Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (982) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 114

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 114

№37 (982) / 1 октября ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860), №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904) – №29 (926), №33 (930) – №48 (945) 2017, №1 (946) – №17 (962) 2018, №20 (965) – №36 (981) 2018

– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 114-м псалме, который имеет преднаписание: Аллилуиа. Он, как и предыдущий, воссылает хвалу и благодарение Господу за великие благодеяния, являемые Господом каждому человеку, испытывающему трудности, скорби и болезни в этой жизни. Человеку, находящемуся в нужде, следует читать этот псалом, и Господь будет являть утешение.

«Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего». Возлюбих… Возлюбить Господа – это особое состояние, к которому человек должен прийти в своей жизни. Любить Господа должен каждый, но как прийти к этому? Святые отцы четко говорят, что начало премудрости – страх Господень. Прежде у тебя должен быть страх, что ты потеряешь любовь Божию к себе, но когда проходит страх, тогда наступает любовь к Богу. Когда человек научился любить Бога, тогда Господь и слышит его, и помогает. Все в этой жизни, которую устроил Господь, совершается по любви, но не из-за страха. Возлюби Господа – и Господь услышит возносящего моления Ему.

Почему Господь иногда не слышит нас? Святитель Иоанн Златоуст отвечает на этот вопрос так: мы недолжно просим. Святитель Василий Великий говорит: помолились один час и думаем, что за час мы превзошли все недостатки и грехи, ради которых Господь посылает нам испытания в жизни? Нет, мы должны быть более упорны и долготерпеливы, и ждать, когда Господь пошлет нам Свои великие милости. Некоторые начинают говорить, что Господь не слышит нас – мы просим одно, а Господь нам не дает просимого. Но никогда не нужно ждать от Бога исполнения нашего прошения, ибо Он все равно пошлет все потребное не только для нашей земной жизни, но и для нашего спасения. И порой Бог не дает нам не потому, что не слышит нас, и не потому, что не хочет нам милости и исполнения наших прошений, а потому, что знает: это нам неполезно. Поэтому, когда ты просишь у Бога какой-то милости, а получаешь совершенно другое, прими и это – оно должно послужить тебе ко спасению и к исправлению твоей внутренней жизни. Именно об этом и говорят святые отцы: если просишь благо, а получил голод или нужду, прими их из рук Божиих с благодарением, и тогда Господь, видя твое смирение, воздаст тебе должное и в этой жизни, и не забудет тебя в вечности.

«Яко приклони ухо Свое мне, и во дни моя призову». Псалмопевец показывает, насколько Господь слышит человека: Он нисходит к немощи человеческой. К кому мы наклоняем ухо? Конечно, к тому, кто хочет сказать нам что-то сердечное. И к тому, кто лежит на одре болезни и не имеет сил сказать громко, мы приклоняем ухо, чтобы услышать его и утешить. И Господь, говорят святые отцы, нисходит к немощи человеческой, нисходит к нашему низкому состоянию и наклоняет Свое ухо, чтобы исполнить наше прошение, являя Свое великое милосердие каждому.

«Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя: скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах». В таком тяжелом состоянии мы и начинаем обращаться к Богу – когда и болезни различные, и скорби, и беды: в жизни порой бывают такие страдания, что человек думает, что находится в аду, что уже вся жизнь перевернулась, и многие уже не видят радости в этой жизни. Недавно мне позвонила одна наша прихожанка и говорит: «Батюшка, в таких трудностях сейчас нахожусь, что пришла на могилку к своим сродникам и подумала, какая там тишь, благодать и радость. Как мне уже хочется уйти сюда, к своим предкам, поселиться на этом месте, где не будет ни забот, ни печали, ни всяких жизненных испытаний; уйти ко Господу». Действительно, бывают такие трудные ситуации, которые, казалось бы, показывают нам итог нашей жизни, когда человек уже не может себе и места найти от этих трудностей. Об этих трудностях и пишет Псалмопевец, какими они являются: «Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя: скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах».

В каком бы тяжелом состоянии ты ни находился, не забывай всегда призывать имя Божие, люби Бога, общайся с Богом, обрети Бога в своей жизни, и тогда Господь выведет тебя из этих тяжелых ситуаций, и все тебе будет в радость. Мы всегда говорим любому приходящему к нам в церковь, чтобы человек научился дружить с Богом, любить Бога, знал Бога, тогда трудности в жизни он сможет преодолеть. Иначе жизнь покажется неудобоносимой, но Господь дал человеку жизнь для радости и для спасения.

«О, Господи, избави душу мою. Милостив Господь и праведен, и Бог наш милует». Здесь обращение к Богу: «О, Господи, избави душу мою». Не должно быть никакого отчаяния, никакого уныния в нашей жизни, хотя нам тяжело бывает справиться с трудностями, но всегда должна быть молитва: «Господи, избави душу мою». Далее Псалмопевец поясняет, что Господь все это сделает, ибо Он милостив и праведен. Господь милует не без суда, но и суд Божий, говорят святые отцы, тоже бывает не без милости. Так что здесь говорится о праведности Божией, о правде Божией, но два раза Псалмопевец говорит о милости: Господь настолько милостив, что даже праведность Его и правда Его всегда подчиняется Его милосердию, Его человеколюбию. Бог любит человека, и Он всегда – через правду, через суд, но явит двойную милость к человеку, никогда не оставит без Своих попечения, оправдания, помощи. Господь всегда помогает человеку, поэтому здесь Псалмопевец и говорит такие глубокие слова – милостив Господь и праведен, и Бог наш милует. Бог наш – Бог милости, щедрот и человеколюбия: эти слова мы всегда слышим за Божественной литургией.

Мы должны обращать внимание на эти слова Псалтири и на слова, которые звучат через священнические возгласы или через гимны, которые поются и читаются в церкви. Сегодня мы с вами уже начинаем понимать многие возгласы, которые славословят Бога. Мы говорили о необходимости благословлять Бога, с чего, собственно, начинается Божественная литургия, каждое богослужение: если мы не благословляем Бога, то и сами не получаем благословения от Бога. Если мы не видим в Боге Его милости, щедрот и человеколюбия, тогда мы не можем уповать на Господа, мы всегда будем жить какими-то юридическими законами и понятиями: сделал то – получи это, сделал это – получи вот это. Нет, конечно же, мы до этого не можем дойти. Поэтому на Исповеди у нас стоят не какие-то определенные аппараты, как вводятся сейчас в Западной Церкви, а стоит священник, и он через себя проводит великое милосердие, снисхождение и человеколюбие Божие. В этом есть наше служение Богу, и в этом есть смысл понимания нашего Бога – Он милостив, щедр, долготерпелив и человеколюбив.

«Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя». Очень глубокие слова – храняй младенцы Господь. Посмотрите на беспомощных младенцев и порассуждайте: смогли бы они, если бы Господь не имел о них попечения, сохранить себя? Смогли бы сохранить их родители или нянечки? Конечно же, нет, – невозможно усмотреть за ребенком: поверни голову в сторону – и ребенок уже в луже. Поверни голову в сторону – и ребенок уже на дороге, и любой транспорт ему может причинить вред, да и любые предметы, которыми наполнены наши дома (начиная от розеток, инструментов и электроприборов) могут причинить ему вред, и любое животное может причинить вред, ведь младенцы, по сути своей, самые незащищенные (неслучайно мы видим открыточки, на которых изображается, как ангел Господень сохраняет младенцев). И мы по жизни своей тоже младенцы, и, по сути, мы сами себя сохранить не можем: мы видим, сколько опасностей даже у современного человека – мы не видим на дороге диких зверей, но мы видим столько опасностей от природы, от погоды, от людей, от нашего технологического мира, наполненного различными приборами, несущими в себе опасность. От транспортных средств до обычных бытовых предметов – везде опасность. Но Господь хранит младенцы Своя – Господь сохраняет нас, и мы, по жизни своей будучи младенцами, просим у Господа помощи и заступления: «Смирихся, и спасе мя» – необходимо смирение, ведь Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему такое сравнение? Если мы считаем себя младенцами, вверяем себя попечению Божию, то мы должны относиться ко всему, что окружает нас, как младенцы.

А если мы так не сможем, то Господь будет нам посылать страдания, и тогда через них будет приходить смирение. Господь посылает нам страдания, чтобы сделать нас любомудрыми, чтобы мы не были беспечными в этой жизни, но особо относились ко всему происходящему, не считая что-то неважным и неценным, чтобы не были легкомысленными. Господь посылает нам страдания, чтобы мы пересмотрели свою жизнь и были более внимательны ко всему, что окружает нас, особенно к своим поступкам. Поэтому смирихся, и Господь спасе мя. Для чего спасе? Чтобы явить Свое милосердие, чтобы открыть нам надежду на то, что Господь никогда не оставит нас.

«Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя». Здесь покоем называется разное состояние – святые отцы говорят о разном. Когда у человека наступает покой? Когда у него есть примирение со своей совестью, – а иначе полное беспокойство, переживания, смута, раздвоенность, расстроенность в душе. Покой наступает, когда человек находится в состоянии покаяния, исправления: покаяние есть изменение наших мыслей, дел, поступков – когда человек раскаивается, он становится совершенно другим. Поэтому всегда следует помнить, что мы никогда никого не можем осуждать, ибо не знаем состояние души этого человека: сегодня он был грешник, разбойник, а завтра он первым входит в райские селения… Мы не можем говорить о человеке хорошо или плохо, поскольку не знаем состояния его души, – но человек может выйти из любого греховного состояния и войти в состояние покоя, гармонии, внутреннего мира, в приобретение Царствия Небесного через покой.

В то же время святые отцы говорят, что покой – это и приобретение уже другого состояния. Есть такая поговорка в церковной жизни: батюшку спрашивают: «Батюшка, когда же нам будет покой?». – «Как пропоют над вами „Со святыми упокой”», покой, когда человек уже приобщается к смерти и переходит в другое состояние – служение Богу, когда человек уже не суетится, не заботится о своем положении, об этом времени, а начинает только служить Богу и прославлять имя Господне; такое состояние после смерти и называется состоянием покоя.

«Яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения». Хотя здесь и говорится о смерти (яко изъят душу мою от смерти), святые отцы говорят, что, конечно же, о смерти не физической, а духовной. Когда человек начинает жить с Богом, пребывать в правде и праведности, тогда только он приобщается к такому состоянию, когда очи его уже не слезят, ибо он находится в мире и согласии с Господом, и нозе его стоят ровно, твердо: они нащупали основание, камень, ибо стоят на основании веры, на основании исполнения заповедей Божиих. Эти нозе уже чувствуют в себе крепость, твердость и, конечно, их не может уловить в свои сети враг рода человеческого.

«Благоугожду пред Господем во стране живых». Страной живых называется уже жизнь вечная, жизнь праведная, которую Господь открывает для человека: там открывается подлинное и истинное служение Христу. Наша земная жизнь не может называться страной живых, ведь жизнь здесь всегда находится в состоянии некой борьбы, преодоления трудностей – каждый из нас не знает, в каком состоянии он может оказаться к концу своей жизни, но каждый стремится к Царствию Небесному через добрые дела и через покаяние, которое он приносит всю свою жизнь, ведя борьбу. Поэтому страною живых называется вечное блаженство. Здесь есть связь с предыдущим стихом: яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения, то есть говорится о состоянии, которое ты должен приобрести в течение всей своей земной жизни, – это состояние мира, покоя, борьбы со грехом, согласия со своею совестью. Тогда ты достигнешь этого особого, должного состояния, и тогда ты можешь уже достойно служить перед Господом в стране живых.

Наша огромная задача – полюбить Бога и приобщиться к Богу, понять, в чем же заключается жизнь вечная. А она заключается в благоугождении Богу, в благословении Его, в славословии Господа в вечности. Все это нужно понять. Когда ты поймешь, тогда ты сможешь принять, когда ты примешь, значит, сможешь пребывать в Царствии Небесном. Это определенное условие любого даже земного государства: если ты хочешь жить, например, в Германии, ты должен принять законы этой страны, должен понять и принять культуру этого народа, должен приобщиться к тем ценностям, которые есть в этом народе, и тогда ты смело сможешь стать достойным гражданином этой страны и твоя жизнь в ней будет приносить тебе какое-то удовлетворение. А иначе это будет просто испытание, даже если тебе будут предоставлены все блага цивилизации. Так же, если ты захочешь поехать в другую страну, например, в Израиль: тебе будет тяжело жить, если ты не примешь все, что происходит в Израиле, со всеми их ценностями, культурой, какими-то особыми служениями, я бы даже сказал, характером этого народа, и для тебя пребывание в этой стране каждый день будет пыткой и серьезным испытанием… Ты не сможешь быть и гражданином Иерусалима Небесного и Царствия Небесного, если не примешь все, что там будет приносить тебе полное внутреннее удовлетворение. Псалмопевец Давид говорит: «Благоугожду пред Господем во стране живых». Вот здесь тяжело благоугодить, очень тяжело служить: мы пытаемся, но в полноте и в полном успехе это служение откроется только в Царствии Небесном – там мы в полноте послужим Тебе, Господи. А здесь пока я в борьбе, в испытаниях, пока я стремлюсь к тому, чтобы очи мои не наполнялись слезами, и чтобы нозе мои были твердыми и крепкими и не испытывали поползновения. Это глубокая мысль!

Мы должны в этой жизни научиться благословлять Господа, славословить Его и благоугождать Ему, как говорит псалмопевец Давид, иначе для нас Царствие Небесное будет великим испытанием, и мы не сможем быть там. Господь всех нас приглашает в Царствие Небесное, но для нас оно не будет в радость, а будет великим испытанием. Тяжело человеку заниматься нелюбимым делом, но чтобы полюбить какое-то дело, нужно приложить немало труда. Почему? Мы должны узнать его, увидеть все хорошие, замечательные стороны и трудности, которые нужно будет преодолевать, чтобы добиваться успеха в этом служении; так же и здесь: подобное познание должно быть у нас, только после этого появится радость – мы познали, узнали, испытали на себе красоту, радость общения с Богом, Его благословение и благоугождение Ему. Тогда в нашем сердце появляются некие зачатки служения Господу, которые там откроются в полной мере и во всей красоте.

Вот к чему нас призывает сегодня Священное Писание, говоря нам о наших трудностях и о том, как мы их можем преодолеть – преодолеть их, братья и сестры, мы сможем только когда будем обращаться к Господу за помощью. Без Бога мы ничего доброго не сможем достигнуть и не преодолеем все испытания, которые встречаются на нашем жизненном пути. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс