Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (980) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Что такое Церковь? Корабль спасения!

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Что такое Церковь? Корабль спасения!

№35 (980) / 11 сентября ‘18

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрительницы из Воронежа: «Когда пост, пощусь я или нет (я имею в виду телесно), у меня идет молитва. Когда пост кончается – только утренняя и вечерняя, и никакая молитва не идет. Почему именно в пост идет молитва? Даже это не связано с тем, что я, допустим, не пощусь (я постилась этот пост, но бывает, что и не пощусь). Почему так бывает?».

– Любой пост – это попутный ветер тому, кто хоть собрался выйти в плавание; вы же все-таки календарь смотрели, вы же настраивались. И это общая молитва Церкви, и общая молитва родных и близких, которые сугубо молятся за вас – это же не метафора, это не преувеличение, что молитва матери со дна моря достает. Вы говорили: «пощусь или не пощусь, а молитва идет». Вот если вы не постились, когда надо было поститься, тогда, значит, у вас нерадивая жизнь, а ваши родные и близкие молятся о вашем преуспеянии, здравии, спасении. Я думаю, что имеет значение эта их молитва и молитва Церкви, которая всех чад подвигает. Ведь что такое Церковь? Корабль спасения. Вы же не в лодке плывете одна.

У отца Василия Оптинского спросили: «Батюшка, зачем в Оптиной пустыни так много храмов? Достаточно было бы и одного только храма, а тут у вас через каждые 30 метров. У меня Бог в душе, и Господь везде всех слушает. Почему обязательно в храме нужно молиться? Иногда я молюсь гораздо лучше и внимательнее дома». Я однажды был свидетелем его ответа. Он говорит: «Вы знаете, все правильно, Господь везде и слышит везде, и молиться Богу можно везде, на всяком месте владычествия Его, так что вы все правильно говорите. Но, знаете, молиться одному – это все равно что плыть в лодке в океане и грести веслами, а молиться в церкви, в храме, с братией – это плыть в лайнере, когда там капитан, матросы, мы сами, пассажиры: это гораздо безопаснее. Поэтому Церковь выдвинулась в плавание того или иного поста. Вы же член Церкви, вы же в лайнере, поэтому хочешь не хочешь, а молитва и вас коснулась, так что мы еще счастливые люди, что не поодиночке гребем, как наш известный Конюхов, который бороздит океаны в одиночку (и Бог ему в помощь). Но мы с вами в лайнере Церкви, поэтому это все и действует».

Но так экспериментировать не надо на будущее. Раз пост, так пост. Если по болезни, то у батюшки спросите благословения на послабление по возрасту, по болезни. Если бы у вас еще и пост был, да еще и молитва шла, у вас уже потихонечку крылья подрастали бы по сантиметру за спиной.

Вопрос телезрительницы: «У меня вопрос по 4-му псалму Давида. Здесь есть такие слова, которые мне немножечко непонятны: Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся. Что значит «гневайтесь», если это грех? «И не согрешайте» – как это совместить?».

(Далее диалог с телезрительницей.)
– У Вас дети были?

У меня четверо детей.

– Тогда Вам будет гораздо понятнее. Вы слышали такое выражение «понарошку»?

Да, конечно.

– Так что иногда вы, как любящая мать, понимали, что дети до такой степени разбаловались, что уже надо брать палку, дубину, – но сначала словесную. И хмурили брови, делали грозный вид, повышали тон, гневаясь на них понарошку. Было иногда такое? Ну вот. И Господь тоже нам говорит, что в некоторых случаях это допустимо: гневаясь, не согрешать. А вот когда на самом деле злимся, когда это уже не понарошку, когда это уже касается сердца, а не только внешнего какого-то выступления, тогда это уже доходит до состояния, которое делает наше поведение неправильным и нехристианским. Понарошку – это может быть: повысить голос, когда они не понимают, сделать гневный вид, но пусть это будет только вид, чтобы это не касалось сердца, чтобы не злиться. Иногда это можно в воспитательных целях, но лучше уметь договариваться: это можно так с детьми, но если ты разгневался на человека, то уже доброго здесь ничего не жди.

И еще. Сейчас мы вступаем в новый учебный год… Есть очень мудрое выражение: раздраженный учитель не учит, а раздражает. Поэтому нам надо быть чрезвычайно внимательными и, когда родители гневаются на детей, они должны прекрасно понимать, что дети – отображение родителей. и не надо злиться, что он бестолковый: вы упустили это в свое время и сами были бестолковыми, когда надо было воспитывать заранее – заранее готовиться к школе, заранее видеть его самоуправство, духовную и душевную бестолковость, когда он все «я, я, я», никого не слушает, упрямится.

У меня милостью Божией есть племянница. Так вот, был такой случай на детской площадке: ее дочка Машенька (моя внучка) вдруг начала капризничать. Ей был всего год, она уже умела ходить, и она орала – 5, 10 минут: ей хотелось вылезти из коляски, и она начала воспитывать маму. Чем? Криком: она слышала по телевизору (нам только кажется, что дети ничего не знают) о ювенальной юстиции, о правах детей, и она эти права начала качать. Качала-качала, 5 минут качала, 10, 15 минут – ждала полицейских из ювенальной юстиции, но так и не дождалась. И племянница говорит: «Хоть оборись, из коляски ты не вылезешь, а если ты будешь орать, мы сейчас же пойдем домой». И что вы думаете? Она замолчала через 3 секунды. Тогда надо воспитывать, когда год (и то они уже начинают командовать нами).

Когда еще лежат поперек лавки, как говорят.

– Ну конечно. Это как раз проявление греховной порчи, о которой мы говорим «грех Адама» – греховное повреждение души, ума и сердца. Ну, сказала и сказала – нет, это бесполезно, никто ничего не слушает. Вот когда надо воспитывать – гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся, – а уж если вы и разгневались, и подключилось сердце, и была злоба, и кипело, и хотели не только сказать, а пихнуть, ударить – на ложах ваших умилитеся: покайтесь до захождения солнца – Богу перед сном принесите покаяние (тем более, вечерняя молитва заканчивается исповеданием многочисленных грехов, которые мы в течение дня где-то по немощи, где-то сознательно совершили).

Так что понарошку, в воспитательных целях погневались, как моя племянница: она же не со зла ей это сказала, а в воспитательных целях. Может быть, тоже гнев был и она могла начать орать, но это все без злости, это все воспитание. Гневаясь, не согрешайте, на ложах ваших умилитеся: принесите покаяние, если вдруг эта ошибка произошла, если дошло до сердца. А до сердца у нас доходить, кроме добра, ничего не должно.

Сегодня я попал в одну ситуацию на работе, когда зашла речь о Крещении (может быть, человек услышит, вдруг случайно включил «Союз»). Я задаю коллеге вопрос: «Зачем ты крестил ребенка?». А он говорит: «Да мне просто верующие бабушка с дедушкой так мозги выели, что я покорился этому решению родни, чтобы только от меня отстали». И мне вот иногда кажется: зачем вообще крестить ребенка? В чем смысл? Я говорю: «Но ты сам-то крещеный?». Он отвечает: «Да, крещеный, но я был маленький, – не крестился бы, если бы был в сознательном возрасте». Вот такая проблема. Мой однокурсник по семинарии – крестный этого ребенка, он мне постоянно жаловался на это и говорил, что не знает, что делать: ни причастить ребенка нельзя, ни чего-либо другого сделать. Как объяснить, что Крещение – это не просто «бабка сказала окрестить», а нечто более важное?

– Нередко неверующие родители крестят по наставлению своих верующих родителей, иногда это совершается по той православной церковной традиции, в которой мы с вами родились и воспитывались. Для этого и существуют огласительные беседы: чтобы хотя бы чуть-чуть людям приоткрыть смысл этого.

А его ребенка крестили, но он сам неверующий и говорит, что не крестился бы вовсе. Правильно ли это: Крещение человека даже против его воли, получается?

– Взрослого человека, который не верит в Крещение и не понимает смысла этого таинства, крестить не надо. А детей, понимают они или нет, мы крестим и «даем им путевку в жизнь». Лучше иметь кислородную подушку, чем вообще без кислорода, лучше иметь парашют, чем без парашюта лететь в самолете. Что такое Крещение? Это подключение: когда мы покупаем телефон, до тех пор, пока мы его не включим в розетку и не зарядим батареи, он работать не будет. Что такое крещеный человек или некрещеный? Все одинаковые: 2 глаза, 2 уха, язык, голова, руки-ноги. Так и телефон: мы не отличим работающий телефон от неработающего, пока не начнем кнопки нажимать – начинаем кнопки нажимать, а они не работают, хотим позвонить, а на связь никто не выходит. Мы подключаем человека к энергетической системе, мы его зарядили, а потом он сам пользуется, сам уже будет набирать 03: «Господи, помоги» (или маме, папе) и будет на связи.

Есть надежда, что это во что-то выльется...

– Ну конечно, он заработал, ожил, стал живым – духовное рождение произошло в таинстве Крещения: с пониманием, без понимания – оно произошло. А дожидаться, когда ребенок сам поймет, – это тоже распространенное мнение ради человеческой лени, косности. Есть такая нехорошая русская пословица: что бы ни делать, лишь бы ничего не делать. Так и здесь. У кого некрещеный ребенок или невенчанная семья – чего только не наговорят: это сложно, это тяжело, это невозможно. В чем там суть-то? А там просто лень и косность.

Не надо дожидаться, когда он войдет в разум, когда сам выберет... Когда отдаем его в школу, мы решаем за него. Вот вчера была семья, она спрашивала: «Батюшка, ему сейчас 6 с половиной лет, его сейчас отдать в школу или в 7 с половиной лет?». Это родители советовались со мной, а могли и без меня решить. Но никто с ребенком не советовался, никто у него не спрашивал, в каком возрасте его отдавать и в какую школу, с английским или математическим уклоном, никто его спрашивать не будет, отдавать его в музыкальную школу или не отдавать. Дети сначала плачут, что там сидеть надо, ноты, сольфеджио... Потом мама, папа попросили: «Лизочка, может, сыграешь нам что-нибудь на день рождения?». Она садится, начинает музицировать, все в восторге, всем нравится, еще если и споет!

Конечно, только украшает человека то или иное образование. Насчет английского, французского или немецкого языка никто не спрашивает, в 5-м классе будет изучать или с 1-го, – а потом он благодарен. Если бы всегда так, что «только когда он придет в возраст, когда будет понимать», тогда мы вообще запутаемся, все это будет неправильно. Но если человек взрослым крестится, то только через полное осознание веры, исповедание, через понимание веры; если человек говорит, что ничего не понимает и не хочет понимать, тогда тормознем: когда придет в разум истины...

Теснота в храме – помеха человеку в молитве?

– Про тесноту. Это было в советское время, когда в Москве было 42 храма и когда за крещенской водой ходили с железными бидонами, пластика вообще тогда не было. И однажды бабушка стояла в очереди (они были километровые), в конце концов выходит из храма. Там такая теснота, давка, большей частью неорганизованность. Из-за чего? Есть такая поговорка: 2 женщины – это базар, 3 женщины – это ярмарка, 4 женщины – это атомная война. Они кучу-малу устроят по любому поводу. Особенно если что-то дают (и дают бесплатно), то куча-мала обеспечена. Я уже много раз убеждался: пока не появились загородки, перегородки, шлагбаумы, пока этого не было выставлено, порядок навести было невозможно – хоть обкричись, проповедь расскажи о порядке, только отвернулся – и пошло-поехало. Так вот, она выходит из храма, а у нее на пальто нет ни одной пуговицы, она взяла какую-то тесемочку, подвязалась, вытерла пот с головы и говорит: «Да, за святое Православие и пострадать не жалко». Вот когда даже такая теснота не помеха молитве.

Антоний Сурожский однажды сказал, когда к нему обращались с просьбой и жаловались на детей, которые мешают в храме: «Вы знаете, я все понимаю и сочувствую, но я искренне уверен, что если бы вы по-настоящему молились, то никакие бы дети вам не мешали». Но поскольку у нас такой молитвы нет, когда мы можем полностью сосредоточиться (что только я и Бог, это редко у кого бывает, а мы люди немощные), нам тоже нужны определенные условия.

Так что родители, у которых малолетние дети, тоже должны думать о прихожанах. Значит, одеваем детей потеплее, гуляем с ними на улице до святого Причащения, слушаем трансляцию на улице (она почти стопроцентно в храмах есть, и открыто окно, открыта дверь) – мы, когда выходили из дома, не перешли сразу из квартиры в храм, мы одевали их на улицу – поэтому не надо говорить «пустите нас в храм, а то дети замерзают». Вы же их на улицу одевали, вот и молитесь на улице. Если ребенок ведет себя спокойно – без проблем, только рядом с дверью. Вдруг по каким-то причинам ребенок закричит, заплачет, тогда вышли на улицу – и он должен быть соответственно одетым. В церкви надо взаимно думать друг о друге – помните, Федор Михайлович говорил: мы все друг перед другом виноваты? Поэтому надо всегда думать о тех, кто рядом с нами, и тем более в храме.

Когда мы сегодня готовились к передаче, мне понравилась одна мысль, когда речь зашла о воспитании. Кто-то из мудрых людей сказал: воспитание – то единственное, что остается с нами, когда все другое потеряно. Хорошее воспитание – это когда другим с нами хорошо. Поэтому мы всегда должны думать, чтобы с нами было хорошо: и в этот вечер на «Союзе», и в храме, и тогда, когда раздача крещенской воды. Давайте тоже об этом думать, чтобы всем было хорошо, – не лезть.

Кстати, что тоже немаловажно: святое Причащение или Исповедь – не надо делать вид, что вы здесь давно стояли: кто-то пришел, делает вид, что он из первых, а сам с конца и потихонечку-потихонечку уже оказался сначала в середине, потом впереди – люди пришли с самого начала, он опоздал, но как-то оказался впереди. Почему? Есть такое нехорошее свойство у людей – наглость, когда люди уже ни о чем не думают. У нас этого быть не должно, это как раз свидетельствует о чрезвычайно глубокой невоспитанности. А когда идете к святому Причащению, пропускайте друг друга – это и будет наше с вами христианское воспитание, когда мы везде и всюду пропускаем друг друга вперед. Кроме добрых дел: иногда зовешь человека, смотришь ему в глаза, и он понимает, что для чего-то он мне нужен – сотрудники или близкие люди, – и человек начинает оглядываться по сторонам: а может, это не его касается? Хочет кого-то пропустить вперед: может быть, он или она нужнее батюшке, чем я? Вот это тоже я замечал. Поэтому, когда смотрят на тебя, ты и иди (а то сразу начинают смотреть по сторонам: может быть, это не ко мне относится?). Как на Исповедь, как что-то надо, как что-то раздают, – тебя и звать не звали, а ты уже тут как тут, а когда поработать, потрудиться, помочь, начинают, что называется, включать задний ход. Надо всегда быть воспитанным, во все времена, – не только когда вам что-то надо, но и тогда, когда от вас что-то ждут доброе.

Вопрос телезрительницы: «Как предохранить себя от самомнения? И еще вопрос. Божия Матерь была очень смиренна, и Господь за это Ее возлюбил. Как достичь хотя бы капли смирения, которое было у Нее?».

– Судя по вашему вопросу и темпераменту, для вас смирение – это научиться поменьше говорить и побольше молчать. Это будет путем к вашему личному смирению.

В Писании есть такие слова: смирихся, и спасе мя Господь. Чувствуется, что вы активный человек, увлекающийся, живой, везде на первых местах, поэтому постарайтесь чуть-чуть следить за собой: когда не спрашивают – не лезть, спросили – ответить, не отвечать на незаданные вопросы. Тогда потихонечку путь к смирению у вас уже будет гладким, прямым и спасительным.

Вы сегодня нам напомнили о смирении Божией Матери. Мы на этой картинке в студии видим наш Покровский храм в Ясеневе, а в нижнем храме есть копии величайших христианских святынь – Гроба Господня, гробницы Божией Матери, Камня помазания, Голгофы... Тех, кто хочет увидеть эти святыни, Покровский храм, в котором еще ни разу не был, в любое время приглашаем, потому что экскурсоводы дежурят в храме, после службы, особенно в выходные дни, проводим бесплатные экскурсии (аесли в течение дня приехали, то тоже без проблем). Так что приглашаю.

Будем завершать нашу программу. Я знаю, что у Вас есть что сказать нашим телезрителям.

– Сказать и пожелать. Мы здесь говорили и о смирении, и о воспитании, и о гневе. Есть такое замечательное четверостишие, которое я вам всем дарю.

Пускай на всем, что совершаешь ты,
Проступит след душевной чистоты,
Ведь сила не во внешности твоей,
А только в человечности твоей.

Человечности всем вам, дорогие братья и сестры, от всей души желаю – и вот пусть ее будет чуть-чуть побольше. Человечности всем вам, мира, доброты и доброго здравия, помощи Божией. Аминь.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс