Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Бедная сухопутная держава, почти без выхода к морю, морских торговли и традиций, к тому же государь, который панически боится воды – каковы были ее шансы обрести вдруг могучий флот? Вот несколько строчек о правителе: «Государь сей имел природное отвращение от воды, которое до того простиралося, что при переезде через небольшой ручей почти в беспамятство приходил». Это из записей некоего французского лекаря Н.Г. Леклерка о русском царе Петре I Алексеевиче. До 14 лет основатель отечественного флота очень боялся не то что входить в воду – даже видеть ее. Излечили его от фобии, как рассказывают, «дядька царя» Борис Голицын и железная воля самого Петра I; она же заставила всю страну крепко полюбить море и превратила ее в морскую державу.
В предисловии к «Морскому уставу» 1720 года умалчивается о детских фобиях царя, но подробно рассказывается, как Петр Алексеевич нашел старый брошенный ботик. Как его приятель голландец Франц Тиммерман заинтриговал сообщением, что оное суденышко галсами «ходит на парусах не только по ветру, но и противу ветру». А далее описывается, как юный царь пробовал ходить под парусом по речушке, но оказалась она узковатой, – перешел он на Просяной пруд, «но и там не много авантажу сыскал, а охота как жажда от часу умножалась». И тогда ботик его переехал на зеркало большого Плещеева озера. Все это не зря сообщалось в предисловии к Уставу. Вместе с Петром и русский флот рос, и все ему становилось «узко»; пока он не вышел к берегам настоящих морей – прежде Азовского, затем Балтийского...
Южное направление во внешней политике для Петра было сначала наиглавнейшим. В 1695–1696 гг. он организует два Азовских похода. Удачным оказался второй – лишь ударом с воды он смог взять крупную турецкую крепость Азов. Но какими силами сберегать завоеванные берега? «Морским судам быть», – вердикт Боярской думы, и тут же принята первая в нашей истории программа строительства флота в 52 корабля: удивительная задача для небогатой сухопутной страны, и столь же удивительны вышли решения.
Первое Адмиралтейство в России появилось в Воронеже, в сотнях километрах от моря. Там росли дубовые леса, которые и пошли на первые корабли. Оплачивали мероприятие тоже чуднó – с помощью «кумпанств», своеобразной народной повинности: разные слои и группы населения объединялись в такие «кумпанства», каждое строило корабль. Со двора выходил где 1 рубль, где 1 рубль 20 копеек – очень внушительная сумма. Причем больше всех в деле должна была участвовать Церковь: если один борт строили 10 000 светских дворов, то такой же борт ставили 8 000 дворов церковных. Но эта форма повинности себя не оправдала, уже через пару лет Петр от кумпанств отказался. И все же флот был поставлен.
P.S. В сентябре 1699 г. 46-пушечный корабль «Крепость» подошел к Стамбулу. Он встал на якорь близ султанского дворца, почему одним своим явлением наделал немало переполоху. На нем прибыл посол Емельян Украинцев для ведения переговоров о мире. Вероятно, это была первая настоящая демонстрация нового флота миру – и весьма удачная: турецкая сторона пошла почти на все условия, которая выдвинула Россия. Теперь Петр I развязывал себе руки для действия на Балтике – он мечтал иметь флот и там.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.