Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (982) → Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: Господь Иисус Христос – Спаситель мира

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: Господь Иисус Христос – Спаситель мира

№37 (982) / 1 октября ‘18

Архипастырь

Все, что происходило до Христа, до христианства, в корне отличается от того, что стало после Него: Христос принес совершенно новое учение. Более того, Он Сам прошел от начала до конца весь путь духовного совершенствования христианина, причем прошел не только как проходили преподобные, подвизаясь в пустыне, в лесах, горах, измождая себя постом, всенощными молитвами, поклонами и многим другим (или, например, подвиг мучеников, отдавших свою жизнь за веру, или подвиг святителей, которые были великими светильниками Церкви, богословами Церкви). Христос прошел путь всех Своих последователей вплоть до того, что отдал Свою жизнь на Кресте за весь род человеческий и за каждого человека, за каждый грех, который сегодня может быть омыт в Чаше пресуществленной Его Святой Кровью во время Евхаристии, когда вынимаются частицы за грехи людей, за живых и за усопших.

Христос понес Свой личный подвиг, когда на Него клеветали, Его осуждали, издевались над Ним, смеялись. Более того, все началось с того, что Ему еще не было 2-х лет, только несколько месяцев, когда Ирод устроил гонение на Него. Из-за гонения на Христа, из-за желания убить будущего Царя, как предполагал и чего боялся Ирод, он уничтожил 14 000 вифлеемских младенцев – вот с чего началась земная жизнь нашего Господа и Спасителя, Второго Лица Святой Троицы, Единого от Святой Троицы, Творца Неба и земли. Затем жизнь великого поста. Чего стоит сорокадневный пост на горе Искушений! Искушения от дьявола вначале, а потом всяческие поношения, издевательства, страшная злоба, которая сопутствовала Ему в течение 3-х с половиной лет Его общественного служения всему человечеству. И, наконец, повторяю, лицемерный, несправедливый суд, страшные издевательства, избиение и смерть на Кресте.

Учение Христа чем отличается от того, что было до Него? Может быть, великие люди принесли свои религиозные, философские учения человечеству, одной или другой его части. Мы знаем великих греческих философов – Аристотеля, Платона и других, мы знаем и основателей конфуцианства, буддизма, древних религий. Безусловно, было очень много основателей разных направлений язычества, религии многобожия, когда одни учили поклоняться солнцу, огню, другие –небесным светилам, третьи – воде, четвертые – деревьям, камням, всевозможным животным. Мы до сих пор знаем великое почитание коров в Индии, или некоторые индейские племена очень почитали змей – как символ силы, хитрости, мудрости и коварства. И учения эти, помимо религиозной составляющей, во многом сводились к тому, что необходимо мстить врагам, мстить тем, кто причинил вред тебе или твоим ближним – до сих пор среди нехристианских народов существует кровная месть: если бы христианство не пришло в свое время, народы не вошли бы в состав той же Российской империи или цивилизация не приподняла бы их, они могли бы просто уничтожить друг друга – убивали же сотнями и тысячами, несколько родов друг друга бесконечно, потому что кровь снова требует крови. Такая была философия человеческих взаимоотношений.

А что говорить об отношении к женщинам? А что говорить об отношении к тем, кто был другого рода-племени, другой веры? Их тоже уничтожали. Сегодня очень подробно это описано в Книгах Библии, Ветхого Завета. Христос из-за тогдашних грубых нравов людей повелевает иудейскому народу, который единственный знал Бога, Творца, когда иудеи брали какой-либо город, уничтожить всех жителей. Почему? Они могли смешаться с этими жителями, взять в жены девушек, женщин. Мужчин – понятно, они воины этого племени, а взяв в жены девушек, они могли потерять свою веру – и единственный народ, который знал истинного Бога, мог бы исчезнуть, знание об истинном Боге могло раствориться вообще. А ведь должен был прийти через знание о Боге, через еврейский народ Мессия, Иисус Христос, Который должен был принести совершенно иную религию, иную веру, иное прочтение заповедей и иные взаимоотношения между людьми, между народами.

Мы знаем страшные языческие оргии, обряды, когда в жертву идолам бросали детей и сжигали их, когда в жертву приносили взрослых. А уж врагов-то в жертву приносили запросто, врага-то точно не жалко, в память какой-либо победы. Даже при князе Владимире до Крещения были убиты варяги христиане Федор и Иоанн – как раз в память одной из побед князя Владимира и его дружины.

И вот на фоне того, что я сейчас говорил, более понятно будет кардинально другое учение Христа: Он говорит, и это запечатлели евангелисты, а потом и апостолы, апостол Павел и апостол Иоанн Богослов в своих посланиях, и в Евангелии бесконечное повторение – да любите друг друга и кто говорит, что любит Бога, но ненавидит ближнего своего, тот лжет; творите милостыню, причем так, чтобы левая рука не знала, что делает правая, когда подает милостыню (ведь это тоже заповедь о любви – милостыня). Безусловно, это и любовь ко всем людям: нет различия в Его словах о любви к одним своего рода, племени, одной веры – Он говорит обо всех ближних, причем приводит пример милосердного самарянина, который не должен был касаться иудея, но он раны ему перевязал, привез в больницу, денег дал. Христос говорит об этом, как раз повторяя, что не нужно разбирать, кто твой ближний, какой национальности, какой вере принадлежит.

И, конечно, это совершенно отличается от всего сказанного до Него – даже в Ветхом Завете пророками, судьями, царями Ветхого Завета, которых мы тоже называем святыми людьми, говорившими: око за око и зуб за зуб. Он говорит: надо любить не только ближних, но и врагов ваших – благословляйте проклинающих вас и молитесь за ненавидящих вас; кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад, а если тебя ударили по правой щеке, подставь и левую. Это невероятно, это входит в противоречие с теми учениями, с теми основаниями взаимоотношений людей и воспитания молодых людей в каждом народе, которые были до Христа. Он все перевернул.

Поэтому, кто бы что ни пытался говорить, ничего нет сильнее христианства, тех больших слов о любви, о взаимоотношениях, чем сказано в христианстве. Например, у иудеев в Ветхом Завете тоже написано о любви к иудеям, к своим правоверным. У мусульман сегодня это звучит весьма четко – необходимость любви к правоверным, хотя, если говорить о ваххабитах, они и правоверных своих не жалеют. Посмотрите, что было сделано в Беслане. Там же были и дети мусульман. Да, когда задают вопрос, как относиться к врагам Отечества, ответ – очень простая формула святителя Филарета (Дроздова), говорившего о любви к своему личному врагу, который по соседству живет и тебе пакостит: нужно обязательно прощать этого человека. Своего начальника, который незаслуженно тебя в чем-то порицает, наказывает. Он тоже твой ближний. Но гнушаться необходимо врагов веры: зачем общаться с врагами веры, которые при тебе будут поносить твою веру, твоего Бога, любимого тобой Иисуса Христа, Божию Матерь, кощунственные анекдоты произносить? Конечно, нужно гнушаться общаться с ними. По работе – да, по соседству – да. Но зачем за чашку чая с ним садиться и выслушивать это все? И нужно, как митрополит прямо говорит, гнать, преследовать врагов Отечества: ты и в этом выражаешь заповедь любви. Да, она здесь пересекается с заповедью «не убий», – но на то и существует солдат, воин, который дает присягу и который потом должен каяться, когда он убивал ради защиты своей семьи, своей матери или отца, братишек, сестер, своей веры; конечно, он должен каяться после этого, – но он выполнял главную заповедь защиты, заповедь любви к своим ближним, к своей земле, своей вере, своим святыням.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Через любовь к ближнему у нас открывается возможность знать Бога, верить в Бога и любить Бога

– Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!Сегодня, в пятнадцатое воскресенье после Троицы, согласно церковному Уставу читается отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 22, 35–46), в котором содержатся очень важные слова. Некто обратился к Спасителю с вопросом, какая заповедь в законе самая главная, – имея в виду, конечно, ветхозаветный закон, который был дан Моисею на горе Синай. И в ответе Господа выражена вся суть закона, данного на горе Синай, содержатся главные принципы человеческой жизни.

 
Архипастырь

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Осень...

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс