Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860), №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904) – №29 (926), №33 (930) – №48 (945) 2017, №1 (946) – №17 (962) 2018, №20 (965) – №35 (980) 2018
– Мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 113-м псалме, имеющем преднаписание: Аллилуиа, 113. Сей псалом тоже благодарственный Богу за Его великие благодеяния для еврейского народа в Ветхом Завете. В нем говорится о величии Божественном и ничтожестве идолов, здесь прославляется Господь, Творец Неба и земли, – и этот Бог един как в Ветхом, так и в Новом Завете.
«Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар» – речь идет об исходе израильского народа из Египта, Израильский народ называется домом Иаковля, а египетский народ – варварским народом. Далее псалмопевец Давид говорит: «Бысть Иудеа святыня Его, Израиль область Eго». Так называется богоизбранный народ, и мы должны понимать, почему: среди множества идолопоклонников это был единственный народ, который исповедовал единого Истинного Бога, поклонялся Ему, сохранял Ему верность, приносил Ему жертвы, воздавал молитвы и благодарения, прославлял имя Господне и свидетельствовал о величии Бога, сотворившего Небо и землю. «Израиль область Eго» – Псалмопевец четко показывает, что этот народ – не просто народ, и эта земля – не просто земля, а это – область Самого Господа, ибо Господь управлял им, показывал ему путь. И мы знаем из Священного Писания, что это действительно так: когда евреи выходили из египетского плена, Господь их вел, и когда они пришли в Землю Обетованную, Господь им показывал, какие нужно брать города и каким образом нужно распоряжаться этой землей, и когда можно идти на войну, когда Он дарует им победу, а когда следует воздержаться от военных действий – Господь полностью управлял этим народом, поэтому и говорится, что «Израиль область Eго».
«Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» – здесь идет речь о великом чуде, которое Господь сотворил, когда весь израильский народ выходил из египетского плена и море разделилось надвое. Море виде и побеже совершенно в разные стороны, образуя две стены из воды, обнажив совершенно сухое дно, по которому без труда прошел израильский народ. Иордан действительно возвратился вспять, когда через Иордан при Иисусе Навине перенесли ковчег Завета. Мы знаем, что Иордан – бурная река, и она прекратила свое сильное течение, как бы возвратилась вспять, чтобы народ израильский прошел через Чермное море. Иордан – вообще чудная река, он берет свою жизнь из двух источников – Иора и Дана и впадает не просто в какое-то море, а в Мертвое море, показывая как бы жизнь человеческую, которая начинается от Божественного источника, а заканчивается в пучине безжизненного моря. Но когда Господь пришел и принял крещение, Иордан тоже обратился вспять: он перестает быть рекой, бегущей в безжизненные воды Мертвого моря, а как бы возвращается вспять, то есть обратно ведет человека к жизни во Христе Иисусе Господе нашем, – так что это чудная река, сегодня свидетельствующая и об очищении, и об обновлении, и о новой жизни человека и показывающая нам такие свойства, которые впрямую свидетельствуют об этих словах: мы не раз говорили, что в праздник Крещения, во время освящения вод Патриархом Иерусалимским, Иордан на мгновение возвращается вспять. И не только в этот день: многие паломники свидетельствуют, что они видят это чудо, когда приезжают поклониться Святым местам, где проповедовал Господь, – посещая Иордан, они видят своими очами, как порой на мгновение Иордан возвращается вспять, показывая, что исполняются воочию слова Господа через те действия, которые были совершены на этой реке, и многие замечают, что от того, что Иордан возвращается вспять, иорданская вода становится немного подсоленной, то есть даже через какие-то физические свойства мы видим исполнение слов Священного Писания.
«Горы взыграшася, яко овни, и холми яко агнцы овчии». Мы видим удивительное чудо, видим, какую Господь показывает силу – все подчиняется Ему: все стихии, которые страшат человека, начинают подчиняться Господу, происходит совершенно невероятное. Мы вспоминаем слова наших церковных гимнов: «Идеже хощет Бог, побеждается естества чин» – побеждаются законы этой жизни, ибо Бог – Творец, Законоположник всего в этом мире, и поэтому Он может превзойти ради спасения рода человеческого и великой милости все законы природы. И когда это происходит, человек должен радоваться, благодарить Господа, преклоняться перед Ним. Но даже если человек умолчит, как сказано в Священном Писании, то камни возопиют. И, действительно, если человек молчит, то вся природа сотрясается от этого: горы взыграшася, яко овни (как бараны), и холми яко агнцы овчии, то есть взыграют как ягнята – все веселятся; мы знаем, что когда весной выпускаются на поля стада овец, то и бараны, и ягнята веселятся, прыгают по полю, выражая свою радость и веселье о свободе, природе, красоте, которую Господь дает в это время года всему животному миру. Подобно им веселятся даже творения, не обладающие, казалось бы, жизнью, но и они тоже могут радоваться и веселиться о делах, что Господь сотворил в целом израильскому народу.
«Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебe, Иордане, яко возвратился еси вспять: горы, яко взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии?». Он вопрошает: «Что тебе, море, почему ты побежало? Почему ты, Иордан, возвратился вспять? Почему вы, горы, взыгрались, как бараны, и холмы, как агнцы?». И далее отвечает Псалмопевец: «От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля: обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя», то есть от Лица Бога Живого, Истинного Бога – не того бога, которого проповедовали по всей земле, бога, которого исповедует языческий народ, а от лица Бога Иаковля – Бога Авраама, Исаака, Иакова, то есть от лица Живого Бога, Творца Неба и земли, Который совершил великое чудо: обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя – из камня, гранита, начинает бить вода, ибо Господь совершает чудо и безжизненный камень становится источником жизни. Господь творит чудо на Синае – являет Лицо Свое, показывает Себя и через великое чудо на горе Хорив. Действительно, великие чудеса творит Господь: показывая Лицо Свое, открывает Себя через великие дела. И, конечно, здесь говорится о Христе, Который пришел и сделался Источником воды живой, Источником нашего христианского учения, а оно дало не только духовное утешение или утолило духовное жажду, но и помогло сделаться спасительным источником, что приводит нас в жизнь вечную.
«Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей». О милости и истине Его проповедует Псалмопевец: не нам, Господи, дай славу, не нашим делам, не нашим поступкам – не мы, такие смелые, взяли и вышли из египетского плена, прошли сорокалетний путь по пустыне. Нет, не нам слава, Господи: если бы не было милости Твоей и истины Твоей, тогда и мы ничего не совершили бы. Мы не хотим ничего приписывать себе, но все наши труды увенчались успехом лишь только потому, что Твоя Божественная Десница помогала нам – Ты направлял нас, показывал нам путь, защищал нас, давал нам успех во всех наших и военных действиях, и трудах, которые мы несли. Поэтому не нам надо давать славу, а истине Твоей и милости Твоей, что сопутствовали нам на всех путях нашего странствия до Обетованной Земли, и в ней Ты никогда не оставлял нас.
«Да не когда рекут языцы: где есть Бог их? Бог же наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори». Удивительные слова говорит Псалмопевец – все сотворенное на Небе и на земле есть дело рук Божиих. И наш Бог – Живой, и никогда никто не может сказать, что несть Бога нашего. Если псалмопевец говорит на небеси и на земли, то мы должны сказать, что Бог вездесущ: Он присутствует везде, и об этом мы уже говорили. Но говоря на небеси, Псалмопевец показывает не только место пребывания Бога, но и Его превосходство: Бог выше всех, в том числе и ангельских сил, Он выше звезд небесных. Это особое место, где пребывает Бог; «Бога никтоже виде нигдеже» – невозможно Бога увидеть и не умереть. Он действительно превыше всего, и здесь говорится не столько о месте, как поясняют святые отцы, сколько о Его превосходстве.
«Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих». И дальше говорит: если Бог наш настолько велик, он не может равняться с идолами, сделанными из серебра и золота руками человеческими – ценность этих идолов только в том, что их делают из дорогих металлов. Больше никакой.
И дальше Псалмопевец поясняет, что не может быть ценности тому, что уста имут и не возглаголят, очи имут и не узрят: хотя идолы изображаются с глазами, они слепые, ничего не видят, ничего не знают. От нашего же Бога нигде невозможно скрыться – куда бы ни пошел, говорит Псалмопевец, Ты тамо еси, и на Небе, и на земле, и под водой, и везде и всюду настигнет десница Твоя.
«Уста имут и не возглаголят» – действительно, идолы имеют уста, но ничего не могут сказать. Если ты не можешь сказать, значит, ты не являешься разумным творением: только потому, что уста могут говорить, рассуждать, обнаруживается разум в тебе. Если ты имеешь изображенные уста, но не говоришь, о каком же величестве идолов можно говорить?
«Уши имут и не услышат, ноздри имут и не обоняют. руцы имут, и не осяжут; нози имут, и не пойдут; не возгласят гортанем своим. Подобни им да будут творящии я и вси надеющиися на ня». Здесь Псалмопевец вообще разбивает всякое разумное поклонение идолам: как вы можете поклоняться – посмотрите, сии вещества совершенно не разумны, они дело рук человеческих; им изобразили все, но ничего не действует: ноги не идут, руки не работают, ушами своими они не слышат и все прочее, то есть в них нет жизни, они бесполезны. Но кто почитает их, тот уподобляется им. Наше служение тоже заключается в преподобстве – в уподоблении Господу Богу.
В образе и подобии Божиих должны мы служить, почему у нас и появляется чин преподобных, которые уподобились Господу своему – в высоком служении, милосердии, снисхождении, стремлении к Небу, отказе от всего земного. Те же, кто поклоняется идолам, являются такими же бездушными и также не могут сделать ничего доброго на этой земле. И их упование и надежда напрасны и, конечно, посрамятся в этой жизни.
«Дом Израилев упова на Господа: Помощник и Защититель им есть. Дом Ааронь упова на Господа: Помощник и Защититель им есть. Боящиися Господа уповаша на Господа: Помощник и Защититель им есть». Здесь Псалмопевец говорит, что тому, кто уповает на истинного Бога, Господь – Помощник и Заступник в течение всей жизни. Псалмопевец разделил каждого, кто поклоняется Богу: «Дом Израилев» – это весь народ израильский, которому Господь покровительствует, «Дом Ааронь» – священство ставится как бы выше всех и отдельно (простолюдин, говорит святитель Иоанн Златоуст, никогда не может сравниться со священником из-за особенности его служения Господу и особого положения, которое Господь Сам устрояет для священства в этой жизни). «Боящиеся Господа», уповающие на Господа – те люди из язычников, которые принимали истинное богопочитание, приносили молитвы и жертвы и жили по заповедям Божиим. То есть хотя Господь и разделяет людей по положению, но для всех Он Помощник и Защитник; псалом как бы говорит, что и бедный, и богатый найдет у Него пристанище, и имеющий положение в этой жизни, и его не имеющий, и сильный, и убогий, и те, кто имеют разные сословные разделения, – в любом случае каждый найдет милость у Господа и Он будет ему Заступником и Помощником в течение всей его жизни.
«Господь помянув ны благословил есть нас, благословил есть дом Израилев, благословил есть дом Ааронь» – Господь, помянув всех нас, увидел нашу веру и наше стремление и благословил нас. Кого Он благословил? Псалмопевец опять перечисляет – Господь всех благословляет, никого не обходит стороной: и дом Израилев, и дом Ааронь – Он благословил и тех, кто вошел в дом Израилев из языческих народов, и опять-таки весь израильский народ, и особо подчеркивает дом Ааронь как родоначальника всего свящества: Аарон первый, кто принимает на себя священство и становится главой всех иереев Божиих.
Здесь очень важно понять, что Господь благословляет. А что такое благословение? Мы часто сталкиваемся с благословением, которое Господь дает священству, через священство – людям, и мы часто думаем, что взять благословение – это поприветствовать священника или архиерея Божьего. Совершенно не так. Благословиться – значит получить бесчисленные блага от Бога: ты получаешь возможность совершать добрые дела, и сам будешь пребывать в добре, и добро будет приходить к тебе. Вот это и означает благословение: когда от Бога посылаются бесчисленные блага. Когда человек подходит к священнику и берет благословение, священник, благословляя его именем Господним, ниспосылает ему от Господа бесчисленные блага, необходимые человеку для совершения его жизненного пути, приобщения к благому и себя, и своей семьи, и тех, с кем он будет общаться. Человек, взявший благословение, становится благословенным. При общении с благословенным человеком благо приходит и к тебе. Это очень важный момент.
Но мы тоже благословляем Господа. Что же мы Ему можем дать? Иоанн Златоуст говорит, что, благословляя Господа, мы опять-таки получаем от благословения Божия, ведь Ему мы с вами ничего не можем дать: Он достаточен во всем. И когда Господь посылает нам благословение, и когда мы просим у Него благословения, и когда мы благословляем, мы всегда получаем от Бога бесчисленные дары, ибо Он – Источник нескончаемой благодати, благости и милосердия. Так что, когда мы прикасаемся к этому, всегда и получаем от Господа Его великие богатства. И очень важно с детства приучать всех – и самих себя, и детей, и внуков, и правнуков – благословлять Бога: тот, кто благословляет Господа, сам будет иметь благословение от Него.
«Благословил есть боящыяся Господа, малыя с великими» – мы с вами уже говорили, что Господь дает всем и все полезное, и малым, и великим – у Бога нет различия, Господь дождит на всех, всем хочет спасения и всем хочет в разум истины приити.
«Да приложит Господь на вы, на вы и на сыны ваша»: умножит Господь и вас, и ваш род, и род сынов ваших отныне и до века – когда мы благословляемся от Господа, то получаем благословение, но самым большим благословением от Господа является продолжение своего рода, поскольку наша жизнь продолжается через жизнь наших детей. Почему так? Ведь все мы стремимся, чтобы мы достаточно пожили, и многие сегодня говорят: я умру, а дальше и трава не расти на земле, то есть каждый эгоистично думает о себе. Но эгоизм обманчив: если ты безроден, если ты родил род, который не молится за тебя, не может вымолить тебя, твоих сродников, – зачем он такой нужен? Он уже не благословенный, он уже несет печать наказания. Но если воспитаны дети, которые молятся за тебя, могут вымолить тебя для будущей жизни, в этом и есть смысл плодоношения всего рода. И если он освящается добрыми делами, через это они переходят на следующие поколения (почему, разбирая предыдущий псалом, мы с вами и говорили, что если род имеет благословение от Господа, то Господь порой и не замечает тех неправд, которые совершаются другими в этом роде, но освящает их молитвами благословенного рода).
Господь говорит: «Да приложит Господь на вы, на вы и на сыны ваша», а святые отцы смотрят еще глубже и говорят, что это благословение не только израильскому народу, который всегда считал многодетность и деторождение благословением Господним. Когда произошло благословение всего народа Божия? Когда пришел Христос, явил Своих апостолов, и они пошли проповедовать по всему миру, и уже Церковь Христова Православная умножилась во многие разы и превзошла весь род Израилев.
«Благословени вы Господеви, сотворшему небо и землю», то есть благословение на вас от Господа, сотворившего Небо и землю. «Небо небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим» – здесь Псалмопевец опять-таки свидетельствует, что Господь на Небе и земле сыновом человеческим, о чем мы говорили: Господь вездесущ, везде пребывает. Но здесь говорится о превосходстве: Господь выше всех, ибо там, где Господь, там великая святость – на нее невозможно взирать, даже ангелы, серафимы и херувимы лица и очи свои прикрывают, ибо невозможно смотреть на славу Божию.
«Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси низходящии во ад,но мы, живии, благословим Господа отныне и до века». Да, не мертвые восхвалят Господа, и мертвыми здесь, как подчеркивают святые отцы, названы не те, которые умерли, но те, кто не живут для вечности, не живут жизнью Божьей, не творят добрых дел, не исполняют заповеди Божии: Господь не принимает от таких мертвых хвалы. Ниже все низходящии во ад – человек, который не живет с Богом, уже здесь живет во аде, потому что ад и рай – это состояние души: «Царствие Божие внутрь вас есть». Так и к адскому состоянию человек приобщается, если не впускает в свою жизнь Бога. И мы знаем, что тот, кто живет без Бога, совершает страшные дела и поступки в этой жизни. Но мы, живии, благословим Господа отныне и до века – человек, живущий с Господом, приобретающий Царствие Божие уже внутри себя на земле, уже на земле вселяется в царственные обители и здесь прославляет Господа. И от таких Господь всегда принимает славословия и благодарения, и молитвы не только за себя, но за весь мир человеческий.
Вот такое удивительное повествование мы слышали сегодня от Псалмопевца в 113 псалме, и с благодарностью воспринимаем его. (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Нина Кирсанова
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.