи» – поношение, мы уже говорили в этом псалме, человек получает за грехи свои, поэтому он просит отпущения грехов, но дается оно через покаяние, которое человек приносит Господу.

«Се, возжелах заповеди Твоя: в правде Твоей живи мя» – «без Мене не можете творити ничесоже», без Господа ничего невозможно сделать. Поэтому Давид и просит, чтобы Господь оживил его Своею правдою и Сам послал ту благодать, что необходима для исполнения заповедей Божиих.

«И да приидет на мя милость Твоя, Господи, спасение Твое по словеси Твоему: и отвещаю поношающым ми слово, яко уповах на словеса Твоя». Цель нашей жизни – спасение, но спасение – не без милости Божией; если не будет милости Божией над нами, то мы не сможем оправдаться: можно оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно...

«И не отими от уст моих словесе истинна до зела, яко на судьбы Твоя уповах: и сохраню закон Твой выну, в век и в век века». «Отыми, Господи, от нас всю неправду, но чтобы мы только пребывали в истине», ибо драгоценна истина – Сам Христос сказал: «Аз есмь истина и живот», истиной является Сам Христос Господь Бог наш. И неслучайно Псалмопевец говорит: и сохраню закон Твой выну, в век и в век века, чтобы в устах наших была только истина, только стремление ко Христу. Когда у человека есть такое стремление, он до конца может исполнить Закон Божий: в век века.

«И хождах в широте, яко заповеди Твоя взысках: и глаголах о свидениих Твоих пред цари и не стыдяхся» – никогда Давид не шел вне заповедей Божиих и никогда не стеснялся Закона Божия: он проповедовал как царь и другим царям о Христе, говорил о заповедях Божиих. Никогда ему не было стыдно говорить о Божественном.

Конечно, это изумительнейшие слова и наставления Псалмопевца! Каждый из нас должен стремиться не стыдиться говорить о Господе, о Законе Божием, о стремлении исполнить заповеди Его: все это дает и живительный пример, и надежду, что человек услышит Божественные глаголы и будет сам стремиться к ним и через это обретет вечное спасение...

Храни вас Господь, дорогие братья и сестры! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс