Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (983) → Архимандрит Савва (Мажуко): Между Богом и семьей

Архимандрит Савва (Мажуко): Между Богом и семьей

№38 (983) / 2 октября ‘18

Свет невечерний

Друзья мои, замечали ли вы, что мы, верующие люди, часто пугаем светских людей, наших близких, наших дальних, или, как апостол Павел их называл, наших внешних – тех, кто находятся рядом с нами, но почему-то, по каким-то причинам в ограду церковную не вошли, не пришел еще час их воцерковления. А фигура верующего человека не зовет к Богу, не являет красоту веры Христовой, – отпугивает. Это очень странно, и для нас это большая проблема. Не нужно отмахиваться от этой нее и говорить, что это дело людей внешних, светских, это их вопрос, почему их отпугивает истина Христова: может быть, они одержимые, а может быть, у них какие-то тяжкие грехи и режет глаз им наша правда, вот они и пугаются, и бегут как известный «товарищ» от ладана.

Можно, конечно, остановиться на таком объяснении, но человек вдумчивый и внимательный точно станет разбираться: почему так, в чем тут дело? Апостол Павел в Священном Писании нам прямо говорит, что мы должны бережно относиться к внешним людям. Более того, даже в диаконы и епископы посвящались люди, имевшие доброе свидетельство от внешних, то есть у людей светских спрашивали о репутации человека, который должен был поставляться в пастыри – представляете, какой неожиданный поворот! Это практика Древней Церкви апостольских времен, поэтому мы должны сделать вывод, что свидетельством со стороны «внешних», их взглядом апостолы очень интересовались – они не замыкались в некий замкнутый культурный или религиозный кокон, не прятались в нем от прочих людей, но пытались свою точку зрения, фокус своей оптики периодически настраивать на точку зрения «внешних», периодически смотреть на себя их глазами.

Смотреть на нашу церковную жизнь глазами людей светских, оказывается, очень полезное духовное упражнение. Друзья мои, может быть, это звучит слишком парадоксально и вызывающе: ну какое же это духовное упражнение? Духовное упражнение – это молитва, пост, длинная служба, может быть, чтение Писания… Но менять точку зрения, пытаться посмотреть на церковную жизнь глазами человека светского – помилуйте, разве это не анекдот? Но тем не менее это действительно духовное упражнение: человеку внимательному, духовно чуткому полезно оценивать свою жизнь и свой опыт с различных точек зрения.

И вот один из моментов в нашем церковном поведении, который пугает светских людей, – это наша ревность не по разуму, та необыкновенная горячность, или (употребим здесь слово иностранное) ригоризм, то есть строгость, когда мы пытаемся не только построить жизнь по каким-то известным схемам, но еще и навязать эти схемы другим людям. А человек – существо живое, он не может жить по схемам долгое время; какие-то схемы, правила, аксиомы лишь настраивают человека, ведут в нужном направлении, создают какую-то шкалу, по которой он может ориентироваться.

Один из моментов, который не только отпугивает светских людей, но и людей воцерковленных ставит в тупик, – это дилемма любви между Богом и семьей. Есть простое Евангельское свидетельство, которое вы сейчас вспомнили: в Евангелии от Матфея Господь говорит Своим ученикам, наставляет их удивительными резкими словами: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. (Мф. 10, 37–39).

Услышать такие слова из Евангелия, из уст Бога любви, проповедника того, что Бог есть Милосердие и Любовь, – это очень странно. Ведь это Он нам заповедует любить ближних, Он в первую очередь спрашивает с нас о тех людях, которые рядом с нами. И апостол Павел, Его верный ученик, тоже говорит, что аще же кто о своих, паче же о присных не промышляет, веры отверглся есть, и невернаго горший есть (домашние – это наша семья: мать, отец, сын, дочь, жена, детки, внуки). Подумайте, какие жестокие слова говорит Павел!

И те же люди, которые проповедуют любовь к домашним и ближним, говорят, что Бога нужно любить больше, чем детей, мать и отца. А у евангелиста Луки эти слова звучат совсем уж невместимо, говоря языком церковным. Христос в Евангелии от Луки говорит о том, что нужно возненавидеть отца и мать. Даже не о том, чтобы любить меньше! Он говорит: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26). А ведь все христиане – Его ученики. Если в Евангелии от Матфея требуется любить домашних чуть меньше, то здесь говорится о ненависти. Как Бог любви может учить ненависти?! Вот ведь странно! Для человека, который впервые открывает Евангелие и читает, эти слова звучат настоящим скандалом, а если после Евангелия мы откроем Древний Патерик, то можем прочитать, как некий старец испытывал одного ученика, пришедшего в его монастырь с маленьким ребенком: он проверял его верность тем, что однажды заповедал ему бросить малыша в реку, и отец схватил ребенка и побежал к реке, но старец, который дал ему это задание, вовремя его остановил. Разве это нормально? Не похоже ли это на какую-то секту? Как нам тут быть?

И эта дилемма снова и снова возникает для каждого семейного человека, например в такой ситуации: идти в церковь или на праздник в школу, где выступает ребенок? Как поступить? Родитель выбирает пойти в церковь, ведь Бога надо любить больше… Как же правильно?

Друзья мои, ответ очень прост: Бог есть любовь – мы любим наших близких только потому, что причастны любви к Богу. И Господь здесь говорит не что иное, как то, что человек, который любит своих детей или близких любовью собственника, а не в свете Божества, не в свете Его любви, не принимает их как дар Божий и как задание любви – тот человек не знает любви, он всего лишь собственник, обладатель, и поэтому любовь его не истинна. Бог – это тот Источник любви, Который освещает все вокруг, и когда Его нет, кругом тьма, все серо, безлико и не имеет никакой ценности. Вот что говорит нам. Евангелие. Нужно учиться любить в свете любви Божьей. Поэтому если ревность нас накрывает с головой, все-таки никогда не забывайте, друзья мои, о здравом смысле, о том, что Бог Сам Себе противоречить не может и что Бог Любви и Милосердия не может учить ненависти. Мы просто должны учиться Его правильно понимать.

Записала:
Мария Матуленко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс