Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Владыка, если позволите, сделаем темой нашей программы осень...
– Давайте сделаем – вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным: «Унылая пора! Очей очарованье!».
Поговорим сегодня и о плюсах, и о минусах. Первый вопрос: как Вы относитесь к словосочетанию «осень жизни»?
– Может, я еще не дожил до этого возраста, поэтому мне трудно сказать: как любому человеку, все еще кажется, что твоя осень еще впереди, и ты еще не закончил даже сеять, – что ж там собирать? Хотя если говорить об осени не только как о времени года, а как о некотором периоде, то да, иногда выходишь в поля для сбора урожая и понимаешь, что плохо потрудился: не всегда выросло то, что хотелось – не потому, что все вокруг плохо, а это тебе не хватило сил, как терпеливому агроному, как терпеливому хозяину поля, вовремя навести на нем порядок...
Это размышления, чем ты можешь поделиться с другим. Ведь осень – это не тогда, когда ты все собрал для себя, а когда ты это сделал в том числе и для других – это: «А что я могу сделать тем, кто рядом?»
Почему осень? Осенью, наверное, появляется больше времени. Все ждут даже не новых впечатлений, а нового разговора о главном, о Небесном. А до этого было о земном. Для меня ощущение осени – прежде всего в этом.
Часто осень ассоциируется с апатией, унынием; вспомним анекдот, подслушанный у Владимира Романовича Легойды, когда к батюшке на Исповедь приходит человек и говорит: «Батюшка, грешен! Уныние... А батюшка отвечает: «Нет, друг мой! Уныние бывает у человека, который ведет духовную жизнь, а у вас – депрессия». Уныние и депрессия – разные вещи?
– Конечно, разные. Уныние – это, в том числе, следствие того, о чем в этой истории рассказывает священник: усилий человека в духовной жизни – то, что накидывается на человека, идущего в гору, как усталость, как нестерпимая боль, как зной: ты поднимаешься в гору, а на тебя набрасывается уныние и говорит, что нужно остановиться, все бесполезно, и вообще хватит.
А депрессия – это просто настроение: хочу – не хочу, буду – не буду, нравится – не нравится, люблю – не люблю. Депрессия – это там, где не было никакого труда, это просто постоянная игра со своим внутренним миром, где нет духовной жизни, где все создано для духовной жизни, – а ее там нет. Когда на поле должна расти пшеница, а там растет сорняк, это и есть депрессия. При этом уныние и депрессия лечатся по-разному.
Борьба с унынием – это прежде всего духовные шаги: искренняя Исповедь, глубокий анализ собственной жизни, вдохновение, которое в том числе происходит от таких вещей, как пост, молитва: все это помогает преодолеть уныние… Это Евангельский образ Христа Спасителя, Который, как образ стоящего на верху горы, привлекает к себе – когда ты видишь этот образ, ты уже идешь, ступая след в след за Ним: Он только что прошел по этому пути.
В случае депрессии, скорее, необходим разговор с другими людьми, в ходе которого надо найти ответ на самый главный вопрос: а что вообще я хочу, кто я? Депрессия и борьба с ней заключаются в принципиальном ответе на этот вопрос: что я из себя вообще представляю? Не для других, а для себя самого. Что мне нужно? Но даже не это главное. А каким я должен быть для других людей? Мне кажется, именно эти шаги помогут человеку начать выбираться из депрессивного состояния. Но бывают состояния, когда человек уж очень погружен в это чувство; тогда ему нужна профессиональная помощь.
Владыка, к священнику столько людей идут со своими проблемами – и с депрессией, и с унынием, а эти недуги могут поразить самого священника? Если да, что ему делать?
– Он же человек. Ведь и врачи болеют – хотя врач надевает маску, иногда он тоже начинает покашливать и температурить. То же бывает и со священником. А лечится он так же, как лечит других: как врач другим прописывает лекарство, те же самые лекарства пьет и сам, – так и священник: он тоже идет на Исповедь к своему духовнику, к старшим наставникам и говорит им о проблеме, которая сложилась у него, и при их поддержке старается решать ее вместе с ними.
Он идет к архиерею. Вот приходит ко мне священник и говорит: «Владыка, у меня сейчас не самое легкое время» и рассказывает, что происходит у него в семье или на приходе, и ты начинаешь болеть вместе с ним, сопереживать, начинаешь делать все, чтобы помочь священнику преодолеть испытание. Если это уныние, это одно, это уже порядок духовной жизни. А иногда бывает усталость, и тогда так и говоришь батюшке: «Давай в отпуск! Я дам благословение. Езжай-ка с семьей на две недели – просто отдохните, а там видно будет». А потом они возвращаются, и все хорошо!
Помощи просить не стыдно?
– Помощь просить всегда нужно! Когда ты понимаешь, что не можешь преодолеть себя самого, когда понимаешь, что тебя это утаскивает на дно, нужно успеть прокричать, чтобы на берегу услышали. Бывает, так далеко оттащит, что уже кричишь, не кричишь – никто не слышит. Тогда еще больше кажется, что ты никому не нужен, и никто не замечает твоих бед.
Может, поэтому дети, которые еще не могут говорить, каким-то удивительным способом с самого детства умеют плакать – и очень громко иногда плакать… Вот это детское качество иногда надо вспоминать, и такая просьба о помощи бывает очень нужна и необходима, чтобы другие разумели.
В советском воспитании было принято, что «ты сам должен справляться», я помню это еще из своего детства. В школе заставляли самим решать свои проблемы.
– Смотря с чем справляться. Есть вещи, с которыми ты, конечно, должен справляться – да и духовник тебе скажет, что нужно делать самому: не какие-то внешние обстоятельства поменять, а нужно начать менять прежде всего внутренние обстоятельства, а уже потом начнут меняться и внешние. Ведь если ты уже почти не любишь свою семью, если уже почти не осталось дружбы со своими детьми, то никакой отпуск и никакие далекие поездки не помогут – эти внешние обстоятельства уже будут как будто бы не нужны: все начинается с тебя самого.
Владыка, может, это не совсем так, и Вы меня поправите, но примеры депрессии приведены даже в Священном Писании. Например, в Ветхом Завете написано, что от нее страдали цари Саул, Соломон и пророк Давид. Получается, нельзя винить сумасшедший ритм нашей жизни?
– Ни в коем случае – это случается с любым, это то, что происходит не от внешних обстоятельств, а именно от нашего внутреннего мира. Это такая внешняя болезненная реакция не на прикосновение извне, а на то, что внутри начинает сбиваться, и проявляется именно так. Вот здесь нужна, если можно так сказать, глубокая внутренняя настройка.
Самое первое лекарство в таких состояниях – надежные друзья, с которыми можно поговорить, которые не скажут тебе: «Да ну, брось! Выбрось из головы!», а которые умеют тебя выслушать. Но чтобы у тебя были такие друзья, тебе нужно самому учиться слушать других людей, своих друзей, – тогда они будут платить тебе взаимностью. Это поддерживает.
Кстати, тех людей, о которых вы вспомнили, из Ветхого Завета, очень много утешали именно друзья – те, которые находились рядом с ними: их дружба заключалась в том, что они могли быть рядом независимо ни от каких обстоятельств и своим присутствием помогать человеку преодолевать внутреннее одиночество: это ложное одиночество, ведь с нами всегда Создатель!
Давайте теперь поговорим о ярких красках осени: она чревата не только грустным настроением – на телевидении начинается новый сезон, дети в школу идут за новыми знаниями, в Церкви начинается новый год. Какие еще плюсы Вы находите в осени?
– Небо под ногами. Шучу, конечно! Есть такая замечательная песня. Осень – это время, когда мы не подводим итоги, а, как я уже сказал в начале нашей беседы, мы начинаем делиться тем, что в нас есть, с другими особенно. Дети идут в школу, а мы делимся с ними: «Тебе надо учиться: вот твоя мама, вот твои родители – они учились, и это принесло им пользу».
А еще есть понятие «русской осени» – на Руси осенью всегда играли свадьбы. Осень всегда была временем, когда создавали новые семьи. Чаще всего осенью совершали Венчание. Ведь это время – как раз время самой настоящей зрелости и надежды, и ничего не заканчивается, а именно все только начинается, или продолжается.
Насколько я знаю, как раз для свадьбы ждут осени, потому что говорят, что самые крепкие семьи те, в которых брак заключили на Покров.
– Да, так говорят в народе, ведь народный календарь и состоял из церковных праздников. А так как Покров совершается в октябре, то так и говорили: «На Покров и свадьбу сыграем». К этому времени в нашем народе всегда относились с глубокой сакральностью: смысл этого времени заключался еще и в благодарности за то, что мы смогли вырастить, чем смогли поделиться, что у нас хватило сил и терпения для этого, что мы были не одни в жаркий летний и в трудовой весенний период. А еще это время благодарности, что, может быть, мы останемся не одни и в зиму. Ведь осень – это еще надежда на неодиночество, когда все станет как будто бы мертвым к рождению нового (в зимний период новых цветов мы уже точно не увидим), и благодарность, перенесенная как надежда в зиму, вне всякого сомнения, становится ярким смысловым, если можно так сказать, наполнением осеннего времени. Вот и свадьбы играли, чтобы зимой не было холодно.
Владыка, большое спасибо: Вы раскрасили яркими красками наш сегодняшний осенний разговор – спасибо за такое позитивное слово нашим зрителям и слушателям!
– Спасибо за нашу сегодняшнюю встречу. Божие благословение пусть поможет нам, – до свидания!
Записала:
Таисия Зыкова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.