Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (979) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Порядочность – добродетель всеобъемлющая

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Порядочность – добродетель всеобъемлющая

№34 (979) / 3 сентября ‘18

Беседы с батюшкой

Мы встречаемся с архимандритом Мелхиседеком и продолжаем отвечать на вопросы. Очень много вопросов пришло, хотя и прошло не так много времени, и первый: «У святых отцов есть высказывания, что самое страшное – привыкнуть к вере. Во время богослужения все время повторяется одно и то же, человек к этому привыкает – и наступает момент, когда таинства становятся привычным делом. Когда таинства начинают становиться механическим исполнением обряда? И как этого избежать?». То есть когда таинство может стать привычкой?

– Вопрос очень серьезный. Привычкой это может стать и через неделю, и через месяц – все зависит от глубины страха Божия в человеке. Вера – дар Божий. Мы знаем, что этот дар вымаливали и апостолы: «Господи, умножь в нас веру». Один из людей подошел к Спасителю и сказал: «Господи, верую, помоги моему неверию». Мы должны этого дара тоже просить. «Со страхом Божиим и верою приступите» – каждый раз это звучит как напоминание, и нам немножко надо анализировать: а мы со страхом Божиим и с верою приступаем и вообще даже заходим в храм Божий?..

Мне вспоминается анализ и мысль отца Иоанна (Крестьянкина), который говорил: самое страшное – это привыкнуть к церкви (не вообще к Церкви как Богом установленной иерархии, богочеловеческому организму, а к церкви как к храму). Он говорил, что раньше люди входили в храм со страхом Божиим. А сейчас я наблюдаю, что завсегдатаи в храм не входят, а вваливаются...

...в прямом смысле этого слова.

– Вообще, человеку свойственно быть аккуратным. Или, наоборот, не свойственно – я не знаю, что сейчас больше.

От привычки зависит.

– Наверное, так. Но, скорее всего, первые шаги в храм – это как первая любовь: все по-настоящему, все искренне, все на максимуме, поэтому не позволяли себе опаздывать в храм – как мы не позволяем себе опоздать на самолет, в консерваторию, на концерт духовной музыки. Почему? Двери просто закроют, и все. Слава Богу, что в храме двери не закрываются, поэтому у людей есть шанс опаздывать, когда нет внутренней дисциплины, нет самоконтроля. Конечно, об этом надо просить Бога. Все надо делать заранее – прийти заранее, не прибежать, не впопыхах, когда уже все началось...

Поставить свечи спокойно, никого не расталкивая.

– Все требует неспешности, подготовки и раскачки – даже машину обязательно надо прогреть перед поездкой. И молитва так же. Недаром существует в Церкви перед Литургией последование – Часы: третий, шестой. Во время совершения проскомидии (начало Литургии) идут подготовительные молитвы.

Еще когда мы встречались с матушкой Сепфорой (это была замечательная старица, богоугодный человек), она все время говорила, что начало премудрости – страх Господень. «Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое» – слова молитвы Иоанна Златоуста, последование из вечерних молитв.

Охлаждение наступает из-за отсутствия страха Божия. Откуда он берется – это тайна Божия, но мы знаем, как он теряется из-за неправильного поведения в храме, болтовни, смотрения по сторонам без попытки сосредоточенной молитвы. Вспоминается совет Серафима Саровского, который говорил: придя в храм, встань перед иконой и закрой глаза.

Не отвлекайся ни на что.

– Конечно. Мешает болтовня, мешает общение, мешают «здрасьте!», «здрасьте!» – все эти «здрасьте» надо делать до Литургии. А если у кого есть дурная привычка опаздывать, а потом мешать молитве, то об этом всем нам надо задуматься.

Думаю, надо у Господа просить, чтобы не было привыкания. И, конечно, нужно контро-лировать своего внутреннего человека.

Ну а потом, батюшка, мне кажется, что хорошая привычка не так уж страшна: мы же привыкли, извините, зубы чистить, умываться – это же тоже привычка, это же не врожденный инстинкт. Думаю, что хорошо, если есть привычка ходить в церковь хотя бы по воскресным дням – как часть жизни: как утром встать, позавтракать...

– Конечно. Но в вопросе имеется в виду привыкание к церкви и потеря страха Божия. А не о том говорится, что Церковью мы живем в положительном смысле этого слова.

Да, человек пишет о механическом исполнении обряда.

– И, конечно же, образование нужно. Сейчас очень много толкований Божественной литургии – надо этим интересоваться и вникать в нее постепенно: сначала мирную ектению, потом 1-й антифон, 2-й...

Вовсе не механически стоять в храме и молиться, при этом не понимая, что священники говорят...

– Конечно.

Следующий вопрос, наверное, многим знаком: «Как быть, если даже после принятия Святых Христовых Таин все равно чувствуешь раздражение? Буквально не проходит даже нескольких минут, часов: как будто не было Причастия – корень раздражения все равно глубоко внутри сидит. Как его уничтожить?».

– На это уходит и уйдет вся жизнь. Только недавно у нас был разговор с человеком о смысле Исповеди, о смысле таинств, о смысле хождения в церковь, о самой Церкви... Нет такого эликсира, нет такой таблетки, нет Причастия на всю жизнь, которое нас освятило бы раз и навсегда. Я привожу такой пример: мы руки пачкаем каждый день. Но дело не в том, что мы их испачкали, а в том, что у нас есть шанс и возможность держать их чистыми, сколько бы раз мы их ни испачкали.

Церковь – это духовная врачебница, духовная целительница, духовная очистительница. Руки стали чистыми на несколько минут, а потом опять произошло загрязнение, – но не мыть мы их не можем, если мы только не находимся в ненормальном состоянии.

Вот это и есть борьба. И каждый раз этот промежуток будет больше и больше, когда человек будет за собой следить. Мало того, непонятно, что было бы с тем, кто задает этот вопрос, если бы вообще не было церкви, не было святых таинств.

О раздражительности однажды сказал Серафим Саровский. У него спросили: «Кто в нашем монастыре человек высокой духовной жизни, кто находится в духовном преуспеянии?». Он сказал: «Отставной солдат Иван из просфорни». – «Как солдат Иван? Да мы его все знаем, он и на службу особо не ходит, особо ничем не выделяется, простой, тихий, спокойный». Батюшка говорит: «Он по своему характеру (на который наложили отпечаток и армия, и война, и воспитание, и темперамент) настолько буйный человек, что из-за любой ссоры или недоброго слова готов открутить голову. Но он настолько сдерживает себя, что никто этого не замечает, а видят только мирное устроение. А какая борьба идет в душе этого человека и сколько раз он побеждал самого себя – об этом никто не знает. Вот он – один из самых высокодуховных людей в нашем монастыре». Так вот, значит, духовная борьба помогала ему преодолеть самого себя. Помните, как говорил Александр Васильевич Суворов: «Победи самого себя – и будешь непобедим»?

Если бы не было таинств, вы бы давно кому-нибудь голову открутили или кто-нибудь вам голову снес бы. Потому будем как к лекарству приступать к таинству Святого Причастия. Лекарство действует иногда на сутки, а некоторые нужно гораздо чаще применять. Поэтому переживать и расстраиваться не будем, но борьбу не будем прекращать до последнего своего издыхания.

Следующий вопрос: «Почему обязательно исповедоваться перед Причастием? Не превратится ли Исповедь в формальность при таком подходе? И почему в других Церквах, например, в Сербской, Греческой, нет такой традиции, а только у нас?». Очень часто задаваемый вопрос, и по-разному на него отвечают священники.

– Сейчас люди паломничают по всему миру, в том числе и в Грецию, и в Сербию. Мы с отцами обсуждали эту тему и видели, и знаем о том, что редко бывает Исповедь в Греции. Там есть один положительный момент: священник (духовник) приблизительно с периодичностью раз в месяц (может быть, чуть реже, во всяком случае, старается так) назначает исповедь семье. И гарантировано, что какое-то время, нужное лично вам, будет вам уделено. Многие отмечают положительность такой практики, потому что порой месяц, другой или полгода они живут этим наставлением. У них такой Исповеди, как у нас в России, когда мы каждый раз перед Евхаристией исповедуемся духовнику, нет. Но там все вылилось в другую крайность – нет беседы со священником, и от этого большая непросвещенность, невоцерковленность: не объясняют что-то относительно грехов, добродетелей, правила ко Святому Причащению. Был свидетелем, когда грек подходит к Причастию и даже «Отче наш» не знает...

Через Исповедь мы потихоньку воцерковляемся. Когда люди приходят первый, второй, третий... десятый раз – это как раз момент духовной встречи, духовного назидания, пусть даже краткого, но мы контролируем свою совесть, свою жизнь. А без этого может быть совершенно другая крайность. Из Греческой и Сербской Церквей надо взять тот положительный момент – кроме воскресной Исповеди пусть будет раз в месяц (или раз в 2 месяца) запланированная встреча, чтобы священник мог ответить на вопросы, Исповедь-беседа. Очень много положительного выносят люди из общения с духовником.

А упразднить Исповедь у нас – это будет катастрофа. Есть исключительные моменты – Светлая Седмица, большие праздники, которые совпали с воскресным днем. Например, Успение Пресвятой Богородицы будет во вторник, но, если человек исповедовался в воскресенье или в субботу, пожалуйста, причащайся с этой Исповедью и на праздник Успения. Мы и на подворье, и в Покровском храме своим прихожанам говорим, чтобы они не произносили такие слова: «Без Исповеди». Правильнее сказать – с прошлой Исповедью. Если в воскресенье священник исповедовал 100 человек, что же ему во вторник, на Успение, еще раз 100 человек исповедовать?..

Постом, думаю, люди не успеют совершить страшных грехов.

– Поэтому все нужно делать с рассуждением. Реформировать мы ничего не будем и не собираемся. Будем придерживаться нашей традиции исповедоваться перед каждой Литургией. Батюшкам (кто нас смотрит), думаю, очень многие проблемы можно решить в беседе с семьей или уделив особое время (10–15 минут) тем, кто попросил. Эта беседа решит многие проблемы на будущее, чем 1–2 минуты во время Исповедей перед Причастием в воскресный день.

Есть у нас так называемые «бытовые» вопросы, их достаточно много, но мы на них всегда тоже отвечаем. «Батюшка, я не смогла приехать на похороны матери и отца – не с кем было оставить детей. Молюсь за них в церкви. Совершила ли я грех, не простившись со своими близкими?».

– Дело в том, что это особые минуты, когда умирает мама, отец, да и любой родственник. Каждый человек умирает один раз в жизни. На будущее говорю, что надо было сделать все возможное. Эту ситуацию уже не поправишь, но тем, кто нас смотрит, советую. Есть книга про воинов-интернационалистов, воинов-афганцев с потрясающим названием «Любите нас, пока мы живы». Поэтому в отношении родителей, о которых мы знали, что они уже находятся на финишной прямой по отношению к Небу, надо было думать заранее. Вообще, всегда нам надо думать заранее: если не думать, то последствия будут не очень-то приятные.

В этом греха большого нет. Самое главное, что желание было, усердие к тому было. Теперь остается только с любовью молиться о них. И своим родным, близким давать совет: готовиться заранее к таким особым дням, к уходу людей. У нас и в Церкви, и в русской традиции всегда последнему прощанию придавалось очень большое значение.

Это грех?

– Ну, просто так сложились обстоятельства.

Ей надо на Исповеди сказать об этом? Чувствуется, женщина тяготится этим.

– Батюшке можно сказать об этом. Но в чем тут грех? Грех – когда человек не поехал по какой-то обиде, по непримиренности, по причине каких-то негативных чувств. Здесь она пишет, что не с кем было оставить детей. Мы же не знаем, каких детей. Может, один грудной, другому 2 года, а ехать надо было в другой город или лететь самолетом. Как?..

Главное, что человек молится, подает записки, ставит свечи.

– Конечно. И еще (может, это не к вопросу) сейчас такая мысль пришла, что мы должны делать все заранее и заранее думать. Недавно услышал фразу, и мне она понравилась, что сейчас современные девушки в самый нужный момент ни о чем не думают (может быть, речь о первой связи идет). А потом они начинают думать, почему они не думали, когда нужно было думать.

Поэтому думайте заранее, не теряйте голову никогда. В чрезвычайных поступках жизни, после которых почти невозможно вернуть ситуацию назад, думайте постоянно, не делайте опрометчивых поступков. Не знаю, почему это сказано о девушках, мне кажется, что парней это тоже касается.

Да, это касается всех. И словно в продолжение Вашего ответа вопрос: «У меня сложная ситуация, не знаю, как поступить. Я замужем, но с недавних пор мне стал интересен другой человек, и я ему более чем симпатизирую. Что мне делать? Как быть? Очень хочу встретиться с тем человеком. Дайте совет, ведь это грех». В продолжение к Вашему призыву думать заранее...

– Ситуация ужасная. Это касается сейчас...

...очень многих.

– Да всего мира это касается. Сохранение чистоты и верности – верности слову, верности браку, верности Венчанию – касается всех. Это и есть то самое искушение, тот самый соблазн, та самая борьба. Кто-то из мудрых людей сказал, что никто не обещал безбедного плавания, но Христос обещал нам тихую пристань. Это классика жанра: мир во зле лежит. Апостол Иоанн говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире; ибо все, что в мире, – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». Апостол Павел говорит: «Духом умерщвляйте дела плотские – и живы будете».

Эта ситуация не лечится, как не лечится аппендицит, – аппендицит вырезается, отсекается. И гангрена не лечится – она отсекается. Сейчас то, что происходит с вами, – это телесная и душевная гангрена, она отсекается: «Вырви глаз твой, отсеки руку твою» – есть такое выражение в Священном Писании. Это говорится как раз о такой ситуации. Когда близкие люди ведут нас в погибель или мы сами являемся соблазном, мы должны друг от друга отойти на расстояние. Причем на расстояние совершенно конкретное, на расстояние физическое: не звонить, не общаться. Это никак не лечится, это только отсекается. Мой вам совет: с огнем не играют.

В Священном Писании есть такие слова, да это даже наша жизнь: невозможно ходить по углям и не обжечься. Люди говорят: «У нас духовные отношения». С этого все начинается, и «духовные» люди попадают во всякие истории. Такая история была в переписке со старцем Макарием Оптинским. Одна раба Божия пишет ему: «Батюшка, мы друг от друга получаем духовную пользу. Мы в храме познакомились. Он духовный, я духовная. Но я замужем, он женат – у нас духовная дружба...». Старец прочитал – и пишет: «Ты только не забывай, что плоть от духа недалеко отстоит», и дал совет все-таки держаться на расстоянии. Исключения бывают, но чаще всего начинается за здравие, заканчивается за упокой, тем более у женатых людей. Один человек должен быть на всю жизнь.

Видимо, у молодых...

– Любовь Сергеевна, я вас уверяю: дурь у всех. Кстати, у молодых чувство долга, ответственности, страха Божия, наоборот, есть. А со временем… Помните поговорку: седина в бороду, бес в ребро?

Вы ее часто цитируете, батюшка, как забыть...

– Это не я цитирую, это жизнь цитирует... Поэтому категорически бегите без оглядки от этой ситуации, от этого человека – это искушение.

Небольшой вопрос: «Есть люди, которые подбирают бездомных кошек, собак. Бывает, по 5–6 кошек и собак дома. Скажите, не грех ли так печалиться о бездомных животных или лучше оставить время на другое?».

– Думаю, это крайности. Оптинские старцы говорили: крайности – бесовские. Нужна золотая середина. Есть одна кошка – ну и хватит с тебя, и то, если у тебя уж какая-то особая любовь. Почему раньше были собаки в доме? У них была совершенно конкретная функция – охранная. Почему кошки были? Они мышей ловили. А сейчас это большей частью от уныния: когда у людей нет детей, нет семьи, это забота о ком-то. Просто надо подумать: а почему так произошло, что нет семьи, нет детей, внуков? Так что у кого есть одно животное, больше не заводите. Есть одна собака – хватит и одной.

И желательно маленькая. В наших малогабаритных квартирах заводят догов, гончих, для которых нужна целая комната...

– Но это исключения. Церковные, верующие, православные люди заводят не собак и живность, а детей.

Батюшка, заканчивается программа. Ваше пожелание телезрителям.

– Вчера у меня была одна встреча по проблемам в семейной жизни. Я думаю, что есть такие понятия, как уважение, понимание, благородство, любовь, верность. Но все это должно начинаться с простого устроения – доброжелательность, доброжелательность, доброжелательность. С ней можно решить все, без нее не решишь ничего. Поэтому я вам от всей души этого желаю. Замечания – доброжелательные. Реакции на замечания – доброжелательные. Просьбы – доброжелательные. Ответы на просьбы – доброжелательные. Если будет этот дух, тогда никакие бури нам не страшны. Мы никогда не будем терять мир, если не будем терять расположительной доброжелательности.

А поддерживать дух доброжелательности помогает телеканал «Союз», которому мы все усердно должны помогать, чтобы доброжелательность была всегда с обеих сторон: телеканал служит нам, а мы служим ему. Как? Доброжелательно!

Замечательные слова, батюшка. Огромное Вам спасибо! На такой красивой, доброжелательной ноте мы прощаемся с нашими зрителями.

– До новых встреч!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс